Национализм в Казахстане – это реванш за социальный проигрыш
"Огонек–Казахстан",
№16,
Светлана Мищенко
На вопросы "Огонька" отвечает Нурлан Еримбетов
-После известных событий в Маловодном отечественные СМИ
стали очень часто употреблять слово "межнациональный". С темы снято табу и в
обществе началась дискуссия?
– Это справедливо лишь в отношении русскоязычных СМИ. На
страницах казахских газет эта тема присутствовала всегда, но, разумеется, в
последнее время авторы активизировались. Тревожно то, что все чаще в материалах
такого рода красной нитью проходит лозунг "Казахстан для казахов". В
общественное сознание постепенно, исподволь вбрасывается мысль о том, что казахи
живут в своей стране хуже всех. Я такие разговоры считаю очень опасными, и сам
такого мнения никогда не придерживался. Казахи живут так, как могут: в тех
условиях, которые им создало государство. Кто-то после распада Союза оказался у
разбитого корыта, кто-то – на госслужбе, кто-то ушел в бизнес – и там преуспел.
И еще более опасно то, что эти разговоры всегда ведутся в контексте
межнациональных отношений, а не в процессе обсуждения социальных программ власти
или участия народа в демократических преобразованиях.
В этих публикациях активно муссируется мысль о том, что
Казахстан – это не многонациональная страна, и вообще – преступно не только
гордиться этим, но даже позиционировать себя как многонациональное государство.
Мол, мы – страна казахская, а остальных делим по принципу: это этнос, это малый
народ, это диаспора, а это – вообще пришельцы...
Я же считаю, что наша многонациональность – это признак
цивилизованности, показатель роста. Многим не понравится мое утверждение, и тем
не менее: за "Казахстан для казахов" ратуют те, кто боится оказаться в
конкурентной среде с другими народами.
Были конфликты на заре независимости, потом все утихло –
потому что всем было тяжело и просто не до этого. А сейчас, когда народ смог уже
более или менее вздохнуть, началось перераспределение экономических ниш. Если
разделить условно, то, к примеру, малый бизнес раньше вели евреи, казахи
занимались землей и пастбищами, русские сидели в конторах. Сегодня же казахи
вторгаются в сферы, которые раньше были им чуждыми. Но одни в силу ума,
способностей и образования выдерживают цивилизованную конкуренцию, а другим –
которые конкурировать не способны – остается как последнее средство аргумент о
том, что они "на своей земле".
Это можно назвать политикой реваншизма. Точнее, попыткой
взять реванш за свой личный социальный проигрыш. Возможно, его когда-то не взяли
в ЦК – но не потому что он казах, а потому что был двоечником. Его в свое время
не утвердили на работу в союзном министерстве – но не по пятой графе, а потому
что он неконкурентоспособен.
– Я знаю многих образованных и вполне конкурентных
представителей казахского народа, которые не только разделяют мысль о
необходимости создания привилегий по национальному признаку, но и активно
продвигают эту идею в массы.
– Поверьте, в этих высказываниях нет искренности. Эти
люди пытаются угадать, какая идея пройдет "на ура" и уже в зависимости от этого
себя позиционировать. Их беда, как и общая беда нашей власти, в том, что в людях
они видят только электорат. И, соответственно, пытаются действовать так, чтобы
понравиться этому электорату. Все было бы гораздо проще, если бы в процесс
включилась наша интеллигенция. Но ее представители предпочитают отмалчиваться.
Все прекрасно видят, что идут перекосы. Одни кричат: "Нас переводят на
государственный язык, мы уезжаем, нас Путин позвал..." Вторые: "Учите язык или
катитесь отсюда!", а некоторые договариваются и до диких вещей вроде
"Оставайтесь, нам нужны рабы..." И все это происходит при полном молчании и
отстраненности интеллектуальной элиты. Я много раз спрашивал у своих друзей –
режиссеров, писателей, ученых – почему вы молчите? Отвечают обычно одинаково –
дескать, сейчас что-то скажешь, а на тебя потом как набросятся... И вот этот
страх попасть под обструкцию приводит к тому, что они молчат. Но ведь благодаря
этому организованные, но малообразованные люди начинают чувствовать
вседозволенность, и верх берет оголтелость.
