Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №185(15.02.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИЯ



Американская дипломатия возлагает надежды на президента Г.Бердымухамедова

29.01.2008. Eurasianet

Джошуа Кусера (Вашингтон, США)

Американские политики надеются убедить нового Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова открыть американским компаниям доступ к обширным запасам природного газа этой страны.

Вашингтон намерен возродить стратегию, которая привела к крупнейшему на сегодняшний день триумфу американской дипломатии в Каспийском регионе – строительству в конце 1990-х– начале 2000-х годов нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Однако скептики заявляют, США опоздали и их одного желания недостаточно.

В настоящее время преимущественное положение в Каспийском регионе имеет Россия, подтверждением чему стало подписание в декабре лидерами России, Туркменистана и Казахстана соглашении о модернизации и расширении газопровода, проходящего по побережью Каспия. На сегодняшнем этапе, и особенно принимая во внимание военные действия, которые Вашингтон ведет в Ираке, у США может оказаться недостаточно ресурсов и влияния для преодоления многочисленных препятствий, которые могут возникнуть в Каспийском бассейне.

Одно из них, так называемое Прикаспийское соглашение, нанесло тяжкий удар по планам строительства транскаспийского трубопровода (ТКП), поддерживаемым США. Согласно этим планам, газ из Туркменистана должен поступать в Азербайджан, а оттуда направляться далее, по существующим трубопроводам, через Грузию в Турцию. В случае осуществления Прикаспийского проекта, строительство транскаспийского трубопровода может оказаться нерентабельным. Ударом по планам строительства трубопровода "Набукко" для транспортировки газа из Турции в Австрию, продвигаемым Европейским Союзом, стало подписанное в этом месяце соглашение между Россией и Болгарией о строительстве нефтепровода, который пройдет по дну Черного моря.

Однако США пока не намерены признавать своего поражения перед Россией. Пытаясь преодолеть ее преимущество, Государственный Департамент сосредоточил свои усилия на создании нового подразделения. Пост Координатора по энергетической дипломатии в Евразии занял Стивен Манн, бывший Главный советник Госсекретаря США по Южной и Центральной Азии и бывший посол США в Туркменистане.

Вашингтон пытается также найти такого влиятельного политика, который на дипломатическом поприще способствовал бы осуществлению интересов США, однако пока у администрации Буша нет серьезной кандидатуры на этот пост. Сообщалось о выборе, который Госдепартамент сделал в пользу Томаса Пикеринга, бывшего посла США в России, занимавшего высшие должности в Департаменте, который, однако, снял свою кандидатуру.

Основной задачей Манна и нового посла США в Туркменистане будет убедить Бердымухаммедова в необходимости предоставления американским компаниям возможности производить разведку и разрабатывать газовые месторождения этой страны. Манн, не теряя времени, 28 января прибыл в столицу Туркменистана Ашгабат, где, по сообщениям официальной газеты "Нейтральный Туркменистан", он проведет ряд встреч с руководителями Туркменистана, в том числе, с президентом страны.

Надежды США на реванш основаны на убежденности в том, что Прикаспийский трубопровод никогда не будет построен. "Все заявления о трубопроводе ничего не стоят", – считает американский чиновник, говоривший на условиях анонимности. – "Если бы все заявления были реализованы, мы бы имели семь трубопроводов, пересекающих Афганистан и ведущих в Индию. Трубопровод становится реальностью только после того, как все стороны полностью решат вопрос с финансированием".

По мнению того же чиновника, соглашение между Россией и Болгарией также "не является абсолютным" и "оставляет место для "Набукко"".

Новое дипломатическое подразделение аналогично тому, что существовало в рамках Государственного Департамента в 1998-2004 гг. – в период, когда вопреки кажущемуся преимуществу соперника, США удалось добиться строительства БТД. Этот трубопровод пролег по маршруту, который не дал России получить монополию на экспорт нефти из Каспийского бассейна на Запад. "Две администрации подряд принимали правильные решения", – считает чиновник.

Тогда ключом к успеху, по мнению чиновника, стало не первоочередное строительство трубопровода, а, прежде всего, обеспечение доступа к энергетическим ресурсам, а лишь затем – решение задач по строительству трубопровода для их транспортировки. Только после того, как доступ к газу будет гарантирован, западные компании заинтересуются строительством трубопровода, подчеркнул чиновник.

