БЕЛОРУССИЯ
Хроника
16 июля. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко назначил:
Макея Владимира Владимировича главой Администрации
президента Республики Беларусь, освободив его от должности помощника президента
РБ;
генерал-майора Жадобина Юрия Викторовича Государственным
секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь, освободив его от должности
председателя КГБ РБ;
генерал-майора Зайцева Вадима Юрьевича председателем
Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, освободив его от
должности первого заместителя председателя Государственного пограничного
комитета РБ – начальника главного оперативного управления.
16 июля. Как сообщил
секретарь Центризбиркома Белоруссии Николай Лозовик, все 110 окружных
избирательных комиссий по выборам депутатов Палаты представителей Национального
собрания РБ сформированы в максимальном составе. В каждой из них будут работать
по 13 человек. Всего в комиссии включены 1430 граждан.
При этом, от трудовых коллективов в окружные
комиссии вошли 222 представителя (15,5% от состава комиссий), от политических
партий - 151 (10,6% )от общественных объединений - 356 (24,9%). В созданные
комиссии вошли также 118 человек от органов, их образующих.
Наиболее широко представлена во всех окружных избиркомах
Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ) – 58 человек. От Аграрной партии в
данные избирательные органы включено 11 граждан, от Белорусской
социально-спортивной – 10, от Либерально-демократической (ЛДП) –19, от
Объединенной гражданской партии (ОГП) –17, от БНФ – 5, от ПКБ (Партии
коммунистов Белорусской) –10, Республиканской партии труда и справедливости –
15.
16 июля. Состоялась рабочая
встреча заместителя председателя правления ОАО «Газпром» Александра Ананенкова и
генерального директора ОАО «Белтрансгаз» Владимира Майорова, на которой
обсуждался ход выполнения контракта на поставку и транзит газа в 2007-2011 годах
и положение с оплатой поставок газа в Белоруссию.
В ходе встречи Александр Ананенков отметил, что в случае
дальнейшего невыполнения белорусской стороной обязательств по полной оплате
российского газа, «Газпром» оставляет за собой право обратиться в суд.
16 июля. Председатель
Центризбиркома Лидия Ермошина сообщила, что из-за визовых ограничений на въезд в
ЕС не сможет принять участие 21-22 июля в Вене в конференции ОБСЕ по вопросам
наблюдения за выборами. Вместо нее в австрийскую столицу отправиться заведующая
правовым отделом ЦИК РБ Надежда Киселева.
17 июля. Президент
Белоруссии издал декрет № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего
образования», устанавливающий 11-летний срок получения общего среднего
образования и шестидневную школьную неделю, в которой пять дней являются
учебными, а шестой предназначается для организации физкультурно-оздоровительной
и спортивно-массовой работы, трудового обучения и воспитательных мероприятий.
Переход на 11-летний срок получения общего среднего образования будет
осуществлен с 1 сентября 2008 года.
17 июля. Генеральный
директор Национальной киностудии «Беларусьфильм» Владимир Заметалин заявил, что
ряд российских телеканалов готовы в ближайшее время «подписать договора на 5-6
лет о прямой поставке белорусской кинопродукции». В этом случае, по словам
Заметалина, каждая кинокартина произведенной на киностудии будет окупаться в
течение года.
Киностудия «Беларусьфильм» выпустила в 2006 году две
картины, в 2007-м – 8, в нынешнем их будет 10, в 2009-м году – 12. В будущем
планируется выпускать порядка 15 лент, что является среднестатистическим уровнем
кинопроизводства.
17 июля. Вице-министр
экономики Польши Марцин Королец заявил, что польский капитал весьма
заинтересован участвовать в приватизации белорусских предприятий.
По словам польского чиновника, близкое расстояние
между странами, а также многовековые культурные и исторические связи должны
способствовать кооперации белорусских и польских субъектов хозяйствования.
18 июля. По данным
министерства статистики и анализа РБ, в первом полугодии 2008 года доля
капиталовложений в белорусскую экономику из иностранных источников (за
исключением кредитов иностранных банков) составила 1,4 процента в общем объеме
инвестиций в основной капитал. В прошлом году этот показатель составлял 0,6
процента.
18 июля. По данным
социологического опроса Исследовательского центра Института предпринимательства
и менеджмента (Минск) 55 процентов белорусских граждан оценивают
существующую в Белоруссии пенсионную систему как нестабильную и
высказываются за необходимость ее реформирования.
18 июля. По сведениям
министерства статистики и анализа РБ, цены на продовольственные товары в
Белоруссии в январе-июне 2008 года по отношению к декабрю 2007 года возросли на
7 процентов.
18 июля. Президиум
Национальной академии наук Белоруссии одобрил концепцию государственной
программы научного сопровождения развития атомной энергетики в РБ, на выполнение
которой в 2009-2010 годах потребуется 4,2 млн. долларов.
Комментируя принятое решение, заместитель
академика-секретаря отделения физико-технических наук НАН РБ Александр Михалевич
заявил, что первоочередное внимание при осуществлении программы необходимо
уделить вопросу подготовки и обеспечения кадрами атомной энергетики. По словам
ученого, в настоящее время Белоруссия не обладает необходимым кадровым ресурсом.
