Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №190(01.05.2008)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И УКРАИНЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Проблема обустройства вынужденных переселенцев

Виктор Михайлов

С момента принятия Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» проблема обустройства вынужденных переселенцев до настоящего времени не решена и является актуальной практически для всех субъектов Российской Федерации. 

Меры, принимаемые органами государственной власти по обеспечению жильём вынужденных переселенцев, недостаточны и постоянно подвергаются острой критике со стороны депутатов различных уровней, правозащитных и общественных организаций, а также самих граждан. В своих обращениях они требуют принять незамедлительные меры по решению данной проблемы.

Положения данного закона об обеспечении жильём этой категории граждан реализуются в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее Подпрограмма) федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

По состоянию на 1 января 2008 года право на участие в Подпрограмме имеют 28,6 тыс. семей. К их числу относятся семьи, которые не имеют на территории Российской Федерации постоянного жилья и длительное время проживают в центрах временного размещения вынужденных переселенцев ФМС России, общежитиях, а также ни условиях поднайма или найма у физических лиц - нанимателей или собственников жилья.

Количество нуждающихся в государственной поддержке по Федеральным округам (ФО) составляет: в Центральном ФО - 5,7 тыс, сем., Северо-Западном ФО 2,1 тыс. сем., Южном ФО - 9,4 тыс. сем., Уральском ФО - 1,6 тыс. сем., Приволжском ФО - 5,7 тыс. сем., Сибирском ФО - 3,9 тыс. сем., Дальневосточном - 0,2 тыс, семей.

Проблема острейшая и вот, 24 апреля 2008 года, впервые Комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками провел заседание, в  повестке дня которого был вопрос «О ходе выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем вынужденных переселенцев в соответствии с Федеральным законом «О вынужденных переселенцах» и Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 – 2010 гг.»

Эту  проблему, на рассмотрение Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, вынес подкомитет по миграционной политике в связи с многочисленными обращениями субъектов Федерации и самих вынужденных переселенцев. Депутатам были представлены обращения исполнительных и законодательных органов республик Северная Осетия - Алания и Кабардино - Балкарии, Калининградской, Рязанской, Брянской, Костромской, Калужской и других областей, а также коллективные письма вынужденных переселенцев из Воронежской области, Великого Новгорода, Ставропольского края. Все они свидетельствуют о том, что проблема обустройства вынужденных переселенцев остается чрезвычайно актуальной для большинства регионов Российской Федерации, а меры принимаемые органами государственной власти и объемы финансирования для ее решения явно недостаточны. На это честно и неоднократно обращала внимание депутатов Государственной Думы РФ Федеральная миграционная служба России. Её письма также были представлены депутатам.

Кроме депутатов – членов Комитета, в заседании приняли участие представители министерств и ведомств, представители субъектов РФ, представители общественных переселенческих организаций, внештатные эксперты Комитета.

С докладом «О ходе выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём вынужденных переселенцев в соответствии с Федеральным законом «О вынужденных переселенцах» и  Федеральной целевой программой «Жилище» выступил председатель подкомитета по миграционной политике  Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками В.С. Никитин.

По его мнению, суть проблемы состоит в том, что в соответствии с частью четвертой статьи 5 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется сроком на пять лет. За этот срок федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны принять меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих в обустройстве, срок действия этого статуса продлевается ежегодно. Для многих он растянут на три пятилетки. Сейчас получают жилищные сертификаты те, кто встал на очередь в 1997 году.

Докладчик особо отметил, что Российское государство трижды меняло механизм решения данной проблемы по принципу от плохого - к худшему. Эта тенденция реально видна на примере Рязанской области. Так с 1993 по 2001 год семьям вынужденных переселенцев предоставлялись беспроцентные возвратные ссуды на строительство или приобретение жилья. В результате за 9 лет их смогли получить 1419 семей вынужденных переселенцев, т.е. по 158 семей в год. С 2002 по 2006 год был изменен механизм финансирования. Возвратные ссуды были заменены субсидиями из федерального бюджета. За пять лет их смогли получить всего 35 семей, т.е. по 7 семей в год. А с 2006 года по настоящее время действует третий механизм решения проблемы. Субсидии заменили государственными жилищными сертификатами. За три года их смогли получить всего 19 семей, т.е. по 6 семей в год. А в очереди стоит 120 семей вынужденных переселенцев. При таких темпах данная очередь будет ликвидирована через 20 лет.

Характерно, что установленный Госстроем порядок распределения сертификатов между регионами не учитывает их особенности с точки зрения социальной напряженности в среде вынужденных переселенцев. Например, самое большое в России количество вынужденных переселенцев сконцентрировано в республике Северная Осетия - Алания - 4,3 тысячи семей из 28.6. Это почти 15 процентов от числа всех семей, перед которыми не выполнила государственные обязательства Российская Федерация. Казалось бы, именно сюда должны быть направлены наибольшие финансовые ресурсы. Но в соответствии с Порядком Росстроя этой республике выделены для решения проблемы в 2006 году один государственный жилищный сертификат, в 2007 году тоже один сертификат.

Выступившие в прениях депутаты Государственной Думы, представители Федеральной миграционной службы (ФМС), Министерства регионального развития Российской Федерации, Госстроя России  и др. поддержали докладчика.

