Миграция Демография Гражданство
Проблема обустройства вынужденных переселенцев
Виктор Михайлов
С момента принятия Закона Российской Федерации от 19
февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» проблема обустройства
вынужденных переселенцев до настоящего времени не решена и является актуальной
практически для всех субъектов Российской Федерации.
Меры, принимаемые органами государственной власти по
обеспечению жильём вынужденных переселенцев, недостаточны и постоянно
подвергаются острой критике со стороны депутатов различных уровней,
правозащитных и общественных организаций, а также самих граждан. В своих
обращениях они требуют принять незамедлительные меры по решению данной
проблемы.
Положения данного закона об обеспечении жильём этой
категории граждан реализуются в рамках подпрограммы «Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным
законодательством» (далее Подпрограмма) федеральной целевой программы «Жилище»
на 2002-2010 годы.
По состоянию на 1 января 2008 года право на участие в
Подпрограмме имеют 28,6 тыс. семей. К их числу относятся семьи, которые не имеют
на территории Российской Федерации постоянного жилья и длительное время
проживают в центрах временного размещения вынужденных переселенцев ФМС России,
общежитиях, а также ни условиях поднайма или найма у физических лиц -
нанимателей или собственников жилья.
Количество нуждающихся в государственной поддержке по
Федеральным округам (ФО) составляет: в Центральном ФО - 5,7 тыс, сем.,
Северо-Западном ФО 2,1 тыс. сем., Южном ФО - 9,4 тыс. сем., Уральском ФО - 1,6
тыс. сем., Приволжском ФО - 5,7 тыс. сем., Сибирском ФО - 3,9 тыс. сем.,
Дальневосточном - 0,2 тыс, семей.
Проблема острейшая и вот, 24 апреля 2008 года, впервые
Комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками провел заседание,
в повестке дня которого был вопрос «О ходе выполнения государственных
обязательств по обеспечению жильем вынужденных переселенцев в соответствии с
Федеральным законом «О вынужденных переселенцах» и Федеральной целевой
программой «Жилище» на 2002 – 2010 гг.»
Эту проблему, на рассмотрение Комитета по делам
СНГ и связям с соотечественниками, вынес подкомитет по миграционной политике в
связи с многочисленными обращениями субъектов Федерации и самих вынужденных
переселенцев. Депутатам были представлены обращения исполнительных и
законодательных органов республик Северная Осетия - Алания и Кабардино -
Балкарии, Калининградской, Рязанской, Брянской, Костромской, Калужской и других
областей, а также коллективные письма вынужденных переселенцев из Воронежской
области, Великого Новгорода, Ставропольского края. Все они свидетельствуют о
том, что проблема обустройства вынужденных переселенцев остается чрезвычайно
актуальной для большинства регионов Российской Федерации, а меры принимаемые
органами государственной власти и объемы финансирования для ее решения явно
недостаточны. На это честно и неоднократно обращала внимание депутатов
Государственной Думы РФ Федеральная миграционная служба России. Её письма также
были представлены депутатам.
Кроме депутатов – членов Комитета, в заседании приняли
участие представители министерств и ведомств, представители субъектов РФ,
представители общественных переселенческих организаций, внештатные эксперты
Комитета.
С докладом «О ходе выполнения государственных
обязательств по обеспечению жильём вынужденных переселенцев в соответствии с
Федеральным законом «О вынужденных переселенцах» и Федеральной целевой
программой «Жилище» выступил председатель подкомитета по миграционной
политике Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками В.С. Никитин.
По его мнению, суть проблемы состоит в том, что в
соответствии с частью четвертой статьи 5 Федерального закона «О вынужденных
переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется сроком на пять
лет. За этот срок федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны
принять меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его
семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии
обстоятельств, препятствующих в обустройстве, срок действия этого статуса
продлевается ежегодно. Для многих он растянут на три пятилетки. Сейчас получают
жилищные сертификаты те, кто встал на очередь в 1997 году.
