Виген Акопян: Последний удар Буша по Кавказу и Европе
ИА РЕГНУМ,
13.10.08
Две платформы
Мировой финансовый кризис - последний и самый
чувствительный удар уходящей администрации Джорджа Буша по системе международной
стабильности. Разрушительные последствия политики США в последнее десятилетие
делают тщетными надежды на прежнюю американскую глобальную власть. Каждая
попытка выправить ситуацию путём пересмотра решений администрации Буша приведет
к ещё более сложным последствиям. Так, анонсированный вывод американских войск
из Ирака, который в дальнейшем обязательно потребует ухода из Афганистана,
взорвет ситуацию в этом регионе, положит начало войны "всех против всех" в самом
Ираке, в трансграничные конфликты втянутся Иран, Турция и плод усилий США -
Курдистан. Это, в свою очередь, повлечёт ослабление региональных позиций
Пакистана, Иордании и Израиля. Последним аргументом Тель-Авива останется оружие
массового поражения. "Доверие к США подорвано окончательно", - говорит
премьер-министр России Владимир Путин, понимающий, что развал мировой
политической архитектуры, наступивший после при-знания Косово, и коллапс
финансовой системы актуализировали юмористическую по форме, но трагическую по
содержанию формулу: "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". А пока
"специалист" по России Кондолиза Райс на обломках собственной теоретической
империи от Тенгиза до Плоцка всё ещё выстраивает страны и народы в новые "оси" и
комбинации, разворачивается международная дискуссия о создании платформ
безопасности в Европе и на Кавказе.
8 октября на Конференции по мировой политике в Эвиане
президент РФ Дмитрий Медведев озвучил пять принципов нового Договора о
европейской безопасности. Впрочем, призыв Москвы переформатировать систему
европейкой безопасности был озвучен еще до войны на Кавказе, в частности им был
сопровожден выход России из ДОВСЕ.
Несущими элементами европейской инициативы Москвы
являются гарантии обеспечения равной безопасности государств (недопустимости
обеспечения своей безопасности за счет других, действий в рамках любых военных
союзов или коалиций и развития этих союзов в ущерб безопасности других
участников договора), а также установление базовых параметров контроля над
вооружениями. Инициатива России резко диссонирует с процессами на Украине -
узловой с точки зрения европейской безопасности стране. Намерение Киева
обеспечить свою безопасность в ущерб России, то есть за счет расширения НАТО -
лишь деталь в общей стратегии подрыва российских позиций.
Старт масштабной политической дестабилизации на Украине
был дан после интенсивных консультаций в Вашингтоне. Президент Виктор Ющенко
посетил США дважды за короткий период времени, после чего подписал закон о
роспуске парламента и досрочных выборах. Важно отметить, что Ющенко нарочито
увязывает свои решения с якобы внешними угрозами безопасности и территориальной
целостности Украины. В основу публичных обвинений украинского президента в адрес
украинского же премьер-министра легли "грузинские мотивы" (впрочем, они
оказались скандально ущербнее для президента), Черноморский флот и отношения с
Россией.
В унисон Ющенко действуют националистические организации
Украины, уверенно анонсирующие войну в Крыму, а также представители США и НАТО,
говорящие об "угрозе" увеличения числа российских граждан на полуострове (но
игнорирующие при этом геометрический рост числа граждан Румынии на украинской
Северной Буковине и в Молдавии). Таким образом, очевидно, что внутриполитическая
дестабилизация на Украине будет сопровождаться попытками перекинуть кризис за
пределы страны. И вряд ли кто верит, что такое безумие могло родиться на Украине
без помощи советологической акушерки. "Война в Крыму обязательно будет", -
отвечает на стабилизирующую инициативу Медведева лидер радикальной партии
"Братство" Дмитрий Корчинский. "Мы будем наблюдать то, что мы наблюдали в
Абхазии, Приднестровье, Южной Осетии", - говорит он. МВД Украины заявляет о
существовании плана дестабилизации ситуации в Крыму, который носит условное
название "300 спартанцев" и направлен против Черноморского флота России. Как
заявил глава МВД Юрий Луценко, он разработан консультантом Секретариата
президента Ющенко. Усилия Ющенко по привязке кавказского кризиса к Украине вовсе
не случайны и давно спрогнозированы. События в Грузии не могли не отразиться на
Украине, точно так же, как падение первой кости в аккуратно выстроенной ленточке
домино - обязательно ведет к падению второй. На наших глазах "линия сдерживания"
становится линией агрессивного наступления.
