Формирование гражданской нации в Казахстане
04.09.08,
www.ia-centr.ru
В. Курганская
Президент РК Н. Назарбаев еще на III сессии Ассамблеи
народов Казахстана (апрель 1996 г.) поставил вопрос о необходимости
фор¬мирования гражданской общности в Республике. На TV сессии АНК (июнь 1997 г.)
формирование новой казахстанской гражданственно¬сти им было обозначено в
качестве одной из актуальнейших полити¬ческих проблем, затрагивающей основы
государственности. На VII сессии АНК в 2000 г. он поставил задачу «создать
казахстанцев», а в последнее время (октябрь 2007 г.) им была предложена идея
форми¬рования единой казахстанской конкурентоспособной нации. Таким образом, на
протяжении нескольких лет Глава государства ставит вопрос о переходе страны к
гражданскому состоянию общества.
Гражданская солидарность может существовать, прежде
всего, на основе нейтральности политико-правовой сферы, равнодушной к культурным
различиям. Согласно Закону о гражданстве Респу¬блики Казахстан, гражданство
«определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую
совокупность их взаимных прав и обязанностей». Как считает известный россий¬ский
ученый В.А. Тишков, гражданская деятельность человека всег¬да была более
многообразной и сложной, чем культурная, и любовь к своему народу меньше всего
зависела от записи в паспорте. Ведь чувство принадлежности к этнической
общности, если последнее не связано с получением каких-либо преимуществ, гораздо
уже граж¬данской общности, которая формируется в условиях общественной жизни
человека.
Как представляется, формирование гражданской нации в
Казах¬стане является ядром проекта национальной идеи. Признание за каждым членом
общества принадлежности к гражданской нации формирует у всех граждан страны
независимо от их национальной принадлежности чувство общей Родины, общих целей и
задач, чув. ство сопричастности и ответственности всех населяющих ее наро. дов
за судьбу страны1.
В мировой этнополитической науке под нацией понимается
по¬литическая общность людей различной этнической принадлежно¬сти в пределах
одного государства. Нация, иначе говоря, понимает¬ся как согражданство. В основе
этнонационализма лежит чувство общего происхождения, проявляющееся в виде
языковых, религи¬озных или расовых признаков. Единственная база государственного
национализма - политическая, т.е. гражданская идентичность. «Го¬сударственная
общность... имеет больше оснований называть себя нацией, чем коалиция,
основанная на этнической идентификации с ее постоянно конструируемым
содержанием, взаимопроникаемыми границами и множественной лояльностью. Понятие
гражданской нации более приемлемо для членов многоэтничных политических
сообществ и менее конфликтогенно, чем длительно насаждавшее¬ся советскими
учеными и поньгае широко разделяемое политиками понятие этнонации» .
Действительно, генерализация ценностно-смысловых схем
эт¬нической идентификации в качестве модели государственно-поли¬тического
устройства становится формой политизации самой эт-ничности, т.е. превращения
демократии в этнократию (этнократия в строгом смысле слова и есть не что иное,
как наделение этносов статусом политических субъектов, а не узурпация
политической власти этническим большинством). Нет ничего более опасного, чем
приобретение этносами статуса политических субъектов. Нацио¬нальная
принадлежность должна быть сугубо личным делом инди¬вида, предметом его
духовно-нравственных выборов и культурных предпочтений. Если же этническая
принадлежность и ее атрибу¬ты выступают решающим аргументом в борьбе за
политическую власть в полиэтническом обществе, то гражданская война и распад
государства становятся реальной угрозой.
Предпосылки к формированию казахстанской нации
имеются-Социологические исследования Центра гуманитарных исследова¬ний на
протяжении последних 10 лет показывают, что у этнических групп Казахстана нет
принципиальных различий в структуре духовных потребностей, динамике
поведенческих установок, систе¬ме мотиваций, социально-политических и ценностных
ориентации. Употребление таких слов как «национальная безопасность»,
«нацинальные интересы», «лидер нации», «здоровье нации» и т.д. стало привычным.
При этом всем понятно, что под этими терминами по¬нимаются интересы всех, а не
отдельного этноса.
В стране продолжает сохраняться дружественный,
толерантный характер отношений между этносами. Все этнические группы на¬селения
проявляют высокую толерантность и готовность к таким формам межэтнических
взаимодействий, как работа в многонаци¬ональном коллективе, соседские
взаимоотношения, дружба с пред¬ставителями других национальностей. Как показало
наше последнее исследование3, межнациональные отношения по месту жительства
оцениваются большинством респондентов всех этнических групп как благоприятные
или в основном благоприятные (диаграмма 1).
По мнению большинства респондентов всех национальностей,
межнациональная обстановка остается благоприятной на протяже¬нии последних 2-3
лет (диаграмма 2).