Докладчик особо отметил, что Российское государство
трижды меняло механизм решения данной проблемы по принципу от плохого - к
худшему. Эта тенденция реально видна на примере Рязанской области. Так с 1993 по
2001 год семьям вынужденных переселенцев предоставлялись беспроцентные
возвратные ссуды на строительство или приобретение жилья. В результате за 9 лет
их смогли получить 1419 семей вынужденных переселенцев, т.е. по 158 семей в год.
С 2002 по 2006 год был изменен механизм финансирования. Возвратные ссуды были
заменены субсидиями из федерального бюджета. За пять лет их смогли получить
всего 35 семей, т.е. по 7 семей в год. А с 2006 года по настоящее время
действует третий механизм решения проблемы. Субсидии заменили государственными
жилищными сертификатами. За три года их смогли получить всего 19 семей, т.е. по
6 семей в год. А в очереди стоит 120 семей вынужденных переселенцев. При таких
темпах данная очередь будет ликвидирована через 20 лет.
Характерно, что установленный Госстроем порядок
распределения сертификатов между регионами не учитывает их особенности с точки
зрения социальной напряженности в среде вынужденных переселенцев. Например,
самое большое в России количество вынужденных переселенцев сконцентрировано в
республике Северная Осетия - Алания - 4,3 тысячи семей из 28.6. Это почти 15
процентов от числа всех семей, перед которыми не выполнила государственные
обязательства Российская Федерация. Казалось бы, именно сюда должны быть
направлены наибольшие финансовые ресурсы. Но в соответствии с Порядком Росстроя
этой республике выделены для решения проблемы в 2006 году один государственный
жилищный сертификат, в 2007 году тоже один сертификат.
Выступившие в прениях депутаты Государственной Думы,
представители Федеральной миграционной службы (ФМС), Министерства регионального
развития Российской Федерации, Госстроя России и др. поддержали
докладчика.
Представители ФМС обратили внимание собравшихся, что на
2008-2010 годы в рамках подпрограммы федеральной целевой программы
«Жилище» на 2002-2010 годы на эти цели предусмотрены ассигнования в объеме 3,96
млрд. рублей, что позволит решить жилищную проблему не более 13% семей
нуждающихся в государственной поддержке.
В 2007-2008 годах по поручению Президента Российской
Федерации от 15 июня 2007 г. № 1094 «О подготовке предложений о едином порядке
оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве граждан,
утративших жилье в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике,
осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, а также граждан -
вынужденных переселением из республик бывшего Советского Союза» эта проблема
рассматривалась заинтересованными федеральными органами власти.
В результате подготовлены предложения по дополнительному
выделению финансирования для вынужденных переселенцев в размере 32,76
миллиардов рублей. ФМС России считает необходимым указанные средства выделить и
период с 2008-2010 годы., а Минрегион России предлагает требуемые средства
выделить и 2009-2015 гг. Однако, до настоящего время конкретные сроки и
источники дополнительного финансирования правительством не определены.
Представитель Минэконом развития уточнил, что
дополнительная потребность, заявленная Минрегионом России, на обеспечение жильем
31 тыс. семей вынужденных переселенцев в объеме 25,99 млрд. рублей на 2009-2010
годы и 11,95 млрд. рублей - 2011 год в бюджетных проектировках на 2009-2011 гг.
не учтена.
Кроме того, в ходе рассмотрения предложений Минрегиона
России было отмечено, что для решения указанной проблемы в рамках федеральной
целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы требуется соответствующее решение
Правительства Российской Федерации и рекомендовано Минрегиону России ускорить
подготовку и представление в Правительство Российской Федераций и
Минэкономразвития России в установленном порядке проектов актов Правительства
Российской Федерации об осуществлении бюджетных ассигнований из федерального
бюджета на 2009-2011 годы по корректировке Программы в части увеличения
ассигнований на обеспечение жильем вынужденных переселенцев, в том числе из
республик бывшего Советского Союза для доклада на Правительственной комиссии по
бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период,
Минэкономразвития России рассмотрит доработанные в установленном порядке
предложения Минрегиона России об увеличении ассигнований на мероприятия
федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2011 годы, в том числе на
вынужденных переселенцев.
