Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №206(13.10.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


«Стратегических союзников» определяет нефть

PanArmenian.Net, 09.10.08

Карине Тер-Саакян

Нагорный Карабах во второй раз в своей истории оказался заложником каспийской нефти и непонятно, почему нынешнее российское руководство должно идти против своих интересов.

Последнее интервью министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, кажется, отрезвило оставшуюся часть армянского общества, питающего надежды на справедливое решение карабахской проблемы с помощью России. Более того, глава МИД РФ прямо дал понять, что без Турции урегулирование практически невозможно. В свете последних событий в регионе выводы Лаврова вполне объяснимы: Россия, как бы ни лукавил высокопоставленный дипломат, защищала не граждан Южной Осетии, а восстанавливала свою власть на Кавказе.

“Географических и политических выходов в действительности немного. Как только нагорно-карабахское урегулирование станет фактом, Турция готова будет помочь Армении установить нормальные связи с внешним миром, естественно через установление официальных, дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном. Еще до кавказского кризиса появился очень хороший шанс продвинуться в нагорно-карабахском урегулировании через прямые встречи президентов Армении и Азербайджана при содействии посредников, так называемых сопредседателей Минской группы ОБСЕ: Россия, Франция и Соединенные Штаты. Был выработан содержательный документ, который описывает практически все принципы и механизмы урегулирования», - заявил Сергей Лавров. В приведенной цитате очень интересно словосочетание - «так называемых сопредседателей». Действительно, МГ ОБСЕ давно уже перестала быть каким-либо механизмом урегулирования и прискорбно, что Армения поняла это в последнюю очередь. Когда Баку начал говорить об изменении формата переговоров, армянские дипломаты и политики с упорством, достойным лучшего применения, убеждали народ, или себя, кто знает, в ошибочности такого подхода. Время показало, что Ереван несколько ошибся, уповая на «стратегического союзника». В этой связи нелишне напомнить слова Лаврова о том, что стабильность Азербайджана является гарантом стабильности всего региона. Ничего удивительного нет – Нагорный Карабах во второй раз в своей истории оказался заложником каспийской нефти и непонятно, почему нынешнее российское руководство должно идти против своих интересов. В 1918 году нефть была нужна большевикам для войны со всем миром, спустя 90 лет повторяется то же самое. Что будет потом - догадаться нетрудно: второй Московский договор и далее по истории. А Азербайджан успешно козыряет своими энергоресурсами, добиваясь политического веса в мире, процветания страны, а также рычагов давления на основных участников переговорного процесса по Карабаху.

«Армения, по сути, заблокирована из-за нагорно-карабахского конфликта, у нее огромные трудности с общением с внешним миром. В коренных интересах армянского народа как можно скорее эту ситуацию разблокировать. Активизация турецкого фактора в регионе, очевидно, связана с резким обострением геополитических последствий кавказского кризиса», - уверен Сергей Лавров.

Не будь грузино-осетино-российского конфликта, все равно на Кавказе вспыхнула бы война между США и Россией за энергоресурсы Каспия. Кстати, вполне был возможен и карабахский вариант. Просто в этом случае война закончилась бы с непредсказуемым результатом и явно не в пользу мировых держав. На фоне мирового финансового кризиса и обвала цен на нефть регион приобретает важное геополитическое значение. Нет никаких сомнений в том, что выборы в Азербайджане, даже если они закончатся массовым побоищем в центре Баку почище событий 1 марта в Ереване, будут признаны демократическими и Ильхам Алиев станет еще на 5 лет гарантом безопасности нынешних и будущих трубопроводов. Господство в регионе фактически будет означать контроль за нефтью и газом - основными козырями Азербайджана в урегулировании карабахского конфликта по бакинскому сценарию. Правда, получается, что это сценарий МГ ОБСЕ. Ибо нельзя по-другому расценить заявление Мэтью Брайзы русской службе BBC о том, что карабахский вопрос должен быть решен “на принципе территориальной целостности Азербайджана”. Вполне вероятно, что скоро мы услышим и какое-либо заявление от Франции. По мнению бакинских экспертов, развязка карабахского вопроса, судя по всему, зиждется на путях экспорта азербайджанской нефти и газа. Все страны и, в частности, потенциальные посредники в урегулировании карабахского конфликта, коих нынче развелось больше, чем когда-либо, отталкиваются от своих интересов, и в первую очередь, экономических. «Наша нефть - очень лакомый кусочек, вкус которой манит непреодолимо, заставляя даже забыть о "стратегическом" союзничестве», - считают в Баку и они правы...


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