Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №206(13.10.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



У Беларуси и России разное представление о «подушках безопасности»

Белорусские новости. 06.10.08

Александр Зайцев

Кремль не пошел в лобовую атаку на официальный Минск, предпочтя резкими шагами, которые могли быть остро восприняты местной властью, не давать фору стучащемуся в белорусские двери Западу.

Прошедшая 6 октября встреча один на один Александра Лукашенко и российского премьера Владимира Путина, предшествовавшая заседанию союзного Совмина, еще несколько дней назад ожидалась чуть ли не как рубежная, после которой должен был более четко проясниться вопрос ориентации Минска. Туман не рассеялся, но стало похоже на то, что Москва пока не будет брать быка за рога и давить на имеющиеся у нее экономические рычаги, чтобы заставить союзника действовать исключительно с точки зрения российских интересов.

Еще до прилета Путина в Минск анонимный источник в российском правительстве щедро рассыпал по лентам информагентств новость о том, что вопрос признания Беларусью независимости Южной Осетии и Абхазии в белорусской столице обсуждаться не будет. Эта тема сегодня действительно не поднималась. По крайней мере, публично. Хотя, что творится в кулуарах, одним там шепчущимся известно.

Не исключено, что в этом весьма важном для России вопросе кремлевские политики решили положиться на обещание Лукашенко рассмотреть вопрос признания кавказских территорий новым составом парламента. Но тогда, вероятно, на такой же срок Москва отложила и окончательное решение по проблемам, интересующим Минск. По тем самым цене на газ в будущем году и двухмиллиардном кредите.

По крайней мере, относительно российского стабилизационного кредита ясности больше не стало. Как заявил Путин, Россия готова поддержать финансовую систему Беларуси. Правда, готова с оговоркой — «если потребуется».

Официальный Минск вопрос кредита «горячим» не считает. По словам министра финансов Андрея Харковца, российский кредит запрашивается не для покрытия дефицита бюджета («мы себя чувствуем довольно комфортно, и ресурсов у нас достаточно»), а в качестве «подушки безопасности» для экономики Беларуси на фоне кризисных тенденций в мировом финансовом секторе.

О «подушках безопасности» говорил сегодня и Владимир Путин. Правда, вскользь и в несколько ином контексте — контексте введения единой валюты России и Беларуси. Полномасштабная реализация этого проект, что очевидно для обеих сторон, сегодня маловероятна. В первую очередь, из-за его явной ущербности для официального Минска. Видимо поэтому Путин, отметив, что «мы не снимаем с повестки дня создание единой валюты в исторической перспективе», предложил белорусским коллегам подойти к решению проблемы с другой стороны.

Путин озвучил идею создания валютного пула с Беларусью и расширения использования российского рубля во взаиморасчетах.

«Хотел бы отметить заинтересованность в дальнейшем углублении валютной интеграции, в том числе путем создания валютного пула и расширения использования российского рубля во взаимных расчетах», — заявил Путин.

Он выразил недоумение тем фактом, что Россия и Беларусь, реализуя крупные энергетические проекты, производят расчеты между собой в американских долларах. «Между тем, проблемы, с которыми столкнулась сегодня американская экономика, американская валютная система нам хорошо известны. В этой связи будет обосновано, если мы подумаем над тем, что я сказал. Для российской национальной валюты это важно», — сказал Путин.

Схожее мнение сегодня же высказал и заместитель министра экономического развития России Андрей Клепач. По его мнению, на данном этапе отношений между странами для России приоритетным является не переход к единому эмиссионному центру, а установление для Беларуси российского рубля как резервной валюты.

В общем, в какие бы экономические термины не обертывалась идея России покрепче привязать к себе Беларусь монетарными цепями — единый рубль или валютный пул, хрен редьки не слаще.

Но познать этот горький вкус Беларуси, по-видимому, придется. Крупные энергетические проекты, платежи по которым проходят в американской валюте, Владимир Путин упомянул неспроста. Не исключено, что в переговорный процесс по цене газа на 2009 год валютный вопрос может быть включен дополнительной опцией. Тем более что переговоры-то, по сути, еще и не начинались. Стороны пока лишь провели артподготовку.