По его мнению, подготовка кадров крайне отстает и может стать ключевой
проблемой.
18 июля. По словам
председателя Центризберкома Белоруссии Лидии Ермошиной, за выборами в Палату
представителей Национального собрания РБ будут наблюдать 340 представителей
ОБСЕ. При этом, долгосрочная миссия наблюдателей – 40 человек – начнет свою
работу 11 августа, еще 300 человек для краткосрочного наблюдения приедут
накануне голосования.
19 июля. Правительство
Белоруссии приняло план приватизации на 2008-2010 годы. Решение утверждено
постановлением Совета Министров №1021.
План приватизации состоит из двух частей. В первую вошел
перечень предприятий, которые предлагается акционировать за предстоящие три
года. В нем представлено 519 предприятий республиканской собственности. Во
втором перечне - 147 открытых акционерных обществ, пакеты акций которых будут
продаваться в соответствии с декретом №7. В соответствии с названным
декретом постепенно будут сняты ограничения на продажу акцийОАО, созданных в
ходе разгосударствления и приватизации.
19 июля. Как заявил первый
заместитель министра энергетики Белоруссии Эдуард Товпенец, ОАО «Белтрансгаз» и
ОАО «Газпром» продолжат переговоры по урегулированию вопросов по платежам за
газ.
Чиновник подтвердил, что у сторон вновь возникли
определенные разногласия. В то же время он высказал уверенность, что эти вопросы
будут урегулированы и не скажутся на стабильности поставок газа в Белоруссию.
«Газ в республике есть и будет», – подчеркнул первый замминистра.
20 июля. В Белоруссии
началось выдвижение кандидатов в депутаты в Палату представителей Национального
собрания РБ, которое будет проходить по 18 августа.
Согласно белорусскому законодательству, выдвигать
соискателей на депутатские мандаты имеют право политические партии, трудовые
коллективы, а также граждане путем сбора подписей. Кандидатом в депутаты
парламента может быть только гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года,
не имеющий судимости и постоянно проживающий на территории республики.
В списках не значатся
«Наше мнение»
(Белоруссия), 15.07.08
Константин Скуратович,
В погоне за снижением официального показателя
безработицы государство фактически отказывается страховать своих граждан на
случай вынужденной потери ими рабочих мест.
Программа ускоренного развития малых и средних городских
поселений недавно принята в Белоруссии. Почему именно сейчас? Очередь подошла.
Ведь начинали с восстановления и развития крупных промышленных предприятий,
определяющих состояние дел в больших городах, потом взялись за возрождение
деревни, ибо производство продовольствия отнесено к стратегическим направлениям
экономической политики государства. А теперь вот пришла очередь райцентов (в
основном) и поселений городского типа, образовавшихся в свое время вокруг
производственных участков торфодобывающих заводов и песчаных карьеров.
Как известно, по сталинской еще традиции у нас все
начинается с заботы о человеке и заканчивается ей же. Поэтому начнем с
характеристики человеческого потенциала этих поселений. В настоящее время, по
официальным данным, в малых и средних поселениях городского типа проживает 1,695
тысяч человек, или 17,5% всего населения Белоруссии. В областях эта доля еще
больше: в Брестской области – 18,5%, в Витебской – 20,7%, в Гомельской – 17,1%,
в Гродненской – 29,5%, в Минской – 22,6%, в Могилевской –22,9%.
«Чым і як жывуць гэтыя людзі?» – вопрошал некогда
классик, показывая, что живут, в общем, плохо, и видел причину того в изъянах
личности «уладара». Не будем столь категоричными и ответим: живут по- разному.
Вполне может быть, что не все хорошо, но не все и плохо. Люди ведь не винтики,
хоть и винтики бывают разные – всех по одному основанию не уравняешь. Даже
государственная статистика, дисциплина сплошь и рядом прибегающая к упрощениям и
обобщениям, испытывает в этом плане определенные сложности. Взять хотя бы такое
всем знакомое и вроде бы совершенно определенное понятие, как безработный. Как
говорят обычные люди: безработный – это человек, не имеющих других способов
добычи средств к существованию, кроме работы, но рабочего места не имеющий по
причине его отсутствия на рынке труда. При этом предполагается, что работа при
должном прилежании должна давать заработную плату, соответствующую качеству
рабочей силы и сложившейся ее цене на рынке труда. То есть такую зарплату, на
которую можно жить «не хуже других», не имея при этом ни дивидендов от
собственности, ни преференций от государства.
Поэтому предполагается, что безработные ищут работу,
обивая пороги биржи труда. Такие случаи известны из истории и потому описаны в
учебниках по экономике. В период Великой депрессии в США, в Веймарской
Германии... Да и в современной Европе. И что удивительно, в странах, успешно
свершивших переход от командно-административных к рыночным моделям экономики
буквально на наших глазах, количество безработных тоже достаточно велико. И лишь
у нас безработица практически отсутствует. Ее уровень даже в самые
неблагоприятные годы «хаотических реформ» времен Кебича-Шушкевича едва
поднимался выше 2% численности экономически активного населения, а сегодня не
дотягивает и до 1%. Если в 2000 г. на одну заявленную в службе занятости
вакансию приходилось 2,9 безработных, то в конце 2007 года – 0,9.
