Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №206(13.10.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Медведев даст России новых граждан 

07.10.08,  www.russians.kz

Павел Захаров

 Президент России Дмитрий Медведев в среду подписал закон, упрощающий процедуру получения гражданства для соотечественников. Теперь репатрианты из стран ближнего зарубежья не будут сталкиваться с прежними дискриминационными мерами, и для получения гражданства им не придется проживать на территории Российской Федерации непрерывно в течение пяти лет, иметь законный источник средств к существованию и владеть русским языком. Отметим, что отсутствие практики льготного предоставления российского гражданства называлось в качестве одной из двух главных причин пробуксовки программы переселения соотечественников. Второй причиной является отсутствие доступного жилья. В этом смысле принятие закона – безусловно позитивный момент. Теперь вопрос в том, насколько принятое решение поможет развитию программы в целом и не смогут ли воспользоваться этой льготой нежелательные мигранты, от которых в России и без того нет отбоя.

Законодательная льгота распространяется на людей, приезжающих в рамках государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников в России. Как известно, эта программа призвана хотя бы отчасти восполнить демографическую убыль населения путем привлечения близких по культуре и языку переселенцев из стран постсоветского пространства с таким расчетом, что их поток будет направлен в регионы, испытывающие наибольшие проблемы с рабочей силой. – на Дальний Восток, в Сибирь, Калининградскую область и др. Однако объявленная президентом Владимиром Путиным еще в 2006 году программа до сих пор пробуксовывает. Вместо обещанных 50 тыс. переселенцев в год до сих пор в Россию приехали всего три с небольшим тысячи семей.

«Это – давно назревший документ, – заявила РБК daily заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева. – Приезжают люди, которых приглашает государство, а вопрос их гражданства до сих пор был не отрегулирован». В то же время эксперт признает, что в законе дается довольно широкие определение, кто может быть причислен к категории соотечественников. По словам г-жи Докучаевой, к ним отнесены все те, кто был гражданами СССР и проживал на территории СССР, придерживается одной культуры, связывает себя с русской культурой и языком. То есть в принципе ею могут воспользоваться и те, кто не является этническим русским и представляет в республиках СНГ национальное большинство – киргизы, казахи, таджики и пр. Однако в любом случае претенденту на переселение придется пройти жесткое предварительное сито в российском посольстве или консульстве. «Нужно пройти процедуру, которая длится до 3 месяцев. Этого человека проверяют по всем статьям, он должен представить справки о несудимости, СПИДе и прочем. И он должен в какой-то степени визуально отвечать критерию соотечественника», – перечисляет Александра Докучаева. По ее словам, сейчас, по крайней мере, большинство переезжающих – русские люди.

По мнению эксперта из Института стран СНГ, после принятия закона приток репатриантов вряд ли сильно активизируется – просто те люди, которые приехали, получат наконец возможность оформить гражданство, нормально легализоваться и «начать жить там, куда их Россия позвала». В то же время эта программа достаточно прагматична со стороны России и «совсем не такая альтруистическая, как кому-то может показаться», убеждена г-жа Докучаева. По ее словам, люди получают оплату проездных документов, провоза багажа и даже подъемные, они заключают договор с тем регионом, куда они приехали, и с работодателем. Переселенцы связаны обязательствами и должны соблюдать условия договора, за расторжение которого будут вынуждены платить штрафные санкции. «Я понимаю то беспокойство, которое высказывалось в ходе обсуждения закона. Но люди проходят очень серьезную проверку, и нежелательных элементов здесь не будет, – убеждена г-жа Докучаева. – Если только не исключать тот недуг, с которым президент начал активно бороться, – коррупцию. Как говорят, покупают у нас все что угодно. Не дай Бог, чтобы это распространилось и на госпрограмму».

Более скептически по отношению к принятому закону настроен вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев. «Конечно, этой лазейкой смогут воспользоваться нежелательные мигранты – и они обязательно будут это делать», – заявил он РБК daily. По мнению эксперта, во избежание этого следовало бы четко заявить, что Россия ждет именно славянское население из стран ближнего зарубежья. Однако программа не дает четких критериев того, кто может получить статус соотечественника – отсутствие в норме закона экзамена по русскому языку «ставит его в равное положение с теми, кто вообще на территории России никогда не проживал и с трудом изъясняется по-русски».

При этом Сергей Михеев напоминает, что в США, Великобритании и других «либеральных» западных странах, не говоря уже о Прибалтике, действует жесткий экзамен по языку для всех, кто желает приехать в страну на достаточно длительный период. «Везде четко ставится вопрос об ассимиляции в культуру. По этому критерию огромное количество желающих приехать в Америку не получает вид на жительство. Почему наши ученые-либералы это игнорируют – непонятно», – недоумевает эксперт. По его мнению, сейчас у нас добровольно воспроизводится «картина 90-х» – когда мы берем на вооружение у Запада то, что там работает сомнительно, но при этом находим массу доводов не брать того, что там работает нормально. «Почему – никто толком объяснить не может. У меня есть серьезное опасение, что это делается под косвенным давлением международных структур, для которых Россия как страна русских выглядит как угроза. А Россия раздробленная и ослабленная наличием многочисленных диаспор более удобна, потому что на нее легче влиять. Проводники этого – так называемые ученые, которые дают консультации по демографии и этнографии либерального розлива 80–90-х годов», – полагает эксперт.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