ЕС не хочет отдавать Беларусь России – французский дипломат

  АФН, 09.10.08

 Несмотря на интернациональную критику парламентских выборов в Беларуси, Европейский союз подает сигналы к сближению. В следующий понедельник государства ЕС пригласили белорусского министра иностранных дел Сергея Мартынова на престижную встречу в Брюссель, пишет немецкая Suddeutsche Zeitung.

«Мы не хотим отдавать Беларусь России, – сказал один французский дипломат интернет-ресурсу EUoberserver.com. – Сначала надо посмотреть, что мы можем сделать, чтобы, с одной стороны, не отменять санкции полностью, а с другой, что-то предложить Белоруссии».

Очевидно, ЕС размышляет над тем, чтобы снять некоторые из ограничений на въезд и, кроме того, сократить стоимость выдачи виз для белорусских граждан с нынешних 60 евро до 35. Это должно облегчить людям поездки, например в Вильнюс, чтобы "у нас они смогли увидеть, как выглядит демократия и что мы от нее получили", сказал один литовский дипломат.

Сопротивление ослаблению санкций внутри ЕС сейчас существует, прежде всего, в Нидерландах. Гаага еще не видит в Беларуси серьезных реформ, которые позволили бы ей установить новые отношения с Западом.

В любом случае, сейчас, после того как Минск и Москва дистанцировались друг от друга, ЕС стремится к усилению своего влияния на Беларусь.




Конец отделению мух от котлет.

www.posicia.by, 10.10.08

Юрий Шевцов

Конец отделению мух от котлет. Возможна новая эпоха в союзе Белоруссии и России

Визит Путина в Белоруссию вполне можно назвать компенсацией «союзнику» за давние слова о мухах и котлетах. По сути, союзные отношения именно тогда, несколько лет тому назад, когда были произнесены слова о мухах и котлетах затормозились, а сейчас – возобновились.

Путин договорился об очень многом. Выделим основное.

1. Подтвержден таможенный союз, согласованы многие спорные позиции. По словам белорусского премьера Сидорского осталось вне Таможенного союза лишь 4% взаимного товарооборота. В общем, этими спорными 4-мя процентам позиций можно пренебречь. При этом по итогам 2008 года товарооборот двух стран должен составить около 35 млрд USD. Для сравнения – с Украиной у России товарооборот – около 25 млрд USD, С Казахстаном – еще меньше. Беларусь остается главным внешнеторговым партнером РФ среди стран СНГ.

Очень важно, что таможенные дела согласованы как раз тогда, когда в российскую Думу поступило (на днях) для ратификации соглашение о таможенном Союзе в рамках Евразийского Союза РФ, РБ и Казахстана. По сути, Казахстан присоединяется к и так действующему полноценному таможенному Союзу РФ и РБ. А, значит, после грузинской войны это особенно важно, Белоруссия получает доступ еще и к рынку Казахстана, точнее к возникла возможность реально пропустить через РБ часть углеводородного транзита Казахстана в Европу. Белоруссия получает свои бонусы от победы России над Грузией.

Очень сложно переоценить для Белоруссии и соответственно для Союзного государства РБ и РФ  согласований по таможенным делам.  Если упрощать: Белоруссия получила гарантированный доступ к российскому весьма емкому рынку. На фоне происходящего в РБ фронтальной модернизации промышленного производства и развития транзитных возможностей это просто великолепно.

2. Белоруссия и Россия договорились  об очень резком расширении сотрудничества в научной сфере. Прежде всего, по нанотехнологиям (и космосу через них) и биотехнологиям.  Посмотрим, что из этого будет в итоге. Но важно, что снимаются многие запреты в плане секретности научных разработок друг от друга. Т.е. РБ получает доступ к российскому научному пространству, скорее всего насыщаемому ныне деньгами и технологиями. А Россия – возможность прорывов по некоторым направлениям. Клонирование человека как цель, конечно, не обозначалось, но цели совместных разработок «крутятся» вокруг генома человека. Эти две программы, видимо, были наиболее интересными для Лукашенко и Путина. Во всяком случае, так дал понять Путин.