Однако скептики выражают сомнение в том, что у США имеется достаточный вес для противостояния России. Они указывают на то, что российский лидер Владимир Путин персонально участвует в организации соглашений по нефти и газу с бывшими республиками СССР. Представитель США, когда он будет назначен, не сможет приобрести хотя бы части того влияния, которое имеет российский руководитель.

Официальные лица США считают, что их наиболее убедительным аргументом является то, что американские компании лучше зарекомендовали себя в части экологической безопасности проектов и организации обучения местного персонала, чем российская государственная газовая компания "Газпром".

Есть надежда, что Туркменистан окажется восприимчив к сладким речам американских дипломатов. Наиболее серьезным основанием для этих надежд явилось заявление Бердымухаммедова о том, что Ашгабат согласится на независимую оценку газовых ресурсов страны.

Однако и в этом случае, как считает эксперт по проблемам Центральной Азии Фонда Карнеги за международный мир Марта Брилл Олкотт, останется слишком много неясностей, которые не позволят согласиться с тем, что западные компании – лучший выбор для Туркменистана. Неизвестно во сколько обойдется строительство, каковы ресурсы природного газа в стране и сколько его останется после того, как Туркменистан выполнит свои обязательства перед Китаем и Россией.

Не получив ответов на эти вопросы, невозможно определить, будет ли транспортировка газа через Каспий лучшим решением, считает Олкотт. "Нет причин предполагать, что закупочная цена [для проекта, поддерживаемого американской стороной] будет выше", – говорит Олкотт. "Нет доказательств, что русские занижают цену. Для обвинений в нечестной игре нужны экономические основания, а не эмоции".

Еще одним препятствием является то, что за последние десять лет западные компании растеряли часть своей конкурентоспособности. В начале 1990-х годов Соединенные Штаты могли с уверенностью говорить о более высоком уровне технологий и компетентности по сравнению с российскими и китайскими партнерами. В последние годы российские и китайские компании приобрели ценный опыт работы в Каспийском бассейне. Так считает Шин Робертс, специалист по проблемам стран Центральной Азии, преподаватель Университета Джорджтауна.

Однако, считает Робертс, у США есть одно важное преимущество. Вашингтон может с уверенностью говорить, что американские компании менее подвержены политическому влиянию со стороны своего правительства, в отличие от китайских и российских компаний. "Американская нефтяная компания с гораздо большей вероятностью будет действовать в своих собственных финансовых интересах, а не в интересах внешней политики своей страны, чем любая российская компания", – говорит Робертс.

Не совсем ясно, готовы ли западные компании делать ставки на Туркменистан, страну со слабо развитой инфраструктурой. "Вопрос в том, готов ли Туркменистан к западному инвестированию? Я думаю, что нет", – говорит Олкотт. – "Еще не существует законодательной базы, которая обеспечила бы тот же уровень защиты, что в Азербайджане и Казахстане – а это не такой уж высокий уровень".




Туркменистан бьет Россию ее же оружием. Бердымухаммедов выступает в роли джокера

06.02.2008. Eurasianet

Стефан Бланк, профессор Военного колледжа армии США

Появляясь на публике, руководитель Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов обычно напускает на себя крайне серьезный вид, приличествующий человеку, возглавляющему одно из самых репрессивных государств в мире. А вот в Большой энергетической игре, развернувшейся в Каспийском бассейне, Бердымухаммедов выступает в роли джокера – этакой неожиданной карты, которая в любой момент может изменить всю расстановку сил. Российскому руководству, в руках которого оказалось больше всего козырей в этом каспийском соревновании, подобная способность Бердымухаммедова сталкивать противников лбами стала внушать уже не просто беспокойство, а довольно серьезную озабоченность.

Туркменистан является для России одним из важнейших поставщиков газа. И хотя туркменский лидер неоднократно выражал Москве свою лояльность и обещал использовать Россию в качестве своего главного канала энергоэкспортных поставок, Кремль совсем не убежден в искренности его слов. И действительно, в последнее время Бердымухаммедов приложил немало усилий для того, чтобы состоялся трубопровод в Китай. В последние недели в Ашгабате побывала целая череда американских и европейских официальных лиц, так что, возможно, он все-таки примет на себя официальные обязательства и в отношении транскаспийского трубопровода. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"].

Как минимум, независимость Бердымухаммедова свидетельствует о слабости Москвы, являясь показателем того, что Владимир Путин утрачивает свои рычаги воздействия. Не может больше этот незаметный с виду руководитель заставить дрогнуть такого лидера центральноазиатской страны, как Бердымухаммедов, бросив на него один из своих знаменитых взглядов. В нынешнем 2008 году человека 2007 года могут поджидать неприятные сюрпризы.