Заслушав и обсудив доклады подкомитета по миграционной
политике Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками (Никитин В.С.),
представителей Федеральной миграционной службы, Министерства регионального
развития Российской Федерации, Госстроя России о ходе выполнения государственных
обязательств по обеспечению жильем вынужденных переселенцев, Комитет принял
проект резолюции.
Принятие проекта было обусловлено предложениями
органов государственной власти Калининградской, Брянской, Калужской, Рязанской,
Ярославской областей, Республики Северная Осетия - Алания и многочисленные
обращения в Государственную Думу вынужденных переселенцев о необходимости
ускорения решения данной проблемы.
Целевыми установками Президента Российской Федерации на
активное использование потенциала российских соотечественников для укрепления
российского государства и духовного единства общества. Его поручениями
Правительству Российской Федерации о выработке единого порядка оказания
государственной поддержки в жилищном обустройстве всем категориям граждан,
утративших жильё в результате конфликтов в Чеченской Республике, Северной
Осетии, Ингушетии и странах СНГ.
Неоднократными обращениями Федеральной миграционной
службы о необходимости значительного увеличения финансирования жилищного
строительства для вынужденных переселенцев.
Комитет решил:
1.Отметить, что проблема обустройства вынужденных
переселенцев является чрезвычайно актуальной практически для всех субъектов
Российской Федерации, а меры, предпринимаемые органами государственной власти и
объемы финансирования по ее решению явно недостаточны.
2. Предложить Государственной Думе и Правительству
Российской Федерации увеличить ассигнование финансовых средств на реализацию
подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем
категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной
целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» с учетом инфляции, удорожания
стоимости жилья на рынке недвижимости, и до уровня , обеспечивающего решение
данной проблемы в период действия подпрограммы.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
- ускорить выполнение поручения Президента Российской
Федерации от 15 июня 2007 года №1094 о подготовке предложений о едином порядке
оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве граждан, утративших
жильё в результате разрешения кризисов в Чеченской Республике,
осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, а также
граждан-вынужденных переселенцев из республик бывшего Советского Союза;
- поддержать предложение Федеральной миграционной службы
о дополнительном выделении средств Федерального бюджета на жилищное обустройство
вынужденных переселенцев, лишившихся жилья в результате осетино-ингушского
конфликта в октябре-ноябре 1992 года, на сумму 909,2 миллиона рублей, для
окончательного решения проблемы;
- принять положительное решение по обращениям органов
государственной власти Калининградской, Брянской, Рязанской, Ярославской
областей, Республики Северная Осетия - Алания о выделении дополнительных средств
для выполнения государственных обязательств по жилищному обустройству
вынужденных переселенцев.
4. Предложить депутатам - членам Комитета по делам СНГ и
связям с соотечественниками и представителям органов государственной власти
Калининградской, Брянской, Калужской, Рязанской, Ярославской областей,
Республики Северная Осетия - Алания рассмотреть возможность внесения в
законодательные акты субъектов Российской Федерации нормы, позволяющей органам
местного самоуправления заключать договора краткосрочного найма с вынужденными
переселенцами, проживающими в общежитиях муниципального жилого фонда социального
использования, для сохранения за ними права на получение государственной
поддержки в жилищном обустройстве за счет средств федерального бюджета.
Проект принят за основу и будет
дорабатываться, но, как заверил собравшихся Председатель Комитета по делам СНГ и
связям с соотечественниками А.В.Островский, депутаты Комитета сделают всё, чтобы
принятые решения были воплощены в жизнь.
