Очередная попытка ющенконизации истории
Необузданную энергию проявляет
президент Украины, но не в делах строительства демократического правового
государства, здесь он «такого понастроил» что его приемникам придется долго
перестраивать, чтобы вернуть «злагоду и порозуміння в незалежну та
самостійну»...
30.03.2008,
http://www.edrus.org
Владимир Португалов
Зато пан Ющенко оказался великим историком, его указы в
этом направлении один колоритней другого: то он фашиста Шухевича возвеличивает в
ранг героя Украины, тем самым, возведя ксенофобию, антисемитизм и национализм в
ранг государственной политики; то помышляет национализировать Печерскую лавру,
то есть «чистит себя под Ленина». Теперь новое «выдающееся решение» -
отпраздновать 350-летие Конотопской битвы.
Его одиозный ставленник, председатель Сумской
облгосадминистрации Павел Качур отметил, что визит членов правительства Украины
должен обеспечить «поддержку празднования этого знакового в истории украинского
народа события на государственном уровне». «Победа под Конотопом - это пример
казацкой чести и доблести, на котором нужно строить патриотическое воспитание
молодежи», - сказал Качур.
«Должны осознать, что это не просто Конотопская битва,
это - Конотопская победа. Это - бренд, он должен получить всеукраинское и
мировое значение”, - отметил в свою очередь другой цветной выдающийся деятель -
министр культуры Украины Василий Вовкун.
Чтобы как-то разобраться в обстановке, давайте сделаем
небольшой экскурс в историю, чтобы попытаться понять соответствуют ли
вышеприведенные высказывания реальности событий.
Конотопская битва 1659 года была одним из сражений
Русско-польской войны 1654-1667 годов. Как известно в этой войне малорусское
казачество совместно с войсками Русского Государства сражались с армией Речи
Посполитой, которую поддерживали Крым и Швеция. То есть война за Русскую Веру,
как на Руси называли Православие, против католико-мусульманской коалиции.
В период военных действий состоялись сражения на реке
Шкловке (1654); под Ахматовым, у Давыдова, под Смолином и Пинском, в селе
Стахове, на Белых Песках, у Бреста, в деревне Верховичи (1655); у села Варки,
под Конотопом (1659) (только в этих двух последних битвах казаки Выговского
действовали за одно с поляками). Битвы под Слуцком, у Губарево, у Любора и
Чуднова в 1660 г, при Кушликах в 1661 г, под Новгород-Северским в 1664 г. В 1666
г состоялись решающие сражения войны под Корсунем и Белой Церковью, выиграные
русско-малоросскими войсками и решившими компанию в пользу Православных сил.
Из этого перечисления военных столкновений видно, что
сражение под Конотопом было всего лишь эпизодом на фоне тринадцатилетних военных
действий.
Теперь кратко о самой битве. В католицко-мусульманской
коалиции в бою участвовало под общим командованием Мехмеда Четвертого Герея, 30
тысяч татар, 25 тысяч казаков Выговского и 4 тысячи поляков Потоцкого.
равославные силы состояли из 30 тысяч русской конницы и
2 тысяч казаков Ивана Беспалого. При этом необходимо добавить, что не все силы
участвовали в баталии, так как войску еще приходилось прикрывать Конотоп от
разорения. Русские полки и казаки сражались под командованием Алексея
Трубецкого.
В результате предательства Выговского, русские войска
Трубецкого до сражения оказались в неравном положении и в болотистой местности,
что и предрешило исход битвы, в котором решающее значение имел массированный
удар татар. Потеряв 6 тысяч убитых, русские войска умело были выведены из битвы
к Конотопу под прикрытие артиллерии, что не позволило татарам развить успех.
Казаки Выговского в ходе сражения уклонились от прямого столкновения с русскими
полками, зато проявили «доблесть и отвагу» при растаскивании обоза…
Самое интересное - это последствие битвы.
Битва при Конотопе не только не усилила авторитет
Выговского, как можно было ожидать, но подпалила оппозиционные настроения и
вызвала восстания против него. В то же время его союзники, крымские татары,
беззастенчиво грабили малорусские поселения по соглашению с тем же гетманом,
усиливая гнев среди народа. Немедленно после битвы запорожский кошевой атаман
Иван Сирко напал на ногайские улусы и разграбил их, что заставило крымского хана
с основными силами уйти в Крым и оставить Выговского. К восставшим городам
Ромны, Гадяч, Лохвица присоединилась усмирённая Выговским в предыдущем году
Полтава.
Против Выговского выступили два влиятельных духовных
лица - Максим Филимонович, протопоп из Нежина, и Семён Адамович, протопоп из
Ични. К сентябрю 1659 года, то есть через два месяца после успешной вроде бы для
Выговского битвы, присягу Русскому Царю приняли полковник киевский Иван
Екимович, переяславский Тимофей Цецюра, черниговский - Аникей Силин с казацкими
полками и населением этих городов. Армия Трубецкого торжественно вошла в Нежин,
где Русскому Царю присягнули мещане и казаки полка под командованием Василия
Золотаренко.
Выговский же спустя два года был казнен польским
правительством в Кракове по обвинению в нелояльности.
Выводы: Первый - Конотопская битва не может служить
примером доблести казаков, а только фактом позора, предательства и
вероотступничества гетмана Выговского. Второй - под Конотопом сражались не
русские с казаками, а православные силы с католико-мусульманской коалицией.
Третий - Конотопская битва не имела ровно никакого - ни военного, ни
политического - значения для всей продолжительной русско-польской войны.
Четвертый - празднование Конотопской битвы не что иное - как еще один мазок в
ющенконизации истории Украины.
|