Русские – пассионарный народ
Круглый стол «Государственная
программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в
Российскую Федерацию: проблемы информационного сопровождения» (4 апреля,
Алма-Ата). Доклад И.С. Климошенко, председателя Республиканского славянского
движения «Лад» в Казахстане.
9.04.2008,
http://www.russians.kz
Иван С. Климошенко
Надо ли говорить о том, что программа
переселения соотечественников стратегически и геополитически чрезвычайно важна
для России. Сокращение коренного русского населения являет угрозу самому
существованию Российской Федерации. В ситуации глобальной борьбы за человеческие
и сырьевые ресурсы - это не выглядит каким-то преувеличением.
Изо дня в день нарастает количество мигрантов из
ближнего и дальнего зарубежья, несущих иные мировоззренческие ценности и не
желающих растворяться в российской культурной традиции. Этот «миграционный вал»,
вне всякого сомнения, оказывает негативное воздействие на этнополитическую
ситуацию в стране, создавая узлы межнационального и социального напряжения.
Вместе с тем региональные демографические дисбалансы таковы, что в Сибири и на
Дальнем Востоке – там, где сосредоточены основные сырьевые и энергетические
запасы страны – катастрофически не хватает рабочих рук. Как утверждает президент
Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая, скоро мы не сможем удержать
эти регионы, поскольку в них происходит активная депопуляция коренного
населения. По её мнению, если население России станет меньше 100 млн., «то
наступит точка невозврата».
Не менее важна программа переселения и для 25 млн.
русских, российских соотечественников, от которых 17 лет назад «уехала»
историческая Родина. На сегодняшний день это огромный человеческий «резервуар»,
запасы которого – если ими разумно и по государственному распорядиться -
способны существенно смягчить остроту демографического кризиса в России и не
допустить развития ситуации до «точки невозврата».
В частности, «благополучный» Казахстан на протяжении
последних постперестроечных лет давал устойчивый приток людских ресурсов в
Российскую Федерацию. По разным оценкам «дружественную» республику покинуло 2-3
млн. граждан, из которых большая часть этнические русские.
По официальным данным за 1989–1999 гг. количество
русских в Казахстане сократилось на 26 процентов (с 6 млн 62 тысяч до 4 млн
479,6 тысячи), украинцев – на 38 процентов, немцев – на 63 процента. По данным
на 1994–99 гг., доля эмигрантов в трудоспособном возрасте составляла 65%, а 25%
выехавших – это люди в возрасте моложе трудоспособного. Более 40% из всего этого
контингента имеют высшее и среднее специальное образование.
При этом сразу же хочу развеять упорно культивируемый
миф о том, что русское население в Казахстане адаптировалось и не хочет
возвращаться в Россию. Люди уезжают и продолжают уезжать. Только в 2007 г.
республику покинуло 45 тыс. граждан. По мере возрастания ассимиляционного
давления со стороны казахских властей этот поток будет возрастать.
И всё это, обратите внимание, происходило и происходит,
так сказать, «стихийно» - вне рамок российской программы переселения
соотечественников. То есть люди ехали туда, куда хотели, не повязанные
«оседлостью» и материальными обязательствами перед властями Российской
Федерации.
И здесь самое место остановиться и спросить: что же
нужно, чтобы миграционный поток был регулируемым и отвечал насущным политическим
и социально-экономическим потребностям Российской Федерации?
По моему мнению, нужны две вещи: решение проблемы жилья
и увеличение, в разы, компенсационных выплат. Русские во все времена были
пассионарным народом и были готовы ехать туда, где есть место для приложения сил
и созидательного творчества. От современной России, располагающей сегодня
достаточными финансовыми ресурсами, всего лишь требуется им помочь. Причём, для
этого не надо снимать последнюю рубашку с тела, а надо деловито и толково
распорядится организационными и материальными возможностями, имеющимися у
государства. И, прежде всего, – устранить бюрократические препоны, связанные с
многомесячными ожиданиями и хождениями по властным коридорам.
При этом важно понимать, что наши соотечественники уже
пережили психологический шок и растерянность 90 гг., когда помимо своей воли
оказались иностранцами. Русские в Казахстане сумели адаптироваться, многие
заняли нишу в малом и среднем бизнесе и в социальном плане относительно
благополучны. Поэтому было бы нелепо требовать от них, чтобы они с котомками за
плечами, вместе с родителями и детьми ринулись в российскую глубинку или
заброшенные посёлки Сибири и Дальнего Востока.
