Шаг к консолидации Русского мира
13.11.08
Николай Сергеев
В начале ноября в Москве прошли два мероприятия,
призванные стать заметными вехами в развитии движения российских
соотечественников за пределами Российской Федерации: Всемирная конференция
соотечественников и Вторая ассамблея Русского мира, в работе которых приняла
участие и делегация из Белоруссии. Своими впечатлениями о работе этих двух
форумов с «Материком» поделился председатель Координационного совета
руководителей белорусских организаций российских соотечественников, председатель
Белорусского общественного объединения «Русь» Корда Иван Михайлович.
– Какие цели преследовала Всемирная конференция
соотечественников, и какие вопросы стояли во главе угла?
– Всемирная конференция соотечественников
несомненно стала еще одним шагом на пути консолидации десятков миллионов людей,
добровольно и сознательно относящих себя к такому уникальному глобальному
явлению как Русский мир. О значении прошедшего мероприятия свидетельствует тот
факт, что в нем приняло участие более трехсот делегатов из более чем шестидесяти
стран.
В числе главных на конференции обсуждались следующие
вопросы: совершенствование Федерального закона «О государственной политике РФ в
отношении соотечественников за рубежом»; внесение предположений в «Программу
работы с соотечественниками за рубежом на 2009-2011 годы»; ход выполнения
Федеральной целевой программы «Русский язык (2006-2010 годы)» и Государственной
программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников,
проживающих за рубежом. Состоялось пленарное заседание и работа секций по
указанным направлениям. Надо сказать, что работа конференции была очень хорошо
организована и проходила в престижном «Президент-отеле», что в немалой степени
свидетельствует о том значении, которое придается руководством Российской
Федерации указанной проблематике.
Желающих выступить было очень много, в связи с чем
регламент выступлений был очень жесткий. И все-таки как на пленарном заседании,
так и на секциях не смогли выступить все, кто этого хотел. Причем предпочтение в
предоставлении слова отдавалось (и это не совсем понятно) делегатам из дальнего
зарубежья. Необходимо отметить, что видение очерченных повесткой дня вопросов у
представителей постсоветских стран и дальнего зарубежья было порой диаметрально
противоположным, что вызвало горячие дискуссии на секционных заседаниях.
Особенно это касалось законодательства о государственной политике в отношении
соотечественников за рубежом.
– Поясните, пожалуйста, в чем состоит отличие во
взглядах «дальних» и «ближних» соотечественников и надо ли руководству России
учитывать существующее разномнение ?
– В ходе работы конференции выяснилось, что
«дальние» и «ближние» соотечественники в значительной мере по разному относятся
как к самому понятию «российский соотечественник», так и к содержательному
наполнению такого важнейшего документа как «свидетельство соотечественника»,
выдача которого предусмотрена соответствующим российским законодательством.
Так, несмотря на более чем годичное обсуждение вопроса о
самом понятии «соотечественник» на страновых, региональных и всемирной
конференциях, окончательного определения этого важнейшего понятия, которое
устраивало бы «ближних» и «дальних» соотечественников, а также органы
государственной власти РФ принято не было.
А ведь от того, какой вариант понятия «российский
соотечественник» окончательно закрепится в законодательстве Российской
Федерации, будут зависеть не только судьбы десятков миллионов, в первую очередь
русских, людей, но и будут непосредственно затрагиваться интересы России и в
целом Русского мира.
Ведь если исходить из ныне действующих правовых норм,
когда понятие российский соотечественник напрямую увязывается с формальным
отношением того или иного лица к так называемым титульным нациям, то буквально
через небольшое время под определение российских соотечественников перестанут
подпадать миллионы молодых русских (по крови и культуре) людей в Белоруссии и на
Украине. То есть старшее поколение, жившее в СССР, по действующему закону РФ
может относить себя к российским соотечественникам, а их дети по чисто
формальным признакам уже лишены такого права. Это просто недопустимо. Этот
вопрос требует серьезной научной и юридической проработки и его решение не
должно сводиться только к материальной стороне вопроса.
Мы считаем, что к российским соотечественникам (помимо
прочих условий) должны безусловно иметь право относить себя представители
восточнославянского этноса, если они этого желают. Насильно «тянуть» в
российские соотечественники никто никого не должен, но и лишать этой возможности
восточных славян, т.е. русских по крови людей никто не имеет права.