3. Утверждены около 20 совместных программ в рамках Союзного государства, увеличен бюджет СГ, а главное более менее решен вопрос о совместной собственности СГ  РФ и РБ. Теперь доходы от этой совместной собственности будут пополнять совместный бюджет. Это особенно важно для Белоруссии, т.е. представляет  себой еще одну  форму углубления в совместное экономическое пространство двух стран. За счет совместных программ обычно финансируются важные для кооперационных цепочек РБ и РФ разработки и производства. «Дизельное машиностроение» в свое время спасло ярославские моторные заводы и обеспечило белорусских машиностроителей качественным дизелем и т.д. как правило эти программы позволяют решить важный технологический  «момент» для крупного белорусского «гиганта». Это обеспечивает его выживание и интеграцию с российской техносферой и рынком, а российским смежникам дает гарантированные  очень крупные заказы. Это обычно очень важно для провинциальных городов. В бюджете СГ две трети – это российский. Взнос, треть – белорусский. Т.е. российские средства инвестируются в реальный сектор экономики, и это – обрабатывающая высокотехнологичная крупная промышленность, а не добыча сырья. Путин в Минске таким образом оказал поддержку российской переработке еще и таким несколько хитрым способом.

4. Российский кредит Белоруссии в 2 млрд USD, было сказано - вопрос решенный. Путин заявил, что РБ может его брать в любой момент, если он Белоруссии нужен. Белорусский министр финансов сказал, что скорее, всего возьмут в ноябре. Правда, сложно сказать, зачем он нужен, т.к. бюджет у РБ сейчас профицитный.

5. Вопрос по ценам на газ остался открытым. Точнее на этом вопросе не акцентировались публично. Обычно цены на газ  определяются в декабре. Сейчас шла дискуссия только о белорусских предложениях продлить переход на ВЕ формулу определения цены на газ на тот же срок, на который это продлевается для российских предприятий. Это оказалось не самой большой проблемой в двусторонних отношениях. Все равно в целом обе страны примерно одновременно переходят к новым равной цене на газ, а основное повышение его цены для РБ согласно имеющимся соглашениям, уже произошло.  Открытие российского рынка для белорусских товаров оказалось куда важнее. Судя по всему, вопрос о цене на газ, как и вопрос о кредите будет закрываться в декабре, когда станет ясно, что будет в мире с ценами на углеводороды вообще. Цены на них пока быстро падают и актуальность этой темы может уйти в прошлое вообще. Гораздо важнее сейчас, раз доля расходов на газ в себестоимости продукции может начать падать, решать проблемы сбыта продукции машиностроения и модернизации перерабатывающей промышленности.

Что еще осталось «за кадром»? Все, что касается безопасности. Видимо, в связи с продолжающимся примирением РБ и РФ, где еще много неясного.  По контексту происходящего хорошо видно, что продвижение в этом вопросе есть. Но детали пока не озвучиваются. По предварительным сообщениям ожидалось обсуждение вопроса о размещении в РБ элементов российской ПРО в ответ на размещение американской ПРО в Чехии и Польше. Подписание соглашения о единой ПВО должно было состояться не сейчас, а во время заседания Госсовета СГ РБ и РФ осенью. Сообщение о готовящейся встрече Лукашенко и Медведева в текущем году подтверждено. Т.е., вероятно, это соглашение может быть подписано еще именно тогда. Также заявлено, что сегодня  был рассмотрен весь пакет мер по обеспечению функционирования  существующей объединенной воинской группировки двух стран: увеличение финансирование, закупка новых систем вооружений и т.д. Т.е. в области безопасности никаких сбоев нет. Происходит наращивание сотрудничества.

О приватизационных сделках российский компаний в Белоруссии ничего не объявлялось. Но очевидно, что это будет. Просто сейчас взята пауза, чтобы оценить насколько быстро будут реализованы достигнутые соглашения. После этого надо ожидать успеха некоторых российских компаний в приватизации и инвестпроектах в РБ.  Хотя и слишком многого ожидать пока не стоит. Перед переговорами белорусские чиновники озвучили важное: Белоруссию в состоянии уже сейчас или при небольших усилиях в два раза увеличить прокачку газа через свою территорию. Понятно, что имелся ввиду возможный кризис на Украине. Пока публичной реакции на это предложение нет. Видимо, России надо осмыслить предложенное.

