И. Шишкин. Пора избавляться от фантомов периодараспада
17.07.08
Игорь Шишкин, зам.
Директора Института Стран СНГ
Политика Грузии в отношении России в последнее время
приобрела откровенно хамский и провокационный характер, а упорные попытки
вступить в НАТО являются уже прямой угрозой для безопасности нашей страны.
Никакая ответственная власть ни в одной стране мира не имеет права закрывать на
подобное глаза и делать вид, что ничего не происходит. Обеспечение безопасности
своей страны - обязанность любого правительства. Ситуация усугубляется
невозможностью решить проблему путем нахождения взаимоприемлемых компромиссов с
Саакашвили.
Сергей Лавров был вынужден признать, что с нынешним
грузинским руководством трудно о чем-либо договариваться: "Я, честно
говоря, не могу понять, чего они хотят, кроме как выполнять какую-то функцию
постоянного провоцирования России". В заявлении МИД РФ от 09.07. 2008 г. прямо говорится: "Действия Тбилиси представляют собой реальную угрозу миру и
безопасности на Южном Кавказе, способны поставить регион на грань нового
вооруженного конфликта с непредсказуемыми последствиями". Отсюда вытекает
настоятельная необходимость поиска новых подходов к российско-грузинским
отношениям, способных обеспечить безопасность кавказских рубежей России
независимо от желания или нежелания тбилисских правителей поддерживать добрососедские
отношения. Первыми шагами на этом пути, несомненно, являются обращение Госдумы
к президенту и правительству с предложением "рассмотреть вопрос о
целесообразности признания независимости Абхазии и Южной Осетии", а также
решение президента России о мерах поддержки населения Абхазии и Южной Осетии,
выводящее отношения нашей страны с непризнанными республиками на новый уровень.
Однако окончательное решение вопроса о признании независимости Абхазии и Южной
Осетии и их включении в состав России прямо зависит от способности российской
власти и общества избавиться от сформировавшихся в 90-е гг. мифов и страхов,
которые по рукам и ногам вяжут нашу политику на постсоветском пространстве.
Первый миф, можно сказать базовый, недавно в
очередной раз огласила К. Райс: "Грузия - независимое государство, и к
нему должно относиться как к таковому". Этот миф до последнего времени
действовал на российский правящий класс поистине завораживающе. В соответствии
с ним Грузия вольна самостоятельно решать вопросы о членстве в военно-политических
союзах и о размещении военных баз на своей территории. Россия, как
ответственный член мирового сообщества, обязана уважать суверенный выбор
грузинского народа и не имеет никакого права оказывать на Грузию давление, а
тем более вмешиваться в ее внутренние дела. Простейшая аналогия: нам может не
нравиться возвращение Франции в военную организацию НАТО, но президент Н.
Саркози не обязан учитывать мнение России на сей счет.
Казалось бы, возразить нечего, но это лишь
пропагандистский фантом, не связанный с реальностью. Если с точки зрения
суверенитета Грузия аналогична Франции, Бразилии или Вьетнаму и требует к себе
соответствующего отношения, то должна быть правомерна и обратная аналогия:
правительство и все высшие чиновники любого из указанных государств в полном
составе открыто получают зарплату у зарубежного магната, а функции министра
иностранных дел исполняет чиновница МИД другой страны, не соизволившая, хотя бы
для приличия, уволиться с основного места работы. Во Франции, Бразилии или Вьетнаме
такое никому даже в кошмарном сне не привидится, а для независимой
демократической Грузии, где все президенты пришли к власти в результате
государственного переворота, все это в порядке вещей. Конечно, суверенитет
многих государств на постсоветском пространстве весьма условен, но в маленькой
гордой Грузии он доведен до фарса, анекдота.
России пора отбросить навязанные нам шоры и открыто
признать очевидное: Грузия - не независимое государство и к нему должно
относиться как к таковому. В соответствии с этой реальностью при выработке мер
по обеспечению безопасности южных рубежей и проживающих в регионе наших граждан
у России нет никаких оснований накладывать на себя какие-либо ограничения во
имя мифического суверенитета Грузии.
