Грузия – для грузин?
http://stoletie.ru/territoriya_istorii,
28.08.08
Александр Крылов
Застарелый шовинизм требует радикального лечения
Шовинизм уже много десятилетий отравляет отношения
грузин с соседними народами. Один из этих народов - абхазы, насчитывающие в
настоящее время около 100 тыс. человек. Вместе с близкородственными народами,
проживающими ныне в регионе Западного Кавказа (абазины, адыги, кабардинцы,
черкесы, шапсуги и др.) абхазы являются частью северо-кавказского
этнокультурного сообщества.
Национальной трагедией в истории абхазов было
махаджирство – массовое переселение горцев в Турцию после окончания Кавказской
войны. В 1860 – 1870-х годах из родных мест уехало более половины абхазов.
Покинутые ими земли начали активно заселяться грузинами и другими народами, что
привело к формированию полиэтничного по характеру населения современной
Абхазии.
Сформировавшееся после присоединения к России грузинское
просветительское, а затем национальное движение (первоначально дворянское, а
затем разночинно-интеллигентское) имело своей целью духовное возрождение
собственного народа, преодоление его многовековой культурно-языковой
раздробленности и формирование единой грузинской нации и государства. Источником
вдохновения и важнейшей частью идеологии грузинского национального движения
(“Тергдалеули”, Общество распространения грамотности среди грузин и т.д.) стало
богатое историческое прошлое Грузии, особенно времена существования так
называемой “идеальной Грузии” - средневекового Грузинского царства Х-ХШ
вв.
Как ни парадоксально, единое грузинское государство –
Абхазо-Грузинское царство - появилось благодаря абхазам.
В VIII в. абхазские феодальные княжества были
объединены в Абхазское царство, которое начало свою экспансию в юго-восточном
направлении. После того, как в его состав была включена вся Западная Грузия,
сюда, в г. Кутаиси, была перенесена столица Абхазского царства. В Х в. династия
абхазских царей прервалась, престол перешел к Баграту III (грузину по отцу и
абхазу по матери).
Династия Багратиони продолжила политику территориальной
экспансии, ее результатом стало объединение Западной и Восточной Грузии. В ХIII
веке после монгольского нашествия Абхазо-Грузинское царство распалось,
воцарилась феодальная междоусобица. Как справедливо констатировал историк и
видный политический деятель постсоветской Грузии Г. Мамулия, страна начала
возрождаться лишь в XVIII в., после того, как находившаяся в течение нескольких
столетий (с ХIII в.) в тупике социального развития Грузия была включена в
пределы Российской империи (Мамулия Г.С. Концепция государственной политики
Грузии в отношении депортированных и репатриированных в Грузию месхов. История и
современность // Центральная Азия и Кавказ, №1(2), 1999).
Теперь события тех лет оцениваются в Грузии как
российская оккупация.
После распада СССР события давнего средневековья
приобрели острую актуальность. Дело в том, что еще разделенное на бесчисленные
группы и течения грузинское национальное движение XIX-XX вв. было едино в
определении границ “исторически принадлежавшей грузинам территории”: ими стали
именно границы “идеальной Грузии” - средневекового Абхазо-Грузинского царства
периода его максимального расцвета. На протяжении многих поколений в грузинских
школах именно границами “идеальной Грузии” определяются “исконные грузинские
земли”, именно они являются справедливыми на уровне современного грузинского
массового сознания.
Порочность данного подхода заключалась в том, что данное
средневековое царство (подобно всем аналогичным царствам и империям древности и
средневековья) изначально было многонациональным, что, в частности, было
закреплено и в титулатуре его правителей: “царь абхазов, картвелов, эгров,
кахов… ”. Поэтому не только грузины, но и все проживавшие на его территории
народы имеют собственные и неоспоримые в их глазах исторические права на те
земли, где они ныне проживают. Противоположная трактовка вопроса о том, кто на
территории современной Грузии является “хозяином”, а кто – “гостями”, в середине
ХХ в. стала предметом острой дискуссии и вызвала напряженность в отношениях
между грузинами и проживавшими на территории Грузии этническими
меньшинствами.
Первая попытка осуществить на практике права грузин на
“свои исторические земли” была предпринята после распада Российской империи, в
период существования «первой грузинской республики». В то время население Грузии
сохраняло свою этническую пестроту: численность грузин составляла в нем менее
65%. Уже одно это обстоятельство требовало проведения осторожной национальной
политики.
Вместо этого власти «первой грузинской республики»
начали проводить по отношению к этническим меньшинствам откровенно
шовинистическую политику.
Поэтому установление в Абхазии советской власти в
марте 1921 г. было воспринято местным населением в первую очередь как избавление
от национального гнета и грузинской оккупации.
В настоящее время период пребывания Абхазии в составе
Грузинской ССР оценивается абхазскими и грузинскими учеными с диаметрально
противоположных позиций. Абхазская сторона связывает все беды своего народа с
союзными руководителями грузинского происхождения (И. Сталин, Л. Берия и др.) и
политикой республиканского руководства, которые совместно проводили политику
насильственной грузинизации населения в масштабах Грузинской ССР.
Грузинская сторона связывает все проблемы с политикой
союзного руководства, которое во имя “господства Москвы” сознательно разъединяло
и противопоставляло братские народы. Грузинские авторы склонны рассматривать все
достижения Абхазии советского периода как результат «отеческой» патерналистской
политики руководства ГССР по отношению к меньшинствам, особым, “толерантным”
отношением грузин к малочисленным народам и т.п. “Грузинский народ никогда не
притеснял абхазов. В Абхазии были созданы максимально возможные в ту пору
условия для развития экономики и культуры… В Грузии абхазы не только не были
дискриминированы, наоборот – им были созданы все возможные условия для
национально-культурного, социально-политического и экономического развития.
