«Щиты не удержат нарушителей».
Интервью с начальником
УФМС России по Белгородской области полковником внутренней службы Сергеем
НЕРУБЕНКО.
21.04.2008,
http://www.fms-rf.ru
Виктор СИРЫК
На карте бывшего Союза городов с названием Белгород - аж
четыре! Но самый известный тот, который дал свое имя области. Это здесь
находятся месторождения Курской магнитной аномалии; здесь во время Великой
Отечественной войны состоялось самое кровопролитное и решающее танковое сражение
под Прохоровкой (более известное как Курская битва) и, наконец, здесь самая
протяженная (свыше 500 километров) государственная граница России с
Украиной.
Самой "больной" темой с того времени, как областное
управление ФМС заработало в новом качестве, остается перемещение через границу.
Мы расположены таким образом, что от Белгорода до Харькова - 81 километр, а до
некоторых областных райцентров более двухсот. Поэтому исторически сложилось, что
многие люди и моего поколения, и те, кто помоложе, учились в харьковских вузах;
женились, выходили замуж; и возникшие с годами родственные и прочие связи
настолько прочны, что сегодня это нельзя не учитывать. У нас есть населенные
пункты, которые надвое поделены госграницей. 98 процентов всех перемещений
оттуда сюда составляют украинцы; преобладающей является краткосрочная
(маятниковая) миграция длительностью от одного до трех дней.
-Исходя из этого, специальным соглашением на уровне
правительств двух стран утверждены определенные схемы, упрощающие целый ряд
моментов при пересечении границы. В частности, созданы и официально существуют
так называемые упрощенные пункты перехода, где на обочине дороги, нередко
грунтовой, кроме указательного щита, что это госграница, больше ничего нет.
Таких пунктов в зоне нашей ответственности - 79. Естественно, пройти здесь может
каждый, поэтому в том же самом соглашении этот момент оговаривается особо.
Правом беспрепятственного перехода пользуются лишь граждане, проживающие в
приграничных районах с обеих сторон. Все остальные - об этом на щитах сделаны
соответствующие предупредительные надписи - де-юре считаются нарушителями.
-То есть любой супостат, оказавшийся на территории
Украины, но не имеющий документа о миграционном учете, может свободно этим
проходом воспользоваться?
-Может, но в таком случае он автоматически подпадает под
статью УК РФ о незаконном пересечении госграницы, а весь его груз становится
контрабандным.
-Какие проблемы это создает сотрудникам миграционной
службы?
-Контроль за соблюдением иностранными гражданами
миграционного законодательства начинается с момента их въезда на территорию
России. А о каком контроле с точки зрения миграционного учета может идти речь в
данном случае? По этой причине мы никогда не знаем, сколько иностранных граждан
фактически находится на территории области в настоящий момент. Даже
приблизительно. Разумеется, помимо упрощенных пунктов прохода, есть и
официальные пограничные КПП (всего - 14), на пяти из которых работали посты
иммиграционного контроля. ПИКи реорганизуются, но согласно плану взаимодействия
с пограничным ведомством нашей страны контроль за перемещением госграницы
посредством миграционных карт останется.
-В конце прошлого года много раз и на всех уровнях
говорилось о вступившем в действие изменении правил для украинцев, которые
должны вставать на миграционный учет в течение трех рабочих дней после прибытия
на территорию РФ. Как это происходит в действительности?
-Для тех, кто трудоустраивается, так и происходит. Тем,
кто желает задержаться на территории России более трех суток независимо от
региона, я тоже рекомендую это сделать во избежание ненужных вопросов при
пересечении госграницы в обратном направлении. Нарушение сроков постановки на
миграционный учет предусматривает административную ответственность. Хочу
добавить еще несколько слов о ситуации вокруг упрощенных пунктов пропуска. По
нашим очень приблизительным данным, количество граждан Украины, прибывших только
на территорию Белгородской области через них, в прошлом году составило не менее
30 тысяч человек. А сколько проследовало дальше, в глубь страны?.. Было бы очень
разумным ввести в этих местах прохода систему учета граждан. Передача этих
сведений хотя бы в нашу базу данных позволит определиться с количеством людей,
пересекающих границу, отследить соответствие фактических целей въезда в РФ и
обеспечить элементарный контроль: прошел человек, вернулся или сгинул где-то
бесследно.
