Предсказуемые последствия, или новая стадия кавказского кризиса
МиК,
28.08.08
Признание российским руководством независимости Южной
Осетии и Абхазии ознаменовало собой не только новый этап в развитии конфликта
между Москвой и Тбилиси. Пока нынешние хозяева Кремля занимаются политическим
оформлением «операции по принуждению Грузии к миру», самые разные политические
силы Северного Кавказа внимательно изучают опыт двух мятежных грузинских
автономий. Процессам, катализатором которых, по всей вероятности, станет
последнее решение Москвы, посвящено интервью главного редактора веб-сайта
«Кавказский узел» Григория Шведова Русской службе «Голоса Америки».
Алексей Пименов: Президент России Дмитрий Медведев
подписал указ о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Какими могут
быть последствия этого шага для Северного Кавказа?
Григорий Шведов: Примечательно, что одним из первых в
поддержку независимости обоих регионов высказался президент Чечни Рамзан
Кадыров, причем с одним не-маловажным комментарием. По его словам, с учетом тех
страданий, которые перенесли эти народы, конечно, необходимо признать их
независимость. Очевидно, однако, что на долю Чеченской республики выпали гораздо
большие разрушения, чем на долю Абхазии или Южной Осетии. И если для
северокавказских лидеров именно пережитые страдания являются критерием, на
основании которого можно признавать или не признавать независимость того или
иного территориально-государственного образования, то, безусловно, целый ряд
северокавказских республик или северокавказских народностей может на нее
претендовать.
Не стоит, конечно, ожидать немедленной цепной реакции,
но трудно усомниться в том, что многие расценили произошедшее как очень значимый
сигнал к тому, что Россия готова признавать независимость. А стало быть,
югоосетинский или абхазский путь может привести к успеху. Речь идет, разумеется,
не об одной лишь Чечне. Следует вспомнить и о балкарцах в Кабардино-Балкарии, и
о черкесах, живущих в Карачаево-Черкесии и сегодня практически не представленных
в ее руководстве, и о ситуации в Адыгее, и о многочисленных народностях
Дагестана. Все они очень внимательно следят за развитием событий – и все
заинтересованы в применении данного сценария на практике.
A.П.: Что же предусматривает этот сценарий – суверенитет
под патронажем России или полную государственную независимость?
Григорий Шведов: Представители этих народов могут
поднять вопрос и о независимости от России. Ведь Россия говорит о неприемлемости
двойных стандартов – и при этом признает независимость двух северокавказских
народов. Ведь и осетины, и абхазы – это народы, исторически, культурно,
этнографически связанные с Северным Кавказом в значительно большей мере, чем с
южным. И если можно признать их право на самоопределение, то как можно
отказывать в этом другим народам, тем более родственным? Естественно, что для
федеральных властей такая постановка вопроса неприемлема, поскольку
территориальная целостность России – это приоритет. Но это и означает применение
двойных стандартов, которые российские чиновники осуждают с высоких трибун. А в
данном случае использовать двойные стандарты будет нелегко.
A.П.: Вернемся к Южной Осетии и Абхазии. Так ли схожи
эти два территориально-государственных образования, как это нередко
представляется?
Григорий Шведов: Пожалуй, здесь больше различий, нежели
общих черт. И с экономической, и с социально-политической точки зрения, это
совершенно два разных случая. Абхазское правительство гораздо более независимо
от России, чем правительство Южной Осетии. Абхазия – это экономически сильный
регион, способный существовать и без внешних вливаний в местную экономику,
которые, к сожалению, зачастую осуществляются не в самой прозрачной форме. В
Абхазии – мощный аграрный сектор, особенно по сравнению с Южной Осетией. Следует
упомянуть о рекреационном секторе, т.е. о знаменитых абхазских курортах, и о
запасах полезных ископаемых. Даже в условиях торгового эмбарго со стороны Грузии
этот регион в состоянии развиваться самостоятельно, поддерживая дружественные,
но не конфедеративные взаимоотношения с Россией.
Иное дело Южная Осетия, существующая только за счет
экономических связей с Россией. И, конечно, в данном случае следует говорить не
об инвестициях, а о политически мотивированных вливаниях. Существенны и
политические различия между двумя регионами. Примечательно, что, находясь между
молотом и наковальней - между Грузией и Россией, проводивших очень агрессивную
политику во время последних президентских выборов, - народ Абхазии выбрал своим
президентом не того кандидата, которого предлагал Кремль. Он предпочел Сергея
Багапша - независимого кандидата, не навязанного ни Россией, ни Грузией. Сегодня
в Абхазии есть и политическая оппозиция, развитые институты гражданского
общества, которыми, к сожалению, не может похвастаться Южная Осетия.
A.П.: Каковы варианты развития событий в Южной Осетии и,
в частности, какую роль в судьбе региона сыграет, по вашему мнению,
североосетинская республика?
Григорий Шведов: Существует несколько возможных
сценариев. Распространено мнение, что объединение двух республик в большей мере
отвечает интересам Северной Осетии, чем Южной, так как в результате элита Южной
Осетии потеряет и источник власти, и источник финансирования.
Есть и другой сценарий: Южная Осетия входит в Российскую
Федерацию как не-зависимый субъект. Что же касается жителей Южной Осетии, то еще
неизвестно, насколько объединение с северянами улучшит их благосостояние. Ведь
социально-экономическая ситуация в Северной Осетии, мягко говоря, оставляет
желать лучшего. А рассчитывать на то, что деньги, выделяемые федеральным
центром, дойдут до Южной Осетии, в случае объединения этих двух республик,
наверное, не приходится.
Существует и третий проект: многие полагают, что в
отдаленной перспективе объединенная Осетия сможет претендовать и на
независимость от Российской Федерации. Осетины помнят, как федеральные чиновники
повели себя в Беслане: кто отдавал приказы о штурме школы, приведшем к гибели
детей. Потому-то данный проект и имеет сторонников в Северной Осетии
|