Возвращение из забвения
В Туркменистане предпринимают
попытки вернуть отлученных Ниязовым от искусства людей. Однако среди отлученных,
были не только деятели культуры и искусства пытавшиеся сохранить свою
независимость от властей.
19.03.2008,
http://www.chrono-tm.org
Мяхри Ильясова
Немало было и тех, кто своим талантом всячески
поддерживал Ниязова, и, тем не менее, попал в опалу. Поведение диктаторов трудно
предсказать – сегодня ты любимец, а завтра любимцем станет другой.
По радио «Азатлык» (туркменская служба радио «Свобода»)
недавно прозвучало мнение из г. Мары о режиссере Какаджане Аширове, которого,
мол, нужно снова привлекать к постановке спектаклей. Многие к такой точке зрения
отнеслись с возмущением. В частности, бывшие актеры молодежного
экспериментального театра «Джан», театральные деятели и журналисты.
Они утверждают, что К. Аширов – один из тех, кто
способствовал созданию культа личности, то есть был одним из архитекторов
туркменбашизма. А в подтверждение сказанному вспомнили события прошлых лет.
Да, Аширов был в команде инициативных ребят, выпускников
Московских театральных вузов, которые, выражая протест театральной рутине,
советским штампам, добились создания молодежного экспериментального театра
«Джан» в 1988 году. Однако очень скоро ставший руководителем нового коллектива
Аширов предал актеров и театр, потому что использовал его как трамплин для
своего карьерного роста. В 90-е годы из «Джана» ушли ведущие актеры и один из
вдохновителей идеи создания этого театра, известный театральный художник
Бердыгулы Амансахатов. Следующие сезоны показали, что Аширов творчески не
состоятелен. В 1994 году он поставил спектакль по пьесе пресс-секретаря
Туркменбаши Какамурада Баллыева «Педер туморы» с незатейливым сюжетом о маме и
папе президента Ниязова. Цель была достигнута, спектакль был замечен. Аширов
рвался на Олимп. На встрече интеллигенции с Ниязовым в 1995 году именно Какаджан
Аширов предложил сделать день рождения президента (19 февраля) Национальным
праздником. Причем, предложил от имени интеллигенции, хотя никто его не
уполномочивал. Так в календаре туркмен появился новый праздник – «День
государственного флага», отмечаемый в день рождения Ниязова. После этого он был
назначен первым заместителем министра культуры и председателем Комитета по
телерадиовещанию.
Как утверждают специалисты, на этом посту Какаджан
Аширов нанес культуре страны ущерб, который еще долго будет ощущаться. При его
поддержке в институт культуры попадали бездарные, зачастую случайные люди.
Теперь многие из них работают в системе Минкультуры.
Привычка, по своему усмотрению решать, кого из деятелей
культуры следует наградить, кого из молодежи принять в вуз, и погубила карьеру
Аширова. Как-то находясь на отдыхе за границей, он позвонил ректору института
культуры и потребовал вычеркнуть несколько фамилий из списка уже зачисленных
студентов, а вместо них принять других ребят, фамилии которых зачитал по
телефону. Очевидно, позабыв, что телефоны в стране прослушивались. По
возвращении из отпуска Аширов был изгнан со всех постов.
Как вспоминают искусствоведы, именно в период пребывания
Аширова на руководящем посту в министерстве культуры, он вынуждал всех
исполнителей играть, петь, танцевать только для одного человека. Многие
представители интеллигенции помнят, как Какаджан Аширов заявил Туркменбаши, что
готов быть его шутом, поскольку у короля должен быть шут. А в знак
приверженности поцеловал руку Ниязову. После него подобное лобызание стало
нормой.
Стоит ли возвращать таких специалистов как Какаджан
Аширов? Может «шут» понадобился уже новому «королю»?
***
Редакция сайта (http://www.chrono-tm.org) не во всем
разделяет точку зрения автора. Безусловно, нужно возвращать к активному
творчеству деятелей культуры и искусства, отлученных от работы в годы правления
Ниязова. Но если начать разделять этих людей на «достойных» и «недостойных», то
выиграет ли от этого туркменская культура? С другой стороны, десятки
представителей творческой интеллигенции страны не прогнулись перед режимом
Туркменбаши, отстаивая свою гражданскую позицию. Возвращение из забвения именно
этой категории деятелей культуры, наверняка будет воспринято населением страны и
международным сообществом как начало оттепели в Туркменистане.
|