– Возможно, эта позиция мотивирована не только страхом
за себя, но и вполне понятными опасениями "не будить лихо...". Вот и президент
на днях призвал очень осторожно затрагивать тему межнациональных отношений. Но
даже если представители интеллигенции нарушат свой негласный обет молчания,
возможно ли будет выправить ситуацию без помощи власти?
– Власть вообще должна жестко позиционировать себя в
этом вопросе. Когда-то – в 93-94 годах для решения проблемы было достаточно
одного слова президента. Он имел тогда хорошую привычку: раз в 10 дней выступать
по национальному телевидению. И вот во время одного из таких выступлений он
сказал: "Любого, кто будет поднимать вопрос превосходства одной нации над
другой, любого, кто будет раскачивать национальную лодку, высказывать
националистические лозунги – я буду считать своим личным врагом!" Желающих
заиметь такого врага, разумеется, не нашлось.
Сегодня власть, к сожалению, молчит. Она не стала
модератором в общественной дискуссии. И именно по причине ее молчания у нас не
сформировалась внятная межнациональная политика.
Для меня симптоматично, что за 15 лет не было возбуждено
ни одного уголовного дела по соответствующим статьям. А ведь у нас перед глазами
пример России, которая уже совершила подобную ошибку. Там убивают вьетнамца,
киргиза, таджичку – и это подается как хулиганство, а не как конфликт на
национальной почве. Вместо того, чтобы сажать виновных на 10-15 лет, им дают
ничтожно малые сроки, и делают вид, что все в порядке, Это страшно. Отсюда
недалеко до погромов – и все лишь потому, что в нужный момент власть не обратила
должного внимания на ситуацию, не создала прецедент.
– Зато в Прибалтике власть предельно четко обозначила
свою позицию – и многие казахи вас спросят: "А почему мы не делаем того, что
сделано в Литве или Эстонии?"
– Вы угадали. В последнее время какую казахскую газету
ни открой – везде подобным примерам несть числа. Вот, мол, в Литве (Латвии,
Эстонии) жестко поставили вопрос о языке, о миграции... Но это абсолютно
некорректные сравнения. Вам русские войска входили в состоявшиеся и давно
сложившиеся государства. Их просто захватили. А у нас совсем другая ситуация.
Сегодняшний Казахстан – с нефтью, с железными дорогами, заводами, театрами,
школами и детскими садами – мы построили вместе с русскими, с евреями, с
украинцами, с уйгурами. И они имеют такое же право на материальные и
политические дивиденды от этого, как и мы.
Если бы речь шла о людях, пожелавших приехать сюда
только в последние годы, я бы первый сказал: "Ребята, а где вы были раньше? Мы
воевали с фашистами, мы осваивали целину, а теперь – когда у нас хорошо – вы
приезжаете и рассчитываете, что для вас здесь создадут условия? Гак что давайте
– учите язык, привыкайте к нашим порядкам!"
Но если мы вместе воевали, сидели в ГУЛАГе, строили
дороги, рис сеяли с корейцами, а с русскими атомную промышленность поднимали –
сейчас мы просто не имеем права на позицию "всем спасибо, можете уезжать".
– Вот мы и добрались до темы языка – одной из самых
проблемных. Не так давно я услышала предложение, суть которого вкратце можно
передать так: не знаешь государственного языка – не имеешь
права на участие в политических процессах" ц
автоматически лишаешься избирательного права. Как вам инициатива?
