Государство и диаспора
У русских … еще много чего может быть!
Письмо в редакцию Славянской
газеты для всех «Лад» (Казахстан)
14.04.2008,
http://www.russians.kz
Валерий Галенко
Имел возможность ознакомиться с последними
номерами (за 2008 г.) газеты "Лад" и опираясь на это хотелось бы сказать
следующее.
Владимир Борисович Намовир пишет (ст. "Трудно быть
русским…"): "…русскоязычное население ставят перед выбором: либо ассимиляция,
либо неизбежный выезд за пределы страны." Мне кажется, что если говорить именно
о русских (не о всех русскоязычных, которые не обязательно русские, и не о
"других русских"), то выбор предопределен: конечно же, выезд (переезд,
переселение).
Говорить об "ассимиляции", как минимум, нелогично.
Национальность – это явление культуры. Более того, убежден, что национальность –
это культурное самоопределение (самоощущение), а не "кровь" (и уж тем более не
ФИО или "разрез глаз").
Что значит "ассимилироваться"? Это значит, русский
должен стать казахом? Получается, что так, если называть вещи своими именами.
Ну, будет знать русский казахский язык, так что? Он перестанет быть русским? Его
возьмут из "нацменьшинства" в "нацбольшинство"? Возможно, что с отдельными
лицами так и случится (уже случилось), но вряд ли это получится со всеми
русскими в Казахстане (как и в других нацреспубликах).
Нет, какая-то часть русских может стать (и частично уже
стала) лицами "без роду и племени" (или "другого рода-племени"), ну, так тут нет
проблемы. Перед такими "русскими" никакой выбор не стоит. Речь не о них. По
крайней мере, к РСД "Лад" они отношения не имеют.
Что из этого следует?
Совершенно прав В. Б. Намовир: есть высокая вероятность,
что "….границей «исламского мира» станет российско-казахстанская граница". Да,
дело идет к этому "на всех парусах". И похоже, что уже ничего не исправишь.
Таков результат российской "внешней политики" в центрально-азиатском
направлении. Назвать такую политику "близорукой" слишком мягко… "Это больше, чем
преступление: это ошибка".
А ведь предлагались решения, которые могли бы снять
такую угрозу, которые могли бы межнациональное согласие сделать не "пиаровской
штучкой", а реальным механизмом стабилизации постсоветского пространства… Но
время ушло. Теперь только развод. Так, как произошло с Прибалтикой, происходит с
Украиной и Грузией, и обязательно будет происходить с азиатскими республиками. И
все это благодаря снобизму, "нарциссизму" и банальной глупости российской
властной элиты. Она все еще живет в дремучей уверенности, что "никуда они не
денутся." Денутся. Еще как денутся.
Итак, переезд. Как это не больно, но другого выхода
нет.
Но вот какое правило надо бы выполнить: нельзя
переезжать в одиночку. Обязательно группой. И совсем хорошо, если бы группа была
общиной (не имею в виду тех, у кого есть большие деньги. Им община не
нужна.)
Весьма вероятно, что здесь, в России переселенцы
столкнутся с враждебной средой. К сожалению, русские чужих-незнакомых
воспринимают прежде всего как врагов. Так их история воспитала. И это надо
понять. Должен пройти какой-то период, когда чужие-незнакомые становятся
своими-знакомыми. Период этот может быть весьма болезненным, придется защищать
свои права, устанавливать доверительные отношения… Общиной это сделать легче.
Кроме того, община может помочь лучше организовать дело:
сначала едут "разведчики", потом "передовой отряд" для заключения договоров,
потом мужчины обустраивают жилье, в последнюю очередь едут женщины и дети. Схема
может быть какая-то другая, но в любом случае нельзя рассчитывать на быстрый
процесс.
И еще Владимир Борисович указывает на крайне важный
вопрос – "создание русского сетевого информационного пространства". Возможно,
что такое "пространство" станет альтернативой переселению. Да! Такое возможно,
но это очень и очень не просто, и надо еще много-много работать.
12 лет назад российскому руководству был предложен
проект обустройства "русского пространства", он получил даже одобрение
президента, но до реализации дело так и не дошло, несмотря на трехлетнюю историю
его "проталкивания". К сожалению, российское руководство – не тот адресат, к
которому надо обращаться с таким делом. Очень сомневаюсь, что недавние движения
в этом направлении (Указы президента о "Русском мире", об "оказании содействия"
и т.п.) что-то изменят. Дай-то Бог! Но слишком много формализма, "прагматизма",
"надувания щек" и тому подобных свидетельств бюрократического подхода. Опыт
говорит, что ни к чему реальному это не приводит.
Русское сетевое пространство должно вырасти снизу, со
стороны тех, кто озабочен проблемой не "по указу", а по душе. Такие люди есть.