Гражданство России в упрощенном порядке
18.04.2008,
http://www.centrasia.ru
Участники государственной программы по оказанию
содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за
рубежом, и членов их семей смогут получить гражданство Российской Федерации в
упрощенном порядке. Как передает корреспондент ИА REGNUM законопроект "О
внесении дополнения в статью 14 федерального закона "О гражданстве РФ",
внесенный членом Совета Федерации Вадимом Густовым, депутатами Госдумы от
"Единой России" Владимиром Плигиным и Эрнстом Исаевым, Государственная дума РФ
одобрила в первом чтении в ходе пленарного заседания 18 апреля.
По словам одного из авторов законопроекта, председателя
комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному
строительству Плигина, принятие законопроекта позволит установить благоприятные
возможности для приобретения гражданства Российской Федерации на льготных
условиях иностранными гражданами и лицами без гражданства - бывшими согражданами
и нынешними соотечественниками. В ходе обсуждения законопроекта, Плигин уточнил,
что в рамках программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию
соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей работают 11
регионов Российской Федерации.
Отвечая на замечание депутата Госдумы Николая Гончара
("Единая Россия") о необходимости пересмотреть понятие "соотечественники",
первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с
соотечественниками Константин Затулин ("Единая Россия") заявил, что к концу года
Госдуме будет представлена новая редакция закона о политике Российской Федерации
в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Затулин сообщил, что
сейчас над законопроектом работает межведомственная группа. "Понятие
"соотечественник" нуждается в дискуссии", - отметил Затулин, обратив внимание
депутатов на том, что в это понятие вкладывался различный смысл в зависимости от
политической ситуации.
Отметим, что законопроектом "О внесении дополнения в
статью 14 федерального закона "О гражданстве РФ" предлагается дополнить ст. 14
федерального закона "О гражданстве РФ" новой частью - седьмой, согласно которой
предусматривается прием в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения
условия об обязательном пятилетнем сроке непрерывного проживания на территории
России со дня получения вида на жительство в стране, условия о наличии законного
источника средств к существованию и условия о владении русским языком для
иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся участниками
Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в
Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей,
переселяющихся совместно с ними в Россию и получивших разрешение на временное
проживание или вид на жительство в России.
«Щиты не удержат нарушителей».
Интервью с начальником
УФМС России по Белгородской области полковником внутренней службы Сергеем
НЕРУБЕНКО.
21.04.2008,
http://www.fms-rf.ru
Виктор СИРЫК
На карте бывшего Союза городов с названием Белгород - аж
четыре! Но самый известный тот, который дал свое имя области. Это здесь
находятся месторождения Курской магнитной аномалии; здесь во время Великой
Отечественной войны состоялось самое кровопролитное и решающее танковое сражение
под Прохоровкой (более известное как Курская битва) и, наконец, здесь самая
протяженная (свыше 500 километров) государственная граница России с
Украиной.
Самой "больной" темой с того времени, как областное
управление ФМС заработало в новом качестве, остается перемещение через границу.
Мы расположены таким образом, что от Белгорода до Харькова - 81 километр, а до
некоторых областных райцентров более двухсот. Поэтому исторически сложилось, что
многие люди и моего поколения, и те, кто помоложе, учились в харьковских вузах;
женились, выходили замуж; и возникшие с годами родственные и прочие связи
настолько прочны, что сегодня это нельзя не учитывать. У нас есть населенные
пункты, которые надвое поделены госграницей. 98 процентов всех перемещений
оттуда сюда составляют украинцы; преобладающей является краткосрочная
(маятниковая) миграция длительностью от одного до трех дней.
-Исходя из этого, специальным соглашением на уровне
правительств двух стран утверждены определенные схемы, упрощающие целый ряд
моментов при пересечении границы. В частности, созданы и официально существуют
так называемые упрощенные пункты перехода, где на обочине дороги, нередко
грунтовой, кроме указательного щита, что это госграница, больше ничего нет.
