Новые выборы Азербайджана/
«Деловая неделя»,
13.10.08
Юрий Сигов, Вашингтон
В середине октября в Азербайджане пройдут президентские
выборы, победитель которых практически ни у кого не вызывает сомнений. Ильхам
Алиев, который не просто популярен в стране, но и достаточно крепко держит в
своих руках власть, полученную от отца- президента Гейдара Алиева, не имеет
реальных конкурентов, да и особой альтернативы ему само азербайджанское общество
пока не ищет.
Безусловно, и Соединенные Штаты, и Евросоюз, и даже
Россия в результатах выборов обязательно найдут какие-то нестыковки, зажим
прессы, отсутствие свободы выдвижения кандидатов от оппозиционных партий. И
наверняка будут зафиксированы и какие-то другие «выборные шалости», которые
всегда подвергаются критике, но которые традиционно не дают никаким наблюдателям
права пересматривать итоги выборов или объявлять их недействительными.
А раз так, то во всех ключевых соседних странах с
Азербайджаном уже готовятся к тому, каким курсом дальше намеревается идти Баку,
какую политику намерен проводить и насколько Азербайджан сможет в ближайшие
несколько лет устоять от соблазна тесно сотрудничать с кем-то одним (или с
Америкой, или с Россией) и не нарушить тем самым хрупкий баланс своих отношений
со всеми другими государствами - в том числе странами Центральной Азии.
Нефть бежит впереди стратегии
При любом раскладе политических сил в Азербайджане после
выборов главным интересом в республике для всех ведущих мировых держав останется
«большая каспийская нефть», которая с самого момента своего появления неразрывно
связана с Баку, и от цены на которую на мировом рынке на сегодняшний день,
собственно говоря, во многом и зависит благосостояние Азербайджана.
С учетом того, что большая часть Европы сегодня как
одержимая пытается добиться появления альтернативных путей по доставке нефти на
«старый континент» в обход российской территории, именно на Азербайджан и
делается в этих планах ключевая ставка.
Важнейшим нефтепроводом, работу которого бесперебойно
обеспечивает Азербайджан, является маршрут Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому
поставляется и часть нефти из Казахстана. Сам по себе этот нефтепровод в свое
время подавался как подлинно независимый путь центральноазиатской и закавказской
нефти на мировые рынки, а в последнее время именно нефтепровод БТД стал примером
для прокладки других магистральных трубопроводов в этом регионе.
Правда, после последних событий вокруг Южной Осетии и
Абхазии в надежности и стабильности этого маршрута появились сомнения, особенно
с учетом того, что конфликт между Грузией - главной транзитной страной на пути
любого каспийского маршрута - и Россией далеко не закончен. Тбилиси не оставил
своих попыток как можно скорее вступить в НАТО, он имеет в этом серьезную
поддержку Соединенных Штатов и некоторых европейских членов Альянса, а
соответственно, все основные события на Кавказе еще впереди.
Также надо учитывать, что Азербайджан имеет очень
хорошие межгосударственные отношения с Грузией, азербайджанская национальная
нефтяная компания купила в Грузии нефтеперегонные терминалы, участки железной
дороги и подвижной состав для доставки нефти к побережью Черного моря, и для
Баку любое обострение ситуации на Кавказе между Москвой и Тбилиси чревато
огромными финансовыми потерями.
Планируется пропустить по азербайджанской территории и
газопровод Nabucco, который лоббируют и европейцы, и американцы. Газ из
Центральной Азии должны будут пустить под дном Каспийского моря, и от того,
какую позицию по этому проекту займет Азербайджан, зависит в конечном счете сама
судьба Nabucco и всех газопроводных альтернативных конструкций в этом
регионе.
Пока Азербайджан высказывается за прокладку Nabucco.
Готов уж сейчас Баку и договариваться с тем же Туркменистаном о поставках газа
из этой республики далее через Грузию и Турцию - в Европу, причем к этой трубе
Азербайджан готов подключить и часть своих газовых поставок, которые пока идут
напрямую через турецкую территорию.