По всем существующим критериям уровень безработицы, не
превышающий 2% численности экономически активного населения, считается
свидетельством процветающей экономики. Поскольку в принципе он не может быть
ниже. Всегда ведь есть люди, которые в данный момент не имеют рабочих мест, то
есть фактически являются безработными. Кто-то изменил профессию, кто-то переехал
на другое место жительства, закрылось предприятие, или произошло сокращение
штатов, или в конторе бухгалтерские счеты заменили компьютерами, и сократилось
численность учетчиков. Представляется, что даже в СССР, где численность ищущих
работу определялась идеологически (первая страна, ликвидировавшая безработицу!),
она, безработица, все-таки существовала.
В современной Белоруссии госслужба занятости (аналог
биржи труда) еще не упразднена, но идеологической составляющей политики на рынке
труда с первых дней президентства Александра Лукашенко придается огромное
значение. Так, средний размер пособия по безработице остается постоянно низким и
составляет порядка ? среднедушевого минимального потребительского бюджета. Кроме
того, по установленному порядку, пособия получают около 40% лиц, официально
признанными безработными. Такое мизерное вспомоществование (вероятно, дешевле
знаменитых «бесплатных супов» времен Общего кризиса, раздаваемых всем без
исключения безработным и даже членам их семей) само по себе минимизирует число
официальных клиентов службы занятости. То есть фактически человек может не иметь
работы, источника трудового дохода, может искать работу и источник трудового
дохода, считать себя безработным и быть таковым в глазах других людей, но
официально он становится безработным только после регистрации в органах службы
занятости и социальной защиты. Подчеркнем, зарегистрированным по месту
жительства. Поэтому житель пригородного поселка, потерявший работу в городе,
должен обращаться в поселковое отделение занятости, где подходящих для него
вакансий нет.
То есть, в погоне за снижением официального показателя
безработицы государство фактически отказывается страховать своих граждан на
случай вынужденной потери ими рабочих мест.
Если безработный – это не всегда человек, не имеющий, но
ищущий работу, то и занятый – это человек, не всегда имеющий регулярную и
экономически эффективную занятость. По действующему законодательству, к занятым
в экономике относятся лица, работающие в организациях всех форм собственности,
занятые в крестьянских (фермерских) хозяйствах; индивидуальные предприниматели и
работающие у них по найму; лица, занятые в личном подсобном хозяйстве. Поскольку
практически каждый житель сельского населенного пункта имеет свое личное
подсобное хозяйство в размере от 15 соток до гектара, то при любом состоянии дел
в этом хозяйстве этот «хозяин», потеряв работу по найму, в качестве безработного
зарегистрирован не будет.
Поэтому в Белоруссии бывает и, несомненно, еще будет
всякое, но официальной сельской безработицы не будет. Пока сохранится
действующая система регистрации безработных. Кстати, многие деревенские жители,
уже давно не работающие в колхозах и в наследовавших им сельскохозяйственных
производственных кооперативах формально, то есть юридически, являются их членами
и даже коллективными собственниками производственных фондов. Этот гордый, но
совершенно бесхлебный статус им установлен еще сталинскими грамотами о наделении
колхозов землей «в бесплатное и вечное пользование», поэтому никем отменен быть
не может.
Многие обитатели малых городских поселений тоже имеют
узаконенные личные подсобные хозяйства или являются юридическими собственниками
«полей и ферм», а потому тоже не могут официально считаться безработными.
Правда, у таких «хозяев» тоже есть шанс – соверши кто из них преступление и будь
пойман, в сводке МВД он пройдет по графе «нигде не работал и не учился». Как
показывает практика, этой ячейкой многие пользуются: из почти 78 тысяч
выявленных в 2007 г. лиц, совершивших преступления, 14 тысяч оказались рабочими,
1,8 тысячи – служащими, 4,8 тысячи – учащимися, и 53 тысячи (!) «не работавшими
и не учившимися».
В.И. Ленин, доведись ему увидеть такую цифирь,
непременно бы с язвинкой заметил, что сословие мелких хозяйчиков составляет
настоящую резервную армию преступного мира.
Но и мы отметим, что число фактически безработных,
совершивших преступления, намного превосходящее численность официальных
безработных (44 тысячи человек на конец 2007 г.), сигнализирует о социальном
неблагополучии, которое скрывается под изящно выписанной вывеской «сильной и
процветающей Беларуси».
В общем, проблема, которую надо решать. На деле
создавать новые эффективные (это значит достаточно хорошо оплачиваемые рабочие
места). Сколько? Много-много-много… Сегодня официально (через госслужбу
занятости) наниматель предлагает на рынке труда порядка 50 тысяч рабочих мест.
Как правило, они остаются вакантными из года в год, поскольку работники на них
не задерживаются в силу их слабой экономической привлекательности. Заполняются
такие рабочие места случайными людьми, в том числе – в порядке принуждения к
труду нерадивых родителей, которые от других работников отличаются именно
безответственностью. Поэтому в лучшем случае работают спустя рукава, в худшем –
на работу не выходят.
Для определения местоположения проблемы в системе
социально-экономических координат назовем несколько цифр. Население Белоруссии в
настоящее время составляет 9.690 тыс. человек, из них 6.053 тыс. – в
трудоспособном возрасте, из них – 4.45 тыс. – заняты в экономике, из них 44 тыс.
