Россия–Украина: «Истребить Русь на Руси» или «Вечный мир»?..
8.09.08,
http://www.ruvek.ru
1 октября 1653 года в Москве собрался Земский собор, в
задачу которого входило рассмотрение вопроса о воссоединении земель ранее
единого древнерусского государства – Киевской Руси. И хотя тогда удовлетворение
рассматривавшейся Собором просьбы казаков, выступавших от имени всего
изнемогавшего от польского гнета народа Юго-Западной Руси (еще тогда
именовавшейся Малороссией), о приеме "под высокую руку московского государя"
означало войну с Польшей, мнение Собора об образовании единого государства было
единодушным.
Воссоединение Малороссии с Московской Русью
соответствовало жизненным интересам и чаяниям насильственно разобщенного
населения древнерусского государства и было обусловлено всем предыдущим ходом
истории.
Предками, как малороссов, так и великороссов были
восточно-славянские племена, с древних времен заселявшие территорию от Карпат до
Волги и от Балтийского до Черного моря. Восточные славяне перешли от
первобытно-общинного строя к феодальному, имея общую территорию, религию,
культуру, единый язык и уклад жизни. В VI-VIII вв. н.э. они образовали самую
крупную в Европе единую древнерусскую народность.
Интересы общественно-экономического, политического и
культурного развития, а также необходимость обороны от внешних врагов привели к
созданию одного из самых больших и могущественных государств в Европе – Киевской
Руси. Однако в силу законов развития феодального общества древнерусское
государство разделилось на ряд отдельных княжеств. В XIII в. монголо-татарское
нашествие с востока, немецкая и шведская агрессии с запада, враждебные отношения
с поляками и венграми поставили Русь в исключительно тяжелые условия. Она смогла
отразить немецкие и шведские нападения, но не смогла устоять против
монголо-татарских полчищ.
После монголо-татарского нашествия древнерусское
государство оказалось существенно ослабленным, чем не замедлили воспользоваться
соседи. Уже в XIV в. Западную Русь (ныне Белоруссия), Волынь, Восточную Подолию,
Киевщину, Чернигово-Северщину, а также Смоленские земли захватили литовцы.
Поляки в это же время захватили юго-западные русские земли – Галичину и Западную
Волынь (а в XV веке и Западную Подолию). Буковина была включена в состав
Молдавского княжества, а Закарпатская Русь еще в XI в. попала в руки венгров. В
XV веке Турция захватила Молдавию и южнорусские земли северного побережья
Черного и Азовского морей - Новороссию (ныне часть Украины) и поставила в
вассальную зависимость Крымское ханство, которое к тому времени отделилось от
Золотой Орды. В XVI веке уже у Литовского княжества Польша по существу отторгает
Восточную Волынь, Брацлавщину и Киевщину с частью левобережья Днепра. В
результате всех этих захватов Киевская Русь оказалась разорванной на территории,
попавшие под власть различных стран.
Однако даже в этих тяжелейших условиях древнерусская
народность не поддалась ассимиляции: сказался ранее достигнутый высокий уровень
экономического и культурного развития, ее внутренняя прочность. Этнические,
экономические, культурные и политические связи были сохранены и продолжали
развиваться. Идеи единения и независимости, о чем свидетельствуют, в частности,
Киевская и Галицко-Волынская летописи, Большая советская энциклопедия (3-е
издание, М., «Советская энциклопедия», 1977 г., Т.26, стр.539) прочно
укоренились в сознание всего русского народа еще в период феодальной
раздробленности Киевской Руси. Поэтому, внутренне упрочившись, народ повел
освободительную борьбу против поработителей, стремясь восстановить свое
единство.
Это стремление к единению проявлялось, прежде всего, в
форме переселения жителей Малороссии в Московское государство. Начиная с конца
XIII века, переселялись все сословия: от крестьян до бояр и князей. Причем
последние, как правило, переходили со своими землями и крестьянами.
По территории захваченных земель прокатилась волна
народных восстаний. В конце XIV века против иноземного владычества восстала
Киевщина. В начале XV века восстания охватили Галицию, Волынь, Подолию и опять
Киевщину. Особой силы борьба малороссиян с поработителями достигла во второй
половине XV века.
В это время апофеозом русского сопротивления стало
избавление от ненавистного монголо-татарского ига Северо-Восточной Руси,
объединившейся в Московское государство. В дальнейшем именно оно сыграло
решающую роль в освобождении и объединении всех захваченных русских территорий.
По мере своего возвышения, Москва все больше и больше становилась центром
притяжения для русского народа, оказавшегося под гнетом чужеземных
поработителей.