Отличие в оценке межэтнических отношений состоит лишь в
том, что почти третья часть респондентов-казахов считает, что меж¬национальная
обстановка продолжает улучшаться; среди русских респондентов так считает только
шестая часть опрошенных, а сре¬ди респондентов других этнических групп - пятая
часть. Таким об¬разом, казахи склонны более высоко оценивать межнациональное
спокойствие в Казахстане. В целом же около половины русских и представителей
других этнических групп оценивают межнацио¬нальную обстановку в целом
благоприятной.
В последние время, как известно, в различных регионах
Казахста¬на - Шилике, Казаткоме, Тенгизе, Маятасе вспыхивали конфликты между
казахами и уйгурами, чеченцами, турками, курдами. Поводом для них становились
либо хулиганские действия молодых людей раз¬личных национальностей, либо
криминальные действия представите¬лей этнического меньшинства, которые
провоцировали ответные дей¬ствия представителей коренного этноса против этих
меньшинств.
В нашем опросе населения был поставлен вопрос
относительно причин конфликтов в различных регионах Казахстана. Мнение
на¬селения отражает диаграмма 3.
Как видно из диаграммы, большинство респондентов всех
этни¬ческих групп склонны видеть в каждом конфликте свои специфиче¬ские причины,
и конфликты на межнациональной почве не призна¬ются респондентами всех
национальностей главными причинами произошедших событий. На второе место по
значимости среди при¬чин конфликтов респонденты всех этнических групп ставят
плохие социально-экономические условия. В основном же у всех этнических групп
преобладали ответы «затрудняюсь ответить».
Оценивая конфликтные ситуации подобного рода, В.А.
Тишков пишет: «Трудно разрешимые противоречия и конфликты не являют¬ся
неизбежными и не предопределены самой природой этничности и фактом
сосуществования различных национальностей в пределах одного государства.
Напряженность и конфликты возникают, прежде всего, на фоне
социально-экономических трудностей и глубоких геополитических и ценностных
трансформаций, которые пережива¬ет граждане бывшего СССР»4.
Проблема формирования общеказахстанской нации как
граж¬данской общности приобретает вид проблемы формирования новой Национальной
идентичности. В отсутствие или при неразвитости гражданского общества
содержательно-смысловым контекстом идентификационных стратегий становятся
ценности существова¬ния «случайных индивидов» (Маркс) и активно-паразитически^
способ освоения социального пространства. Сущностная надлом¬ленность транзитного
общества, его цивилизационно-культурная маргинальность состоят в том, что
экзистенциальная катастрофа здесь претворилась в общезначимость и
исключительность самого примитивного, а потому и наиболее кризисного из всех
возможных способов социальной идентификации личности: стратификацию по
имущественному признаку и дифференциацию по этнической при¬надлежности.
Между тем в современных условиях совершенно неизбежно
про¬исходит размывание традиционных этнических связей, преодоле¬ние
обособленности этнических общностей, ассимиляция людьми инокультурных ценностей
и норм. Гражданское общество является оптимальной формой социального
структурирования пространства свободного личностного развития,
институционального утвержде¬ния идей гуманизма, неотчуждаемых прав и свобод
человека. Но оно не может сформироваться и полноценно функционировать в
условиях, когда общество сегментировано на основе кровного прин¬ципа, а не на
социальных связях и социальном опыте его членов.
Многие исследователи отмечают, что ориентиром для
самоопре¬деления индивида в современном мире становится не его социальное
положение, материальная обеспеченность и статус, а приобщение к соответствующей
культуре. «Стремление защитить эту культуру и сложившееся на ее основе духовное
единство с помощью государ¬ства и других социальных институтов и организаций и
составляет основную питательную почву и мотивационную основу современ¬ного
национализма»5. Необходимо уточнить, что это стремление квалифицируется как
национализм, если оно принимает форму экс¬пансии, навязывания своей культуры
другим этническим группам, узурпации привилегий и властных полномочий.
В то же время, как утверждает ряд исследователей,
существует принципиальное различие между двумя типами современного
на¬ционализма. «Евронационализм предполагает светское государство, основанное на
универсалистских принципах гражданства; этнонационализм же ставит во главу угла
культурную специфику»6. Это разли¬чие порождает и соответствующие стереотипы
восприятия друг дру¬га сторонниками этих противоположных мировоззренческих схем.
С точки зрения евронационализма, этнонационализм представляется примитивным,
иррациональным, угрожающим; с точки зрения этно-национализма, евронационализм
по-прежнему воспринимается как изначально колониальное по своей природе явление,
в котором отсут¬ствует человечность и общественная совесть. По мнению Дж.