Учитывая нашу специфику, было бы правильно, если бы на
территории Белгородской области функционировало подразделение мобильного
миграционного контроля, укомплектованное специальной техникой на автомобильной
базе. Я знаю, что положительный опыт в этом отношении в других регионах имеется,
но именно наша область подходит под идеальный полигон для практического изучения
и обобщения данных, полученных таким путем. Это не только поможет контролировать
ситуацию, но поднимет в целом авторитет Федеральной миграционной службы
России.
-Вы затронули вопрос взаимодействия с пограничниками и
реорганизации ПИКов. Расскажите об этом подробнее.
-Вопрос с ПИКами решен таким образом, что в прежнем
качестве они существовать не будут, поэтому главное сейчас, чтобы в ходе
преобразований не оказалось размытым профессиональное ядро сотрудников, которые
осуществляют иммиграционный контроль на границе. Руководителям территориальных
органов, имеющим в подчинении эти посты, было предложено высказать свои
соображения по этому поводу, и я готов озвучить их еще раз. В составе УФМС
России по Белгородской области целесообразно создать (без изменения штатной
численности) управление иммиграционного контроля. Все бывшие ПИКи переименовать
в отделы противодействия нелегальной миграции (с прежней территориальной
привязкой) и во главе каждого отдела поставить сотрудника из числа
аттестованных. В таком случае было бы сохранено одно из золотых правил
арифметики, когда от перемены мест слагаемых сумма не меняется и мы без всяких
потрясений продолжим расширять правоприменительную практику миграционного
пограничного контроля.
Наши взаимодействия с пограничниками в отношении
граждан, пересекающих госграницу, определены федеральным законом, который четко
регламентирует, что все сведения о въезде по миграционным картам передаются в
наши подразделения в течение суток. Так оно и происходит, но, к сожалению,
заполненные миграционные карты по-прежнему передаются нашим сотрудникам вручную,
после чего данные по иностранным гражданам вносятся в компьютер. Что же касается
электронной системы "Каскад", которая должна считывать и передавать информацию о
въезде (выезде) в режиме он-лайн, то она по техническим причинам до сих пор
почему-то не взаимодействует с нашей базой данных. И той стройности, ради
которой вся эта система задумывалась, пока нет.
А представьте, насколько бы выиграло дело, если бы
полное автоматизированное формирование данных об иностранном гражданине
начиналось на пограничном КПП. Они вбивают в компьютерную базу сведения по своей
линии; мы, получив от них информацию, добавляем свои; в областной электронной
базе ко всему этому прикрепляют необходимые сведения по линии УВД, и в итоге в
ЦБДУИГ оказывается полная картинка по иностранцу, прибывшему на территорию РФ.
Любая правоохранительная структура нашей страны после этого в любом месте и в
любое время в случае возникновения необходимости сможет получить информацию по
интересующему гражданину в течение нескольких минут. Я знаю, что так должно
быть, но кто-то где-то, как всегда, чего-то не дорабатывает.
-Как вы думаете, если бы Федеральная миграционная служба
была в министерском ранге, эти вопросы продвигались иначе?
-Не знаю, насколько проще бы это отразилось на внедрении
"Каскада" - все решения на этот счет уже давно приняты, соответствующие
распоряжения и указания даны, но совершенно точно убежден: хуже бы не стало.
