Украина и Россия: история и образ истории
Виктор Михайлов
Центр украинистики и белорусистики Московского
государственного университета, Центр украинских исследований Института Европы
РАН и Отдел восточного славянства Института славяноведения РАН при финансовой
поддержке фонда «Русский мир» 3-5 апреля провели российско-украинскую научную
конференция «Украина и Россия: история и образ истории».
Конференция проводилась в рамках научной программы
«Украина и Россия: история и образ истории», осуществляемой с 2005 года Центром
украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
Задачи конференции состояли в том, чтобы обратиться к
спорным вопросам истории русско-украинских отношений и поспособствовать
выработке критического взгляда на стереотипы и ложные представления друг о
друге, формирующие взаимное недоверие и враждебность в общественном мнении двух
стран.
По замыслу организаторов конференции, в центре внимания
должна оказаться не только история как таковая (прошлое, каким оно «было на
самом деле»), но и современная историческая память украинского и российского
обществ о событиях прошлого. Стереотипы, предрассудки, пропагандистские клише,
создаваемые сегодня мифы – все это должно быть подвергнуто критическому
анализу профессиональными историками двух стран.
Среди наиболее интересных докладов, прозвучавших на
конференции, стало выступление доктора исторических наук, профессора МГУ им.
М.В. Ломоносова Михаила Владимировича Дмитриева.
Учёный считает, что писать о национальном самосознании
русских и украинцев в последние годы стало очень модным занятием, и в России, и
на Украине. Казалось бы, это должно привести к существенным научным достижениям
в данной области знаний. Привело ли? В частности - в изучении того, как
складывалось и эволюционировало «национальное» самосознание в России и
украинско-белорусских землях в XVI - XVII вв.?
Им были представлены наблюдения на этот счет в виде
нескольких заметок. Их задача – поделиться с участниками конференции
несколькими впечатлениями о состоянии наших знаний о том, как в культуре России
и Украины в 16 -17 вв. складывались и эволюционировали представления о
коллективной идентичности православного населения русских и украинских
земель.
В простой форме он сформулировал вопрос – когда, почему
и какая часть жителей Украины и России стала смотреть на себя как на носителей
двух разных «национальных идентичностей»? В чём именно это выразилось?
По его мнению, научное значение этих вопросов никому
объяснять не нужно… Вненаучное значение – стало громадным теперь, и от того, как
именно журналисты, политики и школьные учителя будут объяснять своим
согражданам, что значит и что значило быть русским или украинцем зависит
довольно много в жизни и общества.
«Все, кто сколько-нибудь приобщен к этой области знаний,
понимают, что в 17 веке об украинцах в современном смысле слова и речи не шло.
Но вот слово «русские» («руськие», «Rutheni») и в России, и в Речи Посполитой
широко употреблялось. Что именно стояло за именем – «русские люди» в России и
«руський народ» в Речи Посполитой в 16-17 вв.? Вопреки широко распространенному
мнению, которое претендует на научную адекватность, что всё более или менее
ясно, тут очень много неясного…» (С полным текстом выступления профессора МГУ
им. М.В. Ломоносова Михаила Владимировича Дмитриева можно ознакомиться на сайте
http://www.russkie.org ).
Ниже мы публикуем статью Владимира Филатова, доцента
кафедры Русского языка Донецкого национального университета и Сергея Коновалова,
доцента кафедры международного права Харьковского национального педагогического
университета им. Г.С.Сковороды «Не каждый русский – россиянин. Или сколько
существует "росiйських мов"?» раскрывающую суть терминов “росіянин” и
“російський.
|