Возможно, сейчас настал тот самый переломный момент, когда Россия начинает нуждаться в Туркменистане больше, чем Ашгабат в России. Если это на самом деле так, то российский карточный домик в этой энергетической игре вполне может рассыпаться.

В очень большой мере все будет зависеть от того, какими запасами природного газа на самом деле располагает Туркменистан. Ни один человек в мире – за исключением Бердымухаммедова и, возможно, узкого круга лиц в самом Ашгабате – доподлинно этого не знает. Туркменистан никогда не обнародовал результаты экспертных оценок, находящимся же в открытом доступе данным ни у кого доверия нет. Недавно Бердымухаммедов дал понять, что намерен пригласить независимых экспертов, которые подсчитают имеющиеся запасы. Если он выполнит это обещание, то вполне может оказаться, что Туркменистан располагает достаточными резервами, чтобы заполнить три экспортных трубопровода. В конце концов, зачем ему делать все эти публичные заявления, если он не знает наверняка, что Туркменистан способен выполнить все свои обещания?

Если Туркменистан действительно утопает в газе, то тогда именно России придется испытывать теперь муки беспокойства и неуверенности. На данный момент Россия практически контролирует экспорт энергоносителей из Туркменистана. Если Ашгабат располагает возможностью заполнить экспортную трубу в Китай плюс Транскаспийский газопровод в придачу, то это опрокидывает все планы России по монополизации рынка.

И все потому, что объемы добываемого в России газа не позволяют ей самостоятельно обеспечить потребности в газе потребителей на внутреннем рынке и выполнить свои экспортные обязательства перед странами СНГ и ЕС. России нужны поставки туркменского газа, иначе ее экономическая модель перестанет работать. До сих пор Кремлю удавалось закупать туркменский газ по самым низким ценам, чтобы затем по льготным ценам поставлять его отечественным потребителям и по таким же льготным ценам осуществлять поставки в страны СНГ. Большую часть добываемого в самой России газа Москва экспортирует в ЕС, который платит за это немалые суммы в евро.

Если Москва больше не сможет приобретать дешевый туркменский газ, то ей придется выбирать из нескольких малопривлекательных возможностей: или поднимать свои льготные расценки до уровня рыночных цен на газ (перспектива, к которой Кремль питает явное отвращение), либо российское правительство может реформировать свою экономику. Совершенно очевидно, что этот вариант устраивает его не больше, чем решение поднять цены. Или – еще хуже – Москве придется сократить объем поставок российского газа на зарубежные рынки в целях удовлетворения спроса на газ внутри страны.

На настоящий момент у России есть три категории потребителей, которым она поставляет газ: это внутренний рынок, страны Европы и Восточной Азии. По собственному вынужденному и запоздалому признанию, в условиях растущего спроса среди потребителей всех этих трех категорий страна не может добывать достаточно энергоресурсов для обеспечения всех потребностей – особенно еще и потому, что собственный крайне неэффективный рынок потребляет такое количество энергоресурсов, как будто живет одним днем без оглядки на будущее. Хоть России и признала стоящую перед ней дилемму, но она еще будет пытаться скорректировать сложившуюся ситуацию путем повышения цен. При всем этом Кремль молчаливо осознает, что экономическая система страны еще не встала на ноги, и российское общество просто не вынесет потрясения, если ему придется платить реальную стоимость энергоносителей. Таким образом, у российского руководства нет иного выхода, кроме как субсидировать свою неэффективную систему, бедственное положение которой в последние годы успешно маскировал взлет цен на энергоносители.

Россия так мастерски блефует, что лишь немногие понимают, какие отчаянные усилия приходится прикладывать российским властям. Реальность же такова, что в отчаянной попытке сохранить статус кво Москва отстегивает Туркменистану деньги в надежде еще на какое-то время купить лояльность Ашгабата.

Однако проблема для Москвы заключается в том, что Бердымухаммедов – гораздо более ловкий игрок, чем его предшественник, Сапармурат Ниязов. Может даже показаться, что Бердымухаммедов знает секрет, как найти самое больное место и использовать это с максимальной для себя выгодой.