– официально безработных, наконец, 1.5654 тыс. – численность официально
незанятого населения. Со всеми этими категориями существует большая или меньшая
статистическая определенность, последняя нуждается в уточнениях. Согласно
официальной справке Минстата, численность «официально незанятого населения
рассчитывается как разница между численностью населения в трудоспособном
возрасте и численностью занятых (включая работающих лиц в нетрудоспособном
возрасте) и зарегистрированных безработных. В эту категорию включены численность
учащихся в возрасте 16 лет и старше, работников, находящихся в отпусках по
беременности и родам, по уходу за ребенком, лица, получающие пособия по уходу за
инвалидами, престарелыми, неработающие инвалиды в трудоспособном возрасте,
домохозяйки, лица, занятые в неформальном секторе и другие».
С количеством декретниц и учащихся определиться
достаточно легко. В год в Белоруссии рождается примерно 90-100 тыс. младенцев, и
поэтому примерно такое же количество женщин в каждый конкретный момент в
отпусках по уходу за ребенком, количество учащихся-выпускников СШ, ПТУ и ССУЗов
составляет примерно 150 тыс., получается примерно 250 тыс. человек. Неработающих
инвалидов в трудоспособном возрасте (не пенсионеров) и лиц по уходу за
престарелыми и инвалидами не может быть очень много. Во всяком случае, не более
50 тыс. человек. Таким образом, численность официально неучтенных лиц, занятых,
как считают статистики, в неформальном секторе, и вовсе загадочные «другие»
составляют около порядка 1.200-1.300 тыс. человек.
Таким образом, человеческий потенциал «неформального
сектора» оставляет примерно 30% от численности учтенного количества занятых в
экономике. Больше об этих людях сказать нечего. Они не стоят на учете в
налоговых органах, потому налогов государству не платят. То есть фактически они
заняты в теневой экономике, в том числе и совершенно нелегально на территории
других государств. Тем не менее, они пользуются всеми льготами и преференциями,
положенными им как добропорядочным гражданам Белоруссии. Например, как и все
остальные не полностью оплачивают стоимость коммунальных услуг, со временем
могут набрать необходимый стаж для получения «полновесной пенсии» и пр.
Одним словом – вольница!
Понятно, что все это не может не раздражать
соответствующие структуры, ответственные за упорядочение рвущейся за рамки
предписанных норм социальной жизни. Поскольку основным «ловцом человеков» у нас
является МВД, то милицию озадачили прежде всех. Поэтому два года назад
милицейские чиновники, подсчитав достаточно точно общее количество
«экономических неформалов», предложило административными методами лишить их
социальных пакетов и льгот в настоящем и будущем. Если кто-то, например, имеет
нелегальную занятость и потому налоги не платит, то такого следует обязать
возмещать полные затраты услуг ЖКХ, отказать в праве бесплатного лечения и
обследования в поликлиниках и прочих доступных каждому гражданину Белоруссии
услугах.
В общем, шум был изрядным, но дальше дело застопорилось.
Представляется, потому, что государство (может быть пока) не готово к жесткому
администрированию трудового поведения людей. Можно, например, объявить
экономических неформалов уклоняющимися от общественно-полезного труда,
тунеядцами, но больше нет таких строек народного хозяйства, на которых можно
было бы занять такое количество людей и платить им при этом достаточно высокую
зарплату.
Иными словами, власти абсолютно не знают, что с ними
делать, как устранить это безусловное зло. Вероятно, по этой причине широко
озвученные прессой инициативы милицейских начальников не нашли административного
воплощения. 1.000.000 человек без официально определенных занятий, среди которых
значительная часть бывшие уголовники, рецидивисты и рекруты преступного мира, а
также относительно безобидные бомжи, перебивающиеся случайными заработками, и
инициативные энергичные люди, имеющие свой нерегистрируемый бизнес, и трудовые
мигранты. Причем многие представители этого пестрого «социального класса», можно
предположить, не испытывают симпатий к нынешней власти, к государству вообще, а
избирательных прав их никто не лишал. Из простого и понятного протестного
чувства они могут проголосовать против назначенного и, по обстоятельствам, за
демократического кандидата… Предположение интересное для будущих социологов.
Нынешние как-то не обращают внимания на эту специфическую социальную группу.
Власть, вникнув в суть милицейских инициатив, приняла
мудрое решение – не буди лихо, пока оно тихо. То есть законсервировала проблему,
но ограничившись еще одной социальной программой – развития малых и средних
городских поселений преимущественно за счет создания новых рабочих мест.
