Россия укрепляет позиции в Центральной Азии
02.09.2008.
Информационно-аналитический Портал «Евразийский Дом»
Андрей Грозин
Известно, что публично, в частности, на последнем
саммите ШОС в Душанбе, руководство стран Средней Азии и КНР достаточно
сдержанно трактовали военные действия России на Кавказе. Но в целом, России
была выражена поддержка.
Западные наблюдатели ожидали, что ШОС полностью
поддержит Россию. На первый взгляд, этого не случилось, что позволило Западу
сделать поспешный вывод о том, что Россия оказалась чуть ли не в
дипломатической изоляции. Это не так. Желаемое выдали за действительное.
В ходе односторонних и многосторонних переговоров,
часто за закрытыми дверями в узком формате, России на словах, что более значимо
для этого региона, было оказано полное понимание, а российские действия на
Кавказе оценены как оправданные, совершенно необходимые и справедливые.
Наиболее активно сторону России заняли, естественно, Китай и лидер Казахстана
Н.Назарбаев, причем публично.
Затем публично Россию поддержал президент
Таджикистана Э.Рахмон. Не меньшая поддержка высказана и со стороны узбекского
лидера И.Каримова. Киргизия также поддержала Россию, но сделала это несколько
скупо. В общем, все государства Средней Азии и Китай высказались солидарно с
российской стороной. Так что говорить, что саммит ШОС прошел неудачно, не
следует. Саммит прошел успешно, причем так, как планировала Россия.
Об этом свидетельствует и визит премьера Владимира
Путина в Узбекистан. Известно, что на Востоке большое значение придают
демонстрационной модели поведения. То, как встречали российского премьера,
говорит о том, какое значение в Ташкенте придают узбекско-российским
отношениям. Я не припомню, чтобы за последние два-три года премьера другой
страны лично встречал президент Узбекистана Ислам Каримов.
Для Узбекистана развитие отношений с Россией значимо
по многим направлениям. Прежде всего, по энергетическому. На переговорах была
рассмотрена цена на узбекский газ, закупаемый «Газпромом». Трудно сказать,
насколько она будет больше. Но она явно вырастет выше $160 за кубометр с 2009
года (по цене $160 за кубометр газ закупается со второй половины текущего года)
и будет коррелироваться с ценой за баррель нефтяного эквивалента. Тем более что
такая модель ценообразования успешно отработана Россией с Туркменией. Скорее
всего, итоговая цена с 2009 года составит больше $200.
Узбекистан экспортирует своего газа, по сравнению с
соседями, не так много. Туркмения ежегодно – около 40 млрд. кубометров.
Узбекистан – от 7 до 10 млрд. кубометров. В такой ситуации для «Газпрома» важны
не только объемы газа, но и развитие других перспективных проектов в области
расширения добычи и развития транспортных мощностей.
В энергетической сфере у России до сих пор
монопольное право на транспортную инфраструктуру стран Средней Азии. Но
почивать на лаврах нельзя. Надо расширять существующие мощности и строить новые
трубопроводы. Я думаю, что такие предложения будут представлены Узбекистану.
Кроме того, рассмотрен вопрос об интеграции
Ташкентского авиационного производственного предприятия им. Чкалова в
Объединенную авиастроительную корпорацию. Фактически он решен, осталось
согласовать последние документы и распределение долей.
Возможно расширение и военно-технического
сотрудничества. Для этого достаточно посмотреть хотя бы на состав российской
делегации. Здесь я бы не согласился с не слишком комплиментарными отзывами
некоторых российских СМИ о якобы не очень удачной ранее состоявшейся встрече
первого вице-премьера Узбекистана Рустама Азимова и российского вице-премьера
Сергея Иванова. Основные вопросы, на самом деле, были согласованы, а документы
одобрены.
Нужно сказать, что все действия России в Средней
Азии – и визит первого вице-премьера Виктора Зубкова в Туркменистан, и решения,
принятые в ходе визита президента Дмитрия Медведева в Душанбе, и встреча
российского премьера с лидером Узбекистана в Ташкенте – все это хорошо
скоординированная и продуманная активность российских властей, которой
предшествовала большая аналитическая работа.
Это лишний раз показывает, что у России много
партнеров, она не находится в изоляции и, тем более, речь не идет о ее
превращении в страну-изгоя. И эта активность будет продолжаться, независимо от
того, что решат в Вашингтоне и Брюсселе.
События на Кавказе подтолкнули Россию к Центральной
Азии. Но не они вызвали активность российских властей на этом направлении.
Россия развивает отношения со странами Средней Азии не первый год. И Россия,
независимо от ситуации на Кавказе, реализует один главный проект – превращение
в одну из ведущих мировых стран. Этот процесс носит объективный характер.
Это отражение того, что мир становится многополярным,
он дробится. То, что США и Европа не хотят этого понять, это, как говорится, их
проблемы. Модель однополярного мира во главе с США после событий на Кавказе
девальвируется с каждым месяцем, она обанкротилась. И каждый из визитов
представителей российской власти в страны Средней Азии в том числе является
отходом от однополярности.
|