Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №185(15.02.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Американская дипломатия возлагает надежды на президента Г.Бердымухамедова

29.01.2008. Eurasianet

Джошуа Кусера (Вашингтон, США)

Американские политики надеются убедить нового Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова открыть американским компаниям доступ к обширным запасам природного газа этой страны.

Вашингтон намерен возродить стратегию, которая привела к крупнейшему на сегодняшний день триумфу американской дипломатии в Каспийском регионе – строительству в конце 1990-х– начале 2000-х годов нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Однако скептики заявляют, США опоздали и их одного желания недостаточно.

В настоящее время преимущественное положение в Каспийском регионе имеет Россия, подтверждением чему стало подписание в декабре лидерами России, Туркменистана и Казахстана соглашении о модернизации и расширении газопровода, проходящего по побережью Каспия. На сегодняшнем этапе, и особенно принимая во внимание военные действия, которые Вашингтон ведет в Ираке, у США может оказаться недостаточно ресурсов и влияния для преодоления многочисленных препятствий, которые могут возникнуть в Каспийском бассейне.

Одно из них, так называемое Прикаспийское соглашение, нанесло тяжкий удар по планам строительства транскаспийского трубопровода (ТКП), поддерживаемым США. Согласно этим планам, газ из Туркменистана должен поступать в Азербайджан, а оттуда направляться далее, по существующим трубопроводам, через Грузию в Турцию. В случае осуществления Прикаспийского проекта, строительство транскаспийского трубопровода может оказаться нерентабельным. Ударом по планам строительства трубопровода "Набукко" для транспортировки газа из Турции в Австрию, продвигаемым Европейским Союзом, стало подписанное в этом месяце соглашение между Россией и Болгарией о строительстве нефтепровода, который пройдет по дну Черного моря.

Однако США пока не намерены признавать своего поражения перед Россией. Пытаясь преодолеть ее преимущество, Государственный Департамент сосредоточил свои усилия на создании нового подразделения. Пост Координатора по энергетической дипломатии в Евразии занял Стивен Манн, бывший Главный советник Госсекретаря США по Южной и Центральной Азии и бывший посол США в Туркменистане.

Вашингтон пытается также найти такого влиятельного политика, который на дипломатическом поприще способствовал бы осуществлению интересов США, однако пока у администрации Буша нет серьезной кандидатуры на этот пост. Сообщалось о выборе, который Госдепартамент сделал в пользу Томаса Пикеринга, бывшего посла США в России, занимавшего высшие должности в Департаменте, который, однако, снял свою кандидатуру.

Основной задачей Манна и нового посла США в Туркменистане будет убедить Бердымухаммедова в необходимости предоставления американским компаниям возможности производить разведку и разрабатывать газовые месторождения этой страны. Манн, не теряя времени, 28 января прибыл в столицу Туркменистана Ашгабат, где, по сообщениям официальной газеты "Нейтральный Туркменистан", он проведет ряд встреч с руководителями Туркменистана, в том числе, с президентом страны.

Надежды США на реванш основаны на убежденности в том, что Прикаспийский трубопровод никогда не будет построен. "Все заявления о трубопроводе ничего не стоят", – считает американский чиновник, говоривший на условиях анонимности. – "Если бы все заявления были реализованы, мы бы имели семь трубопроводов, пересекающих Афганистан и ведущих в Индию. Трубопровод становится реальностью только после того, как все стороны полностью решат вопрос с финансированием".

По мнению того же чиновника, соглашение между Россией и Болгарией также "не является абсолютным" и "оставляет место для "Набукко"".

Новое дипломатическое подразделение аналогично тому, что существовало в рамках Государственного Департамента в 1998-2004 гг. – в период, когда вопреки кажущемуся преимуществу соперника, США удалось добиться строительства БТД. Этот трубопровод пролег по маршруту, который не дал России получить монополию на экспорт нефти из Каспийского бассейна на Запад. "Две администрации подряд принимали правильные решения", – считает чиновник.

Тогда ключом к успеху, по мнению чиновника, стало не первоочередное строительство трубопровода, а, прежде всего, обеспечение доступа к энергетическим ресурсам, а лишь затем – решение задач по строительству трубопровода для их транспортировки. Только после того, как доступ к газу будет гарантирован, западные компании заинтересуются строительством трубопровода, подчеркнул чиновник.

Однако скептики выражают сомнение в том, что у США имеется достаточный вес для противостояния России. Они указывают на то, что российский лидер Владимир Путин персонально участвует в организации соглашений по нефти и газу с бывшими республиками СССР. Представитель США, когда он будет назначен, не сможет приобрести хотя бы части того влияния, которое имеет российский руководитель.

Официальные лица США считают, что их наиболее убедительным аргументом является то, что американские компании лучше зарекомендовали себя в части экологической безопасности проектов и организации обучения местного персонала, чем российская государственная газовая компания "Газпром".

Есть надежда, что Туркменистан окажется восприимчив к сладким речам американских дипломатов. Наиболее серьезным основанием для этих надежд явилось заявление Бердымухаммедова о том, что Ашгабат согласится на независимую оценку газовых ресурсов страны.

Однако и в этом случае, как считает эксперт по проблемам Центральной Азии Фонда Карнеги за международный мир Марта Брилл Олкотт, останется слишком много неясностей, которые не позволят согласиться с тем, что западные компании – лучший выбор для Туркменистана. Неизвестно во сколько обойдется строительство, каковы ресурсы природного газа в стране и сколько его останется после того, как Туркменистан выполнит свои обязательства перед Китаем и Россией.

Не получив ответов на эти вопросы, невозможно определить, будет ли транспортировка газа через Каспий лучшим решением, считает Олкотт. "Нет причин предполагать, что закупочная цена [для проекта, поддерживаемого американской стороной] будет выше", – говорит Олкотт. "Нет доказательств, что русские занижают цену. Для обвинений в нечестной игре нужны экономические основания, а не эмоции".

Еще одним препятствием является то, что за последние десять лет западные компании растеряли часть своей конкурентоспособности. В начале 1990-х годов Соединенные Штаты могли с уверенностью говорить о более высоком уровне технологий и компетентности по сравнению с российскими и китайскими партнерами. В последние годы российские и китайские компании приобрели ценный опыт работы в Каспийском бассейне. Так считает Шин Робертс, специалист по проблемам стран Центральной Азии, преподаватель Университета Джорджтауна.

Однако, считает Робертс, у США есть одно важное преимущество. Вашингтон может с уверенностью говорить, что американские компании менее подвержены политическому влиянию со стороны своего правительства, в отличие от китайских и российских компаний. "Американская нефтяная компания с гораздо большей вероятностью будет действовать в своих собственных финансовых интересах, а не в интересах внешней политики своей страны, чем любая российская компания", – говорит Робертс.

Не совсем ясно, готовы ли западные компании делать ставки на Туркменистан, страну со слабо развитой инфраструктурой. "Вопрос в том, готов ли Туркменистан к западному инвестированию? Я думаю, что нет", – говорит Олкотт. – "Еще не существует законодательной базы, которая обеспечила бы тот же уровень защиты, что в Азербайджане и Казахстане – а это не такой уж высокий уровень".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