Россия и соотечественники
Дмитрий Медведев приедет на юбилей Полтавской битвы
Президент России Дмитрий
Медведев может принять участие в торжествах по случаю 300-летия Полтавской
битвы, которые пройдут в 2009 г.
10.04.08,
http://www.russkie.org
«Русское содружество»
По словам посла Российской Федерации на Украине
В.С. Черномырдина, визит Д.Медведева будет зависеть от уровня подготовки к
проведению мероприятий. В.Черномырдин также сообщил, что родители супруги
Медведева родом из Полтавской области.
Тему юбилея Полтавской битвы обсуждают и в Москве. Так,
первый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что Россия не будет мириться с новой
трактовкой этого исторического события. "Мы должны с фактами в руках, спокойно и
грамотно опровергать эти нападки", – заявил он на заседании организационного
комитета "Победа".
Напомним, что Секретариат Виктора Ющенко трактует
300-летие Полтавской битвы как юбилей "украинско-шведского союза", заключенного
войсками Карла и гетмана Мазепы.
В комментарии, данном газете "Русская Правда",
председатель Русской общины Полтавской области, председатель Комитета защиты
исторического наследия при правлении Объединения "Русское содружество",
сопредседатель общественного Оргкомитета "Полтава-300" Виктор Шестаков высказал
сожаление по поводу того, что на фоне растущих антироссийских и русофобских
настроений, подогреваемых украинскими властями, российская сторона недостаточно
задействует потенциал организаций соотечественников для проведения работы по
защите общерусского историко-культурного наследия на Украине.
"Мы постоянно сталкиваемся с фактами, когда русская
общественность, организации соотечественников оттираются от процессов, связанных
с реализацией гуманитарной политики, направленной на поддержку интересов
соотечественников на Украине. Последствия такой практики, в которой в первую
очередь заинтересованы украинские власти, налицо. Украинские политики и
чиновники на словах договариваются с российской стороной, но на деле не
происходит позитивных изменений. А сегодня мы стоим еще и перед угрозой того,
что на российские деньги будут решаться проблемы украинской националистической
пропаганды, например – установка памятников Мазепе и Карлу XII, создание всяких
аллей славы, где обязательно будут присутствовать "герои с обеих сторон".
Естественно, это не будет прямое финансирование".
Виктор Шестаков считает, что организации российских
соотечественников, действующие на Украине, должны призвать российское
государство к тому, чтобы никакие гуманитарные программы на Украине не
осуществлялись без участия русских общественных организаций: "Иначе памятники
будут еще раз отреставрированы, однако кто будет в будущем приносить цветы к
этим памятникам? Кто будет воспитывать детей в духе уважения к русской истории и
культуры? Этого будет некому делать, так как русское общественное движение
просто на Украине вымрет, или будет замещено псевдо-русским, украинофильским,
что уже сейчас происходит угрожающими темпами. А за деньги – любой вам изобразит
все что угодно, даже "искреннюю и толерантную любовь" к отеческим гробам и к
России".
"Конечно, мы не только будем приветствовать Дмитрия
Анатольевича Медведева, если он приедет в Полтаву, но даже просим его сделать
это, независимо от уровня подготовки к проведению мероприятий, посвященных
300-летию Полтавской битвы. Мы считаем, что если сегодня Президент России заявит
о своем обязательном приезде в Полтаву, уже от этого одного, уровень подготовки
повысится в разы" - заключил председатель Русской общины Полтавской области.
«Русские дома» зарубежья
Как сохранить русскоязычное
пространство активно проводить в жизнь международные проекты, продолжая при этом
помогать ветеранам и в полной мере сохранять русский дух и русскую ментальность?
На этот и многие другие вопросы отвечает директор "Русского Дома" в Эстонии
Марина Эдуардовна Тэе.
Беседовала Елена Еремеева
- Как известно, культура любого народа не может
существовать в локальном пространстве без знания своих правовых норм, соблюдения
законов страны проживания и без развития образования. Какими путями можно
сегодня разрешить эти насущные проблемы, чтоб российская диаспора хранила и
развивала свою культуру?
- Созданная несколько лет назад общественная организация
"Русский дом" в Эстонии и по сей день несет в себе большой положительный заряд,
способствующий консолидации русскоговорящих в Эстонии. "Русские дома" в мире –
во всем мире известная, продуктивная позитивная практика социально значимой
активной общественной деятельности Русского зарубежья с начала ХХ века. На
сегодняшний день по всему миру существует уже более 80-ти "Русских домов".
