Квота-мачеха
Российская газета,
23.05.08
Квота, как объясняет толковый словарь, происходит от лат.
quot — «сколько» и означает: «доля, часть, норма чего-либо допускаемого». Но в
российской миграционной практике квота — вовсе не мера отсчета, а просто барьер,
ловушка, механизм для превращения в нелегалов нормальных людей.
"Мир, труд, май... Гастарбайтер,
уезжай!"
Загадочная история происходит сегодня с миграцией в
Приморском крае. На мигрантов из дальнего зарубежья (это, конечно, в основном,
китайцы) выделена годовая квота 27 984 человека, а для наших «ближних»
соотечественников — всего… 176 человек. Этот эсэнговский мизер, разумеется,
давно использован, и теперь разрешений на работу соотечественникам не выдают.
Так что когда некий «Союз славян» проводил во Владивостоке пикет против
нелегальной миграции, оглашая окрестные сопки таким вот веселеньким слоганом:
«Мир, труд, май… Гастарбайтер, уезжай!» — это «уезжай» относилось, получается,
не к китайцам (у них-то с документами все в порядке), а к соотечественникам,
рискнувшим добраться до Тихоокеанского побережья и вдруг ставшим здесь, «на краю
света», нелегалами. На том основании, что не вместились в квоту, о существовании
которой даже не подозревали.
Но как же так: еще весна на дворе, впереди лето — самый
пик трудовой миграции, а годовая квота уже исчерпана до дна? И это ведь не
только в Приморье. Уже закончились квоты и идет, значит, массовая
делегализация гастарбайтеров по всей стране – от Москвы до
Якутии. Между тем, именно в этом году Россия вступает в ту
демографическую яму , о которой давно бьют тревогу эксперты:
количество трудоспособных россиян сокращается ровно на миллион. Сама жизнь
наглядно доказывает, что без мигрантов нам не обойтись. А мы, значит,
перекрываем им дорогу? Это что – просто недоразумение или чей-то
злой умысел?.
Прорыв к свету
В прошлом, 2007 году (он войдет в историю российской
миграции как Год надежд) квота на трудовых мигрантов из СНГ была огромная — 6
миллионов. Эту цифру взяли, можно сказать, «с потолка». Примерно столько, по
оценкам экспертов, нелегалов в стране, и завышенная квота была утверждена в
расчете на то, что с введением нового, либерального законодательства всех
«выпавших из правового поля» удастся легализовать. То есть по сути была начата
иммиграционная амнистия, о необходимости которой так много писала «Российская
газета». Правда, проводилась она в завуалированном виде и только для трудовых
мигрантов (приехавших на ПМЖ совсем не коснулась), но все-таки дала серьезные
результаты. Вышли из тени, встав на миграционный учет, более 4 миллионов
мигрантов. Из них около двух с половиной миллионов получили разрешение на
работу.
Это был, конечно, прорыв к свету. Ведь раньше о борьбе с
нелегалами только говорили. А на самом деле та же милиция, в чье ведение осенью
2001-го передали миграцию, была жизненно заинтересована сохранить непаханым это
неправовое поле, на котором ей, милиции,так вольготно пастись.
Начавшаяся в пршлом году реальная борьба с
нелегальной миграцией означала одновременно и серьезную борьбу с коррупцией.
Задевались коренные основы целых корпораций и лиц, куда более мощных, чем
промышляющая поборами милиция. Наивно было бы полагать, что этот мощный спрут
так просто свое упустит.
Танго с квотой
И вот в минувшем декабре было вдруг объявлено, что квоты
на трудовых мигрантов уменьшаются в 2008-ом в три(!) раза. Это означало, что
революция закончилась. Так уж у нас повелось: российская миграционная политика,
а тем более практика движется в ритме старого танго — шаг вперед, два шага
назад…
Но что же теперь делать регионам, где квот нет, а
мигранты все едут и потребность в рабочей силе растет? Неужели сказать:
«Гастарбайтер, уезжай»?!