Таких пунктов в зоне нашей ответственности - 79. Естественно, пройти здесь может
каждый, поэтому в том же самом соглашении этот момент оговаривается особо.
Правом беспрепятственного перехода пользуются лишь граждане, проживающие в
приграничных районах с обеих сторон. Все остальные - об этом на щитах сделаны
соответствующие предупредительные надписи - де-юре считаются нарушителями.
-То есть любой супостат, оказавшийся на территории
Украины, но не имеющий документа о миграционном учете, может свободно этим
проходом воспользоваться?
-Может, но в таком случае он автоматически подпадает под
статью УК РФ о незаконном пересечении госграницы, а весь его груз становится
контрабандным.
-Какие проблемы это создает сотрудникам миграционной
службы?
-Контроль за соблюдением иностранными гражданами
миграционного законодательства начинается с момента их въезда на территорию
России. А о каком контроле с точки зрения миграционного учета может идти речь в
данном случае? По этой причине мы никогда не знаем, сколько иностранных граждан
фактически находится на территории области в настоящий момент. Даже
приблизительно. Разумеется, помимо упрощенных пунктов прохода, есть и
официальные пограничные КПП (всего - 14), на пяти из которых работали посты
иммиграционного контроля. ПИКи реорганизуются, но согласно плану взаимодействия
с пограничным ведомством нашей страны контроль за перемещением госграницы
посредством миграционных карт останется.
-В конце прошлого года много раз и на всех уровнях
говорилось о вступившем в действие изменении правил для украинцев, которые
должны вставать на миграционный учет в течение трех рабочих дней после прибытия
на территорию РФ. Как это происходит в действительности?
-Для тех, кто трудоустраивается, так и происходит. Тем,
кто желает задержаться на территории России более трех суток независимо от
региона, я тоже рекомендую это сделать во избежание ненужных вопросов при
пересечении госграницы в обратном направлении. Нарушение сроков постановки на
миграционный учет предусматривает административную ответственность. Хочу
добавить еще несколько слов о ситуации вокруг упрощенных пунктов пропуска. По
нашим очень приблизительным данным, количество граждан Украины, прибывших только
на территорию Белгородской области через них, в прошлом году составило не менее
30 тысяч человек. А сколько проследовало дальше, в глубь страны?.. Было бы очень
разумным ввести в этих местах прохода систему учета граждан. Передача этих
сведений хотя бы в нашу базу данных позволит определиться с количеством людей,
пересекающих границу, отследить соответствие фактических целей въезда в РФ и
обеспечить элементарный контроль: прошел человек, вернулся или сгинул где-то
бесследно.
Учитывая нашу специфику, было бы правильно, если бы на
территории Белгородской области функционировало подразделение мобильного
миграционного контроля, укомплектованное специальной техникой на автомобильной
базе. Я знаю, что положительный опыт в этом отношении в других регионах имеется,
но именно наша область подходит под идеальный полигон для практического изучения
и обобщения данных, полученных таким путем. Это не только поможет контролировать
ситуацию, но поднимет в целом авторитет Федеральной миграционной службы
России.
-Вы затронули вопрос взаимодействия с пограничниками и
реорганизации ПИКов. Расскажите об этом подробнее.
-Вопрос с ПИКами решен таким образом, что в прежнем
качестве они существовать не будут, поэтому главное сейчас, чтобы в ходе
преобразований не оказалось размытым профессиональное ядро сотрудников, которые
осуществляют иммиграционный контроль на границе. Руководителям территориальных
органов, имеющим в подчинении эти посты, было предложено высказать свои
соображения по этому поводу, и я готов озвучить их еще раз. В составе УФМС
России по Белгородской области целесообразно создать (без изменения штатной
численности) управление иммиграционного контроля. Все бывшие ПИКи переименовать
в отделы противодействия нелегальной миграции (с прежней территориальной
привязкой) и во главе каждого отдела поставить сотрудника из числа
аттестованных. В таком случае было бы сохранено одно из золотых правил
арифметики, когда от перемены мест слагаемых сумма не меняется и мы без всяких
потрясений продолжим расширять правоприменительную практику миграционного
пограничного контроля.