Эти своеобразные центры Русского зарубежья появились в
начале прошлого века почти одновременно в Китае, Канаде, Франции, Австралии. В
Китае "Русский дом" остался в архивах по причине массового отъезда русских из
страны после 50-х годов. Во Франции "Русские дома" активно работают. Не так
давно "Русский дом" в Париже, имеющий богатую историю, посетили Президент России
В.Путин, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй, Президент Центра
Национальной славы России и фонда Андрея Первозванного В.Якунин.
В последние годы все чаще стали обсуждаться социальные,
юридические и правовые вопросы зарубежных соотечественников. Но самое главное –
стали образовываться и успешно заявлять о себе новые общественные объединения,
культурные общества, творческие коллективы. В Дании, Германии, Финляндии,
Португалии, Франции, Латвии, Литве, Нидерландах, Америке образовались
современные "Русские дома".
"Росзарубежцентр", ранее "Дом дружбы" под руководством
В.Терешковой, а ныне новообразовавшийся центр МИД РФ по развитию Русского мира,
имеет дипломатические представительства во многих странах мира, называя
некоторые из этих домов и центров так же "Русскими домами". Однако это некоторая
централизация сил сверху.
Другая категория "Русских домов" имеет совсем иные
характеристики. Так в ЮАР "Русский дом" - это портал, объединяющий всю
информацию о Русском зарубежье. На портале новости из культурной и светской
жизни русских, объявления, реклама. В Португалии "Русский дом" - общество,
созданное эмигрантами 90-х годов для юридического статуса в проведении программ
по культуре, правовым, социальным направлениям и коммерческих проектов. В
Финляндии "Русский дом" - это объединение нескольких организаций. Во Франции, в
Ницце создан современный "Русский дом" вообще французами, полюбившими русский
язык и русскую культуру. В Австралии жив "Русской дом" со времен первой волны
белой русской эмиграции и, несмотря на то, что потомки практически не говорят
по-русски, продолжается созидательная деятельность в области культуры.
Русские, проживающие в Эстонии, не отличались от других
соотечественников проблемами социального и финансового расслоения,
разобщенности, персонифицированной амбициозности. Однако основная масса
эмигрантов оставляла во все времена и во всех странах неизгладимый след в
истории страны проживания и сохранения русского мира вне России. В таллиннских
архивах мы нашли документы, свидетельствующие о том, что первый "Русский Дом" в
Эстонии был создан 80 лет назад.
Первые русские эмигранты начала ХХ века из России попали
в Эстонию по двум причинам: спасаясь от революции, бежали в Европу. Связь с
родиной Россией прервалась, c Европой вяло акцентировались вопросы правовой и
физической защиты беженцев. В результате, русская эмиграция еле выживала без
работы, недоедая, имея ограниченные права.
В условиях лихолетья, русские стали сплачиваться на
основе сохранения русского языка, Православия, образования и культуры. Активно
на территории Эстонии действовал Русский Христианский Союз. Развивалось и
успешно расширяло свою деятельность Славянское общество. Проводились
художественные, литературные, музыкальные салоны. Жил и созидал 18 лет в Эстонии
первый и последний король поэтов Игорь Северянин.
Первый "Русский дом" в Эстонии имеет любопытный опыт
создания и исхода. Родился "Русский дом" как общественная организация, спустя 10
лет после революции 1917 года. По-видимому, 1927 год явился годом отречения от
иллюзий. У инициаторов создания "Русского дома" появилось желание построить дом,
где могли бы заниматься и собираться русские эмигранты и их дети. И. Шмелев
призывал соотечественников в Европе поддержать инициативу русских в Эстонии.
Выпускались сувениры и открытки издательством "Русский дом", был выпущен
листок-газета с одноименным названием "Русский дом". Проводились культурные и
общественные мероприятия в пользу строительства "Русского дома". Русская
диаспора жила бедно, денег было немного и, тем не менее, люди жертвовали, так
мечта о своем доме грела.
- В нынешнем году исполнилось 80-лет с момента создания
в Эстонии первого "Русского дома". Раскройте секрет, как Вам удается выживать в
тяжелых условиях изоляции?
- Дело в том, что "Русский Дом" в Эстонии всегда готов к
диалогу и сотрудничеству. С кем-то это получается сразу, с кем-то через
некоторое время. "У Вас всегда налажена активная работа, от Вас всегда поступает
так много просьб и заявок на новые проекты", - часто говорят нам в Московском
Доме соотечественников.
Да, сегодня нам удается осуществлять многие проекты. Но
при этом мы не обижаемся на возникающие препоны, а создаем новые методы,
применяем новую систему отношений с власть имущими и чиновниками. Почему? Просто
нам надеяться не на кого. Сегодня власти нам дают одно право, а завтра запрещают
его, но зато позволяют что-то другое. Но именно русский дух, традиционная
пассионарность в трудных ситуациях и русская культура помогают нам поддерживать
себя в хорошей форме.