Что делать тому же Приморью? Ведь здесь ситуация вообще
аховая. Это как же объяснить, что для настоящих иностранцев припасена
многотысячная квота, а для наших соотечественников — слезы? Тут крамольные мысли
в голову лезут: неужели кто-то пытается втихую «сдать» китайцам наши
дальневосточные земли?
Общественно-консультативный совет, работающий при
Приморском управлении Федеральной миграционной службы, еще 2 апреля с.г.
обратился с письмом к губернатору Сергею Дарькину:
«…Количество уже въехавших в край трудовых мигрантов из
СНГ в десятки раз превышает утвержденную на 2008 год квоту. Но эти люди уже
здесь, в Приморье, они приехали и продолжают приезжать, чтобы работать. Они
потратили деньги на дорогу, на процедуру регистрации, на медицинские справки. А
теперь, не получив разрешения на работу, они попадают в безвыходное положение
нелегалов, потенциально опасных для нашего края… Вместе с тем потребность
Приморья в трудовых ресурсах будет возрастать по мере развития экономики,
реализации социально-экономических программ, подготовки к саммиту АТЭС…»
Губернатор на обращение не ответил. Зато оперативно
прореагировала краевая прокуратура — организовала проверку численности квот и
вынесла бодрое заключение: все правильно, все по закону. Согласно закону, квоты
действительно формируются на основе заявок работодателей. Так вот, работодатели
Приморья исправно подали заявки на иностранцев из дальнего зарубежья (это для
них дело привычное), а квотирование безвизовиков — дело новое, и потому о
соотечественниках они вовремя не побеспокоились. Ведь заявки на будущий год надо
подавать до 1 мая года текущего. Вот семь работодателей подали, и потому 176
человек включены в квоту. Ну а кто не успел, тот, значит, опоздал.
Председатель Общественно-консультативного совета Сергей
Пушкарев считает ответ прокуратуры формальной отпиской. Хорошо, пусть виноваты
нерасторопные работодатели. Но разве дело только в них? А почему эта смешная
цифра — 176 человек — не удивила ни службу занятости, ни межведомственную
комиссию, ни администрацию края? Почему прокуратура не заметила даже такого
вопиющего факта: трудовые квоты не предусмотрены даже для тех 2020
соотечественников, которые уже получили разрешение на временное проживание в
Приморье (это уже по другой квоте). Жить им здесь, значит, можно, а работать
нельзя? Это же абсурд. Однако прокуратура и тут не нашла повода для
прокурорского реагирования.
Улита когда-то будет...
Приморский Общественно-консультативный совет в письме (
от 2 апреля !) предлагал администрации края: срочно попросите министерство
здравоохранения и социального развития увеличить трудовую квоту для граждан СНГ
до уровня прошлого года (18 тысяч человек) и одновременно поставьте вопрос перед
директором ФМС России о выдаче разрешений на работу уже сейчас, в счет будущей
корректировки.
Только в середине мая администрация края удосужилась
отослать ходатайство в Москву. Улита едет… А межведомственная комиссия при
минздравсоцразвитии, распределяющая дополнительные квоты (специально был
оставлен резерв — 500 тысяч), тоже особо не спешит, - заседает только три раза в
году. Последний раз заседали в апреле, но приказа до сих пор нет. Когда
следующее заседание, - неизвестно. Раньше августа запрошенные квоты Приморье
вряд ли получит.
Будто специально эта медленная бюрократическая канитель
придумана, чтобы дать милиции вволю порезвиться, штрафуя толпы нелегалов, чтобы
помочь работодателям подольше продержать в рабстве не вместившихся в квоту.
Вот вдумаемся: какой это манны небесной придется
так долго и нервно ждать Дальнему Востоку, да и другим регионам? Ради
чего? Что такое эта злополучная квота? Ее ведь не существует в природе, ее
просто люди придумали, чтобы контролировать действия других людей. Но если
многочисленные комиссии во Владивостоке, а потом в Москве даже не заметили
кричащую несоразмерность заявки Приморья, какой толк от такого слепого
контроля?