Есть опыт создания сетевых сообществ…
И вообще! У русских много чего было и есть. А главное –
у них еще много чего МОЖЕТ БЫТЬ.
Об авторе: Валерий Галенко, активный участник
Республиканского славянского движения «Лад» 1992 – 95 г.г., депутат Верховного
Совета Республики Казахстан 13 созыва.
Севастополь тянут за язык.
В Крыму число русских школ
медленно, но верно сокращается
14.04.08.
«Независимая газета»
Владимир П. Казарин
Гуманитарную сферу Украины лихорадит уже не первый год.
Проблемы реальные и выдуманные налагаются на политические «суперечки» (споры. –
«НГ-Дипкурьер»), образуя коктейль, разобраться в котором временами уже не могут
ни политики, ни бюрократы, ни простые граждане.
Несть в Украине числа политикам, которые сделали карьеру
на защите русского языка, а количество школ с русским языком преподавания
неуклонно сокращается при форматах власти любой окраски. Несть числа
постановлениям и решениям, направленным на защиту языка украинского, а
состояние, в котором он пребывает, становится все тревожнее и хуже. Слушать
«носителей» малороссийской мовы, ведущих сегодня разного рода дискуссии на
телеэкранах, порой совсем не смешно. Страшно. Это уже даже не суржик и не
волапюк. Бедный, бедный Кобзарь… Ведь не для этого же тебя в Петербурге выкупили
Василий Жуковский и Карл Брюллов из крепостной неволи!
Кто хочет работать – ищет способы, кто не хочет делать
дело – ищет оправдания. Севастополь – редкое исключение на гуманитарной карте
современной Украины. В этом городе 31 тыс. школьников и 33 тыс. студентов. Ясно,
что город-герой влечет к себе всех, кто хочет по-настоящему учиться.
К Севастополю неприложимы никакие общеукраинские
образовательные графики и диаграммы. Абсолютное большинство школ в городе
работают на русском языке (хотя в автономном Крыму их количество медленно, но
сокращается). Все севастопольские школы, естественно, работают по программам
Министерства образования Украины. Это значит, что все севастопольцы наряду с
русским изучают украинский язык, иностранные языки, факультативно – многие языки
национально-культурных общин, которых в общей сложности больше 30. Город не
хочет тонуть в море проблем. Город хочет их решать, и в результате по итогам
всеукраинского тестирования выпускников школ город русской славы Севастополь по
знанию украинского языка занимает второе-третье место среди 27 регионов Украины,
опережая (sic!) Львовскую область или тот же Ужгород. По знанию украинской
истории Севастополь на втором месте, по знанию математики и других предметов
естественного цикла – всегда на первом.
15 лет «русские патриоты» Украины плачут о том, что в
стране не проводятся школьные олимпиады по русскому языку и литературе. Кто
хочет работать – ищет способы. В прошлом году Севастополь договорился с
Министерством образования и провел первую межрегиональную олимпиаду этого
профиля. В город приехали команды из 17 областей, включая все регионы Западной
Украины. Впереди – проведение второй олимпиады.
Ежегодно Севастополь становится одним из центров
проведения фестивалей «Французская весна», высокий уровень которых каждый раз
подчеркивает посольство Франции. Вас научат в этом городе испанскому и турецкому
языкам, при необходимости вы найдете здесь переводчика с китайского и
греческого. Книжные магазины и ярмарки предлагают самые редкие книги, все другие
при желании можно заказать. Их вам привезут через две-три недели. И даже
прокомментируют малоизвестные детали воинского этикета англичан, итальянцев или
французов периода Крымской войны и часами будут рассказывать об отличиях в
культуре керамики античной и византийской эпох.
Удивительный город, который способен примирить всех,
никого при этом не обделяя. В Севастопольском академическом русском
драматическом театре им. А.В. Луначарского с одинаковым успехом идут спектакли
на русском и украинском языках. В единственном в Европе Театре танца Вадима
Елизарова с поразительным мастерством исполняют аргентинское танго, венский
вальс и русскую кадриль. В прославленном Художественном музее им. М.П.
Крошицкого петербургскую выставку икон сменяет блистательная этнографическая
коллекция президента Украины Виктора Ющенко и завораживающее, исполненное
какой-то удивительной магии выступление выдающегося турецкого мастера
каллиграфии. Последний, кстати, приезжал в Севастополь в составе «культурного
десанта» из Стамбула для празднования 225-летия Василия Жуковского, матерью
которого, как известно, была пленная турчанка Сальха. Великий учитель Пушкина и
Гоголя был ровесником Севастополя, любил наш город и специально приезжал в
Балаклаву, когда переводил на русский язык «Одиссею».