Сегодня мы стараемся донести свою позицию еще и до
молодежи, которая не имеет достаточного опыта и мудрости. Не скрою, что пять лет
назад нам удавалось осуществлять больше проектов, чем сегодня. Кстати, наша
скромная издательская деятельность – это и православная тематика, и классика, и
книги ветеранов Великой Отечественной войны. В нашей молодежи живет русская
ментальность и русская пассионарность европейского масштаба. Да, мы осуществляем
международные проекты и живем с радостью, понимая, что никакими силами нас
невозможно ассимилировать. Поэтому я не считаю, что нынешнее положение с русской
культурой в Эстонии – это ситуация особо трагичная и обреченная. Тем более, что
небезразличные деятели государства заинтересованы в поисках компромисса и
диалога. А нам русским, на мой взгляд, вне России легче самоопределяться: есть
идея – быть русским. А почему бы и нет?
Полтавское сражение-2: кино как поле битвы за украину
300 лет спустя мы снова в
осаде. Пора остановить смысловую агрессию и перейти в контратаку
05.04.2008,
http://rpmonitor.ru
Максим Калашников
БЕСПОЛЕЗНОСТЬ
БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Официальные власти Украины намерены превратить 300-летие
Полтавской баталии 1709 года в праздник русофобии и «европейского выбора»
Мазепы. На священном для русской памяти поле Ющенко намерен поставить памятники
Мазепе и Карлу ХII.
Истерия вокруг голодомора 1933-го, политическая
канонизация Шухевича, и вот теперь – оскорбление памяти павших в битве под
Полтавой. Таковы этапы формирования нового националистического мифа, что должен
разрушить единство славянских православных народов, загнать Украину в НАТО.
Как противостоять это смысловой агрессии?
Очевидно одно: то, что пытается делать в ответ
официальная Москва, обречено на провал. Протестовать по линии МИДа, разражаться
гневными речами общественных деятелей и историков, поднимать волну
интернет-публикаций – все это впустую тратить время, нервы и деньги. Все равно
дискуссия сведется к дискуссии по принципу «Дураки! – От дураков и слышим!» На
каждый аргумент из РФ будет выдвинуто три контраргумента. Попытка вывести на
поле прошлой битвы демонстрацию протеста немногим эффективнее.
И все, в общем, понятно. «Национально свидомым» бонзам в
нынешнем Киеве до зарезу необходимо разобщить русских и украинцев. Нужно отвлечь
внимание масс от плачевного состояния государства и экономики. Создать
мираж-«обманку», чтобы повлечь за собою обманутых. Они пытаются вырастить
поколения молодых граждан Украины, которые считали бы себя особым европейским
народом, не имеющим никакого отношения к «азиатам» – русским.
Такие «мутанты» должны смотреть на Москву как на
олицетворение всего темного, страшного, варварского. На это во всю мощь работает
националистическая теле- и газетно-журнальная пропаганда, школьные программы
современной Украины, ее поп-культура. Москва не в силах повлиять ни на
содержание учебников истории, ни на прессу.
Поэтому очевидно одно: нужна перемена стратегии в борьбе
смыслов. Нам нельзя терять Украину, нельзя допустить разрушения «поля общих
праздников», общей психологии. Но как это сделать?
НЕИСПОЛЬЗОВАННОЕ ОРУЖИЕ
Натиску «нацсвидомых» мы можем противопоставить
мощнейшее оружие: кинематограф. Причем такой, что и в самой РФ дух народа
поднимет, и поможет борьбе за Украину. Тем паче, что нынешнее украинское кино, к
которому никого, кроме «национально свидомых», не подпускают, крайне убого.
Великий Довженко, доживи он до наших дней, посмотрел бы на это, мягко говоря, с
большим удивлением. Кинематография на Украине фактически уничтожена нищетой. Она
не смогла породить ярких образов националистов, не сумела сделать святым
изменника Мазепу. В программах ТВ на Украине после вездесущей голливудской
продукции лидируют фильмы и сериалы СССР/РФ. В этом можно убедиться, просмотрев
украинские газеты с программами телепередач.
Кино сегодня – штука помощнее прессы и школьных
учебников. DVD-проигрыватели и компьютеры есть практически в каждом доме. Яркие
художественные фильмы из РФ с захватывающими сюжетами, громящие навязанные
украинцам русофобские мифы и умело пропагандирующие единство двух народов – вот
что нужно сегодня. Фильмы подчас с полуфантастическим сюжетом, с элементами
мистики. И пусть их запрещают официально: это только разрекламирует их, заставит
миллионы граждан Украины купить лазерные диски с «запретными лентами».