Что касается свидетельства (удостоверения)
соотечественника, то в этом вопросе позиции также разнились. Если делегаты из
стран СНГ в большинстве своем полагают, что удостоверение соотечественника
должно предоставлять не только права, но налагать определенные обязанности в
вопросах отстаивания русского языка и культуры в странах пребывания, то
«дальние» соотечественники упор делали как раз на расширении льгот в вопросах
получения бесплатного визового режима, облегченного получения российского
гражданства, пенсионного обеспечения и т.д.
Что касается государственной программы содействия
переселению соотечественников в Российскую Федерацию, то в вопросе ее выполнения
необходим избирательный подход, так как программа в большей степени актуальна
для государств Средней Азии и Закавказья и в гораздо меньшей – для Белоруссии и
Украины. В этих государствах акцент должен делаться не на переселение, а на
присутствие русских людей, но с безусловной поддержкой и развитием русского
языка и русской культуры на местах, в частности, создавая для этого Русские
культурные центры. И в этом вопросе пока имеются серьезные недоработки. К
примеру, в Белоруссии до сих пор нет подобного учреждения.
В ходе конференции стало очевидно, что со стороны
российского правительства необходим раздельный подход к проблемам российских
соотечественников на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье. Интересы
этих групп соотечественников во многих коренных вопросах все же сильно разнятся.
Поэтому необходимы какие-то «согласующие» механизмы, которые бы увязывали
интересы «дальних» и «ближних» соотечественников.
К сказанному следует добавить, что на конференции было
принято временное положение О Всемирном координационном совете российских
соотечественников, проживающих за рубежом.
– Сразу после завершения Всемирной конференции
российских соотечественников состоялась Вторая ассамблея Русского мира,
организатором которой выступил фонд «Русский мир». Не могли бы вы сказать
несколько слов о данном мероприятии?
– Это было масштабное мероприятие, в котором приняло
участие более тысячи человек из более чем ста государств. В ходе ассамблеи
состоялось пленарное заседание, прошли круглые столы: «Информационное
пространство Русского мира», «Русский мир и процессы глобализации», «Русская
культура в мировом контексте», а также тематическая секция «Русский язык в
международном общении» и дискуссия «Русский мир в действии».
В своем выступлении исполнительный директор фонда
«Русский мир» Вячеслав Никонов подчеркнул, что Русский мир находится вне
конфессий и вне национальностей. В своём приветствии ассамблее он говорил о том,
что к Русскому миру могут относить себя около трети миллиарда людей на планете,
владеющие русским языком, в более узком смысле к нему принадлежат те, для кого
русский язык и русская культура являются значимой ценностью.
Однако, по моему мнению, одно владение русским языком все
же не является достаточным показателем причастности к Русскому миру. Мало ли
людей на планете владеют английским языком, но вряд ли всех их правомерно
относить к англосаксонскому миру.
Хотелось бы уточнить и позицию заместителя председателя
Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Марка,
справедливо утверждавшего, что, несмотря на всю сложность и разнообразие
Русского мира, его стержнем всегда было православие. Опять же речь должна идти
не о просто о православной вере (печальный пример Украины – свидетельство тому),
а конкретно о Русской православной церкви . Тем более это справедливо после
воссоединения Русской православной церкви с Русской православной церковью за
рубежом.
Что касается определения Русского мира, то по нашему
мнению наиболее точным является понимание его как всемирной
культурно-национальной общности людей, объединенных причастностью к русскому
языку и русской культуре. При этом ядром Русского мира выступает общерусский
(восточнославянский) этнос – Русский Народ – самобытными ветвями которого
являются великороссы (русские), белорусы, малороссы (украинцы) и русины. Это
наша принципиальная позиция.
Очень важно, что в ходе ассамблеи представители разных
стран и регионов могли активно общаться в ходе работы по секциям. В целом все
прошло на хорошем уровне. Однако не обошлось и без «ложки дегтя». Недоумение у
многих участников Второй ассамблеи Русского мира вызвало излишне
«американизированное» содержание заключительного концерта, когда приглашенным со
всего света русским людям были почему-то предложены отрывки из западных
мюзиклов.
В заключение хочу еще раз от имени белорусской делегации
выразить искреннюю благодарность организаторам Всемирной конференции российских
соотечественников и Второй ассамблеи Русского мира за приглашение принять
участие в их работе и предоставленную возможность выступить на заседаниях.
|