Между тем, выдержавшая подчеркнутый нейтралитет в период
военных действий в Южной Осетии, Турция выступила с инициативой создания
пятисторонней (Турция, Россия, Грузия, Азербайджан, Армения) Платформы
стабильности и безопасности на Кавказе. Инициатива была озвучена турецким
премьер-министром и лидером правящей партии Реджеп Тайип Эрдоганом в Москве и
получила одобрение последней.
Осторожность, проявленная турецкой стороной в вопросе
развертывания американского военного присутствия в бассейне Черного моря,
вызвала мгновенную реакцию США. Американский аналитик Зейно Баран - супруга
представителя Райс в этом регионе Мэтью Брайзы - со страниц The Wall Street
Journal оформила в адрес Турции следующий вопрос: "Поскольку сегодня все больше
американских кораблей на полных парах идет в сторону Черного моря, приходит
время выбора для Турции - станет ли Анкара на сторону своего союзника по НАТО
США, пропустив дополнительное количество американских боевых кораблей в Черное
море на помощь Грузии, или она предпочтет Россию?". Перед лицом
российско-турецкого компромисса Зейно Баран вспоминает армянский геноцид и
"аннексию" Азербайджана Советами (но забывает упомянуть предшествовавшую ей
фактическую аннексию Азербайджана Турцией и Великобританией).
Сам Брайза, уступавший после уничтожения Цхинвала по
активности пропаганды грузинского взгляда на вещи разве что Михаилу Саакашвили,
продолжает активно играть на стороне Азербайджана в урегулировании
нагорно-карабахского конфликта. Глобальные разногласия между США и Россией,
давшие повод для разговоров о кончине Минской группы ОБСЕ по мирному
урегулированию карабахского конфликта, только активизировали работу
американского сопредседателя в этом совместном с Россией посредническом формате.
На фоне тотального молчания российского партнера Брайзы Юрия Мерзлякова позиция
США в карабахском урегулировании формирует стержень переговорного процесса,
прямо конкурируя с турецкой платформой.
Два посредника
Война в Южной Осетии и итоги этой войны не только не
способствовали разрядке ситуации, но и укоренили разделительные линии на Южном
Кавказе, остро обнажив еще одну угрозу - возможность армяно-азербайджанского
конфликта с участием России и Турции. Важно подчеркнуть, что, отягощенные
историческими и юридическими обязательствами, Москва и Анкара лишены возможности
в случае войны самоустраниться из процесса так, как США сделали это в момент
разгрома построенных на их деньги вооружённых сил Грузии.
На сегодняшний день вокруг карабахского процесса
наблюдаются две тенденции - активизация Турции и затухающая и оттого предельно
прямая и крайне агрессивная линия США.
Активность Турции (визит турецкого президента Абдуллы
Гюля в Ереван) удостоилась, мягко говоря, глухого молчания Азербайджана, всегда
ревностно воспринимающего любое известие о возможности потепления
армяно-турецких отношений. Именно на стороне Баку и выступил американский
сопредседатель МГ ОБСЕ и главный адвокат Саакашвили Мэтью Брайза. В интервью BBC
он заявил, что в процессе урегулирования карабахского вопроса осталось несколько
"мелких проблем". При этом Брайза подчеркнул, что "с юридической точки зрения,
по закону, Нагорный Карабах является частью Азербайджана", призвав Армению
согласиться с этим. Остается только догадываться, какие еще проблемы останутся
после того, как Ереван последует совету Брайзы и признает принадлежность
Нагорного Карабаха Азербайджану. О чем вообще будут говорить после этого
стороны? И останется ли какой-либо смысл для существования Минской группы? Или
ей надо будет последовать за своим сопредседателем - и сложить полномочия перед
новой администрацией США?