Как отмечалось выше, тут есть над чем поработать. В
малых и средних поселениях городского типа в настоящее время проживает около 1
млн. человек в трудоспособном возрасте, в экономике занято 780 тыс., официально
безработных – почти 11 тыс. и 283 тыс. человек проходят по отчетам как
«официально незанятые». Иными словами, проблема официальной безработицы властями
практически решена – обществу она предложила версию о практической ликвидации
безработицы, и общество с этим согласилось – не работает тот, кто не хочет
работать. Но в целом по Беларуси на одного официального безработного приходится
36 человек, официально незанятых. В малых и средних городских поселениях, на
первый взгляд, ситуация более благополучная – на одного официального
безработного приходится 26 официально незанятых. Однако жизнь в городских
поселениях очень специфична, почти по Толстому: каждый несчастлив, но несчастлив
по- своему. В самом благополучном во всех отношениях Минске, где уровень
официальной безработицы составляет 0,3%, на одного безработного приходится 50
лиц, неофициально незанятых. А в городском поселке Городище Барановичского
района на конец прошлого года числилось 4 официальных безработных и 720
официально незанятых (180:1), в рабочем поселке Большевик Гомельского района 2
безработных и 854 незанятых. Но рекорд (видимо, достойный быть занесенным в
анналы мировой истории как свидетельство высшего проявления административной
тупости) установлен городском поселке Езерище Городокского района – 1 (!)
официальный безработный на 401 официально незанятого.
Исходя из этой цифири, можно сказать, что консенсус
между властями и обществом по поводу «обуздания безработицы» достигнут без учета
мнения людей, которые от нее больше всего страдают. Ведь будь государственная
политика занятости чуть более эффективной, многие из ныне официально незанятых
обратились бы за помощью в соответствующие отделы исполкомов и были бы признаны
безработными официально. И получили бы пособие, достаточное для жизни на
минимальном уровне, но тем самым… ухудшили бы официальную статистику.
А в иных городах официальная занятость вполне
сопоставима по масштабам с официальной незанятостью. Сосуществуют другу с другом
как параллельные миры, обитатели которых неким, порой не очевидным образом все
же добывают средства к существованию. В Поставах, например, в экономике
официально занято 8775 человек, официально незанято – 3338 чел., а в городском
поселке Лынтупы на 507 чел., характер занятости которых формально
документирован, приходится 542 лица, не имеющих таковой.
Один городской поселок – две экономические системы.
Причем вторая преобладает и совершенно автономна от государства.
Между тем, в обычных странах, когда заходит речь о
политике на рынке труда, говорят о стремлении к достижению полной занятости,
которое не должно заслонять собой проблему эффективной занятости, при которой
работник получает достаточный доход на установленных законодательством
основаниях. То есть, занят полную смену на основной работе, единственной не
потому, что ему запрещено, допустим, совместительство, а потому что зарплата
достаточно высока. С этим в Белоруссии существует известная напряженка, ибо есть
не только рабочие места, но и целые отрасли (например, легкая промышленность,
сельское хозяйство) с неэффективной занятостью, и как видим, целые
поселения.
А вообще масштабы официальной незанятости
свидетельствуют о провале государственной политики на рынке труда в целом. В том
же г.п. Лынтупы, где «неформальный сектор» по численности превосходит
официальный, «номинальная начисленная среднемесячная зарплата» рабочих и
служащих в 2007 г. составила всего 434 тыс. рублей, в близкой Лукашенко Копыси –
389 тыс. Это в районе 60% среднемесячной зарплаты по народному хозяйству и
номинально почти сравнялось с размером среднемесячной пенсии (345 тыс. рублей).
Однако фактически – меньше пенсии, поскольку пенсионер формально не имеет
иждивенцев, у него ниже обязательные расходы на общественный транспорт, он может
легко отказаться от услуг общепита, с пенсии он не платит налоги.
Поэтому совершенно понятны мотивы, которыми
руководствуются большинство нормальных в социальном плане людей, подыскивая для
себя варианты занятости в «неформальном секторе», который по своим масштабам
вполне сопоставим с официальным.
Лукашенко затеял смену номенклатурных элит?
naviny.by,
16.07.08
Неделя понадобилась президенту, чтобы определиться с
кандидатами на должности главы Администрации президента и госсекретаря Совета
безопасности, которые стали вакантными 8 июля после освобождения от занимаемых
постов Геннадия Невыгласа и Виктора Шеймана.
Их сменщиками стали, соответственно, помощник президента
Владимир Макей и уже бывший глава Комитета госбезопасности Юрий Жадобин.
Председателем же КГБ назначен Вадим Зайцев, до настоящего времени занимавший
должность первого заместителя председателя Государственного пограничного
комитета – начальника главного оперативного управления.
О Владимире Макее в независимой прессе в последние годы
говорят, как об одном из лидеров набирающей силу и авторитет группы приближенных
к президенту молодых политиков, в число которых также включают Виктора Лукашенко
и Наталью Петкевич. Кстати, именно Петкевич называли в числе первых претендентов
на должность главы Администрации президента, но Лукашенко бывшему
пресс-секретарю предпочел руководителя своего секретариата.
Владимира Макея часто называют «порученцем» Лукашенко.
Именно через Макея, как писали газеты еще пару лет назад, президент предпочитал
передавать чиновникам свое недовольство.
Вехи биографий новых назначенцев имеют одну весьма
любопытную особенность. Вся эта номенклатурная «молодежь» поднималась по этажам
власти уже при Лукашенко, то есть благодаря ему. Тогда как многие покинувшие
свои посты – тот же Шейман, еще раньше Коноплев – пришли во власть вместе с
президентом.
