Андрей Арешев: Европейцы на Кавказе: "бюро добрых услуг" или ширма для НАТО?
Фонд стратегической
культуры, 09.10.08
Россия выражает искреннюю заинтересованность в усилении
присутствия Европейского Союза на Кавказе в качестве объективного и
беспристрастного посредника, способного успокоить ситуацию. Об этом
свидетельствует как вывод российских миротворцев из "буферной зоны" в
соответствии с планом Медведева - Саркози (при этом бывшие миротворческие посты
сравниваются с землей, а затем сдаются непосредственно грузинам) (1), так и
недавние предложения Москвы по уточнению формата выполнения европейцами своей
миссии.
Международные наблюдатели, которые заменят в буферных
зонах у Южной Осетии и Абхазии российские миротворческие силы, должны быть
вооружены для обеспечения порядка и безопасности. Такое мнение высказал
журналистам помощник президента РФ Сергей Приходько. По его словам, Дмитрий
Медведев сформулировал эту позицию российской стороны еще на переговорах в
Москве с Николя Саркози.
Д.Медведев на переговорах в Москве, отметил С.Приходько,
не был против большего числа наблюдателей. "Чтобы их больше было - еще лучше. У
нас не только нет аллергии, мы готовы там взаимодействовать", - сказал помощник
российского президента. Он добавил, что в настоящее время в буферных зонах на
Кавказе между сотрудниками международной миссии и российскими миротворцами
установились "очень корректные отношения", они взаимодействуют друг с
другом.
"Из теоретических возможностей (помешать выводу
миротворцев РФ) представляю одну: что Европейский союз будет настаивать, чтобы
они там задержались. Если говорить серьезно - не говорю о плохом - но если
что-то произойдет с наблюдателями Европейского союза, что-то такое совсем
нехорошее, и они попросят нас там задержаться. Если рассуждать гипотетически,
это единственная возможность, потому что никакие провокации и никакие заявления
грузин [нам не помешают]", - сказал С. Приходько.
Однако возможное придание европейским наблюдателям в
Грузии полицейских функций - только одна сторона медали. С. Приходько также
напомнил, что ЕС взял на себя ответственность за безопасность в регионе, и
теперь спрос за ее обеспечение перекладывается с России на Евросоюз.
"Мы из тех, к кому обращаются, будем плавно перетекать в
другое качество: будем обращаться к Европейскому союзу с просьбой информировать
нас, что там происходит, обеспечиваются ли полицейскими необходимые условия
безопасности", - заявил он, добавив, что теперь ЕС несет ответственность за
"любые возможные провокации, за непредотвращенные теракты". "Мы эту
ответственность, такой подход приветствуем, но, подчеркиваю, будем с них
спрашивать", - сказал помощник президента РФ (2).
Получение информации (особенно, если она будет
соответствовать действительности) - это, конечно, хорошо. Правда, в чем будет
заключаться ответственность европейцев, остается неясным. Собираются ли
подопечные господина Хабера, скажем, в случае активизации
диверсионно-террористической деятельности в прилегающих к Абхазии и Южной Осетии
районах признать провал своей миссии и досрочно передать свои позиции российским
миротворцам? Или же наоборот - будут настаивать на усилении своей миссии тяжелой
военной техникой или дополнительными "миротворческими контингентами", скажем,
под эгидой НАТО? Вспомним опыт Боснии и Герцеговины начала 90-х: ООН-овские
"миротворцы" вольно или невольно способствовали разогреву ситуации, затем все
дружно заговорили об их "неспособности" прекратить столкновения (как будто им и
ставилась задача продемонстрировать свою "неспособность"), а на следующем этапе
ООН-овские "голубые каски" уступили место войскам США и НАТО, которые стали
наносить удары по позициям боснийских сербов.
В нашем случае роль Изетбеговича и Силайджича играют
Саакашвили и компания, осетины и абхазы являются "боснийскими сербами". России,
разумеется, отведена роль "большой Сербии", а миссия господина Хабера может
стать аналогом миссии ООН в Боснии и Герцеговине в начале 90-х, подготовившей
почву для реализации "дейтонского" и косовского сценариев с их "жестким
миротворчеством"... Да и ответ на вопрос, не окажется ли "европейское" оружие в
руках атакующих Южную Осетию и Абхазию грузинских боевиков, вряд ли так
однозначен, как это может показаться на первый взгляд.