К сожалению, таких фильмов пока нет: режиссеры РФ
занимаются совершенно другим, социального заказа на подобные ленты не
просматривается. К 300-летию великой победы русского оружия под Полтавой не
снято отечественной картины. Слава Богу, при Сталине успели создать классические
киноэпопеи о Кутузове, Суворове, Ушакове, Петре Первом, Нахимове. Потом
Бондарчук-старший смог увековечить Бородинскую битву. В позднем СССР создали
череду лент, посвященных петровской эпохе, возвеличили битвы под Сталинградом и
Курском. А вот сегодня, если что и делается в историческом кино – так либо
«постмодернистские» поделки вроде «1612-го», либо лубок с сомнительный
подтекстом, как «Сибирский цирюльник». Нет фильма к юбилею Полтавы – вот вам и
свобода действий для натовской швали на Украине.
И все же, попробуем смоделировать русский возможный
ответ в «войне смыслов».
ТВОРЧЕСКИ, ЯРКО, АГРЕССИВНО!
Итак, в случае с Полтавой и образом Мазепы это может
быть исторически-полуфантастическая картина. В Полтаву трехсотлетней давности из
сегодняшнего дня переносятся герои – наши современники. Они видят реалии того
времени: бесчинства шведской солдатни на Украине. Предателя Мазепу, что
раболепствует перед Карлом и думает о создании шведского доминиона, где
украинский народ будет всего лишь «хлопами» для продажной феодальной верхушки,
этакой новой шляхты. Не секрет, что таковая очень хотела воспроизвести у себя
Польшу с ее ясновельможным панством. Мы показываем, что за Мазепой на самом деле
пошла лишь кучка авантюристов, а основная масса украинцев предпочла славянское
православное единство.
Мы противопоставляем образу Мазепы другой, почти забытый
образ – генерала Келина, организатора обороны Полтавы. В реальной истории Келин
смог поднять на защиту четыре тысячи солдат и столько же – вооруженных горожан,
украинцев. Они отбили в несколько штурмов города, посрамив Карла, лучшего
полководца Европы тех времен. Именно сюда вплетается фантастический сюжет с
путешественниками во времени. А на фоне его проходят и другие события войны: на
берегах Финского залива, в Москве, в Архангельске. Восстанавливается смысловое
единство Русской земли, где и Петербург, и Москва, и поморские земли, и Полтава
– в одной стране. Наконец, в финале картины изображается сама битва под
Полтавой, в версии Александра Пушкина. Батальные сцены снимаются с
бондарчуковским размахом и реалистичностью. Талантливые, не имеющие себе равных
в мире актеры русской школы создают как сверхпривлекательные, так и невероятно
отталкивающие образы действующих лиц.
Итак, картина выходит на экраны, попадает в лазерных
дисках на Украину. В Киеве могут визжать, топать ногами, опровергать нашу
трактовку истории, сто раз запрещать ленту – уже ничего не поправишь. Фильм
посмотрят миллионы зрителей. И противопоставить этому кинооружию окажется
нечего.
А дальше – мы наращиваем смысловые удары. Развиваем и
закрепляем успех. Снимаем фильмы о борьбе чекистов и армейцев со звероподобными,
спятившими на ненависти к православию бандеровцами в 1949–1956 годах. Впрочем,
начало уже положено – «Ликвидацией» Урсуляка. Но нужно продолжать дело. Нужны
фильмы, пропагандирующие совместную борьбу русских и украинцев с нацистскими
выродками, поменявшими маскхалаты дивизии «СС-Галичина» на униформу УПА. А
может, необходим и фантастический фильм о грядущем воссоединении наших народов,
разделенных катастрофическим 1991 годом. Лазерные диски и Интернет разнесут эти
ленты повсеместно. Они поднимут дух народа и в самой РФ.
Тем самым мы перехватываем инициативу в войне за смыслы,
в борьбе за души, в схватке за историю. Мы должны понимать, что правда – на
нашей стороне, но сегодня людей интересует не подлинная история, построенная на
документах и фактах, а яркие образы, понятные простому обывателю. Поле битвы –
не архивы, а киноэкран. Так работали и США, и СССР. Так работают французы,
немцы, израильтяне, китайцы. Так надо работать и нам сегодня.
А вдобавок к кинематографическому «оружию» можно
применить и творческо-пропагандистский подход – «роевой борьбы». С включением
коллективного разума и проектного метода.