То, что Туркменистан начал действовать против Москвы ее же оружием, со всей очевидностью проявилось в ноябре прошлого года, когда российский премьер Виктор Зубков отправился к Бердымухаммедову в Туркменистан. Предположительно, целью его поездки было добиться подписания окончательного договора о модернизации Прикаспийского трубопровода. В случае введения этого трубопровода в эксплуатацию, он может окончательно закрепить доминирующее положение России в сфере экспорта туркменских энергоресурсов. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"].

Вместо того, чтобы склониться перед Кремлем, Бердымухаммедов сам начал диктовать условия России. Когда переговоры закончились, то оказалось, что Россия согласилась на серьезное повышение закупочных цен на туркменский газ.

Одна из главных причин, почему Россия пошла на это, состоит в расчетах Кремля переложить бремя повышения цен на своих потребителей, а именно на Украину и ЕС. Но такой подход будет работать лишь до тех пор, пока у покупателей не будет реальных альтернатив поставкам российского газа. Если же такие возможности появятся, особенно в виде подключенной к "Набукко" ветки транскаспийского трубопровода, по котой можно будет прокачивать туркменский газ в обход России, перед Москвой встанет большая экономическая проблема.

С целью гарантировать себя от возможного вероломства со стороны России, Бердымухаммедов провел энергичные чистки в своем окружения среди лиц, имеющих доступ к информации первостепенной важности, а также тех, кто был замечен в излишне тесных контактах с Москвой. В результате всего этого у Кремля не осталось доверенных друзей в Ашгабате. Так в случае с Туркменистаном старая тактика КГБ по созданию "пятой колонны" оказалась недоступной для тех, кто ныне заседает на Лубянке.

Хотя Россия все еще получает большую часть туркменского газа, что по-прежнему дает ей возможность разыгрывать из себя верховного владыку этого газа, за подобную возможность приходится расплачиваться все более дорогой ценой, в том числе и все более ожесточенным соперничеством с Китаем, ЕС и Соединенными Штатами. Если же соперники России добьются в Туркменистане реальных успехов, то расходы Москвы будет расти и впредь.

Очевидно, что при Бердымухаммедове Туркменистан активно использует все возможности для заключения экспортных соглашений. Если эта тенденция сохранится, то США и Европейский союз могут получить великолепную возможность разладить работу энергоэкспортной машины России. В то же самое время Соединенным Штатам и ЕС, с одной стороны, и Туркменистану, с другой стороны, предоставляется возможность установить такие энергетические отношения, в которых все стороны выйдут победителями.




Отключение газа в Центральной Азии вызывает тревогу в странах Европы

04.02.2008. Wall Street Journal

Гай Хазан, Чип Камминс

Действия Туркмении в отношении Ирана заставляют Евросоюз беспокоиться по поводу проекта строительства газопровода

Прекращение поставок природного газа из Средней Азии вызвало глубокую озабоченность в странах Евросоюза. Там сомневаются в целесообразности прокладки газопровода, который позволит положить конец зависимости Европы от России, но зато будет завязан на газ из Средней Азии.

В конце декабря на фоне рекордного за несколько десятков лет похолодания, Туркмения из-за спора о тарифах перестала поставлять газ Ирану. Эта жесткая тактика вызвала эффект домино: Иран отключил газ Турции, Турция перекрыла вентиль, и топлива лишилась Греция – член Евросоюза.

Этот эпизод несет на себе отпечаток российского демарша, когда в январе 2006 года из-за разногласий по тарифам и некоторым политическим вопросам без газа осталась Украина. Вследствие этого снизился объем поставок и на европейские рынки: все 27 стран блока начали сильно беспокоиться по поводу своей зависимости от России и искать альтернативные источники сырья.

Ключевую роль в этом процессе играет Nabucco, газопровод длиной около 2 тыс. миль, который свяжет Восточную Турцию с Австрией и позволит ежегодно поставлять в Евросоюз 31 млрд кубометров газа. Топливо будет поступать из Азербайджана, а также, возможно, из Туркмении, Ирана, Египта и Ирака.

На этой неделе проект Nabucco, стоимость которого составляет 7,4 млрд долларов, получит новый импульс. Как вчера стало известно от сотрудников консорциума, к пяти уже заявленным партнерам (австрийской OMV AG, венгерской Mol Nyrt, румынской Transgaz SA, болгарской Bulgargaz Holding EAD и турецкому государственному предприятию Botas) присоединится вторая по величине энергетическая компания Германии RWE AG.