Представители ФМС обратили внимание собравшихся, что на 2008-2010 годы в рамках подпрограммы  федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на эти цели предусмотрены ассигнования в объеме 3,96 млрд. рублей, что позволит решить жилищную проблему не более 13% семей нуждающихся в государственной поддержке.

В 2007-2008 годах по поручению Президента Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 1094 «О подготовке предложений о едином порядке оказания  государственной поддержки в жилищном обустройстве граждан, утративших жилье в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, а также граждан - вынужденных переселением из республик бывшего Советского Союза» эта проблема рассматривалась заинтересованными федеральными органами власти.

В результате подготовлены предложения по дополнительному выделению финансирования для вынужденных переселенцев в размере  32,76 миллиардов рублей. ФМС России считает необходимым указанные средства выделить и период с 2008-2010 годы., а Минрегион России предлагает требуемые средства выделить и 2009-2015 гг.  Однако, до настоящего время конкретные сроки и источники дополнительного финансирования правительством не определены.

Представитель Минэконом развития уточнил, что дополнительная потребность, заявленная Минрегионом России, на обеспечение жильем 31 тыс. семей вынужденных переселенцев в объеме 25,99 млрд. рублей на 2009-2010 годы и 11,95 млрд. рублей - 2011 год в бюджетных проектировках на 2009-2011 гг. не учтена.

Кроме того, в ходе рассмотрения предложений Минрегиона России было отмечено, что для решения указанной проблемы в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы требуется соответствующее решение Правительства Российской Федерации и рекомендовано Минрегиону России ускорить подготовку и представление в Правительство Российской Федераций и Минэкономразвития России в установленном порядке проектов актов Правительства Российской Федерации об осуществлении бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2009-2011 годы по корректировке Программы в части увеличения ассигнований на обеспечение жильем вынужденных переселенцев, в том числе из республик бывшего Советского Союза для доклада на Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, Минэкономразвития России рассмотрит доработанные в установленном порядке предложения Минрегиона России об увеличении ассигнований на мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2011 годы, в том числе на вынужденных переселенцев.

Заслушав и обсудив доклады подкомитета по миграционной политике Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками (Никитин В.С.), представителей Федеральной миграционной службы, Министерства регионального развития Российской Федерации, Госстроя России о ходе выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем вынужденных переселенцев, Комитет принял проект резолюции.

Принятие проекта было обусловлено  предложениями органов государственной власти Калининградской, Брянской, Калужской, Рязанской, Ярославской областей, Республики Северная Осетия - Алания и многочисленные обращения в Государственную Думу вынужденных переселенцев о необходимости ускорения решения данной проблемы.

Целевыми установками Президента Российской Федерации на активное использование потенциала российских соотечественников для укрепления российского государства и духовного единства общества. Его поручениями Правительству Российской Федерации о выработке единого порядка оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве всем категориям граждан, утративших жильё в результате конфликтов в Чеченской Республике, Северной Осетии, Ингушетии и странах СНГ.

Неоднократными обращениями Федеральной миграционной службы о необходимости значительного увеличения финансирования жилищного строительства для вынужденных переселенцев.

Комитет решил:

1.Отметить, что проблема обустройства вынужденных переселенцев является чрезвычайно актуальной практически для всех субъектов Российской Федерации, а меры, предпринимаемые органами государственной власти и объемы финансирования по ее решению явно недостаточны.

2. Предложить Государственной Думе и Правительству Российской Федерации увеличить ассигнование финансовых средств на реализацию подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» с учетом инфляции, удорожания стоимости жилья на рынке недвижимости, и до уровня , обеспечивающего решение данной проблемы в период действия подпрограммы.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

- ускорить выполнение поручения Президента Российской Федерации от 15 июня 2007 года №1094 о подготовке предложений о едином порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве граждан, утративших жильё в результате разрешения кризисов в Чеченской Республике, осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, а также граждан-вынужденных переселенцев из республик бывшего Советского Союза;

- поддержать предложение Федеральной миграционной службы о дополнительном выделении средств Федерального бюджета на жилищное обустройство вынужденных переселенцев, лишившихся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, на сумму 909,2 миллиона рублей, для окончательного решения проблемы;

- принять положительное решение по обращениям органов государственной власти Калининградской, Брянской, Рязанской, Ярославской областей, Республики Северная Осетия - Алания о выделении дополнительных средств для выполнения государственных обязательств по жилищному обустройству вынужденных переселенцев.

4. Предложить депутатам - членам Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками и представителям органов государственной власти Калининградской, Брянской, Калужской, Рязанской, Ярославской областей, Республики Северная Осетия - Алания рассмотреть возможность внесения в законодательные акты субъектов Российской Федерации нормы, позволяющей органам местного самоуправления заключать договора краткосрочного найма с вынужденными переселенцами, проживающими в общежитиях муниципального жилого фонда социального использования, для сохранения за ними права на получение государственной поддержки в жилищном обустройстве за счет средств федерального бюджета.

 Проект  принят за основу и будет дорабатываться, но, как заверил собравшихся Председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками А.В.Островский, депутаты Комитета сделают всё, чтобы принятые решения были воплощены в жизнь.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