По словам главного военного прокурора С.Фридинского, на
некоторых образцах изъятого в Южной Осетии оружия стояли формуляры производства
2008 г., что говорит о том, что вооружение в Грузию поставлялось намеренно для
ведения военных действий. Кроме того, по словам С.Фридинского, получены
документальные подтверждения обучения грузинских миротворцев взрывному делу
иностранными инструкторами (3). В новой ситуации, сложившейся после 1 октября
(начало миссии ЕС), могут открыться дополнительные возможности: предполагать,
что долгосрочные планы наших западных "партнеров" в отношении Кавказа претерпели
существенные изменения, было бы полной наивностью...
Российская сторона уже начала задавать вопросы
представителям ЕС. Глава МИД РФ Сергей Лавров, например, направил послание
президенту Швейцарии (sic!), в котором обратил внимание на то, что Евросоюз
"настаивал на быстром выводе российских миротворцев из этих зон, а сейчас там
рвутся фугасы". Очевидно, имеется в виду инцидент, случившийся 6 октября: у
границ Абхазии произошел подрыв взрывного устройства перед колонной российских
миротворцев, выводимых в соответствии с планом "Медведева - Саркози" (4).
Представляется, однако, что рваться будут скоро не
только фугасы, но и кое-что посерьезнее. З августа в Цхинвале уже произошел
теракт с использованием начиненного взрывчаткой автомобиля. (Заметим в скобках,
что именно такой способ осуществления терактов был широко распространен в Ираке,
где проходили - и проходят - "обкат-ку" грузинские военнослужащие).
А вот вопрос о том, можно ли с Евросоюзом в его нынешнем
состоянии вести сколько-нибудь продуктивный диалог по Кавказу, остается
открытым. Весьма красноречиво на этот счет заявление министра иностранных дел
Франции Бернара Кушнера, сделанное 5 октября. Согласно сообщению Associated
Press, Б.Кушнер высказался в том смысле, что государства Европы заняли
выжидательную политику и ни по одному важному вопросу, среди которых конфликт на
Кавказе, ситуация в Афганистане и Ираке, не готовы сейчас принимать конкретных
решений. Читай: Европа не готова принимать решений по важным политическим
вопросам до смены власти в США. Глава французской дипломатии тем самым
фактически признал отсутствие у ЕС самостоятельной внешней политики (5).
Напомним, что в разгар кавказского кризиса тот же Кушнер
обосновывал необходимость вмешательства ЕС тем, что США, целиком и полностью
поддержавшие Тбилиси, являются стороной конфликта. А посол Франции в России,
выступавший в МГИМО в хо-де очередного Конвента РАМИ 26 сентября удивлялся тому,
что в Москве, по его мнению, недостаточно оценили именно общеевропейское
"измерение" посредничества Николя Саркози в дни августовского конфликта.
Соответствующую проблему обрисовал и Владимир Путин. В интервью германскому
телеканалу ARD (с обнародованием его пол-ной версии в кичащейся своей "свободой
прессы" Европе творились прямо-таки чудеса) глава российского правительства,
проводя параллели между позицией Европы в вопросе о территориальной целостности
Сербии и реакцией стран ЕС на события в Грузии, заметил: "Если европейские
страны так и дальше будут вести свою политику, то разговаривать о европейских
делах нам придется с Вашингтоном".
Намерения Вашингтона в отношении Кавказа достаточно
хорошо известны. Экономические проблемы в США способны на некоторое время
оттянуть активную фазу реализации этих намерений, но не более. Скорее наоборот,
возрастет соблазн "загрести жар" чужими руками, и здесь Евросоюз (ближайший
политический союзник США) представляется почти идеальным инструментом. Вот
только к обеспечению долгосрочной стабильности на Кавказе это имеет мало
отношения.
Если предложения Москвы по демилитаризации Грузии,
введению эмбарго на поставки вооружений в эту страну при создании
соответствующей системы контроля за его соблюдением (включая порты Поти, Батуми,
воздушное пространство и т.д.) останутся без ответа, - новая война станет лишь
вопросом времени. России надо быть готовой к жестким вариантам миротворчества,
аналогичным тому, какой был реализован 8 августа. Иначе "творить мир" будут
другие, причем - по югославскому сценарию...
|