РОЕВАЯ КРЕАТИВНАЯ БОРЬБА ПО МАТВЕЙЧЕВУ
Лучше всего суть подхода описал философ и политолог Олег
Матвейчев в книге «Суверенитет духа». Обрисовывая причины неуспехов Кремля в
борьбе за Украину, Аджарию и т.д., он утверждает, что нужно уходить от
бюрократически-централизованных методов и ставить на технологии сетевой, роевой
работы.
«…Как осуществлялось руководство в штабах, организация
которых была самой современной и самой эффективной (победной) из тех более 200
кампаний, в которых я участвовал?Организовывался штаб, политбюро, своего рода
приемная комиссия.
Она объявляла тендер для экспертов на аналитику
кампании, на ее стратегию, на постановку основных целей. Оплачивала им их
работу. Заслушивал различные мнения.
После того, как общие цели становились очевидны, она
созывала команды пиарщиков и консультантов, полевиков, шоуменов, рекламистов и
проч. И объявляла тендер на проекты, которые ведут к таким-то и таким-то целям.
Зачем Политбюро, то есть нескольким человекам, все выдумывать самим, а потом
заставлять “тупых исполнителей” делать нечто им неродное, за что у них не болит
душа? Политбюро все равно не заменит мозгов огромного числа специалистов.
Далее команды приносили огромное количество
проектов.
Комиссия (штаб) отбраковывала только самую
незначительную маразматическую часть. Все шло в дело: раз кто-то считает, что
нечто сработает, то значит, есть категория людей, на которых это действительно
подействует.
Лучшие проекты финансировались «по полной». Средние –
наполовину. Худшие – по минимальной ставке. Но никому не отказывали. Так на
кандидата начинало пахать несметное количество людей. Это те тучи саранчи,
которые съедают соперника.
Все финансирование делилось на два транша. Один вначале
– на запуск. Второй в средине. Если результаты не впечатляли, людей переводили
на другие проекты.
Штаб (политбюро) всю кампанию ничем не руководил, никуда
не звонил, не нервничал, не давал никому нагоняи. Он только наблюдал, как стая
команд разделывается с соперником и рвет его на куски. А также, естественно, со
всех сторон, разными небольшими силами организует мощную общественную волну
вокруг своего кандидата.Там, где менеджмент осуществлялся подобным образом, были
не просто победы, были электоральные чудеса, то есть – победы заведомо
непроходных кандидатов против тех, кто считался незыблемым.
Да, конечно, можно побеждать и действуя не проектным, а
пирамидально-функциональным, бюрократическим способом. Но только против того,
кто тоже действует пирамидально-функционально.
…Меня, как политолога спрашивают: почему сдали Абашидзе?
Они там, наверху, что – все предатели? Их всех купили? Нет, все хуже. Они
некомпетентны. Они не умеют побеждать. Не по Сеньке шапка. Логика
“предательства” – это логика ставки одного “Большого Человека” на другого
“Большого Человека”. Только тут работают категории “доверия и недоверия”.
“Современному менеджеру” не нужны заплесневелые
банно-водочные: “Ты меня уважаешь? Ты меня не предашь?”, “Современный менеджер”,
(если бы хоть один был такой в Кремле!!!) давно бы объявил тендер среди трехсот
команд пиарщиков на следующие проекты:
1. Уничтожение идеологической, информационной и
культурной базы сепаратизма и терроризма в Чечне. Общая сумма – 100 млн.
долларов (копейки в сравнении с тем, что туда сейчас идет по-глупому).
Максимальный вес проекта– 50 тысяч. И ему бы написали 10000 таких проектов,
из которых 2 тысячи проектов можно было бы запустить и за год там все
перевернуть.
2. Защита прав русскоязычных в странах Балтии.
Общая сумма – 10 млн. долларов. Вес одиночного проекта – 20 тысяч
долларов. И сотня пиар-фирм и фондов кинулась бы писать эти проекты, а потом 500
каких-то правозащитных фондов, газет, комитетов граждан и проч. пили бы
ежедневно кровь из балтийского руководства!
3. Разжигание русофильских настроений в Грузии
(Украине, Молдавии и во всех других странах бывшего СССР). Общая сумма –
50 млн. долларов (на каждую страну). Максимальный вес проекта –
25 тысяч. И начали бы выходить книги, печататься газеты, работать фонды и
комитеты, разноситься листовки, забрасываться камнями местные националисты.
…Наше правительство в бюрократическом угаре не понимает,
что главную силу всех правительств представляют НЕ-правительственные организации
(non-goverment organizations). Да, нашим бюрократам они доставляют хлопоты. Да,
они надоедливы. Ну, так зачем их душить, раз они так эффективно умеют надоедать
и пить кровь (и это проверенно на собственной шкуре) – напустите их на
врагов!»