«Вождю соратники не нужны, ему нужны подданные», –
комментирует смену номенклатурных элит эксперт аналитического центра «Стратегия»
Валерий Карбалевич. «Люди старой команды – это те, кому Лукашенко чем-то обязан,
перед кем он был в своего рода долгу. А новая команда занимает свои посты
исключительно благодаря Лукашенко, и их преданность и послушность будет гораздо
крепче», – считает политолог.
Тот же Макей попал в Администрацию президента из
Министерства иностранных дел. Как писала еще в 2002 году «Белорусская газета»,
«произнес на коллегии с участием Лукашенко эффектный спич – и А.Г. его оценил».
Уже под боком у президента авторитет Макея вырос до
таких размеров, что, как говорят, даже непотопляемый Шейман старался быть с ним
предельно вежливым. С Юрием Жадобиным же, возглавлявшим в свое время службу
безопасности президента, Макей и вовсе, что называется, на короткой ноге.
Эксперты говорят, что выдвижение нового поколения
политиков может быть свидетельством некоей попытки мягкой, эволюционной
трансформации белорусской власти. Попыткой ухода от уже исчерпавших свой ресурс
советских методов и принципов к более гибким и либеральным способам построения
взаимоотношений как внутри государства, так и на внешнеполитической арене.
Новое поколение руководящих работников выросло в других
условиях, оно более соответствует пропагандируемой белорусскими властями
политике многовекторности и готово взяться за модернизацию всей политической
системы страны. Владимир Макей, конечно, уже не безусый юноша – 5 августа будет
отмечать 50-летие, но он определенно политик новой формации. Выпускник Института
иностранных языков, владеет английским и немецким, в МИДе работал на европейском
направлении, был даже представителем Белоруссии при Совете Европы.
Как считает политолог Валерий Карбалевич, с точки зрения
налаживания отношений Белоруссии с Западом приход новой команды создает
определенные предпосылки. «Молодежь уже мыслит по-европейски, ей легче найти
общий язык с западными политиками, чем тому же Шейману или Коноплеву», – говорит
эксперт, при этом обращая внимание, что даже со сменой элит все направления в
политике и алгоритмы отношений с Западом по-прежнему определяет исключительно
Александр Лукашенко.
То есть сегодня складывается ситуация, когда люди для
решения новых задач, для налаживания того же диалога с Западом, подобраны, но
вопрос в том, будет ли Лукашенко ставить перед ними такие задачи?
Премудрая двоица
«7 дней»,
17.07.08
Вадим Гигин
Время сжимается, причем не только в физическом смысле,
но и в политическом. Так что, хоть и прошло еще только два месяца, а не
положенных 100 дней полноценного правления Дмитрия Медведева, определенные
выводы уже можно сделать.
Главный вопрос, который волновал, да и продолжает
волновать не только политических аналитиков, но и простых граждан: кто же будет
принимать решения при новой конфигурации власти в России? При этом многие,
особенно на либерально-западническом фланге, упорно пытаются доказать, что
Медведев выйдет из подчинения Путина, вот-вот сбросит некие неведомые путы
Путина, которыми тот опоясал своего сменщика.
Возглавляет это «антипутинское» движение, требующее
«медведевской» оттепели, известный журналист Евгений Киселев. Во всех своих
выступлениях, статьях, интервью, беседах он неизменно подчеркивает, что настанет
то время, когда Медведев освободится от Путина и станет полноправным и
единоличным правителем и, по всем приметам, будет весьма доброжелателен к
либералам. Это и неудивительно, поскольку многим, как в самой России, так и за
рубежом, хочется скорейшей смены курса и, будем говорить откровенно, возвращения
к беззубой и хаотичной политике времен Бориса Ельцина.
Однако для подобных прогнозов вряд ли есть основания. Те
же, кто утверждает, что «стены Кремля» обладают некоей особой аурой самовластия,
что каждый, кто туда попадает, неизбежно стремится стать самодержцем, мягко
говоря, ошибаются. На самом деле, в истории России было очень мало случаев,
когда верховный правитель не только имел по закону, но и мог полноправно
распорядиться всей властью. Примеров же, когда глава государства служил лишь
формальным прикрытием власти своего окружения, предостаточно.
В 1575 г. во время очередной волны опричнины всемогущий
и всевластный царь Иван Грозный вдруг «отрекся» от престола. Он принял скромный
титул князя Московского, государем же и великим князем всея Руси был
провозглашен татарский царевич Симеон Бекбулатович. Причем все было обставлено,
что называется, по-взрослому. Нового государя венчали торжественно на царство в
Успенском соборе Кремля, он председательствовал в боярской думе и издавал от
своего имени указы. Правда, через 11 месяцев Иван Грозный прервал этот маскарад,
вернулся на престол, а Симеону жаловал удел в Твери. Историки до сих пор гадают,
чем была вызвана подобная причуда грозного царя: предсказаниями волхвов,
напророчивших на этот год царю московскому смерть, внешнеполитическими
причинами, желанием снять с себя ответственность за массовые казни или чем-то
еще. Но прецедент был создан.
Сразу после смерти Ивана Грозного, при котором,
казалось, царская власть достигла невиданной политической высоты, а магия стен
Кремля была сильна как никогда, на престол взошел новый царь — Федор Иванович.