Более того, в Абхазии сложилась парадоксальная ситуация – остро встал вопрос о
необходимости защиты прав и свобод грузин” (Жоржолиани Г., Лекишвили С., Тоидзе
Л., Хоштария-Броссе Э. Исторические и политико-правовые аспекты конфликта в
Абхазии. Тб., 1995, с.38-39, 43.).
Как показывают социологические исследования, в настоящее
время подобные взгляды разделяются подавляющим большинством грузинского
населения: “грузины считают, что нигде в СССР столь малочисленному этносу не
была предоставлена такая широкая автономия, как абхазам.
В грузинском массовом сознании большинство предков
сегодняшних абхазов – это спустившиеся с гор племена, заселившие территорию
Абхазии, где до этого жили более близкие к грузинам по происхождению настоящие
абхазы” (М. Никурадзе. В чем видит грузинская народная дипломатия причины
грузино-абхазского конфликта. - Аспекты грузино-абхазского конфликта. Ирвайн,
2000, с.128).
В период правления И. Сталина, в условиях политики
жестокой дискриминации малочисленных народов в масштабах всего СССР и во время
максимального влияния грузинского лобби в кремлевских кабинетах, эта задача
решалась откровенно репрессивными методами: некоторые народы были выселены за
пределы Грузии (греки, курды, турки-месхетинцы). Другие, даже не родственные
картвелам – были объявлены “грузинскими племенами” и должны были быть со
временем полностью грузинизированы.
После смерти Сталина позиции грузинского лобби в союзном
руководстве ослабели. Под давлением Москвы, предпринявшей определенные меры по
защите малочисленных народов, руководство Грузии было вынуждено отказаться от
наиболее одиозных форм национального угнетения и сделало упор на политику
переселения грузинского населения в районы проживания меньшинств (которые должны
были рано или поздно раствориться в море грузинского населения).
Закономерно, что именно в середине 1950-х гг. в
грузинской исторической науке в качестве идеологического обоснования подобного
переселения появляется теория, противопоставляющая исторических абхазов (древнее
культурное грузинское племя, проживавшее на территории Абхазии) и современных
абхазов (потомков отсталых “горцев-апсуйцев (от “апсуа” – самоназвания
абхазов)”, якобы переселившихся в Абхазию в XVII в.).
Теория о “переселении апсуйцев” была совершенно
антиисторической (в этом она мало отличалась от прежних взглядов на абхазов как
на грузинское племя), но она восторжествовала в грузинской науке и общественном
сознании.
Широкая пропаганда этой теории вызвала резкий
протест со стороны абхазской интеллигенции, привела к обострению межэтнических
отношений. В Абхазии грузино-абхазские противоречия наиболее ярко проявились во
время массовых выступлений абхазского населения (1957, 1964, 1967, 1978 гг.),
когда лишь экстренное вмешательство союзных властей позволило предотвратить
дальнейшее разрастание конфликта.
В конце 1980-х гг., в условиях нараставшего кризиса
союзной власти, грузино-абхазские противоречия приобретали все более острые
формы. Грузинское национальное движение требовало отделения от СССР и открыто
провозгласило своей целью создание моноэтничного грузинского государства в его
“исторических границах”. Абхазы активно противодействовали грузинскому
сепаратизму и выдвинули требование включить Абхазию в состав Краснодарского края
Российской Федерации.
Приход к власти в Грузии в 1990 г. ультрарадикального
лидера Звиада Гамсахурдиа превратил лозунг построения моноэтничного грузинского
государства в официальную политику.
Была ликвидирована автономия Южной Осетии, в стране
началась откровенная травля негрузинского населения.
Откровенно шовинистический курс грузинских властей,
выраженный в лозунге “Грузия - для грузин”, был неприемлемым для негрузинского
полиэтничного населения Абхазии. Часть людей (как и многие этнические грузины)
предпочла остаться вне схватки, переехала в Россию и другие страны. Оставшиеся в
своем большинстве поддержали абхазов в их противодействии политике тбилисских
властей. Высшей точкой конфликта стала грузино-абхазская война 1992-1993 гг.
Поражение грузинской армии повлекло за собой массовое бегство грузинского
населения и коренным образом изменило этническую карту современной
Абхазии.
Результатом последней военной авантюры Саакашвили стало
официальное признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Это
признание стало закономерным итогом той шовинистической и безответственной
политики по отношению к национальным меньшинствам, которую проводил Саакашвили и
все его предшественники, начиная от грузинских меньшевиков и заканчивая
Э.Шеварднадзе. Большую роль сыграли и те грузинские литераторы и историки,
которые занимались «идеологическим обоснованием» подобной политики. Благодаря их
многолетним трудам в грузинском народе были посеяны и укоренены шовинистические
настроения, национальная спесь и презрение к другим народам. Именно поэтому
властителями дум и вождями постсоветской Грузии стали ярые националисты, которые
упорно вели страну к нынешней национальной катастрофе. Очевидно, что для выхода
из нынешнего тупика и нормализации отношений со своими соседями грузинскому
народу необходимо найти действенные средства для излечения от застарелой болезни
национального шовинизма. Лишь в этом случае у Грузии может возникнуть
перспектива выхода из нового тупика социального развития, куда ее загнали ее
постсоветские правители.
|