Потуги Турции - Россия ищет нового союзника?
Правда.ру,
08.10.08
Владимир Анохин
Некоторые российские эксперты воодушевлены активизацией
Турции на Кавказе и Средней Азии. «Умеренные в исламе, обиженные Евросоюзом,
покровители конфлик-тующих сторон, союзники России в вопросах баланса сил на
Черном море и обладатели перекрестка энергетических путей в Европу Турция после
вековых дрязг с Россией ста-нет её надежным союзником» - пишет эксперт Владимир
Анохин в Прадва. ру. Ниже приводим все его умозаключения относительно турецких
инициатив:
Геополитическая ситуация на южном фланге России требует
от Турции более активных действий. Она чувствует, что засиделась на берегах
Босфора и её устремления простираются гораздо дальше черноморских проливов.
Чтобы добиться восстановления мира и стабильности на Кавказе на долгосрочную
перспективу, Турция предпринимает серию дипломатических инициатив, которые
базируются в основном на следующих трех основах.
Во-первых, серьезное отсутствие взаимного доверия между
странами. Россия и Грузия находятся в состоянии войны друг с другом. Отношения
между Арменией и Азербайджаном в связи с конфликтом в Нагорном Карабахе и вокруг
него немногим отличаются от российско-грузинских. Существуют также проблемы
между Турцией и Арменией.
Отсутствие взаимного доверия в регионе создает
благодатную среду для возникновения нестабильности, уязвимости. Такое недоверие
мешает налаживанию политического диалога, экономического сотрудничества и
добрососедских отношений, которые, крайне нужны кавказским государствам для
обеспечения собственного благополучия. Напряженность в обстановке стала
неотъемлемой чертой ситуации на Кавказе за последние 17 лет, поскольку ни одна
из попыток урегулирования длительных конфликтов не дала положительных
результатов.
И Турция в эту ситуацию решила срочно вносить
коррективы. Странам Кавказа нужно разработать методику поиска решений
собственных проблем внутри региона. Турция предлагает объединить страны региона
в рамках «Кавказской платформы стабильности и сотрудничества». В интересах
наращивания мер доверия между этими странами Турция считает, что пришла пора
применить региональный, но вместе с тем всесторонний подход.
«Кавказская платформа стабильности и сотрудничеств»
предоставляет в этом плане хорошую возможность. Данная платформа не претендует,
на подмену каких бы то ни было институтов, механизмов и международных
организаций, занимающихся решением кавказских проблем. Наоборот, она дополняет
их, налаживая общение между странами региона.
Это механизм для укрепления стабильности, доверия и
сотрудничества, а также форум для налаживания диалога. В таком контексте эта
платформа не только соответствует курсу Турции на вхождение в ЕС. Она также
дополняет стратегию Евросоюза и его концепцию в отношении кавказского региона, а
именно - политику добрососедства ЕС. Такая вспомогательная и дополняющая функция
может придать региону новый импульс и момент силы.
Во-вторых, чтобы предстать в качестве по-настоящему
честного посредника в этом регионе, Турция выдвинула инициативу создания
благоприятной атмосферы для нормализации своих двусторонних отношений с
Арменией. Поскольку процесс нормализации турецко-армянских отношений
продвигается вперед, возникает необходимость урегулирования проблемы Нагорного
Карабаха.
Два эти процесса имеют взаимно усиливающий характер.
Любая положительная подвижка в одном процессе может оказать мощное стимулирующее
воздействие на другой. Турции уже предлагает себя посредником в урегулировании
проблемы Нагорного Карабаха в качестве посредника. Баку, и Ереван стремятся к
достижению полного урегулирования конфликта между Азербайджаном и Арменией.
В этой связи необходимо еще раз подчеркнуть важность
конструктивного и всеобъемлющего подхода к разрешению проблем кавказского
региона. Турция решительно выступает за соблюдение таких основополагающих
принципов международного права, как независимость, суверенитет и территориальная
целостность государств, а также за мирное урегулирование конфликтов путем
диалога.
Выдвинув недавно вышеуказанные инициативы, Турция
стремится принести стабильность и процветание в кавказский регион. «Кавказская
платформа стабильности и сотрудничества» способна сыграть ведущую роль в
достижении такого результата. Благоприятную атмосферу для сотрудничества,
гармонии, доверия и взаимопонимания в регионе можно создать только после того,
как споры и конфликты на Кавказе будут урегулированы мирно и окончательно.
Выступив с инициативой «Платформа мира и стабильности на
Кавказе», Анкара может пойти на ряд акций по упрочнению своего влияния и в
Средней Азии. В этом отношении Туркмения – один из наиболее важных игроков
региона, располагающий большими запасами газа. Нельзя исключать, что Анкара
выступит с предложением о расширении политического сотрудничества с Туркменией с
целью выстраивания общей линии партнерства со всеми среднеазиатскими
государствами.
Район Кавказа и Средней Азии охватывает 8 государств, ни
одно из которых не имеет выхода в открытое море. Геополитическим центром
указанного района является Каспийское море.
В шельфе этого большого озера есть залежи
энергоносителей, которые являются основным богатством стран региона. США
являются сравнительно новым геополитическим участником игры для региона Средней
Азии и Кавказа.
Спорных моментов в разрешении каспийского
геополитического пасьянса – вопрос о реальных целях Москвы и Вашингтона в
регионе. Картина усложнена значительно присутствием мощных российских и
американских энергетических компаний. С одной стороны им следовало получать
поддержку со стороны своих правительств, но с другой - в стремлении получения
максимальной прибыли эти компании могут вести самостоятельную политику в
отношении государств Каспийского региона.
В эпоху глобализации национальные государства являются
основными, но не единственными субъектами международных отношений. Сейчас самой
важной задачей Москвы является удерживание российской и казахской нефти и газа в
одном экспорт-ном бассейне под физическим и политическим контролем России.
Достижение этой цели выглядит вполне реалистично, так
как в июне 2002 г. президенты Путин и Назарбаев подписали несколько договоров,
по которым в следующие 15 лет по российским экспортным маршрутам будут проходить
по 45 миллионов тонн казахской нефти ежегодно. Для сравнения – экспорт казахской
нефти по другим маршрутам в настоящий момент не более 3 миллионов тонн в
году.
Государства Средней Азии и Кавказа дают себе отчет в
том, что если у них нет ресурса быть самостоятельными геополитическими игроками,
лучшим для них вариантом будет придерживаться орбиты бесспорного мощного соседа.
В целом в регионе на Средней Азия и Кавказа постепенно
оформляется новая геополитическая конфигурация, при которой усиленное
американское присутствие сводится на нет влиянием России, которая контролирует
основные маршруты экспорта нефти и газа. В пользу Москвы – наличие дуги
нестабильности южнее Средней Азии и Кавказа, которая включает Афганистан, Иран и
районы, населенные курдами.
Племенные вражды в Афганистане и исламистский режим в
Иране закрывают путь каспийской нефти и газа к портам Индийского океана.
Серьезное ослабление российских геополитических позиций может наступить, если
Афганистан станет более надежным и стабильным государством или если
фундаменталисты будут вытеснены из власти в Иране.
Но если Россия и США вступят в новый этап острого
соперничества, то результаты этого соперничества могут оказаться в самом начале
более ощутимы в Средней Азии и на Кавказе. Вот здесь турецкая активность
проявиться как -нельзя кстати. Умеренные в исламе, обиженные Евросоюзом,
покровители конфликтующих сторон, союзники России в вопросах баланса сил на
Черном море и обладатели перекрестка энергетических путей в Европу Турция после
вековых дрязг с Россией станет её надежным союзником.
|