Что важнее для СНГ - права человека или территориальная целостность?
07.10.08, ИА
"24.kg"
Аркадий Гладилов
Политологи почти на всем постсоветском пространстве
пророчат закат, бесславный конец СНГ. Если еще совсем недавно об этом говорили в
полголоса, то после конфликта, а точнее – настоящей войны между Грузией и Южной
Осетией, а если еще точнее между Грузией и Россией перспективы СНГ кажутся и
вовсе плачевными. Даже, в общем-то, нейтральные политики и эксперты очень
сдержанно относятся к оценке ситуации, не спешат однозначно признать правоту
любой из сторон. Принять сторону Грузии не позволяют ее откровенно
экстремистские взгляды и действия, а также развязанная президентом Михаилом
Саакашвили настоящая бойня в Южной Осетии. Но и поддерживать Южную Осетию и
Абхазию тоже опасаются: многие страны СНГ боятся сепаратизма, до сих пор не
решили проблемы границ с сопредельными государствами. Поэтому эксперты пророчат
довольно сложный характер обсуждения текущих проблем на ближайшем саммите глав
государств Содружества, который пройдет в Бишкеке.
Россия, Грузия, Украина
Россия сейчас как никогда нуждается в поддержке своих
друзей. В принципе, именно в таких ситуациях и проверяется крепость истинной
"вечной дружбы". Но за последние годы влияние России значительно ослабло не
только в странах Центральной Азии. Параллельно с ослаблением позиций РФ, растет
влияние США в бывших братских республиках. Трудно не заметить, что усиление роли
американцев неизбежно сопровождается нарастанием конфронтации с Россией. Обиды
украинцев на подорожание российских энергоресурсов перекинулись в политическую
плоскость, и теперь уже Киев активно поддерживает Грузию, как недавно
поддерживал чеченских сепаратистов. При этом особо не утруждает себя объяснением
причин. Если поддержку чеченских боевиков Киев объяснял своим пристрастием к
правам человека и проблемы сепаратизма вообще не рассматривал, то теперь
напротив – готов начисто забыть о правах человека в Южной Осетии и Абхазии,
оправдать любые действия президента Грузии в борьбе с сепаратизмом. Получается
не просто странная картина, а совершенно абсурдная.
Почему же Россия из соратника по Беловежской пуще
превратилась для правящей элиты Украины в главного политического противника?
Ответ на этот вопрос лежит все в той же плоскости – нерешенных территориальных
проблемах. Украина откровенно опасается, что Россия рано или поздно поставит
вопрос о Севастополе и судьбе Черноморского флота.
Доводы украинской стороны в споре с Россией вокруг
правового статуса города Севастополя основаны на искаженных фактах, а также
носят явно политизированный характер. Позиция властей Украины в споре о статусе
Севастополя не отражает мнения большинства населения данного города, что идет
вразрез с демократическими нормами, к которым так стремятся в современной
Украине.
Стабильность ее отдельных регионов весьма зыбка,
особенно это касается ее восточных земель, Крыма. И дело не столько в
сепаратистских настроениях населения этих территорий, сколько в неумении
центральной власти грамотно решать проблемы так называемого "некоренного
населения", которое, по сути, является коренным. Насильственная украинизация
всего и вся не усиливает позиции титульного этноса, а ослабляет их. Пример
Украины может быть весьма поучителен для других стран СНГ. А конфликт между
Грузией и Россией – пример запущенности, хронического игнорирования интересов
собственного народа в самой Грузии.
"Государственники" и "правозащитники"
Демократия американского розлива основана на правах
человека. Китайцы, к примеру, свободу и демократию понимают по-своему. У
европейцев свое видение. Россиянам тоже позволительно иметь свою точку зрения и
на проблемы целостности собственного государства, и право народов Южной Осетии и
Абхазии самим решать свою судьбу.
Сегодня мы вынуждены поставить вопрос ребром: что
первично для стран Содружества - государственность или права человека? С каких
позиций рассматривать конфликты и оценивать меры глав государств по их
разрешению? Очевидно, что на ближайшем саммите СНГ именно по этим позициям
пойдут разногласия.
"Государственники" будут отстаивать принципы неделимости
и целостности своих стран. "Правозащитники" будут настаивать на праве народов
самостоятельно решать свою судьбу, вплоть до отделения и создания собственных
независимых государств. По сути, обе эти тенденции являются взаимоисключающими,
а потому любой компромисс – явление временное.