Второй миф, крайне отрицательно влияющий на политику
России в Закавказье, - это миф о двойных стандартах и нашей поддержке
сепаратизма. Стоило России поднять вопрос о возможном признании Южной Осетии и
Абхазии, как либеральная общественность устроила буквально истерику в СМИ: двойные
стандарты; мы уподобляемся США, борясь против признания Косово, Россия
завоевала уважение всего мира, а теперь мы теряем лицо; нас не поймут Индия и
Китай и т.д. и т.п. Самое забавное, что все это твердили политические деятели,
частенько ассоциируемые с пятой колонной США в России. Однако их доводы
действуют, оказывают поистине парализующее влияние и на власть имущих, и на
общественное мнение. Хотя это все тот же миф и пропагандистский фантом.
Российская Федерация является правопродолжателем
Российской империи и Советского Союза. Московское царство, Российская империя,
СССР, Российская Федерация - один и тот же субъект международного права, один и
тот же участник межгосударственных отношений. Грузия вышла из состава СССР в
нарушение существовавшего на тот момент международного - Хельсинские соглашения
- и внутреннего права - закона о порядке выхода из СССР (признание Россией во
времена М. Горбачева и Б. Ельцина Грузии не отменяет факт незаконности ее
отделения). Абхазия и Южная Осетия на полном законном основании отказались
поддержать грузинских сепаратистов и на референдумах высказались за вхождение в
состав Российской Федерации, являющейся правопродолжательницей СССР.
Следовательно, признавая Южную Осетию и Абхазию, включая их в свой состав (на
каких условиях - разговор особый) Россия, как и в ситуации с Косово,
последовательно отстаивает принцип территориальной целостности,
противодействует разрушительному сепаратизму, олицетворяемому режимом
Саакашвили. Утверждать обратное - значит вставать на позицию косовских
экстремистов, которые уже кричат об угрозе территориальной целостности единого
и неделимого Косово и об опасности сербского сепаратизма.
Третий миф - миф о России - "стеклянном
доме". В общественное сознание упорно вдалбливается мысль о том, что после
признания Южной Осетии и Абхазии сразу же найдутся охотники в ответ признать
независимость Чечни, Татарии, других национальных республик и Россия
рассыплется как карточный домик. Проживая в стеклянном доме, твердят они, глупо
бросаться камнями. Послушать этих доброхотов - Россия существует исключительно
из милости соседей. Лучшие полководцы, лучшие армии мира разбили себе лбы о
стены российского "стеклянного дома", их державы уже сгинули, а
"стеклянная" Россия стоит. Хорошо известно, как активно из-за рубежа
(в том числе и с территории Грузии) поддерживались и раздувались сепаратистские
движения в 90-е гг. Не получилось, и не оттого, что нас помиловали, а оттого,
что мы им не позволили. Конечно же, бациллы, разрушившие СССР, еще есть и
центробежные тенденции полностью не преодолены. Однако именно поэтому нужно
решать вопрос с непризнанными республиками: запуск центростремительных
процессов - лучшее лекарство от распада.
В последнее время палки в колеса признанию Южной
Осетии и Абхазии стали вставлять и с помощью мифов в "патриотической"
упаковке: России нужна вся Грузия, а не две маленькие республики. Звучит
великодержавно, имперски, но на практике означает все то же капитулянтство.
Оказывается, Грузию можно сделать другом России, помогая ей присоединить непризнанные
республики. Пожертвовать малым, ради большего. К чему такая
"государственническая", "прагматичная" политика ведет, мы
уже знаем: ради улучшения отношений с Тбилиси сдали, иначе не назовешь,
Аджарию, вывели военные базы. Интересно, что Саакашвили поручат потребовать
ради вечного союза после Абхазии и Южной Осетии?
Никто не спорит, Россия заинтересована в
добрососедских отношениях с Грузией, но зачем же их строить на сдаче союзников
и отказе от своих интересов. "Или-или" - ложная постановка вопроса.
