Узбекистан ведёт хитрую игру с Россией и Западом?
07.02.2008. Правда.Ру
Сергей Балмасов
В
Москве с официальным визитом побывал президент Узбекистана Ислам
Каримов. Главной темой переговоров стал вопрос о поставках узбекского газа и
строительстве трубопроводов. Одновременно узбекский президент
восстанавливает тесные связи со странами Запада, что позволяет заподозрить его в
хитрой игре. Ситуация комментирует "Правде.Ру" заведующий Отделом Средней Азии
Института стран СНГ Андрей Грозин.
В Москву с
официальным визитом побывал президент Узбекистана Ислам Каримов, который провел
переговоры с Владимиром Путиным. Одной из главных тем переговоров стало
сотрудничество в топливно-энергетической сфере. Так, стороны договорились
продолжить сотрудничество по возведению новых трубопрводов в Средней Азии. Кроме
того, стороны затронули и тему цены на узбекский газ, который поставляется в
Россию и далее - на Украину.
Эксперты считают, что лидер Узбекистана эти расценки для
Москвы повысит, как это уже сделали Туркмения и Казахстан. Ташкент хочет, чтобы
она платила ему 130 долларов за тысячу кубометров в первой половине 2008 г., а
во второй – уже 160 долларов. Однако и это еще не окончательные цифры. Скорее
всего, узбекский лидер предложит российской стороне на 2009 год новые газовые
расценки. В результате цена на газ может дойти до 195 долларов за тысячу
кубометров, исходя из того, что именно такую сумму выдвигала Туркмения для
китайских потребителей. Другой важный вопрос – цена за транзит туркменского
газа, которая может подняться на 25–30 %.
О важности подобного визита говорит тот факт, что это
первая зарубежная поездка Ислама Каримова после его переизбрания на
президентский пост. Кроме того, на встречу в верхах узбекский лидер не забыл
прихватить свою дочь Гульнару, занимающую пост заместителя министра иностранных
дел. Не исключено, что эта восточная красавица через некоторое время сменит отца
в президентском кресле. Иными словами, подобный визит должен заложить фундамент
для дальнейших долговременных отношений двух стран.
Напомним, что 70-летний Ислам Каримов бессменно
находится у власти с 1989 года. Тогда он возглавил компартию Узбекистана и в
декабре 1991 года он был избран президентом этой страны. С помощью выборов и
референдумов он дважды продлял срок президентских полномочий до пяти и семи лет
соответственно, меняя Конституцию Узбекистана ради
"стабильности курса". В январе 2007 г. он должен был оставить свой пост,
поскольку узбекские законы третьего срока не предусматривали, однако Ислам
Каримов успешно преодолел и это препятствие.
"После Андижанского мятежа исламистов 2005 г. Ташкент
оказался в изоляции. Он был лишен возможности говорить с Западом, который
обвинил его в "кровавом подавлении демократических сил". Что это были за силы,
наглядно говорят кадры, отснятые самими организаторами тех событий: вооруженные
автоматическим оружием люди, избивающие и убивающие милиционеров», - сказал
«Правде.Ру» заведующий Отделом Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
«Однако сегодня Западу хочется нормализации отношений с
этой страной, которая в Средней Азии занимает доминирующее положение, а в
военном плане кое в чем превосходит Казахстан. К тому же, по всей видимости, в
силу возраста, это последний президентский срок Каримова и в данный момент он
ищет преемника. И это не осталось без внимания Запада», - отметил эксперт.
«И говоря о визите Каримова, в первую очередь стоит
обратить внимание на то, что он последовал вскоре после посещения Ташкента
видными западными политиками и военными – спецпредставителем ЕС Пьером Морелем и
представителем Центрального командования США адмиралом Уильямом Фаллоном.
Напомню, что это было вскоре после его переизбрания в январе 2008 г. И
сегодняшнее поведение узбекского лидера свидетельствует о том, что он стремится
наладить взаимодействие со всеми влиятельными силами и реализовать на практике
политику "многовекторности" или "равноудаленности", чтобы получать максимальные
дивиденды", - подчеркнул Грозин.
Заметим, что "газовый вопрос" давно волнует Запад.
Однако он не исчерпывает проблемы взаимоотношений с этой среднеазиатской
страной. Так, на фоне растущей активности афганского сопротивления США хотят
заручиться поддержкой Ташкента и вернуть утраченные после мая 2005 г.
военные базы, которые помогут ему более эффективно
бороться против "Аль-Каиды".
Иными словами, узбекский президент действует согласно
восточной пословице, гласящей, что "ласковый теленок двух маток сосет". С другой
стороны, он не может не понимать, что никакого прочного союза с Западом,
ставящим превыше всего "демократические ценности", быть не может. И в Ташкенте
прекрасно помнят, что не Дядюшка Сэм и не старушка Европа поддержали его в
трудные дни андижанского "исламистско-демократического" путча, а Россия. И этот
визит во многом направлен на то, чтобы развеять опасения Москвы в том, что "бай
продался за американские доллары".
Впрочем, на этом Каримов будет играть с выгодой для
себя. Россия в этой связи находится в довольно щекотливом положении: не принять
правила узбекской игры тяжело, иначе газ может пойти "не в том направлении", а
именно через Туркмению и Азербайджан по газопроводу Nabucco, обходящего Россию с
юга. Напомним, что этот вариант усиленно проталкивает Евросоюз, пытающийся
освободиться от "газовой удавки" России.
И последние события доказывают, что на этом проекте
крест ставить еще рано. Об этом говорит некоторое потепление отношений между
Азербайджаном и Туркменией, по мнению Запада, являющихся ключевыми звеньями
газотранспортного проекта. Раньше Баку и Ашхабад старались замечать друг друга
поменьше, что делало невозможным реализацию Nabucco. Однако не без помощи Запада
туркменский президент Гурбангулы Бердымухаммедов вскоре навестит своего
азербайджанского коллегу Ильхама Алиева. Для чего – пояснять не надо. И в этом
случае последует "интересное предложение" как Казахстану, так и Узбекистану,
отказаться от которого будет тяжело.
Единственная возможность для Москвы разрушить западные
планы – перекупить "голубое золото" по той цене, которую нам продиктуют
среднеазиатские руководители. Однако ситуацию усложняет факт отсутствия "единой
газовой биржи", из-за чего каждый пытается накручивать расценки по своему
усмотрению. И для того, чтобы избежать разного рода неприятных неожиданностей,
производителям газа стоит создать газовую ОПЕК, которая и будет регулировать
ценовые отношения в интересах всех производителей "голубого золота".
|