Царское правительство после великого «стояния на Угре»
практически сразу же заняло активную позицию в вопросе возврата отторгнутых
земель. В 1492 г. великий князь Иван III потребовал от литовского великого
князя: "…и ты бы наших городов и волостей наших, земель и вод, которые держишь
за собою, нам поступился" (сборник Русского исторического общества, СПб, 1882,
т. XXXV, стр. 61-66). Полякам он заявил, что "Объединенная Великороссия не
сложит оружия, пока не воротит всех остальных частей Русской земли, оторванных
соседями, пока не соберет всей народности" (В.О.Ключевский, Курс русской
истории. Сочинения в 9 томах, М. Мысль, 1988 г., т.III, стр.85). Все русские
земли на основании этнической принадлежности населения и их исторического
прошлого назывались "отчиной". «Не то одно наша отчина, коя городы и волости
ныне за нами: и вся Русская земля, Киев и Смоленск и иные городы … из старины…
наша отчина….» (сборник Русского исторического общества, СПб., 1882, том XXXV,
стр. 457-460), - разъясняли русские дипломаты.
Иван Грозный тоже выступал с требованиями возврата
русских земель. Так, в 1563 г. он предъявил королю Сигизмунду II Августу список,
в котором был назван целый ряд захваченных поляками русских земель и городов. В
их числе были Перемышль, Львов, Галич и другие. Обосновывая права Руси на них,
русские дипломаты заявляли: «…а те городы исконе русских государей…, а зашла та
вотчина за государя вашего… некоторыми невзгодами после Батыева пленения, как
безбожный Батый многие городы русские попленил, и после того потому от государей
наших… те городы поотошли» (там же, стр.265-270). Так как захватчики и не думали
возвращать отторгнутые территории, за их освобождение русскому народу не раз
приходилось вести освободительные войны.
Малороссы, со своей стороны, тоже вели борьбу за
объединение с Московской Русью. В XVI в. на территории Юго-Западной Руси они
развернули широкое народно-освободительное движение. Заметное место в нем
занимало появившееся в Запорожье (как ранее на Дону и в других местах на южных
рубежах тогдашней Руси) казачество, которому суждено было в дальнейшем сыграть
важную роль в исторической судьбе Малороссии, в ее борьбе за освобождение от
гнета польско-литовских захватчиков и воссоединении с Россией.
Польские и литовские паны в целях подавления
освободительной борьбы и упрочения своего господства в 1569 г. объединили Польшу
и Литву в Речь Посполитую (Люблинская уния). В Юго-Западной Руси поляки
захватили огромные владения, насчитывавшие в отдельных случаях до сотен
населенных пунктов. Польская шляхта усилила феодально-крепостнический,
религиозный и национально-колониальный гнет. Крепостничество в Польше в XVI веке
достигло самого высокого уровня в Европе. «Шляхта присвоила себе даже право
жизни и смерти над своими крестьянами: убить холопа для шляхтича было все равно,
что убить собаку» (В.О.Ключевский, т.III, стр.97). Положение местных горожан в
Малороссии тоже значительно ухудшилось. Их ограничивали во всем, даже в праве
проживания: во Львове, например, им разрешали селиться только на одной улице
(«Русская улица»). Поляки вели жесткую борьбу с православием. В 1596 году в
Бресте была оформлена уния, провозгласившая подчинение православной церкви
католической, признание папы Римского главой униатов и принятие основного
догмата католицизма. Православное духовенство подвергалось репрессиям.
Насаждение католицизма, полонизация, национальная
дискриминация – все было направлено на вдохновляемую Ватиканом денационализацию
малороссов, ослабление их связей с Московским государством, укрепление
господствующего положения поляков и литовцев. От населения требовалось
обязательное знание польского языка, как единственного государственного языка
Речи Посполитой. Запрещалось использовать национальный язык в деловой переписке,
школы с преподаванием на русском языке закрывались. Такая политика правящих
кругов Речи Посполитой поставила основную массу местного крестьянства и
мещанства в исключительно тяжелое и бесправное положение.
Усиление польского гнета после Люблинской и Брестской
уний вызвало новый подъем освободительного движения малороссов. Основными силами
этого движения были крестьянство и казачество. В начале 90-х гг. XVI в.
выступления против польского засилья приобретают массовый характер.
В конце XVI в. активизировалось и переселение
малороссов, в первую очередь казаков, в пределы Московской Руси. Селились
казаки, как правило, на ее южных рубежах, осуществляя их защиту. При этом они не
только переезжали на земли русского государства, но иногда и переходили в
подданство царя вместе с территориями, очищенными ими от польских панов. В этой
связи широко известен пример такого перехода казачьего войска во главе с Кр.
Косинским, в переписке с которым в 1593 г. русский царь уже величает себя, в том
числе, и государем «запорожским, черкасским и низовским».