Однако в энергетической политике Азербайджана немалую
роль играет и Россия, особенно ее политические контакты с руководством
республики. Россия предлагала уже Баку покупать весь азербайджанский газ на
долгосрочной контрактной основе и продавать его потом на европейские рынки,
используя уже существующие российские газопроводы. В таком случае надобность в
Nabucco для Азербайджана отпадет, и весь этот проект окажется на неопределенное
время замороженным.
Пока Азербайджан никаких гарантий России относительно
своей будущей политики в области экспорта нефти и газа на мировые рынки не дал,
но абсолютно точно можно предсказать, что давление со стороны Москвы на Баку в
этом вопросе будет только возрастать. И от того, какие выгоды из предстоящего
больше политического, нежели экономического торга выбьет себе Азербайджан, будет
в конечном итоге зависеть и вся энергетическая обстановка в районе Каспия.
«Энергетический торг» начнется с Карабаха
Не секрет, что на протяжении всех последних лет ключевым
для азербайджанского руководства является вопрос возвращения земель, занятых
Арменией в результате войны в 1992-94 годах. В Азербайджане сегодня нет ни
одного политика, который был бы готов смириться с потерей Нагорного Карабаха, и
без решения этого вопроса невозможны никакие договоренности между Азербайджаном
и другими странами, в том числе и относительно поставок нефти и природного газа
через этот регион.
Баку уже неоднократно давал понять и Москве, и
Вашингтону, что так называемая Минская группа, которой в последние годы было
поручено разработать эффективный механизм разрешения этого конфликта, так, по
сути, ничего и не смогла сделать. Все попытки как-то реанимировать деятельность
этой группы ни к чему не приводили, а высокие мировые цены на нефть давали
постепенно возможность Азербайджану накапливать финансовые и военные ресурсы, и
напоминать, что конфликт вокруг Нагорного Карабаха имеет не только
дипломатический, но и военный вариант решения.
Особенно пристально за военными действиями на Кавказе
между Россией и Грузией следили именно в Азербайджане. Ведь реальное военное
столкновение двух республик СНГ, в которое до сих пор многие просто не могут
поверить, в этом взрывоопасном регионе показало, что если подобный конфликт
вспыхнет между Арменией и Азербайджаном, то последствия его и для самих двух
государств, и для всей политической и энергетической инфраструктуры Закавказья
могут быть просто катастрофическими.
И хотя сегодня по военным показателям азербайджанская
армия оказывается лучше и качественнее вооруженной, чем армянская, есть масса
других важных нюансов, которые не позволяют Баку решительно рассматривать
военный путь решения карабахского конфликта.
Это и нахождение на армянской территории крупной
российской военной базы в Гюмри (там находится еще вооружение и боеприпасы,
вывезенные российскими войсками из Грузии), Армения входит в ОДКБ, а Азербайджан
не является членом этого военно-политического союза постсоветских стран. Да и
само возможное военное противостояние между Баку и Ереваном может попросту
взорвать весь Кавказ с абсолютно непредсказуемыми последствиями.
На Баку дипломатически оказывают давление и Россия, и
Соединенные Штаты, которые пытаются убедить азербайджанского президента Ильхама
Алиева «не делать резких движений» и довериться международным переговорщикам в
деле разрешения этого застарелого с советских времен территориального конфликта.
Не случайно, что незадолго до президентских выборов Алиев посещал Москву и на
уровне российского руководства получил гарантии прямого участия России в
разрешении этого кризиса, а точнее - давления на Ереван, которое Москва может
оказать куда эффективнее всех других желающих помирить в этом регионе армян и
азербайджанцев.
Также в мирный процесс по разрешению карабахского
конфликта пытаются включиться еще два соседних с Азербайджаном государства -
Турция и Иран. Их позиции примерно схожи - Армения должна вернуть 20%
оккупированных азербайджанских земель из районов, прилегающих к Нагорному
Карабаху, а уже сами переговоры по Карабаху проводить в международном
формате.