Провокационная откровенность Брайзы столь же не
случайна, как и статья его супруги о турецком выборе. США предлагают
Азербайджану страховку на случай турецко-российского консенсуса, однако в Баку
не могли не заметить, чем завершилась американская опека для Грузии. Вместе с
тем, своим признанием Брайза априори сжимает маневр Еревана исключительно до
пределов капитуляции.
Говоря о нескольких "мелких проблемах", стоящих на пути
урегулирования нагорно-карабахского конфликта, Брайза фактически вторит министру
иностранных дел России Сергею Лаврову, который после посещения Анкары и Еревана
также выступил с рядом тезисов. С тем лишь отличием, что Лавров детализирует
одну из таких "мелких" проблем: "прежде всего, речь идет о Лачинском коридоре".
Детально описав все "ужасы", которые терпит Армения в результате блокады со
стороны Турции (собственно, независимая Армения с её стороны никогда и не знала
ничего лучше блокады, а хуже - знала), Лавров заявил: "как только
нагорно-карабахское урегулирование станет фактом, Турция готова будет помочь
Армении установить нормальные связи с внешним миром". Глава МИД России считает,
что проблемы, которые испытала Армения в ходе кризиса вокруг Южной Осетии,
прежде всего трудности с бесперебойным транзитом через Грузию, показывают
абсолютную необходимость и срочность скорейшего урегулирования карабахского
конфликта.
Итак, роли поменялись. Если раньше за скорейшее
налаживание отношений между Турцией и Арменией выступали США, - прямо и жёстко
лоббируя открытие армяно-турецкой границы на любых турецких условиях - сегодня
это делает Россия. Налаживание это видится главе МИД РФ следующей стадией после
решения нагорно-карабахского конфликта. В этом собственно и состоит суть
турецкой платформы - сна-чала урегулирование конфликта, затем платформа
безопасности в виде налаживания дипломатических отношений, открытия границ и
восстановления сообщения. Однако глава российской дипломатии забыл уточнить, кто
будет гарантировать безопасность всей этой схемы - Турция, Россия, или, может
быть, США? Если Армения согласится не трогать проблему статуса Нагорного
Карабаха в ближайшие десять-пятнадцать лет, в условиях долгосрочной
коммуникационной изоляции России от Южного Кавказа (вот уже несколько лет Россия
не открывает сухопутное сообщение с регионом через грузинские КПП, а после войны
не действует и паром "Кавказ-Поти"), турецкое влияние здесь будет волнообразно
нарастать. Лаврова такая перспектива вовсе не пугает. В интервью "Российской
газете" он отмечает: "турки, по-моему, очень своевременно поняли уникальность
этого момента, уникальность, которая позволяет им обозначить свое присутствие в
этом регионе. Они непосредственные соседи Кавказа и одновременно сторона,
которая имеет хорошие отношения практически со всеми странами Кавказско-го
региона (в отличие от России? - так и хочется здесь договорить этот странный, по
крайней мере, в части турецко-армянских отношений, комплимент Лаврова Турции -
В.А.). Турецкая идея о том, чтобы именно странам региона подумать сообща о
некоей платформе стабильности и сотрудничества на Кавказе, отражает опытность
турецкой дипломатии". С последним тезисом вряд ли согласятся в Иране, для
которого опытная турецкая дипломатия не нашла места среди стран региона.
Действительно, с главой МИД РФ хочется согласиться.
Взаимоотношения Турции с Азербайджаном иначе как братскими не назовешь, да и
грузинская армия окрепла и окрылилась во многом благодаря поддержке Анкары. Этот
факт в последнее время в Москве стараются особо не акцентировать, демонстрируя
на выставке грузинских трофеев из Южной Осетии лишь постный турецкий военный
хлеб. Но кто может гарантировать армяно-турецкую дружбу после того, как Ереван
сдаст все свои оборонные и стратегические позиции? Собственно и ведут её к этому
шагу не путём взаимного разблокирования границ, а наоборот, принуждая к
односторонним уступкам, в чем и состоит реальный смысл турецкой платформы.