То есть, в борьбе за Украину необходимо применить тот же
роевой, сетевой подход. Однако это возможно лишь при одном условии: чтобы в
нынешней Москве украинские земли считали частью Русского мира, не признавая
капитуляции 1991 года. В противном случае не будет ни воли к борьбе, ни должной
изобретательности.
Наконец, всякий пропагандистский подход имеет свои
пределы. Необходимо делать следующий прорыв: реально построить в РФ жизнь
качественно лучшую, чем сейчас, сделать ее привлекательной страной. Развернуть
(как одно из направлений инновационной революции) программы строительства
действительно доступного жилья, тысячи новых прекрасных городов, свободных от
преступности и коррупции, городов-средоточий творчества и высоких технологий.
Реально, а не виртуально, создать в РФ очаги ускоренного развития.
Увы, пока жизнь в РФ по качеству не превосходит
украинскую, хотя и более денежна в сравнении с Украиной. А теперь пора делать
инновационный рывок…
Да, сегодня мы проигрываем «вторую Полтавскую баталию» –
информационно-пропагандистскую. Наши противники наступают, мы в осаде. Но
завтра, применив творческий подход, мы можем перейти в наступление и взять
реванш, положив начало освобождению братского народа.
С любовью и болью.
Бажин: Россия бросила нас на
растерзание шакалам. Письмо из Англии бывшего ферганца.
04.04.2008,
http://www.centrasia.ru/news
Уважаемые господа. Прочитал статью на Вашем сайте, "Дым
отечества не сладок? Программа репатриации соотечественников была обречена
изначально"www.centrasia.ru/news2.php4?st=1206940680, от 31 марта 2008 года, в
которой вновь, в который раз, описывались трудности, с которыми сталкиваются
русские из бывшего СССР, желающие переселиться в Россию.
В связи с этим, мне хотелось бы обратиться к Вам
одновременно и с просьбой, и, со своеобразным, предложением. Дело в том, что я
сам бывший житель Ферганы, русский по национальности, с 1993 года живущий в
Великобритании. Я приехал в Великобританию по туристической путевки и попросил
политическое убежище. Сейчас у меня и членов моей семьи уже британское
гражданство. Написать к Вам меня побудили те причины, о которых Вы рассказали в
упомянутой уже мною выше статье и о которых часто пишут многие другие издания в
интернете, и в обычной прессе. С 2002 года я часто бываю в России, иногда
приезжая в отпуск, иногда по бизнесу.
Каждый раз бывая там, приходиться видеть, как тяжело
бывает, в большинстве случаев, русским из Узбекистана и других республик бывшего
СССР, с какими трудностями приходится им сталкиваться, сколько времени, сил,
нервов и денег они тратят устраиваясь на новом месте и, к сожалению, не всем это
удается. Часто, даже на получение вида на жительство уходят годы, не говоря,
уже, о гражданстве. Что касается своего жилья, то здесь дело, как правило,
обстоит еще хуже, немногие могут похвастаться собственным жильем даже в
маленьких городах, не говоря уже о крупных. Возможно, у меня сложилось
обманчивое впечатление, но мне показалось, что у 90% переселенцев не хватает
денег на покупку даже самого скромного жилья, не говоря уж об элитном. Цены на
квартиры в России часто превышают западноевропейские. На устройство ребенка в
детский сад уходят годы, лечение, в большинстве случаев, платное и т. д. Можно,
наверное, очень долго перечислять все трудности, с которыми сталкиваются русские
переселенцы в России. Мне бы очень хотелось, чтобы я ошибался, но мне кажется,
что перспектив на улучшение этой ситуации, в обозримом будущем, не предвидится,
особенно, если принять во внимание самый грустный аспект этой ситуации, а именно
то, как официальные власти России относятся к тем русским, которые возвращаются
в Россию. Но, чтобы перечислить все печальные факты этого обращения, очевидно
тоже, понадобиться много времени, да Вы и сами это делали уже не раз, наряду с
другими изданиями. Исходя из очевидных фактов, а именно: желание русских уехать
из Узбекистана с одной стороны и отношение официальных чиновников России к этим
русским как к обузе или балласту, - кому как нравится это называть, от которого
они хотят избавиться, с другой стороны, мне хотелось бы предложить, возможно не
самое лучшее, но хоть какое-то, пусть даже, частичное решение этой проблемы. Это
то решение, которым воспользовался я сам в 1993 году, вместе с многими другими
жителями бывшего СССР, и которым многие продолжают пользоваться и поныне. Я
предлагаю всем русским из бывшего СССР, которые не могут устроиться в России,
или которым это очень трудно сделать, подумать о возможности поехать в страны
