Закавказский "проспект"
22.04.2008
Накануне.ru
Денис Колчин
20 лет назад советские внутренние войска были введены в
Нагорный Карабах, где к тому времени армяне и азербайджанцы уже начали пускать
друг другу кровь. Это было первое крупное применение советских вооруженных сил в
Закавказье после 1920-х годов. А Карабах открыл счет больших войн на территории
СССР позднего периода. С того времени многое изменилось, и России приходится
разбираться с новым южным "ребусом". Кстати, недавно в Баку предложили
карабахцам взять пример с Татарстана и Башкирии. То есть, войти в состав
Азербайджана на правах "высокой автономии". Однако, вряд ли в Ереване и
Степанакерте согласятся с подобным предложением. В нем нет смысла при наличии
фактической независимости НКР. О том, почему в Закавказье все произошло именно
так, а не иначе, что ждет Грузию и возникнут ли у Азербайджана проблемы с
талышами и лезгинами в интервью Накануне.RU рассказал заведующий отделом Закавказья Института стран СНГ Михаил
Александров.
Вопрос: Скажите,
оправданными ли оказались присутствие и потери в то время нашей армии и
внутренних войск в этих "горячих точках"?
Михаил
Александров: Потери неизбежны, когда проводятся силовые акции. Цена,
которую приходится платить за стабильность. Надо выбирать – либо ты уходишь из
региона, либо пытаешься урегулировать ситуацию, и здесь без потерь не обойтись.
Тогда ввод войск был правильным решением. Положение стабилизировали. Другое
дело, что не велось нормального диалога, например, с карабахцами, их точка
зрения игнорировалась в интересах азербайджанского руководства. И ошибка была в
этом, а не в приходе ВВ. В Южную Осетию войска сперва ввели, а потом вывели.
Началась война. Нужно было сохранить военное присутствие.
Вопрос: Сейчас в
Закавказье мы имеем типичную постимперскую ситуацию, когда регион еще не имеет
четкой конфигурации?
Михаил
Александров: Дело не в распаде империи, а в том, что, например,
карабахский конфликт существует долго, уходит в глубь веков. Просто при
советской власти он обострился. Что касается Абхазии и Южной Осетии, осетины
никогда формально не признавали власти грузинских князей. Абхазы были
независимым княжеством под протекторатом Турции до того, как присоединились к
России. Так что особых оснований входить в состав Грузии у них нет. При
советской власти их к ней присоединили. Они были недовольны и при первой
возможности успешно отделились.
Вопрос: От каких
факторов зависит окончательное формирование региона? Сводится ли здесь все к
противостоянию Россия и Америки, и ситуации с "непризнанными"?
Михаил
Александров: Противостояние России и Америке в Закавказье - фактор
временный и краткосрочный в исторической перспективе. Оно возникло недавно, даже
не в 90-е годы, а с приходом к власти Буша, когда Америка начала новую волну
экспансии на постсоветское пространство, взяла на вооружение стратегию окружения
России поясом недружественных государств. Россия была вынуждена отвечать. По
мере ослабления США, а мы сейчас видим, что там серьезный экономический кризис,
им придется уходить из Евразии – прежде всего из Афганистана, Ирака. У них
обострятся внутренние проблемы, не станет возможностей удерживать систему союзов
и военных баз за рубежом, в местах, которые не являются критическими для
американской безопасности. Поэтому, скорее всего, Закавказье предоставят само
себе. Восстановится баланс региональных сил. Традиционно Россия, Турция и Иран
станут определять политику. В этих условиях Грузия будет главным ответчиком за
все события, которые произошли в последнее время. Абхазия и Южная Осетия
окончательно получат независимость, Аджария, Джавахетия, азербаджанонаселенный
Марнеульский район выйдут из-под контроля Тбилиси. Скорее всего, Грузия
разделится на несколько территорий – Мингрелию, Гурию и Восточную Грузию.
Превратится в конфедерацию. За счет этого может быть решен и нагорно-карабахский
вопрос, поскольку Азербайджан имеет шансы получить компенсацию в виде
Марнеульского района, взамен НКР. Такой план представляется более реалистичным
после ухода Запада из региона.
Вопрос: Какова
сегодня степень привязанности Закавказья к тому, что происходит в Турции, вокруг
Ирана, на Северном Кавказе?
Михаил
Александров: Турция имеет в Закавказье свои интересы. Она внимательно
следит за политикой Армении, поддерживает Азербайджан по НКР. Иран обеспокоен
позицией Азербайджана по сотрудничеству с Западом, попытками Запада разыграть
карту Южного Азербайджана, который входит в состав Ирана. Южная Осетия, Абхазия
тесно связаны с Северным Кавказом, также, как и лезгины с Дагестаном. Чеченцы
частично живут в Грузии. По Каспию есть противоречия между Россией и
Азербайджаном. Получается что здесь все сильно переплетено.
Вопрос: Как в
регионе проявляется исламский фактор?
Михаил
Александров: Исламский фактор в Закавказье мало заметен. Он больше
присутствует у нас, на Северном Кавказе - в Дагестане, в Кабардино-Балкарии, в
Карачаево-Черкесии. В Азербайджане идет активная борьба с радикальным исламом.
Грузия и Армения – православные страны.
Вопрос: Может ли в
будущем возникнуть вопрос разделенных лезгин и талышей в Азербайджане?
Михаил
Александров: Это будет зависеть от поведения Азербайджана. Если Баку
будет проводить сбалансированную политику, учитывая интересы соседей – России и
Ирана, то, я думаю, проблема не возникнет. И во внутренней политике Баку надо
учитывать интересы лезгин и талышей. Дать им возможность посещать школы на
родном языке, использовать его в печатных СМИ, в региональном ТВ, не допускать
попыток тотальной ассимиляции.
Вопрос: Как бы Вы
могли охарактеризовать политику Москвы в регионе с 90-х до наших дней?
Михаил
Александров: Можно выделить три этапа. Первый – попытки сохранить СССР
любой ценой. Ставка делалась на союзные республики против автономий, с другой
стороны – использование автономий, чтобы сдержать выход союзных республик из
состава СССР. С 1990-го по конец 1991-го. Второй этап – попытки Ельцина
консолидировать СНГ. Для этого он шел на значительные уступки бывшим союзным
республикам частично за счет отделившихся автономий – блокада Абхазии, уступки
по выводу войск из Приднестровья, политика экономических дотаций членам СНГ,
торговые преференции, безвизовый режим, возможность свободно вести бизнес в
России. С приходом Путина эта политика стала приобретать более прагматичный
характер. Не было желания спасать СНГ. Россия стала использовать экономические
рычаги влияния, наметился более реалистичный подход к "непризнанным", перестали
предоставляться преференции либо их существенно урезали.
Вопрос: О какой
степени влияния России на закавказские дела сегодня уместно говорить?
Михаил
Александров: Россия сохраняет рычаги влияния. К сожалению, не все они
эффективно использовались в прошлые годы из-за внутренней робости российского
руководства или нежелания ссориться с Западом. Присутствовала линия на
интеграцию в западные экономические, политические структуры. Она провалилась.
Начинается пересмотр политики. Уже сейчас в отношении "непризнанных" проводится
более реалистичная политика. Она приобретает осмысленный здравый оттенок, хотя
еще не до конца, в потенциале. Но движение идет в правильном направлении.
|