Решиться пропустить через РБ половину экспортного газа, например, уже в 2009-2010 гг. – это требует корректировок по многим направлениям. Ясно, что за таким предложением стоит не только Минск, но и какие-то круги в Польше и Германии. В зависимости от реакции РФ на это стратегическое предложение находится и  судьба российских инвестпроектов в РБ: будут ли они просто крупными или очень крупными.

Какой можно сделать вывод из происшедшего просто прекрасного визита Путина и большей части российского правительства в Минск?

1. Никакого перехода Белоруссии в западный лагерь в ходе выборов в белорусский парламент, примирения с Западом, ожидающегося снятия Европой и США санкций против РБ – не произошло. Белоруссия  осталась очень важным союзником РФ. Произошло углубление взаимного сотрудничества, прежде всего в экономике.

2. Значение газового фактора в двусторонних отношениях упало. Выросло значение всего комплекса тем, связанных с крупной перерабатывающей промышленностью и наукой.

3. Единый рынок и таможенный союз – базис двусторонних отношений.

4. Россия получила предложение усилить использование транзитного положения РБ не только от Белоруссии, но и фактически от части ВЕ и «части» Германии. Примирение РБ с Западом означает не ухудшения позиций РФ в ВЕ, а совершенно наоборот – их усиление.

5. К декабрю РФ должна определиться по дальнейшему развитию отношений с РБ и стоящей теперь за нею частью ВЕ. Точнее, определиться, по каким направлениям Россия возвращается в восточную Европу и возвращается ли.

Как раз к декабрю станет ясно, что происходит в мире с новой Великой Депрессией, каковы результаты выборов в США, насколько далеко готов зайти в примирении с Белоруссией Запад  и что будет в Украине и в украино-российских отношениях. В целом, для России итоги переговоров, видимо, прекрасны. Как и для Белоруссии. Единственное: надо привыкнуть, что Белоруссия сейчас не изгой на Западе, а обладает там некоторыми возможностями. Их надо научиться использовать во взаимных интересах. Если достигнутые соглашения будут развиты далее в декабре, тогда вполне возможно выходить вновь и на тему политического сближения в рамках СГ.

Например, к декабрю как раз соберется на первое заседание новый парламент Белоруссии и может рассмотреть вопрос о признании Южной Осетии и Абхазии. Если к тому времени новое сближение РБ и РФ продолжится, тогда эти республики РБ может признать и может быть даже согласиться на их вхождение в состав Союзного Государства. К этому надо подготовиться, чтобы оно усилило Союзное государство, а не расслабило. Но если вхождение этих республик провести через параллельный референдум по Конституционному акту СГ, то теоретически это может быть возможно. Тогда бы в следующий год Россия вступила с большой реальной интеграционной программой: таможенный союз с РБ и Казахстаном, Союзное государство четырех республик с сильным Союзным центром, какая особая политика или политическая ситуация вокруг Украины.




Станет ли Лукашенко въездным в Европу?

  Белорусский партизан, 10.10.08

Действие санкций в отношении высокопоставленных белорусских чиновников, которым запрещен въезд в Европу, может быть приостановлено уже в понедельник. Однако пока остается неясным, будет ли исключен из списка лично Александр Лукашенко.

Напомним, что санкции были ведены в 2004 году, а после президентских выборов 2006 года список невъездных расширился до 31 человека. В тексте принятой вчера резолюции Европарламента фамилии «реабилитированных» чиновниов не называются. Пока непонятно и то, кто будет определять список лиц, в отношении которых санкции приостанавливаются на полгода, отмечает «Польское радио». Относительно лично Александра Лукашенко у представителей Европарламента и вовсе нет единства. Так, председатель комиссии по иностранным делам Яцек Сариуш-Вольский считает, что Лукашенко должен получить возможность для въезда в ЕС. По мнению политика, это может поощрить белорусского лидера к демократизации страны. «Мы должны заплатить за это немалую цену, даже если это противоречит нашим моральным и этическим ценностям.»

С таким мнением не согласен евродепутат Конрад Шиманский. «Тон в отношении Беларуси надо ослаблять постепенно,» -- считает он. «Лукашенко должен знать, что взамен за прогресс в диалоге он должен предлагать что-то конкретное. Что-то, что принаделжит к политическим, экономическим и гражданским свободам.»

