Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №192(01.06.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


«Сценарии интеграции Молдовы в ЕС»

 AVA.MD, 20.05.08  

Процесс расширения ЕС имел несколько этапов. Первоначальная «шестерка» участников сообщества включала Францию, ФРГ, Италию и страны Бенилюкса.  Первое расширение объединения произошло в  1973 г. (Великобритания, Дания, Ирландия). Второе - в 80-х годах (Испания, Португалия, Греция). Третье - после окончания холодной войны в 90-х годах (Австрия, Швеция, Финляндия). Четвертое – самое крупное - 1 мая 2004 г. (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Кипр и Мальта). Последнее расширение произошло 1 января 2007 г. - Болгария и Румыния. Во всех этих этапах существовали, однако, отдельные модели, учитывающие конкретные исторические условия каждой из входящих стран. На все это ЕС реагировал очень гибко, что и позволило сообществу обрести нынешние размеры: около 500 млн. потребителей и более 25 млн. фирм и компаний.

Ситуация в Молдове

Сегодня в Молдове нет четкой концепции по поводу европейской интеграции. Существуют лишь декларации, популистские заявления, реверансы и заигрывания с евробюрократами. Иногда это тактика помогает выбивать различные гранты, финансовую помощь. Исходя из этой реальности, мы попытались систематизировать различные заявления и декларации, что позволило нам выделить четыре различные модели (не концепции), европейской интеграции для  Молдовы.

Национал – либеральная модель.

Данная модель была несколько раз озвучена Национал-либеральной партией  Молдовы. Прозвучала она  и из уст румынского президента Румынии Траяна Бэсеску.  По мнению Бэсеску, высказанному еще в 2006 году,  Молдова должна образовать некую «унию» с Румынией, что позволит ей войти в ЕС уже в январе 2007 года.  Молдавские национал-либералы, в свою очередь, предложили сформировать подобие некой конфедерации с Румынией, которая позволит Молдове автоматически стать членом Евросоюза. Данная модель хоть и интересна, является по большей части утопичной. Ведь никому неизвестна позиция ЕС, России (ее позиция вряд ли будет положительной), Украины и США. Вряд ли кому-то в Европе понравится идея перекройки границ, появления нового крупного игрока на Балканах. ЕС с трудом согласился на Договор о малой границе, да и то, для жителей живущих в пределах 50 км от ЕС. Да и с Россией ссориться, когда ежегодно растут цены на энергоносители в ЕС никто из крупных игроков, то есть ФРГ, Франция и Италия не захотят.  Мы уже не говорим о потере ПМР и, возможно, Гагаузии, массовых протестов, роста социальной нестабильности и напряженности, как это случилось в 2003 году во время парафирования «меморандума Козака».

Модель двухступенчатой интеграции

В какой-то мере, данную концепцию обнародовал Серджиу Мокану. Суть проста: изоляция Приднестровья и жесткие действия по интеграции в ЕС без Левобережья. Потом ПМР сама попросится (в Молдову). Модель напоминает Кипрскую, поэтому ее использование имеет много опасностей.

Модель консервативная

Эта модель  разделяется многими правыми партиями Молдовы. Ёе суть заключается в радикальном применении опыта интеграции в ЕС некоторых стран, к примеру, Польши и Прибалтики.

- Вступление в ГУАМ, дальнейшее сотрудничество в Пакте по стабильности  в Юго-Восточной Европе.

- Выход из СНГ,  с возможной денонсацией договора о мире с Россией

- Процесс  сотрудничества  в Юго-Восточной Европе (South East European Cooperation Process ). Молдова является членом данной структуры, что, по мнению американского посла Хизер Ходжес, высказанная 11 мая 2006 года, «укрепит доверие к Молдове  в качестве кандидата на возможное членство в ЕС»

- Закон о Люстрации

- Договор о малой границе с Румынией, четкая делимитация всех территориальных и иных проблем с Украиной.

- Вступление в ПИЧ, затем в НАТО

- Вхождение в единую энергетическую европейскую систему

- Экономическая блокада ПМР,  использование политических рычагов для аншлюса

с отменой всех предыдущих договоренностей

- Максимальное уменьшение автономии  Гагаузии и ПМР.

- Запрет на существование ПКРМ.

Социал-демократический институт предлагает свою модель вступления Молдовы в ЕС

По нашему мнению, Молдова должна постараться максимально вовлечь ЕС в разрешение своих собственных проблем и максимально учитывать все рекомендции ЕС, Совета Европы и незамедлительно выполнять решения Европейского Суда по правам человека.  Только так можно обеспечить ускоренную интеграцию страны.

- Объединение страны и разрешение приднестровского конфликта. Здесь ключевыми элементами являются международное обеспечение Принципа нейтралитета, создание совместной русско-франко-немецкой военной миссии в Приднестровье. При этом подключение НАТО нежелательно из-за отрицательного отношения приднестровцев к этой структуре. Только после этого Молдова может претендовать на статус ассоциированного членства.

- Обеспечение полной подконтрольности границ. Здесь Молдова должна просить помощь в контроле  проблемных участков границы у ЕУБАМ (миссия ЕС по оказанию таможенной помощи Молдове и Украине на молдавско-украинской границе, главным образом, на ее приднестровском участке – прим. ред.). Хотя это и говорит об ущербности государства, которое не контролирует собственные границы, зато перекладывает ответственность за проблему на ЕС.

- Договор о малой границе с Румынией, в котором Румыния обеспечит безвизовый режим для всех граждан РМ на своей территории.

- Углубление структурных реформ, улучшение делового климата, независимости судей, свободы СМИ, обеспечение верховенства права, реформирование юстиции.  Очень важно изменение Кодекса о выборах, установление 5% барьера как в ЕС, возвращение к административно-территориальной реформе 1999 года, разделение партии и государства и запрещение занимать одновременно пост президента и руководителя партии, разрешение двойного гражданства для чиновников. Немаловажным здесь будет и подлинное обеспечение функционирования Кодекса по аудиовизуальным средствам информации.

- Молдова должна создать максимально благоприятные условия для приватизации некоторых молдавских предприятий немецкими, французскими, итальянскими, и американскими компаниями. Особенно важным было бы привлечение российских инвесторов к совместным европейским проектам, особенно энергетическим.

- Добиться от ЕС расширения автономных торговых преференций и получения дополнительных привилегий от СНГ.

- Сотрудничество с Румынией и с Балтийскими государствами в коммунитарном “acquis”,  который уже переведен на румынский язык, транснациональные и приграничные проекты в рамках политики по добрососедству, достижение  консалтинга со стороны Литвы в области стандартов качества.

- Привлечение Франции, Литвы и Румынии в качестве адвокатов РМ в европейской интеграции. Роль Франции была бы важной посредством Французского Альянса, в котором состоит и Молдова.

- Государство должно создать специальный департамент при Министерстве иностранных дел, главной цель которого будет заключение контрактов для молдавских рабочих заграницей, привлечение иностранных инвестиций. Важно усилить деятельность Агентства по продвижению экспортов для уменьшения разрыва в торговом балансе.

Конечно, модель консервативная кажется более легкой и понятной. Однако модель предложенная нашим институтом имеет одно неоспоримое преимущество - она играет на укрепление государственности, позволяет Молдове сохранить территориальную целостность и  социальный мир. Какой путь выберет Молдова, покажет ближайшее будущее.

Дмитрий Годорожа, депутат парламента Молдовы,

Богдан Цырдя, директор Социал-демократического института


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