Нам нужно и то и другое. Ничего невозможного в этом нет. Пример тому, отношения
США с Израилем и Египтом. Потеря Грузией Абхазии и Южной Осетии - прямой
результат разрыва многовекового союза с Россией. Продолжение антироссийского
курса почти гарантированно приведет к окончательному распаду Грузии. Хотите
спасти, что осталось, восстанавливайте проверенный историей курс. Нет, значит,
нет. Выбор за Грузией. Россия, как многократно заявлялось, открыта к
сотрудничеству, но исправлять чужие ошибки не обязана.
Столь же капитулянтскую природу имеют и модные в
последнее время спекуляции на дружбе с грузинским народом. Любая попытка
активно отстаивать российские интересы моментально вызывает стенания о подрыве
многовековой дружбы и проверенного в боях братства. Все это хорошо и красиво,
но разве должна была Россия во имя несомненного братства русских и украинцев
капитулировать перед Мазепой. "Дружба народов" - не научный термин,
описывающий объективную реальность, а очень удачный пропагандистский образ. В
советское время он играл важную роль в сплочении народов, в укреплении
государственности, но строить внешнюю политику на базе пропагандистских образов
опасно. Дружба бывает между людьми. Человек, готовый уступить другу "место
в шлюпке и круг", - герой. Правительство, приносящее в жертву свой народ,
женщин, детей, стариков во имя блага другого народа - преступное правительство.
Грузины вошли в состав России не оттого, что все воспылали дружбой к русскому
народу, а оттого, что только в союзе с Россией они могли выжить. Кстати, из
этого следует, что ни в коем случае нельзя строить политику и на рассуждениях о
вечной дружбе с осетинским и абхазским народами. В России некоторым кажется,
что мы можем ничего не делать, а народы Абхазии и Южной Осетии всегда будут
хранить нам верность - братья навек. Спекуляции на дружбе без учета жизненных
интересов народов могут привести к большим разочарованиям.
Самый же опасный миф - миф о нашей слабости.
"Запад не позволит!" Несомненно, любое марионеточное правительство
сильно хозяином. В силе Запада и его готовности отстаивать свои интересы на
постсоветском пространстве сомневаться не приходится. Свидетельство тому -
бурная активность западной дипломатии на Кавказе. Однако и переоценивать их
возможности не стоит. Последние годы показали, что у Запада нет никаких
реальных способов заставить Россию поступаться своими интересами. Диктовать
условия он может не России, а конкретным представителям правящего слоя. При
всей опасности подобной ситуации она имеет внутренний характер и в нашей власти
ее изменить.
Мифы и страшилки, препятствующие признанию Абхазии и
Южной Осетии, можно перечислять и перечислять. За последние годы их накопилось
множество, но все они - фантомы, плоды психологических комплексов периода
распада и разрухи. Никаких объективных непреодолимых препятствий на пути
обеспечения безопасности России в Закавказье, на пути отстаивания наших
национальных интересов на постсоветском пространстве не существует. Надо только
самим поверить в свои силы, свое право и избавиться от выработанной в последние
десятилетия привычки уходить от решения проблем в надежде, что все само собой
образуется и рассосется. Не образуется. Нерешительность России в вопросе
признания Южной Осетии и Абхазии может привести к тому, что их признает Запад.
Неужели кто-то думает, что Запад волнует территориальная целостность Грузии, их
волнуют (и правильно) только свои интересы. В результате мы будем иметь у своих
южных границ уже не одно, а три марионеточных антироссийских государства - Грузию,
Абхазию и Осетию. Именно Осетию, а не "Южную Осетию", которая при
поддержке Вашингтона и Брюсселя поставит вопрос об угнетении осетинского народа
в авторитарной России и его праве на воссоединение с демократической Осетией.
Ничего фантастического в таком сценарии нет. Он впервые возник еще в конце 90-х
гг., а сейчас активно начал воплощаться в жизнь. Это не удивительно, если
проблему не решаем мы, то ее могут решить другие, без нас и за наш счет. Отказ
от поступка - тоже поступок, способный привести к трудно предсказуемым последствиям.
Однако цвет времени изменился, и будем надеяться, что период безволия и сдачи
позиций остался в прошлом.
|