НАТО и Казахстан
15.04.2008.
Gazeta.kz
Виктор Серов
Роберт Симмонс, Специальный представитель Генерального
Секретаря НАТО по Центральной Азии, побывавший на днях в Алматы, во всех
публичных выступлениях оценивал взаимоотношения НАТО и республики как близкие и
позитивные.
- План сотрудничества НАТО и вашей страны охватывает
очень широкий круг тем и правительственных ведомств, включая вопросы
чрезвычайногогражданского планирования, обеспечение безопасности на границах,
вопросы безопасности в энергетической сфере. Так что наше взаимодействие не
ограничивается тематикой Министерства обороны. У нас есть очень хорошие
отношения с вашим парламентом и сенатом, и я считаю, что мы добились
действительно больших успехов за последние годы, - заявил он на итоговой
пресс-конференции. Можно было подумать, из-за хронологических совпадений, что
приезд высокого натовского дипломата как-то опосредованно связан с недавним
саммитом в Бухаресте, что он является результатом проявившихся там противоречий
между Россией и членами НАТО, что после обострения их отношений руководство НАТО
стремится укрепить свой имидж в Казахстане и Центральной Азии.
Однако на самом деле основная причина приезда г-на
Симмонса была гораздо приземленней и ближе к казахстанской тематике. Дело в том,
что завершается первый цикл плана сотрудничества республики и НАТО, и нужно
проанализировать его итоги и наметить основы второго аналогичного плана. Для
этого Специальный представитель Генсека НАТО и прибыл в Алматы.
Есть и другой мотив визита. Военная операция НАТО в
Афганистане не только не сокращается, но продолжается и расширяется, а
командование блока заинтересовано в получении гарантированного транспортного
коридора для снабжения своих войск. Принципиальная договоренность о таком
коридоре уже достигнута с Россией, теперь необходимо согласие Казахстана и
Узбекистана.
Каждая из этих стран в силу географического фактора
является определяющим «звеном» для наземного снабжения войск в Афганистане. И
г-н Симмонс признал, что это и стало одной из главных тем его переговоров в
Астане.
Надо заметить, что геополитическое положение Казахстана
в данной связи выглядит (да и, пожалуй, на самом деле является) очень выгодным.
С одной стороны, его не «обойти», стараясь выйти на систему транспортных
коммуникаций Афганистана, и это повышает политическую значимость Казахстана в
региональной политике. С другой, ввиду отсутствия общей границы с беспокойной
страной, республика может ощущать себя в относительном удалении от центра
«афганской интриги».
А это расширяет поле для возможного политического
маневра в «игре» с крупными «игроками» в центральноазиатской политике, такими
как, в частности, НАТО и США. Здесь положение Казахстана как нигде удобно и даже
выигрышно, что не могут не понимать в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
Роберт Симмонс не слишком распространялся на тему
состояния переговоров с Астаной по вопросу транзитного коридора. Но в общем
выглядел довольно уверенно, когда упомянул об этом. Почему бы и нет, коль скоро
дипломат заявил, что везтись по транзитному коридору будут исключительно
невоенные грузы, хотя и предназначенные для армии: от медицинских автомобилей до
сантехники.
Нельзя не заметить, что ситуация с соглашением по
афганскому транзиту предоставляет Астане очень удобный способ позиционировать
себя в условиях натовско-российских противоречий таким методом, в котором и
международный престиж страны будет соблюден, и ни у кого из участников
упомянутого противостояния не будет оснований обижаться на Казахстан.
Не так ровно и благополучно выглядит ситуация с
энергетическими вопросами. Г-н Симмонс сказал, что среди направлений
сотрудничества НАТО с другими государствами, в частности, конечно, с
Казахстаном, важное место занимают вопросы обеспечения энергетической
безопасности.
От казахстанских журналистов сразу был задан вопрос: а
как, собственно, можно ее обеспечивать в условиях, когда экспортные нефтепроводы
и газопроводы идут на Запад по территории стран, не входящих в НАТО? Не будут же
руководители альянса поднимать вопрос о вводе своих военных контингентов в
данные страны для «обеспечения энергетической безопасности». Или, все-таки,
будут?
Сейчас такую картину может представить только человек с
чрезвычайно развитым воображением. Но - ведь и история натовскими радарами в
Польше еще пять лет назад показалась бы шизофренической идеей. А сегодня они уже
почти реальность…
- Мы ведем активный диалог и организуем семинары по этим
вопросам. Мнение, разделяемое многими, говорит, что самые серьезные риски
сегодня в энергетической сфере связаны с угрозой терроризма. Поэтому налажен
механизм по обмену разведданными, в том числе и с Казахстаном, о
террористической деятельности. Это механизм раннего предупреждения. Я считаю,
что роль, которую будет играть альянс в обеспечении безопасности энергетики,
будет ограничена защитой энергетической инфраструктуры, и мы как раз
предусматриваем включение такой темы в нашу программу военного сотрудничества с
Казахстаном, - заявил дипломат.
А вот что такое «защита энергетической инфраструктуры»
так и осталось невыясненным.
|