Такой подход весьма прагматичен прежде всего с
экономической точки зрения: и Иран, и Турция очень хотят осуществлять несколько
важных проектов как раз в тех районах, которые пока заняты армянскими войсками
на азербайджанской территории. И пока статус этих земель будет оставаться в
подвешенном состоянии, никаких подвижек здесь быть не может.
Свою лепту в переговорный процесс по Нагорному Карабаху
обещают внести и Соединенные Штаты, которые раньше (во многом из-за активной
деятельности в конгрессе США мощного проармянского лобби) поддерживали в этом
конфликте Ереван. Теперь же именно Азербайджан становится для Америки ключевым
союзником на Кавказе, и у Вашингтона есть реальные шансы оказать ему поддержку в
главном для Баку политическом вопросе.
«Плацдармом для атаки на Иран» Баку быть не желает
Замечу попутно, что до сих пор остается в действии так
называемый раздел 907 Акта о поддержке свободы, который запрещает американскому
правительству оказывать прямую экономическую и военную помощь правительству
Азербайджана. Однако это отнюдь не мешает многим американским компаниям - прежде
всего работающим в энергетическом секторе - осуществлять в Азербайджане свои
проекты.
В политическом плане Баку почти по всем вопросам активно
поддерживает Соединенные Штаты: так, азербайджанские войска находятся сегодня в
Косово, Ираке и Афганистане, американские военные самолеты имеют право пролета
над территорией Азербайджана при выполнении миссии в Афганистане и садиться на
азербайджанские аэродромы в случае экстренной необходимости.
Однако в этом американско-азербайджанском партнерстве
есть и свои непростые моменты, которые Вашингтон периодически раздражают, а в
самом Азербайджане рассматриваются как проявление многовекторности в дипломатии
и разумной балансировки между Москвой и Вашингтоном.
Не секрет, что Соединенные Штаты с момента прихода к
власти в Баку Ильхама Алиева пытаются заручиться более широким стратегическим
партнерством с Азербайджаном в борьбе против Ирана. Напомню, что нынешняя
администрация в Белом доме вовсе не отказалась от возможности нанесения
превентивных ударов по иранской территории в отместку за продолжение Тегераном
своей ядерной программы.
Правда, во время последнего визита в Вашингтон
азербайджанский президент ясно дал понять, что его страна ни при каких условиях
не станет плацдармом для вооруженных сил США в случае возникновения вооруженного
конфликта между Вашингтоном и Тегераном. Потом эта тема еще неоднократно
педалировалась американскими политиками, но во всех случаях официальный Баку не
желал ввязываться в опасное для всего региона противостояние между Соединенными
Штатами и Ираном.
Со своей стороны и Россия не советует Азербайджану
становиться слишком уж завязанным на Соединенных Штатах - и уж тем более «играть
в иранские игры» с американской администрацией. К тому же не надо забывать о
том, что на севере Ирана проживает более 30 миллионов этнических азербайджанцев
(в самом Азербайджане население составляет чуть больше 8 миллионов жителей), так
что любой конфликт между Вашингтоном и Тегераном, да еще если в него окажется
втянутым напрямую официальный Баку, может привести к совершенно непредсказуемым
последствиям.
Как долго Азербайджану при новом-старом президенте
удастся держать разумную дистанцию и от Москвы, и от Вашингтона, покажут уже
самые ближайшие месяцы. Ведь следует также помнить о том, что Азербайджан
является одним из «потенциальных кандидатов» на более тесное сотрудничество с
НАТО, и после заявок Грузии и Украины на вступление в Североатлантический альянс
именно на Баку будут делать свою ставку и в Брюсселе, и в Вашингтоне.
Тем временем и азербайджанское руководство внимательно
будет наблюдать за тем, как пойдет процесс переговоров между Грузией и НАТО и
какая будет на все это реакция со стороны России. Ведь на сегодня более 1,5
миллиона азербайджанцев работают в России, в Москве живет дочь президента
Алиева, и портить отношения с российской стороной для Баку, как это сделала
Грузия, по крайней мере, на данном этапе нет никакого резона.
|