Главное, о чём так и не сказал в своём интервью "Российской газете" Лавров:
отдавая дипломатическую инициативу Турции, кому именно предлагает он отдать
российскую военную базу в Гюмри, российскую собственность в энергетике,
технологиях и коммуникациях Армении?
Две России
Генеральная доверенность на патронаж над регионом,
которую Сергей Лавров выписал Турции, открывает перед армянской стороной вполне
прогнозируемые и отнюдь не радужные перспективы. С другой стороны, в свете
предстоящего визита президента РФ Дмитрия Медведева в Ереван вырисовывается не
вполне понятная повестка - неужели Москва и Ереван будут обсуждать
стабилизирующую роль Анкары в проблеме Нагорного Карабаха? Здесь стоит напомнить
формулировку, которую неоднократно и очень четко озвучивал сам президент России.
В его видении, Москву устроит такое решение карабахской проблемы, которое
устроит все стороны конфликта - Азербайджан, Армению и Нагорный Карабах (подпись
представителя Степанакерта стоит практически под всеми документами, подписанными
в процессе примирения сторон).
Ясно, что предел уступок Еревана ограничивается отказом
от пояса безопасности - азербайджанских районов, граничащих с Нагорным Карабахом
- взамен признания права армянского населения края на самоопределение. Кроме
того, в официальной позиции Армении закреплена невозможность вертикального
подчинения Степанакерта Баку, наличие сухопутной границы между Арменией и
Нагорным Карабахом (та самая "мелкая" проблема Лачинского коридора), а также
безопасность населения края. Брай-за, призывающий Ереван признать, что Нагорный
Карабах является территорией Азербайджана, и Лавров, ставящий перспективу
разблокирования Армении в прямую зависимость от статуса Лачинского коридора,
лишают армянскую сторону всяческого маневра. Вряд ли кто-нибудь в Армении видит
Турцию гарантом безопасности армян в На-горном Карабахе. Не в поисках ли
отдушины премьер-министр Армении Тигран Саркисян направляется в Вашингтон, где
проводит переговоры с патентованным американским русофобом и "ястребом", автором
новой фултоновской речи в Вильнюсе Диком Чейни?
Миротворческая активность Турции может быть приемлема
для Армении исключительно в условиях активного гарантирующего и корректирующего
участия России. В любом ином виде она может привести армянский народ к
катастрофе. Обрисовывая перспективы армяно-турецкого примирения, любой
представитель России просто обязан максимально подробно и четко оговорить роль
Москвы в этом процессе, описать будущие задачи российской военной базы и
российских пограничников, оберегающих мир и спокойствие в этом регионе.
Специально по этому поводу должна быть оговорена гарантирующая функция ОДКБ.
Здесь важно дать знать, что успешное отражение грузинской агрессии может и
должно стать не причиной для отступления из Армении, а наоборот - прелюдией к
цементированию здесь своей позиции.
В свою очередь, Армения после президентских выборов в
Азербайджане и нового электорального триумфа Ильхама Алиева рискует оказаться в
цейтноте. Активность Турции не оставляет места внешнеполитическому лавированию
между США и Россией, заставляя разве что настаивать на участии в региональной
платформе Ирана. Давно и самостоятельно вычленив Нагорный Карабах из связки с
Абхазией и Южной Осетией, Ереван лишил себя права пользоваться "косовским
прецедентом". Вместо этого сегодня Армения пытается поменять "шило на мыло" -
грузинский транзит на турецкий, но уже только при дополнительных уступках
транзитеру. Уступив Грузии и не признав Южную Осетию и Абхазию (иначе и быть не
могло), Армения оказалась перед перспективой уступки Карабаха (а это - вряд ли
приемлемая для неё перспектива). Поэтому признание Нагорного Карабаха до запуска
турецкой платформы и без предварительных условий - единственный способ не
потерять его в будущем. В этом сценарии Ереван может смело апеллировать к
прецеденту, созданному США и Европой в Косово, поддержанному Россией в Абхазии и
Южной Осетии. В противоположном случае карабахская проблема будет решаться в
"приднестровском" режиме - максимум сторон-участниц при минимуме возможностей
для реального диалога.
|