Наши взаимодействия с пограничниками в отношении
граждан, пересекающих госграницу, определены федеральным законом, который четко
регламентирует, что все сведения о въезде по миграционным картам передаются в
наши подразделения в течение суток. Так оно и происходит, но, к сожалению,
заполненные миграционные карты по-прежнему передаются нашим сотрудникам вручную,
после чего данные по иностранным гражданам вносятся в компьютер. Что же касается
электронной системы "Каскад", которая должна считывать и передавать информацию о
въезде (выезде) в режиме он-лайн, то она по техническим причинам до сих пор
почему-то не взаимодействует с нашей базой данных. И той стройности, ради
которой вся эта система задумывалась, пока нет.
А представьте, насколько бы выиграло дело, если бы
полное автоматизированное формирование данных об иностранном гражданине
начиналось на пограничном КПП. Они вбивают в компьютерную базу сведения по своей
линии; мы, получив от них информацию, добавляем свои; в областной электронной
базе ко всему этому прикрепляют необходимые сведения по линии УВД, и в итоге в
ЦБДУИГ оказывается полная картинка по иностранцу, прибывшему на территорию РФ.
Любая правоохранительная структура нашей страны после этого в любом месте и в
любое время в случае возникновения необходимости сможет получить информацию по
интересующему гражданину в течение нескольких минут. Я знаю, что так должно
быть, но кто-то где-то, как всегда, чего-то не дорабатывает.
-Как вы думаете, если бы Федеральная миграционная служба
была в министерском ранге, эти вопросы продвигались иначе?
-Не знаю, насколько проще бы это отразилось на внедрении
"Каскада" - все решения на этот счет уже давно приняты, соответствующие
распоряжения и указания даны, но совершенно точно убежден: хуже бы не стало.
Если бы вы задали мне этот вопрос года полтора назад, я бы однозначно ответил
"нет". Тогда в очень разном соотношении и стадии формирования находились
территориальные региональные подразделения ФМС. Сегодня, думаю, многие
руководители поймут, о чем речь, ощущается достаточно резкий скачок по сравнению
с тем временем. Причем не только в вопросах становления, финансирования, подбора
и расстановки кадров, но и в плане изменившихся отношений, которые
сформировались на местах с руководителями органов власти.
-А как у вас строятся эти отношения?
-Чтобы уйти от общепринятых дежурных определений, скажу
просто: очень по-деловому. В настоящее время при оказании населению
государственных услуг мы стараемся максимально приблизиться к тому, что
предписано новыми административными регламентами. И самое первое, без чего
работа с населением невозможна, - это соответствующий уровень служебных
помещений и зданий. Так вот, если бы не наши местные власти, не помещения,
выделенные подразделениям УФМС по личному распоряжению губернатора Белгородской
области, и не содействие в ремонте там, где это необходимо, мы были бы очень
далеки от того состояния, в котором сейчас находимся.
-Какова у вас ситуация с трудовой миграцией и в какой
степени вы удовлетворены ходом работы по искоренению нелегалов, работающих на
рынках?
-Могу со всей ответственностью заявить, что на рынках и
прочих аналогичных торговых предприятиях у нас порядок. Понимаю, что все в этом
мире относительно, но тех проблем, которые обусловлены большим присутствием на
рынках выходцев их южных республик, в Белгородской области нет. У нас просто нет
этого присутствия. Те же, кто работает, давно имеют российское гражданство. Дело
в том, что многие процессы по регулированию рыночной торговли, были инициированы
руководством области задолго до прошлогоднего постановления.
