"В очередь, сукины дети!"
12.02.2008. Гундогара
Арслан Мамедов
Еще со времен Ниязова цены на бензин в Туркменистане
было принято называть "символическими". Диктатор полагал, что 0,02 доллара США
за литр бензина символизируют экономическую мощь страны и повышенное
благосостояние ее граждан....
С 11 февраля 2008 года Туркменистан вошел в историю как
единственное в мире государство, бесплатно раздающее гражданам бензин. Именно
такой экстравагантный вид "социальной поддержки" населения избрал президент
Туркменистана К. Бердымухаммедов накануне годовщины своего избрания. Наряду с
бесплатной электроэнергией, водой и солью, бесплатный бензин отныне будет
упоминаться всякий раз, когда речь зайдет о "неустанной заботе" руководства
Туркменистана о своем народе.
Только нужен ли народу бесплатный бензин - никого не
волнует. Не будет ли лучше установить реальные цены на бензин и обеспечить его
бесперебойную поставку в сельские районы, вместо того, чтобы строить
"суперсовременные заправочные комплексы" в столице?
Введение бесплатных норм окажется выгодным только для
тех автомобилистов, кто не расходует больше 120 литров бензина в месяц. Таких
немного. Это могли бы быть пенсионеры, но пенсионеры в Туркменистане давно уже
ходят пешком - им и по старым "копеечным" ценам содержать автомобиль было не по
карману.
По новым нормам, автомобиль, расходующий 12 литров
топлива на каждые 100 километров, проедет на бесплатном бензине лишь 1000. В то
время, как большинство автомобилей в Туркменистане за месяц обычно проезжает
вдвое, если не втрое больше. А всего лишь 20 литров сверх лимита - и бензин уже
обойдется вам дороже, чем по прежним ценам. Вдобавок у вас проверят паспорт,
документы на машину и некую справку об ее исправности, которую, не сомневайтесь,
вы вряд ли получите без лишней головной боли.
Больше всех от новых цен "пострадают"
водители-междугородники. Для них бесплатные 120 литров в месяц (для автобусов -
200) - капля в море, они эти литры "жгут" тысячами. Цены на проезд в
междугородных такси и автобусах взлетят и ударят по карману людей, которые о
собственном автомобиле могут только мечтать и к бесплатному бензину вообще
никакого отношения не имеют.
Любителям дальних поездок на личном автотранспорте тоже
радоваться нечему. К примеру, дорога из Ашхабада в Туркменбаши (Красноводск) и
обратно теперь подорожает в 2 раза. Такими темпами за месяц можно наездить на
приличную сумму - до полутора миллионов манатов запросто, а это уже средняя
зарплата.
Еще со времен Ниязова цены на бензин в Туркменистане
было принято называть "символическими". Диктатор полагал, что 0,02 доллара США
за литр бензина символизируют экономическую мощь страны и повышенное
благосостояние ее граждан. На самом же деле, утверждают специалисты, сдерживание
цен с помощью административных мер приводит к перекосам в экономике и наносит
серьезный ущерб ее развитию.
В июле прошлого года Международное рейтинговое агентство
GTZ опубликовало результаты исследования мировых цен на бензин. Самый дешевый
бензин в мире оказался в Туркменистане (0,02 доллара США за 1 литр) Венесуэла
(0,03), Иран (0.09) и Ливия (0,13). Еще в 10 странах цена бензина не превышала
0,16 долларов за литр. Далее в списке следовали страны с чуть менее
значительными субсидиями на бензин - там литр топлива стоит от 0,46 до 0,62
долларов США. Все эти страны, как считают эксперты, проводят популистскую
ценовую политику. Субсидированное ценообразование на нефтепродукты в этих
странах сложилось исторически и является скорее социально-политическим, нежели
экономическим инструментом.
История также свидетельствует, что нереально низкий
уровень цен на бензин в отдельных странах нередко приводит к беспорядкам. Когда
иранские власти решили ввести ограничение на продажу бензина населению - по 100
литров на 1 машину в месяц, недовольные автомобилисты отправились громить и жечь
бензозаправочные станции. 100 литров мало, а платить втридорога перекупщикам
никто не захотел. В Узбекистане до недавнего времени бензин стоил в 40 (сорок!)
раз дороже, чем в Туркменистане. Остановить контрабанду в таких условиях
невозможно. И пока пограничники расстреливали навьюченных канистрами ишаков,
чиновники гнали дешевый бензин в Узбекистан товарными составами по железной
дороге.
Согласимся, повышение цен на бензин - это непопулярная,
но необходимая мера. Более того, очевидно, что установленные К.
Бердымухаммедовым цены по-прежнему далеки от рыночных, а значит новое их
повышение не за горами. Ниязов хвастался тем, что в Туркменистане бак бензина
стоит дешевле чашки кофе. Это идиотство неизбежно привело к тому, что бюджет
перестал справляться с уровнем субсидий и развалился.
Введение бесплатных норм, по замыслу властей, должно
обеспечить плавный переход к рынку и предотвратить проявление массового
недовольства населения, привыкшего пользоваться самым дешевым в мире бензином.
Однако, благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад.
В стране с прогрессирующей инфляцией, вводятся
квазиденьги - талоны на бензин. Они, разумеется, немедленно станут преметом
спекуляции. Появятся поддельные талоны, поддельные справки о технической
исправности несуществующих транспортных средств. Владельцы нескольких
автомобилей побегут переоформлять их на своих родственников. Очередь в полицию
тоже станет предметом спекуляции…
Есть старый анекдот про туркменских физиков-ядерщиков -
какие бы опыты они ни ставили, какие бы эксперименты ни проводили, в результате
все равно получается анаша.
|