В Минске, однако почти уверены, что санкции в отношении Лукашенко будут сняты. И первой его поездкой в Европу может стать приезд на Белорусский инвестиционный форум в Лондоне. По крайней мере, если раньше официально сообщалось, что делегацию возглавит премьер Сергей Сидорский, то теперь эту фразу велено убирать из официальных сообщений о форуме.




Андрей Санников: «Европейские политики торопятся поощрить Лукашенко за его пустые обещания»

Координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников прокомментировал принятие Европарламентом резолюции о ситуации в Беларуси. В документе предлагается приостановить визовые санкции против некоторых белорусских чиновников, хотя «парламентские выборы» признаны несвободными и недемократическими.

«Похоже, что у Европы существует не просто желание, но и план поощрения диктаторского режима в Беларуси. Европейцы так хотят увидеть положительные сигналы, которые свидетельствуют о демократизации, что не хотят замечать крайне негативных явлений, которые сегодня происходят в Беларуси. Несмотря на достаточно точную оценку белорусских «выборов» миссией наблюдателей ОБСЕ, европейские политики сознательно закрывают глаза и торопятся поощрить Лукашенко за его пустые обещания», -- заявил Андрей Санников в интервью пресс-центру Хартии’97.

По мнению политика, в резолюции Европарламента содержатся многие правильные мысли и точные оценки, но сама ее направленность вызывает большие сомнения в ее эффективности.

«Похоже, что резолюция преследует цель дать карт-бланш Совету Евросоюза для ускоренного развития отношений с режимом Лукашенко. Содержатся в ней и крайне опасные моменты. Вместо того, чтобы требовать свободы слова в Беларуси, парламентарии говорят о ревизии уже принятого и подписанного закона о СМИ, как будто действующий ныне закон намного лучше. В Беларуси действительно произошли события, которые можно оценить положительно. Это освобождение нескольких политзаключенных, которые вышли на свободу отнюдь не по доброй воле Лукашенко, а из-за американских экономических санкций. Поспешное преувеличение этого факта приведет к появлению новых узников совести и создаст у Лукашенко впечатление, что именно таким образом можно торговаться с Европой.

Режим сознательно провел «выборы» по своему жесткому сценарию для того, чтобы у ЕС не было иллюзий, чего можно ожидать от нынешних белорусских властей. Тем не менее, европейские политики предпочитают не замечать этого вызова со стороны Лукашенко, а делают вид, что они действительно надеются на демократические изменения под руководством диктатора. Теперь понятно, почему многие западные политики и консультанты так настойчиво советовали партиям участвовать в избирательном фарсе. Само участие оппозиционных партий создавало видимость соревновательного избирательного процесса», -- уверен лидер «Европейской Беларуси».

При этом политик отмечает: «К сожалению, большую роль в решениях, которые будут иметь пагубные последствия для Беларуси, сыграл бывший единый кандидат в президенты от демократов Милинкевич. Именно он настойчиво лоббирует полное признание действий режима и своей главной задачей видит не начало внутрибелорусского диалога, а переговоры режима с Западом. В этой ситуации демократы должны еще более решительно отстаивать принципы свободы и прав человека и добиваться реальных перемен в Беларуси».




В Минске отмечают положительные стороны резолюции Европарламента по Беларуси

interfax.by, 10.10.08

В министерстве иностранных дел Беларуси позитивно оценивают ряд моментов, обозначенных в резолюции Европарламента и призывают ЕС отменить все ограничения в отношениях с белорусской стороной.

"Это движение в правильном направлении, мы ожидаем снятия всех ограничений на сотрудничество с Евросоюзом", - заявил заместитель министра иностранных дел Беларуси Валерий Воронецкий, отвечая на вопрос агентства "Интерфакс-Запад".

"Это касается системы преференций, визовых вопросов, которые сдерживают наше сотрудничество", - отметил В.Воронецкий.

Замглавы МИД сказал, что визовые вопросы будут "обязательно обсуждаться на уровне главы МИД Беларуси и партнеров ЕС" 13 октября на заседании Совета министров иностранных дел Евросоюза в Люксембурге.

По словам В.Воронецкого, МИД "очень активно работает, чтобы визовые вопросы были решены". "Несправедливо, когда для белорусских граждан стоимость шенгенских виз выше, чем для граждан других государств", - заявил представитель МИД Беларуси.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