Однако надежность поставщиков энергоресурсов и транзитных государств является "источником серьезных опасений для Евросоюза, который пытается диверсифицировать свой газовый портфель", сказал в своем заявлении по поводу последнего прекращения поставок из Средней Азии координатор проекта Nabucco Джозиас Йоханес ван Аартсен. "Чем больше стран участвуют в транзитной цепочке, чем больше потенциальных поставщиков, тем больше усилий нам предстоит приложить, чтобы снизить риски, которые поддаются прогнозированию – как, например, нарушение прокачки газа из-за вмешательства на правительственном уровне".

Уже сейчас в Nabucco обеспокоены тем, что газа для наполнения трубы может не хватить. События прошлого месяца поставили под сомнение надежность Туркмении как поставщика и Турции – как европейской энергетической магистрали. Опасения могут возникнуть и в Китае, который вкладывает большие деньги в строительство нового газопровода из Туркмении и, таким образом, может стать основным потребителем туркменского газа.

"Это очень плохой знак для потенциальных клиентов", – говорит Майкл Леливельд, специалист по России и странам Каспийского бассейна из консалтинговой компании PFC Energy.

Причина имевших место в январе перебоев с газом коренится в самоуверенности, которая с недавних пор стала свойственна туркменским властям. Туркмения располагает вторыми по величине запасами природного газа среди стран бывшего СССР (на первом месте – Россия), но на протяжении долгого времени ее газовый экспорт почти на 100% зависел от российской системы коммуникаций.

Ситуация меняется. Планы Китая по постройке газопровода в Туркмению придали этому центральноазиатскому государству дополнительный вес в ходе переговоров о цене: в прошлом году российское открытое акционерное общество "Газпром" согласилось на повышение цены на туркменский газ сначала со 100 до 130 долларов за тысячу кубометров, а потом и до 150 долларов.

От китайцев Туркмения требует еще больше. По сообщению Dow Jones Newswires, сотрудник PetroChina Co. в январе сообщил, что Китай начиная с 2010 года будет платить 195 долларов за тысячу кубометров туркменского газа.

Туркмения начала оказывать давление и на Иран. По словам тамошних чиновников, их северный сосед рассчитывает довести цену на свой газ до 140 долларов за тысячу кубометров, то есть поднять ее почти вдвое. Иран ответил отказом, и в конце декабря Туркмения прекратила поставки газа, сославшись на технические неполадки.

Этот шаг совпал с внезапным и сильным похолоданием в Иране: температуры в регионе упали до минус 25 по Цельсию.

Хотя туркменское топливо составляет лишь 5% от потребляемого Ираном объема газа, в отдаленных деревнях на севере и западе страны, как сообщалось, десятки людей умерли от переохлаждения. Чиновники сообщают, что газового отопления лишились около 300 тыс. хозяйств. Иранская сторона назвала это отключение "аморальным".

На территории Ирана залегают вторые по величине запасы природного газа после России, но из-за американских санкций, местных политических распрей и хаотичной инвестиционной стратегии серьезных попыток разработать эти месторождения не предпринималось.

Туркменские власти первоначально говорили, что прекращение поставок газа Ирану связано с неотложными ремонтными работами на газопроводе. Иран это объяснение отверг.

"Они хотели, чтобы мы платили более высокую цену, чем значится в контракте, – сказал в интервью аятолла Ганими-Фард, исполнительный директор по международным отношениям из National Iranian Oil Co. – Свою позицию они аргументировали тем, что другой покупатель платит больше".




"В очередь, сукины дети!"

12.02.2008. Гундогара

Арслан Мамедов

Еще со времен Ниязова цены на бензин в Туркменистане было принято называть "символическими". Диктатор полагал, что 0,02 доллара США за литр бензина символизируют экономическую мощь страны и повышенное благосостояние ее граждан....

С 11 февраля 2008 года Туркменистан вошел в историю как единственное в мире государство, бесплатно раздающее гражданам бензин. Именно такой экстравагантный вид "социальной поддержки" населения избрал президент Туркменистана К. Бердымухаммедов накануне годовщины своего избрания. Наряду с бесплатной электроэнергией, водой и солью, бесплатный бензин отныне будет упоминаться всякий раз, когда речь зайдет о "неустанной заботе" руководства Туркменистана о своем народе.

Только нужен ли народу бесплатный бензин - никого не волнует. Не будет ли лучше установить реальные цены на бензин и обеспечить его бесперебойную поставку в сельские районы, вместо того, чтобы строить "суперсовременные заправочные комплексы" в столице?