– Вы знаете, я еще больший националист.Я хочу, чтобы
казах кий был не просто государственным языком, а в перспективе стал языком
межнационального общения. Другой вопрос – как этого добиться. Можно действовать
директивно: всем приказать изучить за год или два, делопроизводство перевести
полностью... Только это ничего не даст.
Если мы с вами сейчас проедем по городу, то увидим
огромное количество билбордов: "Мы открылись!" Бутик такой-то, кафе такое-то...
Говорят, что очень много денег выделяется на развитие языка. Я даже готов
поверить в то, что их не воруют, что все они идут в дело. Но конечной целью этих
трат должно быть вот что: мы с вами едем по городу и видим: "Мы открылись –
казахский за полгода!", "Казахский – ускоренный курс", "Свободное владение
казахским за три месяца!"
И вот когда это будет, я первый скажу: а что же вы до
сих пор языка не знаете? Все возможности созданы! А пока что мне сказать, увы,
нечего.Что же до русского языка – давайте не будем забывать о том, что
подавляющее большинство лучших представителей казахского народа получили
образование в России. Да и мировое признание пришло к ним через русский язык –
будь то математики, физики или писатели. Наш великий писатель Абдижамил
Нурпеисов говорит: "Меня перевели на 25 или 30 мировых языков – но именно с
русского".
Мы все это прекрасно знаем, только почему-то стесняемся
об этом говорить.
– Мне очень импонирует ваш взгляд на проблему языков, но
ведь не все разделяют вашу позицию. Я не скажу, что многим, но некоторым уже
пришлось столкнуться с этим на бытовом уровне...
– Да, вот совсем недавно друг рассказал: в банке у
молодой девчонки попросили бланк на русском языке, а она заявляет в ответ:
"Заполняйте на казахском. Не знаете государственного языка – это ваши проблемы".
Он потратил несколько тысяч тенге на переговоры, дозванивался в Нацбанк, в
министерство, добиваясь справедливости...
А я ему сказал, что вместо этого, он должен был мне
позвонить и сказать: "Нурлан, меня обижают". И я бы приехал и эту девчонку
поставил на место – на государственном языке.
На первый взгляд, такой случай может показаться мелочью.
Но на самом деле именно в таких ситуациях и надо проявлять себя, как хозяин на
собственной земле. Хозяин сильный и справедливый. Ты можешь считать себя
таковым, если ты способен кому-то помочь, разрешить какие-то проблемы. Именно
здесь, в этом жизненном и житейском пространстве я могу реализовать свой
патриотизм, а не в бесконечных заклинаниях на уровне: "А ты кто такой!"
– Вы предлагаете из столь любимого сегодня многими
словосочетания "национал-патриотизм" убрать первую часть?
– Совсем недавно попалась мне статья, автор которой
утверждал, что он, конечно, признает закон, перед которым все равны, но все
равно казахи должны быть "равнее" – прямо по Оруэллу – потому что они на своей
земле.
Но в Казахстане казахским патриотом быть легко. А ты
попробуй быть им в другой стране – там, где по тебе будут судить о целом народе.
Я был таким, когда учился в Москве. И если там сейчас есть, условно говоря,
десять человек, которые уважают казахов, это те люди, которые знают меня. Для
них казахи – это отличные ребята, которые могут хорошо учиться, могут быть
старостами, комсоргами, ленинскими стипендиатами – но могут и драться, и пить, и
любить, и ненавидеть. Когда вышел фильм "Транссибирский экспресс", мы с другом
купили за свои деньги билеты на всю группу – и после сеанса вышли героями.
Ребята из нашей группы благодаря нам узнали еще что-то о Казахстане...
Значит, свою роль казаха я там выполнил. А быть
патриотом здесь я не хочу – потому что это моя родина, и здесь мне не надо
доказывать, что я лучше и "равнее".
Здесь у меня задача другая: нести ответственность за
все, что происходит в стране. И здесь я критиковал и буду критиковать и
Казахстан, и его граждан – но никому не позволю делать это за его пределами.
|