Визит Дмитрия Медведева в Казахстан
Евразийский
дом, 23.05.08
Первый визит нового президента России Дмитрия Медведева в
Казахстан можно считать успешным. С одной стороны, большая разница в возрасте и,
главное, в опыте нахождения на высших властных постах двух президентов могла бы
осложнить переговорный процесс. Но это субъективный фактор, он может иметь
место, но его не стоит переоценивать.
Все-таки за Дмитрием Медведевым стоит мощь российского
государства, несоизмеримая даже со всеми странами Центральной Азии вместе
взятыми. В каком-то смысле при визите в любую страну за российским лидером
находится тень этой мощи – и в финансовом, и в оборонном смысле и т.д. Это очень
большой бонус российского президента при общении с лидерами других
государств.
Достаточно посмотреть, насколько был лучезарен президент
Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе визита Медведева в Астану. И это лидер,
который является президентом уже 17 лет, причем президентом далеко не самой
бедной страны. Таким образом, возможные субъективные трудности при общении не
были заметны.
Напомню, что когда Владимир Путин стал президентом, также
задавались подобные вопросы в связи с его молодостью и не очень большим опытом
нахождения на высших постах. Кстати, свой первый визит на постсоветском
пространстве Путин совершил в Узбекистан, а не в Казахстан, как сейчас
Медведев.
Итоги визита Медведева очень успешны. Многие говорили,
что он будет носить ознакомительный, церемониальный характер. Но в
действительности, обсуждалась масса практических вопросов, достигнуты
определенные договоренности. Речь идет о расширении сотрудничества в космической
сфере, подключении Казахстана к системе ГЛОНАСС, модернизации трубопроводной
системы «Средняя Азия-Центр», активизации проекта Прикаспийского трубопровода. Я
думаю, что после этого многие проблемы с Прикаспийским проектом теперь будут
сняты.
Кроме того, достигнуты договоренности по менее звучным,
но не менее значимым вопросам – по кооперации в сфере атомной промышленности,
строительству АЭС в Казахстане с участием российских компаний, российских
технологий. Хороший задел на будущее создает сотрудничество в сфере
нанотехнологий, совместное развитие венчурного бизнеса. Тем самым дезавуирован
тезис о том, что сотрудничество между Россией и Казахстаном ограничивается
углеводородами и транспортной сферой.
Обсуждались вопросы, связанные с расширением оборонного
сотрудничества. В условиях жесткой конкуренции на мировых рынках это очень важно
для России. Казахстан уступает Китаю и Индии, но он является одним из лидеров
постсоветских стран, на порядок экономически превосходя многие из них.
Нужно понимать, что Россия и Казахстан на двоих – это 80%
территории бывшего Союза, общая граница – более семи тысяч километров. Мы
обречены на сотрудничество. На Западе многие заинтересованы в том, чтобы
охладить наши отношения. По этой причине появляется информация, что Казахстан
намерен активно участвовать в реализации трубопроводных и транспортных проектов
в обход России, что, совершив первый визит в Казахстан, Медведев тем самым
поддержал в центральноазиатском соперничестве не Узбекистан, а казахского
соседа. Но это упрощенный подход, который отражает внерегиональные интересы, а
не интересы стран Центральной Азии и России.
При этом наше партнерство не лишено шероховатостей.
Например, интенсивное инвестирование Казахстана в экономику Грузии идет вразрез
с представлением России о политике на Южном Кавказе. Сегодня по объемам
Казахстан – первый из постсоветских стран и третий из общего списка инвесторов в
Грузию. В каком-то смысле Казахстан тем самым поддерживает режим Михаила
Саакашвили. Но в казахстанских инвестициях нет никакой идеологии, в отличие от
западного капитала. Казахстан руководствуется сугубо прагматическим расчетом.
Казахстан пытается создать собственную независимую систему
транспортно-логистического направления. А из-за высоких цен на углеводороды
Казахстан имел переизбыток финансового ресурса. Но в Центральной Азии
возможности для крупного инвестирования сильно ограничены. Плюс действует
протекционизм в отношении банков, энергетики, торговых компаний и прочее. В
Европе к казахскому бизнесу относятся еще более сдержанно, чем к российскому.
Остается трансграничное партнерство с Россией и развитие транспортных проектов.
Показательно, что товарооборот с Россией в 2007 году составил $18 млрд., из них
60% приходится на трансграничное партнерство.
Другая сложность – это возможность присоединения
Казахстана к трубопроводным проектам, имеющим антироссийскую направленность. Это
и Баку-Тбилиси-Джейхан и Транскаспийский проект. Но тут есть много вопросов. У
Казахстана нет сейчас таких объемов ресурсов, не связанных контрактами, которые
позволили бы ему выполнить даже обязательства по поставкам в Китай. Кроме того,
для участия в Баку-Тбилиси-Джейхан, реализации других проектов потребуется
немало лет и значительные финансовые вложения. Возможна транспортировка
танкерами, но она совсем не критична для России, так как танкерами много нефти
не перевезешь, Каспийское море по климатическим условиям сложное для надводной
перевозки.
Казахстан заявляет, что готов подключиться к проекту,
когда система заработает в полный объем. Он сможет тогда поставлять от 20 до 30
млн. тонн нефти. Этого достаточно, чтобы Баку-Тбилиси-Джейхан стал рентабельным.
Но недостаточно, чтобы казахская нефть стала конкурентом российской на
европейском рынке. А что касается китайского направления, то тут тоже нет
конкуренции, так как Россия пока не готова начать масштабную перестройку
поставок на Восток.
Казахстан связывает надежды с большой нефтью
месторождения Кашаган на Каспии. Но недавно вновь состоялся перенос сроков
запуска проекта на 2013 год. До этого планировался запуск еще в 2005 году. Так
что многие проекты, которые могут составлять конкуренцию России, находятся еще
на стадии обсуждения. Хотя Казахстан этим пользуется, выторговывая преференции.
Это нормально, так как речь идет о национальных интересах.
В современных условиях нельзя добиться односторонних
уступок. Нужно давать определенные преференции, и России следует это понимать.
Ведь Казахстану было бы гораздо интереснее, если бы Россия ввела дополнительные
льготы по транспортировке казахских энергоресурсов, расширила Прикаспийский
проект, начала строить новый канал «Евразия». В общем, если Россия поделится
частью европейского рынка с Казахстаном, у последнего не будет необходимости
участвовать в Баку-Тбилиси-Джейхан и других проектах, не отвечающих интересам
России.
Андрей Грозин, Зав.
отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ
[1] «Хизб ут-Тахрир» - религиозно-политическая партия,
основная штаб-квартира которой по одной версии находится в Западной Европе, по
другой – в Палестине. Отдельные ее подразделения расположены в Ливане, Иордании,
Египте, Турции и некоторых европейских странах. В последние годы ее
подразделения появились в странах Центральной Азии.
[2] Бондарец Л. Военная реформа в свете новых тенденций
применения военной силы в международных отношениях. Открытый Кыргызстан,
17.10.2007.
|