Но фактически страной управлял «второй человек» (по-современному
премьер-министр), шурин царя Борис Годунов. Первый Романов — Михаил Федорович —
делил власть со своим отцом патриархом Филаретом. Именно тогда и стало ходить
знаменитое определение «премудрая двоица». Так называли и других фактических
соправителей XVII века — царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Так что
магия Кремля магией, а против истории не пойдешь.
При советской власти раздвоенность этой самой власти
была одной из черт всей политической культуры. Штука заключалась в том, что
реальные властные полномочия были сосредоточены в руках далеко не у первого и
даже не второго человека в формальной «конституционной» государственной
иерархии. Ну, кто сейчас помнит, что сразу после войны главой советского
государства, то есть Председателем Президиума Верховного Совета СССР был Николай
Михайлович Шверник? Всем ясно — страной управлял Сталин, «вождь и учитель», а
какая там у него была должность, это, как говорится, разговор отдельный. Кстати,
до 1941 года Иосиф Виссарионович не занимал вообще никакого официального
государственного поста. Ему хватало скромной должности генерального секретаря ЦК
ВКП(б).
Таким образом, нынешняя конфигурация российской власти,
которую многие поспешили назвать непонятной, противоречащей многовековым устоям
российской государственности, оказывается, имеет под собой глубокую историческую
подоплеку. Несомненно одно: в России власть — это личность, а не должность или
пост. И личность эта носит власть на подошве своих сапог. Как-то у императора
Павла I спросили: «Кого в России можно назвать вторым человеком после царя?».
Император ответил: «Того, с кем я в данный момент разговариваю и до той поры,
пока я с ним разговариваю».
Но, возможно, современный расклад политического пасьянса
в Москве все же нарушает вековую традицию, и Владимир Путин в самом деле решил
не только формально, но и фактически стать «человеком номер 2» в российском
государстве. Слишком много поводов в этом усомниться.
Политологи долго гадали, так, кстати, и не дав ответа,
почему же выбор пал все-таки на Дмитрия Медведева, а не, скажем, на Сергея
Иванова. Да потому, что Медведев на протяжении всей своей карьеры (и здесь
важно, что всей, а не ее части, не в силу последних назначений) был верным
сотрудником Путина. А Сергей Иванов оказался связанным с Путиным уже в более
зрелом возрасте, будучи вполне состоявшимся человеком, со своими планами,
амбициями, мнением. Медведева же на заре его карьеры в Питерском муниципалитете
воспринимали не иначе как секретаря Владимира Владимировича. По утверждению
известного российского политолога Станислава Белковского, Медведев
«психологически абсолютно комфортен для Путина».
Подбор «новой команды» для третьего президента России
также не оставляет сомнений, кто в доме хозяин. Нарышкин, Сурков, Беглов,
Громов, Приходько – длинный список людей, сделавших карьеру и получивших
руководящие посты во времена Владимира Путина, связанных с ним мириадами
тончайших нитей. Собственно, людей Медведева во власти так мало, что ошалевшие
от поиска новых интриг и кулуарных заговоров «кремленологи» зачислили в
медведевцы даже нового шефа ФСБ Александра Бортникова, человека, служившего
вместе с Путиным в Ленинградском УКГБ.
Важнейший показатель влияния в российском обществе –
телевидение. Любой деятель существует, пока его показывают по ТВ. За прошедшее
со времени избрания нового президента России время, по данным компании
«Медиалогия», проводившей исследование, на пяти федеральных телеканалах Медведев
выступал в полтора раза чаще Путина (548 и 328 раз соответственно).
В сумме на радио и ТВ, по данным «СКАН-Интерфакс», 1568
раз упоминался Медведев и 1125 раз Путин. Хотя в целом СМИ освещали деятельность
президента и премьера практически в равной степени: Медведев фигурировал в
прессе 35 671 раз, Путин — 34 875 раз, утверждает «Медиалогия». Так что если
Путин и уступает Медведеву по раскрученности в СМИ, то незначительно. Кроме
того, зачастую сюжеты с премьер-министром гораздо продолжительнее, чем с
президентом.
Важно не только, сколько раз показывают, но и как
показывают. Это уже протокол, обрядовость власти, которая значит, особенно в
Москве, очень и очень много. Вспомним знаменитое ельцинское «Не так сели». Так
вот, на встречах в президентском кабинете Путин и Медведев сидят как раз не так:
Владимир Владимирович на привычном за прошедшие восемь лет месте хозяина, а
Дмитрий Анатольевич там, где все привыкли видеть исключительно посетителей.
Существенно и то, где премьер Путин проводит совещания кабинета. Это знаковое
действо происходит не в старом зале заседаний, который закрыли на ремонт, а в
некоем «временном» помещении.
Не мог Владимир Владимирович просто так прийти и
усесться в кресло заурядного технического премьера. Не может Путин вновь, во
второй за свою карьеру раз, стать в ряду через запятую: Касьянов, Фрадков,
Зурабов. Он необычный премьер, он первый, но не равный прочим. И это всячески
подчеркивается.
Реальный расклад сил наверху чувствует и российский
народ. Во время выборов-2008 никто, собственно, и не скрывал, что Медведев
пользуется поддержкой путинского электората. И с той поры позиции Владимира
Владимировича, его авторитет в обществе только укрепились.