Внимание акцентировали на том, чтобы убрать с рынков
посредническое звено, и одновременно серьезно была повышена ответственность
рыночных руководителей за все, что происходит на их территории. Главное ведь не
в том, кто стоит за прилавком, а в том, кто заправляет процессом торговли и
выполняет функции посредника. Сегодня у нас созданы все условия для
отечественного производителя, и, если, к примеру, он не хочет или не умеет
торговать, то имеет возможность сдать свою продукцию на законных основаниях. И
не каким-то непонятным ребятам на входе по драконовским ценам, а штатным
сотрудникам рынка. Все эти процессы на сегодняшний день отлажены.
В прошлом году благодаря известным законодательным
инициативам в области произошел всплеск трудовой миграции. Разрешений на работу
было выдано в 3,5 раза больше, чем в году предыдущем. При этом по данным,
полученным с ПИКов, больше людей на нашу территорию въезжать не стало, а значит,
легко можно сделать вывод, что люди просто легализовались. Мы рассчитываем, что
в 2008 году этот процесс продолжится, количество мигрантов, которые будут заняты
легальной трудовой деятельностью, возрастет еще примерно вдвое и достигнет 11-12
тысяч человек. Наши расчеты обусловлены еще и тем обстоятельством, что в
Белгородской области сегодня достаточно эффективно развивается множество
нацпроектов - в агропромышленном секторе, строительной сфере, животноводстве, а
это требует дополнительных рабочих рук.
Основные страны-поставщики людей рабочих специальностей
в наш регион - это Украина, Молдова и Узбекистан. На последнем совещании у
губернатора, посвященном вопросам регулирования процессов трудовой миграции,
акцент был сделан на налаживание "мостов" с поставщиками рабочей силы в странах
исхода. Также было отмечено, что в этом вопросе нельзя ориентироваться только на
заграницу, внимание следует обратить и на субъекты РФ, откуда люди едут к нам с
не меньшим желанием. Понятно, что селекционная работа по подбору кадров нужных
специальностей и квалификации будет проводиться через областную службу занятости
населения, но в обязательном взаимодействии со всеми заинтересованными
структурами. В том числе и нашим управлением. Поэтому задача обеспечения
цивилизованной трудовой миграции на территории субъекта, особенно в свете того,
что 2008 год объявлен годом иммиграционного контроля, для нас - одна из
главных.
Русские уходят, приходят вместо них другие
А казахи опять остаются на
обочине столбового пути экономического развития
10.04.2008,
http://posit.kz
Улугбек ТАГИЕВ
Вожделения тех, кто хотел стать
очевидцами выезда как можно большего количества русско-славянского и вообще
европейского населения из Казахстана, сбылись. За все время с момента обретения
нашей страной государственной независимости, то есть в 1992-2007 годах доля
русских в Казахстане сократилась с 37,0% до 25,6%, украинцев – 5,2% до 2,8%,
немцев – с 4,7% до 1,4%, белорусов – с 1,1% до 0,6%.
Если же говорить о численности, надо отметить, что общее
количество граждан русско-славянского и в целом европейского происхождения,
составлявшее в начале названного периода 8,1 млн. или почти половину всего
тогдашнего населения Казахстана, к настоящему времени немногим не дотягивает до
4,7 млн.
То есть доля их всех, вместе взятых, сейчас едва
превышает 30-процентный уровень. При этом, как отмечают демографы, средний
возраст русско-славянского и европейского населения страны довольно высок – 45
лет. Тогда как средний возраст граждан Казахстана казахской национальности
составляет 25 лет. Это позволяет предполагать, что русско-европейское население
страны все равно будет ощутимо уменьшаться даже в том случае, если даже выезд
его представителей в зарубежные страны вовсе прекратиться.
Но, с другой страны, едва ли такой выездной поток в
обозримом будущем иссякнет. Ничто не говорит о такой возможности.