На освободительную борьбу народа польские паны отвечали
усилением национально-колониального гнета. "Истребить Русь на Руси" – так
определялись цели и политика Речи Посполитой относительно Юго-Западной Руси в
одном из обращений в сейм в 1623 г. Восстания подавлялись с особой жестокостью.
В качестве основного средства поддержания своего господства поляки продолжали
использовать силу и принуждение. Отдельные попытки как-то смягчить такую
политику ни к чему не приводили. К примеру, так называемые "Статьи для
успокоения русского народа" короля Владислава IV (1633 г.) на деле не
предоставили никаких прав и свобод угнетенным.
Сопротивление польским панам, борьба с общими врагами:
турками и крымскими татарами – способствовали расширению и укреплению
военно-политических связей малороссов и великороссов, особенно казаков
Запорожской Сечи и Дона. Значительное развитие претерпели и
российско-малороссийские экономические связи. После 1612 г. отмечается
нарастание освободительной борьбы и усиление стремления населения захваченных
поляками земель Юго-Западной Руси к воссоединению с Восточной Русью, с Москвой.
В XVII в. представители Малороссии неоднократно
обращались к русским государям с просьбами принять малороссов «под свою высокую
руку». Такие планы часто возникали в казацкой среде (Российский Государственный
архив древних актов (РГАДА), ф. 210, Разрядный приказ, Московский стол, стб. 79,
лл. 370-372), тем более что казаки уже со времен Ивана Грозного активно
поступали на службу Москве. Этой службы русскому царю со всем запорожским
войском («Воссоединение Украины с Россией». Документы и материалы в трех томах,
М., изд-во АН СССР, 1953. Т.1, №1) искали даже такие гетманы, как неплохо
ладивший с Варшавой, шляхтич по происхождению, Сагайдачный (1620).
Однако не только казаки хотели объединиться с Московской
Русью. Представители православного духовенства архиепископ Исайя Копинский
(впоследствии литовский митрополит) в 1622 г. и митрополит Иов Борецкий в 1625
г. обращались к московскому царю с просьбой о покровительстве и воссоединении
Малороссии с Россией.
После подавления ряда восстаний 30-х гг. XVII в.
польские паны еще больше усилили крепостнический, национальный и религиозный
гнет. Наряду с крестьянами и мещанами притеснениям подвергались мелкая
украинская шляхта и православное духовенство.
Всеобщее недовольство и протест вылились в
Освободительную войну украинского народа против Речи Посполитой 1648-1654 гг.
Борьбу против гнета панской Польши возглавил гетман Богдан Хмельницкий. На
начальном этапе войны он пытался привлечь на свою сторону и турецкого султана, и
крымского хана, и шведского короля. Поначалу Хмельницкому сопутствовала удача.
Восставшие одержали серию побед: у Желтых Вод, под Корсунем и под Пилявцами.
Однако затем из-за измены крымского хана гетман терпит ряд серьезных поражений:
в 1649 г. под Зборовом, в 1651 г. под Берестечком и в 1652 г. в окрестностях
Жванца. Известный историк С.М.Соловьев писал, что "поражение под Берестечком
ясно показывало Б.Хмельницкому и казакам, что им одним сладить с Польшей нельзя…
и на хана надеяться тоже нельзя, когда речь идет о том, чтоб сражаться с
многочисленным войском, а не грабить…" (С.М.Соловьев. Сочинения в 18 т. История
России с древнейших времен. М., Мысль, 1990 г., тт. 9-10, стр.559).
Шесть лет вели малороссы тяжелую борьбу с поляками.
Война потребовала огромных жертв и громадного напряжения сил. Положение
Малороссии было исключительно тяжелым. В этих условиях гетман стал еще активнее
предлагать Москве воссоединение. Им было послано около 20 посольств к царю с
такой просьбой. Хмельницкий даже предлагал царю Алексею Михайловичу при
поддержке восставших занять свободный в то время польский трон и таким образом
объединить Малороссию и Россию («Воссоединение Украины с Россией». Т. II,
стр.32-33).
Однако русское правительство, опасаясь новой войны с
Польшей, занимало сдержанную позицию. Московская Русь еще не совсем оправилась
от Смуты. К тому же такая война могла подтолкнуть (потом и подтолкнула) Швецию к
захвату Приморья (находившегося в то время в руках поляков), что затруднило бы
Москве возврат русских земель, прилегавших к Балтийскому морю.
В то же время, Русь не могла остаться совсем в стороне
от борьбы малороссов и оказывала помощь восставшим «хлебом и пушками», а также
дипломатическими методами. В 1653 г. царь потребовал от Варшавы не нарушать
права православного населения в Малороссии и прекратить гонения на православную
церковь. Однако направленное в этой связи посольство вернулось ни с чем.
