Так нужен ли Гоголь России?
Информцентр
Объединения «Русское содружество», 14.07.08
Недавнее заявление писателей России, которое они
выразили в открытом письме на имя российского Президента, о том, что юбилей
Николая Васильевича Гоголя провален, во многом, увы, справедливо.
Действительно, в России так и не появился
специализированный «именной» музей Гоголя – выдающегося русского писателя с
малороссийскими корнями. Но данный посыл, можно смело отнести и к «украинской»
подготовке празднования.
В государстве Украине, где все же есть музеи писателя в
поселке Гоголево и в Великих Сорочинцах (Полтавская область), подготовка ведется
всего лишь на областном уровне, в чем недавно признался глава администрации
Полтавской области В.Асадчев. На совещании глав районных администраций, он
высказался о том, что со стороны государственных органов и министерств, средства
практически не выделяются. Стоит напомнить, что даже появляющийся ресурс
разворовывается чиновниками области, о чем сообщал руководитель областного УВД
М.Цимбалюк.
Вся подготовка базируется на уже откатанных годами
местных мероприятиях в Гоголево, Диканьке, Великих Сорочинцах, При этом в планах
властей реконструкция театра им. Гоголя в Полтаве, установка в городе бронзовых
персонажей повестей писателя, и восстановление церкви на его родине. Кстати,
полтавский памятник Гоголю, оскверненный еще в дни «помаранчевого переворота»,
очищен лишь поверхностно, да и постамент пошел трещинами. Будут ли его
ремонтировать капитально? Известно, наверное, одному Ющенко…
Специфическое отношение российской стороны к «полтавской
тематике», под знаком которой пройдет следующий год (имеется ввиду 300-летний
юбилей Полтавской Победы и 200-летний юбилей Гоголя) продолжает вызывать смутные
чувства… При этом, по мнению представителей общественных Комитетов «Полтава-300»
и «Русский Гоголь», созданных организациями российских соотечественников по
инициативе Русской общины Полтавской области при поддержке Всеукраинского
Объединения «Русское содружество», юбилеи и активность России, могли реально
повлиять на культурную и общественную обстановку не только в полтавском регионе,
но и на Украине в целом. Однако пока что никак не влияют.
К огромному нашему удивлению, как и ранее, российская
сторона чаще находит удовлетворение в сотрудничестве с местными украинскими
чиновниками, компрадорской интеллигенцией с «известными именами», и с различными
вип-персонами, многие из которых втайне давно держат фигу в кармане и камень за
пазухой для России, как и для всего русского.
Почему-то, вместо того, чтобы способствовать
формированию на территории государства Украина действительно миролюбивого по
отношению к России гражданского общества (а для этого нужно развивать
соответствующий «третий сектор», как это, в свое время, да и сейчас, делали
американцы), многие в России, когда дело доходит до поиска на Украине партнеров,
десятилетиями ходят по натоптанной тропинке, обращаясь к одним и тем же фигурам,
когда-то заседавшим или ныне все еще заседающим в украинском парламенте… Но,
несмотря на длящиеся уже второе десятилетие попытки «воспитать» из этих
вип-политиков тех, кто бы искренне дружил с Россией – воз и ныне там…
Ситуация на Украине и в Крыму накаляется, русофобские
настроения в обществе растут, активно подогреваемые и информационное, и
финансово, как украинской властью так и ее западными кукловодами.
Погром русской культуры на Украине продолжается. И
жертвами его, вслед за русским языком, объектами культуры общерусского значения
и собственно организованного русского национально-культурного сообщества,
становятся и такие фигуры как Н.В.Гоголь.
Сергей Проваторов, председатель Правления Объединения
«Русской Содружество», считает: «Особый пристальный взгляд на эти два события –
300-летие Победы при Полтаве и 200-летие Николая Васильевича Гоголя, раскроют
возможности российского влияния на общественно-политическую и гуманитарную
ситуацию в украинском государстве. Русский Гоголь – это «оружие массового
поражения» для националистов. Он, малоросс, являлся примером, лучшим
представителем единого русского народа. Кто, если не Россия, мог бы и должен был
бы к 200-летию со Дня рождения Гоголя издать юбилейное полное собрание сочинений
писателя? Крайне необходимо издание массовым тиражом гоголевских исторических
записок и «Тараса Бульбы». Ведь особо важна сегодня работа с детьми школьного
возраста, для которых Гоголь доступен и интересен. Но Россия молчит, зато
работает Львов и книги издает и вольно переводит Гоголя, только после этих
изданий и переводов, дети не узнают, что Гоголь считал себя русским. Вот так,
Россия потеряет Николая Васильевича…
На протяжении более чем 15 лет наиболее активные
представители русского национально-культурного сообщества, объединяясь в
общественные структуры, пытаются доказать российскому государству и обществу,
что без серьезной, масштабной поддержки из России спасти, сохранить а тем более
преумножать русское культурное наследие практически невозможно. Здесь, оставаясь
без хорошо организованной информационной и гуманитарной поддержки из России, мы
остаемся почти безоружными перед лицом украинского государства поддерживающего
сегодня самые радикальные проявления украинского национализма и фашизма, и перед
лицом стоящими за ними американскими и европейскими силами. Если Россия не
обернется лицом к русским Украины – никакие газовые примочки российской политике
не помогут. Мы потеряем и материальные памятники нашей истории и культуры и
славные имена тех, кто творил богатства русской культуры. Но самое страшное
заключается в том что мы потеряем подрастающие поколения – молодежь и детей, в
сердцах которых имена Владимира Великого, Владимира Мономаха, Александра
Невского, Петра Великого, Суворова, Паскевича, Пушкина, Гоголя, Достоевского –
уже не будут вызывать никакого трепета».