Кома-роффа (Comaroff J.L.), из борьбы между этими двумя идеологически¬ми
построениями рождается третья идеологема: гетеронационализм как «некоторого рода
синтез, стремящийся вместить этнонациональную политику самосознания в рамки
евронациональной концепции политической общности»7. Понятно, что подобного рода
идеологема (в других версиях политического дискурса носящая название
«мультикультурализм»), доводит до логически предельной формы пробле¬му
соотношения индивидуальных и коллективных прав.
Урс Альтерматт (Urs Altermatt), протестуя против
этнизации политики, исходит из того, что «гражданское общество в Европе должно
быть сконструировано на основе индивидуального права гражданина, а не
коллективного права группы»8. По его мнению, основные гражданские права и права
человека «упразднили примат коллектива».
Йозеф Шумпетер (Joseph A. Schumpeter), напротив,
полагает, что процедурная демократия означает институционализацию группо¬вых
конфликтов.
Алан Турен (Alain Touraine) считает, что идею
социального кон¬фликта и идею ориентированного на ценности действия следует
объединить. Тремя главными элементами общественной жизни яв¬ляются:
- субъект, взятый в
дистанции от организованной практики;
- совокупность культурных
моделей;
- общественные движения,
которые борются за придание со¬циальной формы культурным ориентациям.
По всей видимости, позиция французского социолога
является наиболее взвешенной, и именно на поиски цивилизованных, прежде всего -
политически-правовых форм взаимосогласования различных культурных ориентации
должны быть направлены усилия по оптимизации кросс-этнических отношений в
полиэтническом и мультикультурном сообществе. Рассуждения же о дистинкциях между
«евронационализмом» и «этнонационализмом», поиски их примирения в форме опять же
национализма, пусть и особого типа («гетеронационализма») лишь затемняют
существо проблемы и уводят в сторону от ее практического решения.
Жесткое разделение людей по национальному признак}'
ведет к ослаблению общегражданской идентичности и лояльности, создает условия
для возможной дискриминации (В.А.Тишков)9. Монополи¬зация власти, упрочение ее
автономности от гражданского общества, усиление ее этнократической составляющей
неизбежно оборачива¬ются «беззаконием, хаосом и беспорядком, неисполняемостью
зако¬нов и вообще любых решений сверху, параличом государственных структур и
кризисом, прежде всего, органов исполнительной вла¬сти, засильем
временщиков-казнокрадов, коррупцией и расцветом мафии»1 . Оставаясь на уровне
культурно-национальной, а не граж¬данской идентичности, этнические меньшинства
будут интегриро¬ваться в казахстанское общество через поиски «крыши», а коренной
этнос искать преференции через систему трайбализма. В итоге про¬играют все,
потому что консолидация общества будет иметь в своей основе не гражданскую
солидарность, подчиняющуюся формализ¬му единого для всех закона, а
кланово-бюрократическую.
Для формирования гражданской нации требуется одно
строгое правило - соблюдение прав человека, гарантированных Конститу¬цией. Права
человека - «единственная область, определенно провоз¬глашающая равенство всех
перед законом без каких-либо отличий по полу, расе, цвету кожи, языку; религии,
политическим убеждени¬ям, социальному или национальному происхождению,
принадлеж¬ности к национальному меньшинству, судьбе, месту рождения или любому
другому признаку» (Всеобщая декларация прав человека, статья 14).
Гражданское общество традиционно рассматривается как
си¬стема социальной атомистики. Государство при этом приобретает статус субъекта
институционализации универсальных принципов, социальные группы - статус
носителей своего собственного партикулярного смысла. Но это - фатальная ошибка
традиционной кон¬цепции. На деле статусом практической универсальности обладает
не государство и не индивид как атомарный элемент формально-правовой структуры
гражданского общества и субъект отношений вещной зависимости, а личность.
Принцип личности трансцендирует и систему атомистики экономических индивидов,
составля¬ющих гражданское общество, и содержательную партикулярность ценностных
систем сословно-социальных групп и объединений, и рассудочную всеобщность
государственных институтов.
Совершенно очевидно, что чем более развитым и зрелым
будет в Казахстане гражданское общество, и чем быстрее будет сформи¬рована
единая казахстанская нация, тем эффективнее само общество сможет на уровне
локальных общин регулировать противоречия, ко¬торые возникают в ходе
общественного развития. Ведь гражданская культура предполагает приобретение
человеком статуса гражданина, ответственного за свои решения и принимающего
активное участие в принятие коллективных решений. Как справедливо утверждает
Г.В. Малинин, политика возрождения подлинной гражданственности, укоренения в
человеке духовности, достоинства (в т.ч. и националь¬ного), его значимости для
общества и ответственности перед обще¬ством есть сущностное содержание
национальной идеи, способной объединить полиэтническое население Казахстана в
целостный со¬циальный организм - нацию, единую в своем многообразии.
|