У каждого потенциального переселенца возникают резонные
вопросы: будет ли крыша над головой, сумею ли прокормить своих стариков, дать
детям образование? При этом важно понимать, что большинство из них это люди со
скромным достатком, обладающие единственной ценностью – собственной квартирой
или домом.
Безусловно, нужны серьёзные стимулы и финансовые
вложения со стороны государства. На мой взгляд, надо поднять статус программы
переселения на уровень основных национальных проектов, осуществляемых сегодня в
Российской Федерации. Время ещё есть, и, исходя из имеющейся рабочей практики,
необходимо вносить необходимые коррективы в подходы и механизмы реализации
программы переселении соотечественников.
Опыт внимательного отношения к программе в отдельных
российских регионах уже есть. К примеру, это Смоленская, Брянская, Вологодская
области. Но это пока единичные случаи ответственного и государственного подхода
к проблеме возвращения соотечественников на свою историческую Родину.
По свидетельству наших коллег, чрезвычайно болезненной
проблемой для переселенцев является ставка подоходного налога. Налоговое
законодательство РФ предусматривает различные ставки налогообложения в
зависимости от статуса налогоплательщика - является ли физическое лицо налоговым
резидентом или нет. Подоходный налог резидентов взимается по ставке 13%,
нерезидентов - по ставке 30%. Поскольку налоговым резидентом признается лицо,
находящееся на территории России более 183 дней в году, участники программы
переселения облагаются налогом в размере 30%.
Решение жилищной проблемы для переселенцев тоже не
выглядит совсем безнадёжным. Есть проект «одноэтажной России», предусматривающий
строительство недорого жилья в сельской местности с соответствующей
инфраструктурой. Более того, энтузиастами программы совместно с депутатами
Госдумы уже подготовлен законопроект о внесении изменений в Жилищный кодекс,
стимулирующих создание малоэтажного жилья. В частности, на инфраструктуру и
подведение коммуникаций к малоэтажным постройкам выделены деньги. Кроме того,
выделено 3,5 миллиарда рублей для создания дорожной сети к малоэтажным
постройкам с тем, чтобы эти поселения развивались.
Есть также возможности для облегчения бремени финансовой
нагрузки на переселенцев. Имеется в виду переданный спикером Совета Федерации
Сергеем Мироновым в правительство проект закона о строительных сберкассах,
позволяющий накапливать деньги на жильё и получать дешёвые кредиты. Всё это
будет осуществляться под контролем Центробанка РФ. Государство также вполне
могло бы взять на себя и оплату по процентам.
Но законопроект был подан ещё в декабре прошлого года и
по сию пору находится в правительстве. Сами понимаете, при таком отношении к
делу программа никогда не заработает.
Ещё одним существенным недостатком в реализации
программы переселения является отсутствие необходимой информационной поддержки.
Я более детально остановлюсь на этой крайне важной теме в рамках другого вопроса
нашей повестки.
Сейчас бы хотел добавить только то, что информационное
противодействие программе переселения соотечественников в Казахстане оказывается
значительное. В казахстанских СМИ предпринимаются попытки показать неизбежность
провальности программы переселения соотечественников. Идёт вал публикаций, прямо
направленных на дискредитацию программы.
Стоит перечислить, в частности, последние по времени
названия статей, опубликованных в Казахстане: «Без вести пропавшие», «Программа
по переселению соотечественников в Россию терпит фиаско», «Наша Раша»,
«Неласковая Русь» и пр., охотно тиражируемых российскими СМИ.
Достаточно таких заголовков, чтобы многим
соотечественникам в республиках СНГ «дать по рукам» и навсегда отбить у них
охоту к перемене мест. А если учесть то обстоятельство, что объективной
информации о самой программе и конкретных шагах по её реализации крайне мало, то
это оказывает неблагоприятное воздействие на умонастроения русскоязычного
населения и подрывает имидж России в целом.
Наши собственные скромные информационные ресурсы (сайт
«Русские в Казахстане» - единственный на всю Среднюю Азию пророссийский ресурс,
и газета, Лад») задействованы полностью на информационную поддержку программы
переселения с самого момента её появления печати. Мы будем делать это и впредь.
Но хотелось бы, чтобы наша деятельность была более эффективной и находила
действенную поддержку МИДа и ФМС.
Программа переселения соотечественников нужна,
востребована и будет непременно реализована. Я в этом абсолютно уверен!
Спасибо за внимание!
|