Кому-то кажется, что с помощью квот можно регулировать
миграцию? Но ведь получается прямо наоборот: сумбур и неразбериха. Вот сейчас в
Приморье и во многих других регионах под предлогом отсутствия квот искусственно
создается море нелегальщины. Все это видят, но почему-то никто не спешит
принимать меры.
Ловушка для имеющих
преимущества
Казалось бы, наши соотечественники из стран СНГ имеют
преимущество перед мигрантами из дальнего зарубежья: они въезжают в Россию
свободно, без виз. И принятый в прошлом году хороший, уважительный по отношению
к мигрантам закон дает им право простейшим способом, без бюрократических
заморочек зарегистрироваться по месту пребывания и спокойно искать работу. Но
вот нелепость: если соотечественник нашел работу, а квота вдруг
кончилась, он по истечении трех месяцев («время пребывания») автоматически
становится нелегалом. Даже выехать назад беспроблемно не сможет — его оштрафуют
на границе как нарушителя паспортного режима или хуже того — занесут в компьютер
как выдворяемого иностранца, и он пять лет будет невъездным в Россию.
Получается, из-за своего преимущества безвизовики оказываются в худшем
положении, чем въезжающие по визам: мы их, соотечественников, любезно впускаем,
а потом они попадают в безвылазную ловушку.
Более того, если настоящим иностранцам, тем же китайцам,
можно продлевать разрешение на работу, то нашим соотечественникам пластиковая
карта выдается лишь на один год и — точка. Как только этот разрешенный год
закончится, соотечественник обязан немедленно выезжать из России: «вы выедьте, а
потом въедьте». И нужно каждый год заново втискиваться в эту узкую щель квот.
С подачей заявок — тоже густая паутина. Трудно
понять, почему заявки собирает одна структура (службы занятости), а разрешение
выдает другая — миграционная служба? И разве не бессмысленно вообще жесткое
распределение квот по регионам на год вперед? Это как возврат к советскому
Госплану, отмена в сущности законов рынка. Вот только что, 1 мая, закончился
срок подачи заявок на весь 2009-й год. Но реально ли это — предугадать заранее,
какой урожай вырастет у фермера, какие инвестиции придут на завод, какие финансы
удастся «выбить» строительной фирме. И если практически невозможно сосчитать
заранее, сколько мигрантов потребуется тому или иному предприятию, городу,
региону, зачем, спрашивается, вводить общую для всей России ограничительную
квоту? Неужели не понятно, что смысл квотирования в гибкости, и каждый
регион в любое время (!) должен получить ровно столько разрешений, сколько
сам запросит.
Закон ввел механизм квот для
того, чтобы защищать экономические интересы местного населения, не
допустить демпинга и т. д. Квотирование существует во всех развитых странах.
Однако наша изобретательная бюрократия сумела как обычно
извратить закон разными подзаконными актами себе на пользу. Вопреки
интересам общества и мигрантов инструмент, задуманный как скальпель
хирурга, превратился в топор палача.
А секрет прост
Неизвестно, например ,откуда взялась
эта «роковая» дата: дедлайн 1 мая? Но совершенно ясно: чем больше будет
придумано ограничений, тем чаще проситель встретится с чиновником и каждому
дай-дай-дай… Чем сложнее получить разрешение на что-то, тем выше «такса»
взяток. …И в нелегалы попадают, конечно, те, кому откупиться нечем.
…Начальник отдела Приморской миграционной
службы Таисия Рожанская, человек отзывчивый, всю душу надорвала с этими
«нелегалами на месте». Рассказывает: «Вот приходит ко мне за разрешением на
работу многодетная мать, говорит, что ее малолетние дети давно питаются одним
хлебом да водой. У нее денег нет ни накормить их, ни вернуться домой. На работу
ее не берут без нашего разрешения, а мы не можем разрешить, так как нет квот.
Женщина рыдает и грозится сжечь себя и детей».
Лидия Графова,
председатель исполкома «Форума переселенческих организаций», член Общественного
совета при ФМС России
|