Хотя поток эмиграции в ту же Россию из Казахстана теперь
уже не так велик, как, скажем, в середине 1990-х годов, он, по всей видимости,
весьма ощутим. И главным образом, как и в прошлом, основу эмигрантов составляют
представители русско-славянского и европейского населения республики. Текущая
российская статистика учета вновь прибывших из бывших советских союзных
республик в регионы федерации переселенцев указывает на численное лидерство
выходцев из Казахстана. Таких так же большинство среди потенциально желающих
перебраться из других стран СНГ и Прибалтики в края и области России.
То есть, несмотря на, казалось бы, весьма благоприятную
социально-политическую ситуацию в Казахстане в целом в среде здешних русских и
представителей других европейских национальностей выездные настроения продолжают
оставаться весьма ощутимыми. Причем некоторые люди соглашаются отправиться в
Восточную Сибирь и Дальний Восток, что куда дальше от центральных районов
России, чем Казахстан.
Причины называются разные. Но, помимо всего прочего,
русский человек попросту может тянуться к России. И обуславливается такая тяга
не всегда поиском лучшей доли в материальном смысле.
В программе вечерних новостей от 23 марта Первого
российского телеканала был показан репортаж из Германии о русских людях,
выехавших туда в начале 1990-х годов и теперь собравшихся возвращаться обратно.
Некоторые из них сумели там устроиться очень даже неплохо, имеют свое престижное
даже по тамошним понятиям дело, но, тем не менее, они также собираются
вернуться. И объясняют такое решение потребностью души, желанием того, чтобы их
дети росли и становились русскими людьми.
Как живут русские переселенцы из Узбекистана?
Репортаж из Воронежа
07.04.2008,
http://www.centrasia.ru
Сесть у магазина с протянутой рукой Алле Фадеевой не
позволяет совесть. Пока выручают соседи – дают хлеб. Сегодня у нее праздник –
есть яйца и горстка картошки, можно сварить суп. Впроголодь мать и дочь живут
уже два года. Устроиться на работу или оформить инвалидность женщина не может –
нет паспорта.
Алла Фадеева: "Сейчас подали на меня в суд, подал
участковый наш из-за того, что документов, нет вообще никаких у меня, приехал,
проверил. Документы сделать я никак не могу, потому что нет денег".
Уроженка Узбекистана с дочерью два года назад переехала
к сестре в Воркуту. Так как на тот момент ей исполнилось 45 лет, она сдала
паспорт для обмена в узбекское посольство в Москве. Но спустя три месяца ей
сообщили, что документы утеряны. С тех пор и начались ее скитания. Знакомые
пригласили в Абрамовку. Предложили временно пожить в пустом, ветхом доме, в
котором не горит даже печка.
Алла Фадеева: "Вот? так зимовали, все? что могли, и
простыни, и одеяла, все на себя, и ковры на себя, а что делать, больше выхода
нет никакого. Ребенок даже в кроссовках, в сапогах ложился".
Лариса Гончарова, начальник отделения Управления
федеральной миграционной службы по Таловскому району: "Ей давался ответ о том,
что ей необходимо восстановить документ, удостоверяющий ее личность – паспорт, в
посольстве республики Узбекистан в Москве, одновременно ей рекомендовалось
получить паспорт республики Узбекистан для своей дочери".
Марию, хоть и со скандалом, но в школу взяли. Девушке 17
год, но кроме свидетельства о рождении, других документов у нее нет.
Мария: "Заканчиваю девятый класс, буду поступать, хочу,
точнее, поступить в Хреновое, там тоже не принимают - документов нет".
Алла Анатольевна куда только не писала, просила помочь
даже генеральную прокуратуру. Оттуда пришел ответ, что старые документы ее
все-таки нашлись. Они находятся в Ташкенте. Но добраться туда женщина не может,
на одну дорогу нужно около 10.000 рублей. А в кармане - всего несколько
монет.
|