Севастополь – перекресток мировых цивилизаций. О его
древности говорят юбилеи, которые он встретит в 2008 году. Это 225 лет
Черноморского флота (13 мая), это 225 лет самому городу (14 июня). Но сначала
будет Пасха (27 апреля). Именно на Пасху в 988 году в Херсонесе Таврическом, в
легендарном Корсуне принимает крещение киевский князь Владимир, сделавший этим
сакральным актом наш город колыбелью православия для восточных славян. В этом
году этому событию исполнится 1020 лет. Севастопольцы встретят его грандиозным
крестным ходом от Свято-Владимирского собора-усыпальницы великих русских
адмиралов (Михаила Лазарева, Владимира Корнилова, Владимира Истомина, Павла
Нахимова и других) до Свято-Владимирского собора в Херсонесе. Такие крестные
ходы совершались только в XIX веке.
Если бы Севастополь не был во все времена открытым
городом, в нем в 861 году не произошло бы еще одного чуда – сюда прибыли
равноапостольные первоучители славянские Кирилл и Мефодий. Все мы в этом году
отметим 1145 лет создания славянской азбуки. Севастополь-Херсонес отметит эту
дату с особым чувством причастности: именно на его земле эта азбука была
задумана солунскими братьями.
Наконец, последний юбилей, который встречает в этом году
город, – 2600 лет Херсонесу. Историческое пространство Севастополя, тысячелетний
опыт и мудрость его обитателей делают его успешным всегда и во всем. Его нельзя
победить ни в войне, ни в мирное время. Недавно перебравшаяся в Севастополь
молодая киностудия «Ялта-фильм» сняла вызвавшую широкий резонанс международную
киноленту «Сафо». Чтобы никакие суетные законы современного украинского
кинорынка не мешали фильму встречаться со зрителями, создатели выпустили его в
прокат в трех версиях: на русском, украинском и английском языках.
Древний и вечно молодой Севастополь не может жить в
ожидании, он хочет жить сегодня и сейчас. Он не может ждать, пока политики решат
сложные вопросы военных отношений между Украиной и Россией. Политики спорят, а
Севастополь остается единственным городом в нынешней Украине, где 9 мая проходит
военный парад личного состава Военно-морских сил Украины и Черноморского флота
Российской Федерации. Вместе едут два командующих, вместе, печатая шаг, идут по
площади Нахимова парадные шеренги воинов, не на словах, а на деле воплощающих
боевое братство моряков Украины и России.
Город хочет жить сегодня и сейчас. Но он организует эту
жизнь с учетом доставшегося ему в наследство тысячелетнего опыта. Поэтому над
ним не властны конъюнктурные тупики и ловушки повседневности. Он снова и снова
подает пример того, как мы должны жить. Жаль, что его пока не слышат. Не
страшно. Его время всё равно придет.
Об авторе: Владимир Павлович Казарин - вице-мэр
Севастополя, депутат парламента Крыма, профессор
"Правительство не нашло времени на диалог с нацменьшинствами"
21.04.2008,
http://rus.delfi.ee
В Таллинне проходит семинар, приуроченный к годовщине
апрельских событий и организованный Палатой национальных меньшинств Эстонии и
Центром информации по правам человека. Цель семинара — представить точку зрения
нацменьшинств на причины вспыхнувших год назад беспорядков.
Семинар задуман не как напоминание о годовщине бронзовых
ночей, а скорее — для проведения анализа. Стало ли государство больше думать о
проблемах нацменьшинств и изменилось ли отношение к ним в целом? Председатель
Палаты нацменьшинств Рафик Григорян считает, что за год правительство так и не
сделало никаких выводов и не нашло времени пойти на диалог с представителями
других национальностей, передает novosti.etv24.ee со ссылкой на "Актуальную
камеру".
Намерения министра внутренних дел Юри Пихла внести
поправки к закону о полиции, тем самым расширив права полицейских,
правозащитники называют желанием государства еще больше отдалиться от народа.
К ярким же положительным примерам того, что было сделано
после апрельских событий, они относят запуск новостного интернет-портала на
русском языке novosti.etv24.ee, проведение столичными властями форума
"Гражданский мир" и новую интеграционную программу, составленную с учетом
произошедших событий. Но этого слишком мало для предотвращения повторных
инцидентов, сетуют эксперты.
Спустя год после апрельских событий эксперты говорят о
том, что, возможно, настоящей причиной массовых волнений стал вовсе не Бронзовый
солдат, а нежелание русскоязычной части населения мириться со своим статусом
"чужого" в независимой Эстонии.
Версий произошедшего много, сказал директор Центра
информации по правам человека Семенов, но их нужно разрабатывать и проводить
расследования, иначе все это так и останется на словах, которые имеют свойство
забываться.
|