Введение бесплатных норм окажется выгодным только для тех автомобилистов, кто не расходует больше 120 литров бензина в месяц. Таких немного. Это могли бы быть пенсионеры, но пенсионеры в Туркменистане давно уже ходят пешком - им и по старым "копеечным" ценам содержать автомобиль было не по карману.

По новым нормам, автомобиль, расходующий 12 литров топлива на каждые 100 километров, проедет на бесплатном бензине лишь 1000. В то время, как большинство автомобилей в Туркменистане за месяц обычно проезжает вдвое, если не втрое больше. А всего лишь 20 литров сверх лимита - и бензин уже обойдется вам дороже, чем по прежним ценам. Вдобавок у вас проверят паспорт, документы на машину и некую справку об ее исправности, которую, не сомневайтесь, вы вряд ли получите без лишней головной боли.

Больше всех от новых цен "пострадают" водители-междугородники. Для них бесплатные 120 литров в месяц (для автобусов - 200) - капля в море, они эти литры "жгут" тысячами. Цены на проезд в междугородных такси и автобусах взлетят и ударят по карману людей, которые о собственном автомобиле могут только мечтать и к бесплатному бензину вообще никакого отношения не имеют.

Любителям дальних поездок на личном автотранспорте тоже радоваться нечему. К примеру, дорога из Ашхабада в Туркменбаши (Красноводск) и обратно теперь подорожает в 2 раза. Такими темпами за месяц можно наездить на приличную сумму - до полутора миллионов манатов запросто, а это уже средняя зарплата.

Еще со времен Ниязова цены на бензин в Туркменистане было принято называть "символическими". Диктатор полагал, что 0,02 доллара США за литр бензина символизируют экономическую мощь страны и повышенное благосостояние ее граждан. На самом же деле, утверждают специалисты, сдерживание цен с помощью административных мер приводит к перекосам в экономике и наносит серьезный ущерб ее развитию.

В июле прошлого года Международное рейтинговое агентство GTZ опубликовало результаты исследования мировых цен на бензин. Самый дешевый бензин в мире оказался в Туркменистане (0,02 доллара США за 1 литр) Венесуэла (0,03), Иран (0.09) и Ливия (0,13). Еще в 10 странах цена бензина не превышала 0,16 долларов за литр. Далее в списке следовали страны с чуть менее значительными субсидиями на бензин - там литр топлива стоит от 0,46 до 0,62 долларов США. Все эти страны, как считают эксперты, проводят популистскую ценовую политику. Субсидированное ценообразование на нефтепродукты в этих странах сложилось исторически и является скорее социально-политическим, нежели экономическим инструментом.

История также свидетельствует, что нереально низкий уровень цен на бензин в отдельных странах нередко приводит к беспорядкам. Когда иранские власти решили ввести ограничение на продажу бензина населению - по 100 литров на 1 машину в месяц, недовольные автомобилисты отправились громить и жечь бензозаправочные станции. 100 литров мало, а платить втридорога перекупщикам никто не захотел. В Узбекистане до недавнего времени бензин стоил в 40 (сорок!) раз дороже, чем в Туркменистане. Остановить контрабанду в таких условиях невозможно. И пока пограничники расстреливали навьюченных канистрами ишаков, чиновники гнали дешевый бензин в Узбекистан товарными составами по железной дороге.

Согласимся, повышение цен на бензин - это непопулярная, но необходимая мера. Более того, очевидно, что установленные К. Бердымухаммедовым цены по-прежнему далеки от рыночных, а значит новое их повышение не за горами. Ниязов хвастался тем, что в Туркменистане бак бензина стоит дешевле чашки кофе. Это идиотство неизбежно привело к тому, что бюджет перестал справляться с уровнем субсидий и развалился.

Введение бесплатных норм, по замыслу властей, должно обеспечить плавный переход к рынку и предотвратить проявление массового недовольства населения, привыкшего пользоваться самым дешевым в мире бензином. Однако, благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад.

В стране с прогрессирующей инфляцией, вводятся квазиденьги - талоны на бензин. Они, разумеется, немедленно станут преметом спекуляции. Появятся поддельные талоны, поддельные справки о технической исправности несуществующих транспортных средств. Владельцы нескольких автомобилей побегут переоформлять их на своих родственников. Очередь в полицию тоже станет предметом спекуляции…

Есть старый анекдот про туркменских физиков-ядерщиков - какие бы опыты они ни ставили, какие бы эксперименты ни проводили, в результате все равно получается анаша.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