Если бы вы задали мне этот вопрос года полтора назад, я бы однозначно ответил
"нет". Тогда в очень разном соотношении и стадии формирования находились
территориальные региональные подразделения ФМС. Сегодня, думаю, многие
руководители поймут, о чем речь, ощущается достаточно резкий скачок по сравнению
с тем временем. Причем не только в вопросах становления, финансирования, подбора
и расстановки кадров, но и в плане изменившихся отношений, которые
сформировались на местах с руководителями органов власти.
-А как у вас строятся эти отношения?
-Чтобы уйти от общепринятых дежурных определений, скажу
просто: очень по-деловому. В настоящее время при оказании населению
государственных услуг мы стараемся максимально приблизиться к тому, что
предписано новыми административными регламентами. И самое первое, без чего
работа с населением невозможна, - это соответствующий уровень служебных
помещений и зданий. Так вот, если бы не наши местные власти, не помещения,
выделенные подразделениям УФМС по личному распоряжению губернатора Белгородской
области, и не содействие в ремонте там, где это необходимо, мы были бы очень
далеки от того состояния, в котором сейчас находимся.
-Какова у вас ситуация с трудовой миграцией и в какой
степени вы удовлетворены ходом работы по искоренению нелегалов, работающих на
рынках?
-Могу со всей ответственностью заявить, что на рынках и
прочих аналогичных торговых предприятиях у нас порядок. Понимаю, что все в этом
мире относительно, но тех проблем, которые обусловлены большим присутствием на
рынках выходцев их южных республик, в Белгородской области нет. У нас просто нет
этого присутствия. Те же, кто работает, давно имеют российское гражданство. Дело
в том, что многие процессы по регулированию рыночной торговли, были инициированы
руководством области задолго до прошлогоднего постановления.
Внимание акцентировали на том, чтобы убрать с рынков
посредническое звено, и одновременно серьезно была повышена ответственность
рыночных руководителей за все, что происходит на их территории. Главное ведь не
в том, кто стоит за прилавком, а в том, кто заправляет процессом торговли и
выполняет функции посредника. Сегодня у нас созданы все условия для
отечественного производителя, и, если, к примеру, он не хочет или не умеет
торговать, то имеет возможность сдать свою продукцию на законных основаниях. И
не каким-то непонятным ребятам на входе по драконовским ценам, а штатным
сотрудникам рынка. Все эти процессы на сегодняшний день отлажены.
В прошлом году благодаря известным законодательным
инициативам в области произошел всплеск трудовой миграции. Разрешений на работу
было выдано в 3,5 раза больше, чем в году предыдущем. При этом по данным,
полученным с ПИКов, больше людей на нашу территорию въезжать не стало, а значит,
легко можно сделать вывод, что люди просто легализовались. Мы рассчитываем, что
в 2008 году этот процесс продолжится, количество мигрантов, которые будут заняты
легальной трудовой деятельностью, возрастет еще примерно вдвое и достигнет 11-12
тысяч человек. Наши расчеты обусловлены еще и тем обстоятельством, что в
Белгородской области сегодня достаточно эффективно развивается множество
нацпроектов - в агропромышленном секторе, строительной сфере, животноводстве, а
это требует дополнительных рабочих рук.
Основные страны-поставщики людей рабочих специальностей
в наш регион - это Украина, Молдова и Узбекистан. На последнем совещании у
губернатора, посвященном вопросам регулирования процессов трудовой миграции,
акцент был сделан на налаживание "мостов" с поставщиками рабочей силы в странах
исхода. Также было отмечено, что в этом вопросе нельзя ориентироваться только на
заграницу, внимание следует обратить и на субъекты РФ, откуда люди едут к нам с
не меньшим желанием. Понятно, что селекционная работа по подбору кадров нужных
специальностей и квалификации будет проводиться через областную службу занятости
населения, но в обязательном взаимодействии со всеми заинтересованными
структурами. В том числе и нашим управлением. Поэтому задача обеспечения
цивилизованной трудовой миграции на территории субъекта, особенно в свете того,
что 2008 год объявлен годом иммиграционного контроля, для нас - одна из
главных.
|