Некоторые эксперты предлагают применять принцип
"исторически исконной территории" каждого народа как основы в решении
пограничных проблем. Но подобный подход – прямая дорога к обострению отношений.
Какой срок проживания этноса на определенной территории можно считать
исторически достаточным для обоснования претензий на государственность? 100 лет?
Или 200? Международных норм на этот счет нет. Ни у кого не хватит ума
обосновывать, к примеру, претензии Италии на границы Римской империи, как основы
своей государственности! И Турция, уважая свою историю, не будет претендовать на
границы Османской империи. А вот некоторые наши историки запросто оперируют
архивными материалами многовековой давности, обосновывая амбиции своих
политических лидеров. И находят понимание и поддержку!
Да, не каждому народу исторически повезло иметь Родину
как определенную территорию, с признанными международным сообществом границами.
Но наивно полагать, что процесс определения государственности и самоопределения
народов завершен. Новые условия жизни на нашей планете, проблемы глобализации,
выживания малых народов неизбежно вызовут изменения не только границ иных
государств и рождение новых, но вынудят международное сообщество принять некие
"правила игры", определяющие цивилизованный "развод" или "объединение" народов.
Без этого государства захлебнутся в собственной крови. Одни народы будут
отстаивать целостность и неделимость своих территорий, а другие – свое право на
самостийность. А если эти противоречия будут щедро спонсироваться извне, из
политических соображений разжигаться до кровавых конфликтов, – человечество
снова окажется на грани выживания.
Бессмысленно искать правых и неправых в противоборстве
"государственников" с "правозащитниками". Каждая сторона права по-своему. И
каждая позиция ущербна.
Уместно поставить вопрос иначе. Если государственники
так дорожат территориальной целостностью и при этом уважают права человека, то
они обязаны создать в стране такие условия, при которых будет просто невозможно
ущемление каких-либо прав других народов. Любое деление населения страны на
"коренных" и "некоренных", "титульных" и "нетитульных", любая дискриминация по
национальному, религиозному, языковому и другим принципам – верный путь к
сепаратизму. Поэтому вполне уместно говорить, что именно грузины виноваты в
сепаратистских настроениях абхазов и осетин, поскольку представители
"титульного" этноса не обеспечили истинного равенства и соблюдения
конституционных прав представителей других этносов страны. И не Россия виновата
в том, что население восточных областей Украины противится насильственной
украинизации, а жители Севастополя выходят с российскими флагами встречать
российские военные корабли. Это власти самой Украины в своем стремлении к полной
национальной незалежности, мягко говоря, игнорируют настроения и желания своих
же граждан, русских и украинцев.
Спасение СНГ – в откровенности
Главы центральноазиатских государств тоже поставлены
перед выбором. Здесь исконно сильны "государственники" и откровенно слабы
позиции "правозащитников". Поэтому, неизбежны симпатии, пусть тайные, к позиции
Грузии, как защитнице свой неделимости. Но и ссориться с Россией никому не
хочется. И надо полагать, ни один президент из Центральной Азии не пожертвует
расположением России ради территориальной целостности Грузии.
С другой стороны, и сама Россия, успешно решив конфликт
в Чечне, показала стремление к бескомпромиссной борьбе с сепаратизмом. А потому
совесть центральноазиатских президентов будет совершенно чиста, если они
поддержат Россию в ее конфликте с Грузией. Но вот поддержат ли они
государственность Южной Осетии и Абхазии? А ведь именно по этому вопросу будет
определяться "коэффициент" дружественности и верности.
Здесь все будет зависеть не столько от активности
внешнеполитических ведомств России и Грузии, сколько от активности
"гуманитарной" помощи США и стран Запада. Не случайно ведь именно сейчас
американцы возобновили потоки гумпомощи Кыргызстану, который председательствует
ныне в СНГ, и от кыргызского президента многое зависит.
Курманбек Бакиев пока воздерживается от однозначных
оценок, чисто с азиатской мудростью пытается полюбовно решить вопрос. Но и он
понимает, что на саммите от него ждут конкретной позиции, конструктивных
предложений. По сути, будущее СНГ зависит от того, насколько результативным и
принципиальным будет обсуждение наболевших проблем Содружества. Пустая болтовня
с заверениями в дружбе и сотрудничестве окончательно похоронит СНГ. Откровенный
разговор, обсуждение ситуации, возникшей в Грузии, - шанс для будущего СНГ как
дееспособного объединения.
|