Что же нужно для того, чтобы исправить ситуацию?
Виктор Шестаков, председатель Комитета защиты
отечественного исторического наследия при Правлении Объединения «Русское
содружество», считает, что, прежде всего, российской стороне необходимо работать
именно с теми организациями соотечественников которые имеют четкую идентификацию
«русских», «российских». А ведь часто российская гуманитарная политика
реализуется через различные безликие структуры, «занимающиеся культурой». В чем
заключается эта деятельность? – В проведении различного рода «гламурных»
мероприятий «не имеющих политической окраски», на которые многие годы подряд
приглашается один и тот же круг «любителей слушать Пушкина при свечах»: «Нет,
конечно, и этот пласт общества должен получать свою «культурологическую»
пропитку. Однако по нашему мнению – а это позиция руководителей и активистов
нескольких десятков общественных организаций, входящих в «Русское содружество»,
- сегодня необходим совершенно другой подход. Ведь смешно же было смотреть на
одном из крупнейших мероприятий, призванных защищать и популяризировать великий
русский язык как «ученые русисты» - остепененные дяди и тети в возрасте –
трепетали как осиновые листочки при упоминании слов «политика» или при разговоре
о необходимости делать заявления политического характера в защиту русского
языка».
«Сегодня, так сложилось, - продолжает В.Шестаков, что
само словосочетание «русский язык» звучит на Украине и в Крыму как политический
лозунг начертанный кровью на полотнище нашей жизни. Сегодня имя любого, или
почти любого деятеля русской культуры или истории, упоминаемое на Украине –
словно красная тряпка на быков, действует на представителей украинской
национальной «мысли». Если во Львове «вычистили» имя Тургенева с городской
карты, Тургенева которого я считаю вполне безобидным русским писателем, чего же
ожидать по отношению к Гоголю? Не говоря уже о таких событиях, как Полтавская
битва… Поэтому, нужно отбросить всякие сомнения, нужно перестать оглядываться на
украинского националиста и прекратить заигрывать с украинством. Непременно и
немедленно прекратить расшаркиваться перед украинством в его худшем выражении –
жовто-блакитном, или оранжевом, или красно-черном! Возможно мы должны начать при
поддержке России активно отстаивать идею установления русских
национально-культурных автономий и идти по пути цивилизованной федерализации
Украины. А разве есть другие пути?»
«Около десяти лет участвуя в русском
национально-культурном движении на Украине, я всегда с болью в сердце
воспринимал то, как долго разворачивается сознание российской государственной
машины и российского гражданского общества в сторону понимания необходимости
изменения гуманитарной политики на Украине и в Крыму. - Продолжает С.Проваторов.
- Однако только сейчас, когда опасность полной бандеризации и фашизации
украинского государства стала настолько явной, стали заметны подвижки в лучшую
сторону. То есть, в России в большей степени чем раньше, по отношению к ситуации
на Украине стал преобладать здравый рассудок. Но еще рано говорить о том, что в
своей политике на украинском направлении Россия уже встала на путь успехов и
побед.
Я не знаю почему у кого-то иногда возникают мысли о том,
что, будто бы, «не все так плохо» в российско-украинских взаимоотношениях?
Разумеется, если рассуждать о том, что два кума живущие по разные стороны
российско-украинской границы продолжают друг друга уважать, тогда конечно это
успех.
На само же деле, нужно посмотреть даже не на уровень
товарооборота между нашими государствами, а, прежде всего, на ситуацию в
гуманитарной сфере. Русский язык уничтожается. Образование на русском языке уже
почти уничтожено. Памятники русской истории и культуры, в основной массе своей
медленно разрушаются. Информационное пространство перенаполнено антироссийской и
русофобской риторикой. Большинство украинских телеканалов ежедневно и еженощно
занимаются пропагандой таких «ценностей» как ОУН-УПА, мазепинство, прославляя
любые антироссийские и антирусские выпады, имевшие место в истории. В эфире
средств массовой информации на Украине почти не остается места и времени для
объективной информации о России. Не говоря уже о том, что здесь давно нет места
для популяризации тех ценностей, которые близки и дороги русскому сердцу,
русской душе. Каноническое Православие разрушается с активным участием
украинского государства. На замену ему в душу народа нагромождается
квазиправославие всяких «уапц», «упц-кп», «угкц» и т.п. Одним словом
гуманитарная катастрофа русского национально-культурного назревает близится.
И не риторическим будет вопрос: а кто, если не русские
Украины, здесь будет любить Россию и кто будет сдерживающим фактором, не
допускающим военно-политической конфронтации между соседствующими государствами,
бывшими ранее одной страной?
Если дела на Украине и в Крыму пойдут так и дальше, как
это происходит сейчас, то через 10, максимум через 20 лет здесь будет
«украинское Косово». И кому здесь будет нужен Гоголь, восхищающийся Русью и
русским характером? Тем русским аборигенам, которые будут в одиночестве доживать
свой век в катакомбах, или умирать в тюрьмах за одну только произнесенную фразу:
«Я – русский!»?»
Самое время России, ее народу подумать: нужен ли ей
Гоголь? Нужна ли ей наша Русь?
|