Принимая во внимание многочисленные просьбы
представителей Малороссии о ее принятии в состав России и опасность, угрожавшую
малороссам со стороны поляков, а также турков и татар (В.О.Ключевский, т III,
стр.111), которые все решительнее заявляли свои претензии на Юго-Западную Русь,
царское правительство решило созвать Земский Собор, чтобы при решении вопроса о
воссоединении заручиться поддержкой всего народа.
1 (11) октября 1653 г. в Москве собрались практически
все слои населения тогдашнего Российского государства: духовенство, бояре,
представители русских городов, купечества, крестьянства и стрельцов.
При рассмотрении вопроса о «челобитье государю в
подданство Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского» подчеркивалась
нависшая над Малороссией серьезная опасность: «в 161-м году (1652 г.) на сейме в
Брест-Литовске было приговорено впрямь, что их, православных христиан…, которые
живут в Коруне Польской и Великом княжестве Литовском, побить…» («Воссоединение
Украины с Россией». Т III, стр.411). Отмечались и намерения поляков
"православную християнскую веру искоренить и святые божии церкви до конца
разорить…" (там же).
Собору было сообщено, что турецкий султан призывал
малороссов к себе в подданство, но гетман "ему в том отказал"; что крымского
хана с ордой запорожцы призвали к себе в союзники против поляков "поневоле"; что
запорожцы присылали свои посольства с просьбой принять их в подданство и помочь
в войне с Польшей "многижда".
Несмотря на то, что доклад обсуждался раздельно на
заседаниях каждого сословия, решение было единодушным. Собор «приговорил»: «чтоб
великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того
гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское с городами их и с землями
принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и
святых божиих церквей…" (там же, стр.413). Здесь речь шла уже не только о
гетманском войске, которое еще год назад предлагалось расселить на земли
Московской Руси, но и о "городах" и "землях", т.е. о всей Малороссии.
Освобождение малороссов от подданства Речи Посполитой в правовом отношении
обосновывалось не только их желанием, но и неисполнением присяги самим королем в
части непритеснения своих подданных некатолической веры.
Было очевидно, что в связи с воссоединением русских
земель войны с поляками не избежать. С учетом этого Собор постановил: «против
польского короля войны весть» (там же). 23 октября (2 ноября) 1653 г. в
Успенском соборе Кремля царь, сославшись на это решение, объявил о начале войны
с Польшей.
Постановления Собора были оглашены русскому народу и
встретили единодушную поддержку.
Присутствовало на Соборе и посольство гетмана в главе с
Л.Капустой, которое сразу же после его окончания отбыло к Богдану Хмельницкому и
информировало его о принятых решениях. Для завершения процесса воссоединения к
гетману также было направлено специальное царское посольство во главе с ближним
боярином В.В.Бутурлиным. Получив согласие Москвы на объединение, Б.Хмельницкий 8
января 1654 г. в г. Переяславле созвал всенародное собрание – Раду, которая,
согласно казацким традициям, одна была правомочна решать важнейшие политические
вопросы. Рада была «явная», то есть открытая для всего народа. На ней были
представлены как все малороссийские земли, так и все сословия (казаки,
духовенство, мещане, купцы, крестьяне). Таким образом, вопрос о воссоединении с
Россией и в Малороссии решался при самом широком представительстве. Народ после
опросов единогласно «возопил: Волим под Царя Восточного, православного…Боже
утверди, Боже укрепи, чтоб есмы во веки вси едино были!» (там же, стр.461).
После Рады сначала жители Переяславля, а затем казацкие
полки (военно-административные единицы Малороссии) и население городов
Малороссии присягнули на верность Русскому государю.
Мартовскими статьями 1654 года было оформлено положение
Малороссии в составе России, а также определены права и привилегии казаков,
украинской шляхты и духовенства.
Решения Земского Собора и Переяславской Рады наглядно
продемонстрировали волю разделенного еще в годы монголо-татарского нашествия
единого народа жить в едином государстве. Тогда в соответствии с явно выраженным
желанием всех слоев населения Малой и Великой Руси началось их воссоединение в
едином государстве.
Впереди предстояли еще столетия борьбы за возвращение
всех захваченных у Киевской Руси земель. Только после кровопролитных войн с
польскими панами в 1667 г. по Андрусовскому перемирию к Московскому государству
отошла Левобережная Малороссия, а в 1686 г. по "Вечному миру" был возвращен Киев
с окрестностями. Северное Причерноморье или Новороссия были отвоеваны у Турции в
войнах 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Правобережная Малороссия вошла в состав
России в результате разделов Польши в 1793 и 1795 гг. Галиция и Северная
Буковина были возвращены в 1939-1940 гг., а Закарпатская Русь – в 1945 г.
Отвоеванный у турок в 1783 г. российский Крым был передан УССР в 1954 г.
Современное самостоятельное государство Украина появилось на политической карте
мира в 1991 году.
|