Оппозиция отлучилась по малому. Трафику
«Пульс»,
Кишинев, 16 мая 2008 г.,
Грешно спекулировать на больной теме? Только не в
молдавской политике. Только не в ее оппозиционном сегменте. Эти, если надо, и на
поминках сплясать могут. В качестве премьерной идеи своей новой партии Владимир
Филат презентовал сбор подписей под требованием о всенародном референдуме, в
ходе которого население Молдовы должно было высказаться в пользу прямых выборов
президента. Зачем это нужно, объяснено не было. Ведь понятно: прямые выборы
главы государства предполагают наделение его дополнительными полномочиями. Иначе
- зачем огород городить. Политические обозреватели прекрасно понимали: идея с
референдумом нужна Филату лишь для шумного старта его «политического проекта» и
всерьез ее не рассматривали. Сегодня о ней не вспоминает и сам Филат. Теперь
нанятые Филатом счетчики собирают подписи под требованием обеспечить жителям
приграничных районов страны свободный въезд в Румынию. Идею эту подбросил Филату
Бухарест, не так давно заявивший о готовности подписать с Кишиневом договор о
так называемом «малом приграничном трафике».
Эта тема удобна для манипулирования, не удивительно, что
лидер ЛДПМ так за нее ухватился. Он ездит по районам, примыкающим к
молдавско-румынской границе, и обвиняет власти в том, что те, дескать, не желают
подписывать соответствующий договор с руководством соседнего государства. Ну и
выводы: нас не выпускают в Европу, нас держат, как в тюрьме и т.д. Расчет прост:
всем жителям Молдовы хочется иметь возможность свободно перемещаться через
границу ЕС, а значит, на этом желании можно и нужно спекулировать. Остальные
оппозиционные партии поняли, что Филат их обошел, и под лозунгами «Возьмите и
нас в свое буржуинство» бросились вдогонку. Вот уже Думитру Брагиш сделал
заявление о том, что необходимо обращаться к руководству Евросоюза с просьбой о
подписании конвенции о малом приграничном трафике, хотя это - в чистом виде -
проблема двусторонних отношений между Кишиневом и Бухарестом. Вот уже Серафим
Урекян принес в правительство петицию с семью тысячами подписей с аналогичным
требованием. Оппозиционные СМИ трубят об этом, как о главной внутри- и
внешнеполитической проблеме Молдовы. Тема благодатная, резвись - не хочу.
Между тем, это чистой (вернее - грязной) воды спекуляция.
Начиная с того, что конвенция о малом пограничном трафике не предполагает
свободного безвизового въезда в Румынию, тем более — в ЕС. Максимум, на что
могут претендовать жители 30-50-тикилометровой приграничной зоны — это въезд в
аналогичную по размерам зону в Румынии. Так что об «искусственных барьерах» на
пути граждан Молдовы в ЕС речи в данном случае просто не идет.
Но это еще победы. Главная проблема заключается в том,
что совершенно непонятно, относительно чего, какой линии отмерять эту самую
приграничную зону: ведь сама граница между Молдовой и Румынией до сих пор не
определена. Причем - по вине Бухареста, который вот уже несколько лет
категорически отказывается подписывать молдавско-румынский договор о границе. В
конвенции о малом пограничном трафике используется понятие «молдавско-румынская
граница», а самой границы де-юре не существует. Не логично ли заключить сначала
договор о границе, определить ее линию и протяженность и лишь затем подписывать
конвенцию о приграничном трафике? Больше того, Кишинев выражает готовность
подписать оба документа одновременно. И у румынских властей нет никаких
формальных поводов этого не делать. Поводы могут быть лишь неформальными. А
именно - сохранение территориальных претензий к Молдове. Но ведь Румыния -
страна-член НАТО и ЕС, организаций, признающих послевоенные границы Европы, она
себе просто не может этого позволить.
А кишиневская оппозиция вместо того, чтобы спекулировать
на болезненной проблеме, могла бы использовать свои связи в Бухаресте и
попытаться убедить румынские власти подписать с Молдовой базовый договор и
договор о границе. Но что-то подсказывает: они этого делать не станут.
«В искаженной и вульгарной форме»
Республике Молдова ничто не препятствует незамедлительно
подписать Договор о государственной границе и Конвенцию о передвижении в
приграничном регионе с Румынией, отмечается в заявлении Министерства иностранных
дел и европейской интеграции.
Министерство озабочено организованной некоторыми
политическими силами кампанией по дезинформации населения Республики Молдова
вокруг проблемы передвижения в приграничном регионе, организаторы которой
пытаются убедить население Молдовы в том, что центральные власти создают
преграды для подписания этого документа. «Эта проблема должна решаться
компетентными переговорами между дипломатами Румынии и Молдовы, а не
представляться обществу в искаженной и вульгарной форме»,- отмечается в
заявлении.
Вместе с тем «граждане Молдовы обязаны знать, что
Конвенция о пере-движении в приграничном регионе не является пропуском в страны
Европейского союза. Она не дает даже права въезда без виз в Румынию, а
предоставляет только возможность безвизового посещения ограниченной зоны на
границе Румынии, равной по периметру идентичной молдавской территории. В
соответствии с нормами Европейского союза, въезд в эту приграничную зону
обусловлен получением соответствующего права со стороны румынских властей».
«Официальный Кишинев готов начать переговоры с Румынией
по этой проблеме. Позиция молдавской стороны основывается на ее стремлении
максимально расширить периметр приграничной зоны, не ограничиваясь лишь 30-50
километрами. Власти предлагают включить в сферу действия Конвенции о
передвижении в приграничном регионе всю территорию Республики Молдова, включая
Приднестровье», - подчеркивается в заявлении внешнеполитического ведомства.
МИДЕИ утверждает, что в тексте Конвенции о передвижении в
приграничном регионе используется термин “молдавско-румынская государственная
граница”, однако понятие «государственная граница» не установлено никаким
документом. Делегация экспертов МИДЕИ находится в Бухаресте для проведения
переговоров с румынскими экспертами о проблемах, мешающих подписанию двух этих
документов. Кишинев считает, что подписание Договора о государственной границе
между Республикой Молдова и Румынией стало бы конструктивной предпосылкой для
регулирования всех пограничных отношений между двумя государствами на основе
европейских принципов добрососедства.
|