Согласно данным ВЦИОМ, которые подтверждаются и другими
социологическими опросами, уровень одобрения гражданами деятельности президента
Путина в последние два года составлял 78—80%, а уже в президентство Медведева
этот показатель опустился до 66%. При этом уровень доверия к правительству и его
главе вырос и, при незначительных колебаниях, оставляет 51—58%. Следует
отметить, что падение доверия к президенту Медведеву составило не менее 10%, а
рост одобрения деятельности правительства Путина — около 13%.
Да и не для того Владимир Путин огород городил,
становился лидером партии власти, не являясь формально даже членом «Единой
России», выстраивал всю многосложную вертикаль власти в стране, чтобы вот так
взять и всерьез стать простым банальным главой кабинета. Возможно, как человек
Владимир Путин и оставил бы власть, ушел в бизнес, устраивал бы личную жизнь.
Говорят, что он и от судьбы преемника Бориса Ельцина отказывался, выпрашивая
должность руководителя «Газпрома». Но человек и правитель – это две стороны
одной личности. А как правитель Путин оказался не готов к тому, чтобы стать
частным человеком. Поэтому тем, кто призывает нового президента освободиться от
«пут Путина», придется подождать. И, судя по всему, очень и очень долго.
В России вновь наступила пора «премудрой двоицы».
Правда, в свое время на Руси это понятие означало единение власти светской и
духовной. Но если отойти от этого классического понимания, то Дмитрия Медведева
вполне можно считать духовным сыном Путина. А сам Владимир Владимирович уже
вполне тянет на звание не только отца и наставника нынешнего российского
президента, но и всех народов, населяющих Российскую Федерацию.
Как аукнется Белоруссии нежелание платить за газ?
zautra.by,
19.07.08
Геннадий Косарев
В случае дальнейшего невыполнения Белоруссией
обязательств по полной оплате российского газа ОАО «Газпром» оставляет за собой
право обратиться в суд, о чём заявил заместитель председателя правления
«Газпрома» Александр Ананенков 16 июля на встрече в Москве с генеральным
директором ОАО «Белтрансгаз» Владимиром Майоровым. К чему может привести
нежелание белорусской стороны оплачивать поставленный газ в полном объеме?
-- Это начало очередного витка конфликта по газу,
поскольку стороны, заключив договор, смотрят на него совершенно по-разному, -
считает руководитель Исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. –
Белорусская сторона держит «фигу в кармане», говоря, что никакого контроля над
«Белтрансгазом» Россия не получит. «Газпром» и Кремль будут стараться
максимально полно выполнить те положения договора, которые были подписаны в 2006
году, то есть перейти на мировые цены на энергоресурсы к 2011 году. За газ можно
не платить только какое-то время. И здесь совершенно очевиден проигрыш
Белоруссии, как в свое время это имело место с «Балтикой» (российская
пивоваренная компания – прим. Г. К.), когда та подала в суд.
Эксперт «Завтра твоей страны» напоминает, что
белорусская сторона за два дня до суда была вынуждена заплатить. В случае с
газом, подчеркивает Ярослав Романчук, тоже совершенно четко определены
договорные отношения, и если Белоруссия попытается судиться, то «в данной
ситуации суд будет не на стороне Белоруссии, если только он не будет в проходить
в Минске».
-- Если идти на конфронтацию, то у России гораздо больше
рычагов – цена в 300 долларов за тысячу кубометров газа, введение
антидемпинговых санкций для целого ряда белорусских товаров, резкое снижение
возможностей по нефти, то есть, целый набор инструментов, о которых мы говорим
каждый год и которые могут начать более активно действовать против белорусского
правительства, - прогнозирует Ярослав Романчук.
-- Действительно ли дело дойдет до суда, сейчас сказать
сложно, но для страны это имеет самые отрицательные последствия, - полагает
экономист Леонид Злотников. – Это вопрос облика: с одной стороны, такая
процветающая страна, а с другой стороны, не может заплатить за газ 129 долларов
(за 1 тыс. куб. м. – прим. Г. К.). 100 платим, а 29 – нет. Там еще и старые
долги немного остались. Это будет показывать реальную ситуацию, что происходит в
Белоруссии.
По мнению Леонида Злотникова, формула оплаты газа,
обозначенная в 2006 году, все же будет выполняться.
-- На упомянутой встрече в Москве было подчеркнуто, что
эта формула – наиболее благоприятная для нашей страны, чем формулы цены для
других стран СНГ, - отмечает эксперт «Завтра твоей страны».
Если же сбудутся прогнозы руководителя «Газпрома»
Алексея Миллера, и цена на газ для Европы с нового года будет составлять 500
долларов за тысячу кубометров и более, то для Белоруссии, согласно формуле, эта
цена может подняться до 230-250 долларов.
-- Повышение цены на газ более чем на сто долларов будет
означать дополнительное снижение ВВП на 2 миллиарда долларов – около 5% ВВП, -
считает экономист. – Ясно, что один президент за всех не рассчитается, все будут
расплачиваться. Но есть еще и ряд других факторов: если Россия повысит цены и
даст еще один кредит на 2 миллиарда долларов, и если этим кредитом рассчитаться
за год за поставленный газ, то это меньше повлияет на людей, а если Россия не
даст денег, то это скажется на гражданах довольно ощутимо.
|