Запада и просить политическое убежище, как это делают, например, в массовом
порядке албанцы, курды, турки, китайцы, сальвадорцы и т. д. Убежище просится на
основании Конвенции ООН от 1951 года, если человек подвергается преследованию и
имеется угроза его жизни, свободе и здоровью на основании одной или более из
5-ти причин:
1. Раса
2. Религия
3. Национальность
4. Членство в какой-либо социальной группе
5. Политического мнения
Все русские из Узбекистана имеют, как минимум, 3 из этих
5-ти причин. Помимо Конвенции ООН от 1951 года, есть еще Конвенция о Лицах Без
Гражданства от 1960 года. В Законе о Гражданстве Республики Узбекистан, в статье
21, говориться, что гражданство Узбекистана утрачивается, если гражданин
Узбекистана проживал за границей 5 лет и не зарегистрировался в Посольстве или
Консульстве Узбекистана в стране пребывания. Это означает, что если русские из
Узбекистана (в Таджикистане и Туркмении схожие законы) проживут в любой стране
Евросоюза 5 лет, даже нелегально, не зарегистрируются в Консульстве, то они
теряют гражданство Узбекистана и на них распространяется действие этой
Конвенции. Проще говоря, их уже не вышлют из страны пребывания в Узбекистан или
в Россию, (кстати, Россия не подписала этой Конвенции). Этим людям
предоставляется разрешение на постоянное проживание в стране нахождения с
последующим правом получения гражданства этой страны. Это то, что было у меня: я
подал прошение на убежище по Конвенции ООН от 1951 года, в 1993 году, мое дело
находилось на рассмотрении 5 лет без какого-либо решения. В 1998 году я подал
прошение как лицо без гражданства на основании Конвенции от 1960 года и в 1999
году я получил разрешение на ПМЖ в Великобритании. Помимо этих 2-х Конвенций,
может еще быть задействована Женевская Конвенция от 1949 года, о жертвах
внутренних конфликтов, но это для русских из Чечни или Абхазии, но не для тех,
кто из Узбекистана. Есть, еще, схожая с Конвенцией от 1951 года, Конвенция по
Защите Прав Женщин. Исходя из названия, легко заключить, что воспользоваться ею
могут только женщины.
Помимо рассмотрений прошения на убежище и предоставления
его (или, увы, отказа, такая возможность не исключена), во многих странах
Западной Европы периодически объявляют амнистии всем, кто находится в стране
нелегально, включая бывших просителей убежища, кому было отказано, или тех, чьи
дела находятся еще в производстве. В результате этих амнистий и просители, и
нелегалы получают вид на жительство в стране пребывания, с последующим правом
получения гражданства, без бюрократических процедур рассмотрений прошения на
убежище.
Из известных мне амнистий, первая была во Франции в
октябре 1996 года, потом у них была еще одна, кажется в 1998 году. Не знаю
сколько амнистированных было в первый раз, а во второй 78 тысяч. В 1998 году
амнистия была, также, в Бельгии, но у них амнистированных было, почему-то, мало,
около 40 тысяч. В феврале 1999 года, амнистия была в Италии, там под амнистию
для всех нелегалов и просителей попали 240 тысяч человек. В феврале 2003 года в
Великобритании сделали амнистию для всех семейных просителей и нелегалов с
детьми, кто приехал в страну до 1 октября 2000 года. До этого, в феврале 2000
года, для тех, кто приехал до 31 декабря 1995 года. Последняя амнистия в
Великобритании была в феврале этого года, но не для всех. Под амнистию попали,
только, 165 тысяч, а, по приблизительным подсчетам, в стране проживает около
полумиллиона нелегалов. В 2003 году была в Португалии, не знаю сколько там было
амнистировано всего, знаю, что только из одной Украины было более 40 тысяч. Но
абсолютным рекордсменом по количеству амнистированных является Испания, эта
страна идет вне конкуренции. Не знаю, сколько там всего было амнистий, но, то ли
в 1996, то ли в 1997 году, они амнистировали 560 тысяч нелегалов. В другой
амнистии, кажется, в 2000 году, они амнистировали 830 тысяч. Насколько мне
известно, проводятся, также, маленькие амнистии, когда число амнистированных не
превышает 5-10 тысяч человек, как было в Ирландии в 2002 году. Хотя есть, к
сожалению, страны, где не объявляют амнистий совсем, или только для беженцев из
определенных стран, как, например, для боснийцев и афганцев в Германии в 2002
году, или для бывших советских военнослужащих из Западной Группы Войск в той же
Германии, в 1997 году, которые попросили там убежище еще в 1991-94 годах. Совсем
не было амнистий в Австрии, Швейцарии, Финляндии (России?), хотя я могу и не
знать о них.
Получив разрешение на ПМЖ, человек получает право на
социальное жилье, пособия, пенсии, что касается медицинского обслуживания, то
оно в этих странах бесплатное и до, и после амнистий. А ведь это доступно в
России даже не всем гражданам, не говоря уже, о негражданах, а об Узбекистане и
говорить не приходиться. К тому же, приехав в Россию из Узбекистана, этого
приходиться ждать годами, рассчитывая это время только на себя и родственников,
если они есть, а не на службу социальной защиты.
Я далек от мысли, чтобы пропагандировать райские условия
жизни на загнивающем Западе. Я, также, не хотел бы никого агитировать в пользу
иммиграции на этот самый проклятый Запад. Мне, просто, хотелось бы предложить
немного пищи для возможных приятных и не очень, размышлений всем русским из
бывшего СССР, о их нынешних голубых мечтах, желаниях, амбиций и, увы, реальных
возможностях для их достижений в России. Ведь, наверняка, каждому хочется иметь
крышу над головой, из-под которой его не выгонят на улицу, зарплату, чтоб ее
хватало не только на оплату коммунальных услуг, продуктов, пусть даже не черной
икры, лечения, упаси Бог, чтоб оставалось, что-то, на отпуск,- пусть даже
не на Гавайях, на девочек,- пусть, даже, не блондинок, на одежду не из
""second hand’’ и т. д.
А многие ли, приехав в Россию из Узбекистана, кому
сейчас 25 лет, рассчитывают получить это еще до того, как они выйдут на пенсию,
если еще доживут до нее? А если тем, кто приезжает уже за 30, а если за... хотя
не надо о слишком печальном. Можно и нужно любить свою Родину, (хотя где она,
эта Родина, у русских из Узбекистана?). Наличие этой любви, это не просто
хорошо, это прекрасно. Но было бы еще прекраснее, если бы была, хотя бы
маленькая взаимность со стороны Родины, ведь есть же эта ответная любовь, со
стороны Родины, по отношению к Абрамовичу, Дерипаски и другим, "лучшим сынам
Отчизны", хотя это не просто маленькая взаимность, а, скорее, безумная любовь
Родины к ним, о которой простые смертные и мечтать не смеют. Это также, как
мечтать о взаимности со стороны Венеры или Афродиты. После 3 июня 1989 года
Россия бросила нас на произвол судьбы, вернее, бросила нас на растерзание
шакалам, a c большинством тех, кто приезжает сам, обращается как узбек с
собакой. Но собака, когда ее закидывают камнями, бежит туда, где ее не
закидывают, где есть пожрать, где тепло, где если и не любят, то, хотя бы, не
пинают, ведь даже ей не хочется подыхать под забором, (кстати, в Великобритании
нет бродячих собак и их не отстреливают, для них построены, по всей стране,
такие шикарные приюты, какие российским бомжам и во сне не снятся). Возможно,
это не самое красивое, поэтическое сравнение. Но, когда я вспоминаю, что было в
Фергане после 3 июня 1989 года, мне становится совсем не до поэзии. Так хочется,
чтобы Россия относилась к русским, ну, хотя бы, приблизительно, также как
англичане к китайцам в Гон Конге. Ведь в 1997 году, почти все жители Гон Конга
получили британские паспорта, почти 7 миллионов человек, а население
Великобритании было 58 миллионов. Еще раз уточняю, что получили китайцы в
теперь, уже, Китае, а русские из Узбекистана не могут годами получить российский
паспорт в России.
Разумеется, о чем я предлагаю подумать и что сделать,
после раздумий, не может быть универсальным решением всех проблем. Разумеется,
для многих это будет просто неприемлемо в силу разных причин. Возможно, что у
кого-то есть другие идеи, лучше, чем у меня, (хотелось бы о них послушать). Но
я, просто, не смог додуматься ни до чего лучшего, возможно, в силу своих
ограниченных интеллектуальных способностей. Но я покорнейше прошу публику о
снисхождении и принять во внимание смягчающее вину обстоятельство: я родился и
вырос в стране, которая, в силу исторических причин, из феодализма сразу перешла
в социализм, минуя капитализм, а после 3 июня 1989 года, из социализма вернулась
опять в феодализм, так и не узнав, что же это такое – капитализм. А жаль.
Sincerely yours, Constantine Bazhin.
n_a_s_t_y_a@hotmail.co.uk
|