Русские не могут вернуться в Россию.
10. 11.
08,http://www.russedina.ru
Ряд регионов отказывается принимать переселенцев. Это-
Чечня, Ингушетия, Дагестан, Чувашия, Коми, Калмыкия, Тува и другие национальные
республики
Программа переселения соотечественников в Россию
пробуксовывает. В ней отказались участвовать власти 14 регионов РФ, сообщает
Gzt.ru со ссылкой на руководителя Федеральной миграционной службы (ФМС)
Константина Ромодановского. В интервью изданию чиновник сообщил, что, помимо
отсутствия реального интереса со стороны многих регионов, программа не
пользуется популярностью среди самих соотечественников.
Программа была открыта 2-го декабря 2006 года. С этого
времени ею воспользовались всего 26 соотечественников (большинство, правда, с
семьями), а еще 74 участникам были выданы соответствующие свидетельства на
возвращение. По словам заместителя начальника Управления ФМС по делам
соотечественников Натальи Молчановой, большинство мигрантов привлекло
предложение Калининградской области, две семьи готовы переехать в Липецкую
область. Всего анкеты на переселение заполнили порядка 3 тыс. человек. Но на
Дальний Восток желающих ехать нет.
В то же время ряд регионов вообще отказывается принимать
переселенцев. Среди отказавшихся: Чечня, Ингушетия, Дагестан, Чувашия, Коми,
Калмыкия, Тува и прочие национальные республики — они сослались на уже якобы
имеющуюся высокую миграционную нагрузку. Москва и Петербург поступили хитрее:
они в принципе не отказываются участвовать в программе и даже предлагают деньги.
Правда… только на условиях, что переселенцы поедут в другие регионы. Например, в
Тверскую, Калужскую, Тамбовскую области и др.
Понятно, что демографическая ситуация в России остается
очень сложной. Страна нуждается в дополнительных рабочих руках, огромные
просторы Сибири и Дальнего Востока обезлюдели. В то же время те же китайцы и
вьетнамцы едут в Россию безо всякого приглашения. И никакие программы
господдержки им для этого не нужны. Так что если мы хотим улучшить ситуацию, мы
должны отсечь нежелательную миграцию и поощрить желательных нам переселенцев —
близких по культуре и языку.
Однако «вытягивать» в Россию нужно, конечно же, не всех.
Вывозить тех, кто испокон веков живет на российских землях в Казахстане или той
же Нарве в Эстонии, означает играть на руку местным националистам и русофобам,
которые как раз этого и добиваются. А вот из таких стран, как Узбекистан,
Киргизия, Таджикистан, Азербайджан, конечно, желательно бы вывезти всех наших.
Ничего хорошего им там не светит.
Но в первую очередь Россия все же нуждается не в
переселенцах, а в том, чтобы создать человеческие условия жизни для собственных
жителей. Особенно актуально это для так называемых проблемных регионов. Кстати,
именно туда в первую очередь и пытаются вселить соотечественников — Дальний
Восток, Сибирь, северокавказские республики. Но в последних далеко не
благоприятная криминогенная ситуация — в той же Ингушетии, например, местные
национал-экстремисты проводят политику откровенного выдавливания русских
жителей. В этих условиях вселять туда кого-либо — абсолютно бессмысленное
занятие.
И потом, для того чтобы программа переселения прошла
успешно, нужно вложить немалые деньги в обустройство новоприбывших. Нужно
предоставить им достойные рабочие места, дать квартиры или же кредит на
обзаведение жильем и т. д., и т. п. Все это — значительные расходы для
федерального и особенно регионального бюджетов. Последний и без того, прямо
скажем, не ломится от лишних средств. А в депрессивных регионах более чем
достаточно своих бедных и безработных.
С точки зрения экономической целесообразности принять
соотечественников могут в первую очередь экономически процветающие регионы —
Москва, Петербург и ряд других. Последние, однако, не очень-то жаждут видеть у
себя переселенцев. А какой смысл переселять людей в регион, который со своими-то
проблемами разобраться не может, в котором нет работы и нормальных условий для
жизни?
Почему пробуксовывает программа возвращения
соотечественников и что, может быть, стоит изменить в этой системе? На этот
вопрос корреспондент КМ.RU попросил ответить депутата Дмитрия Рогозина,
заместителя председателя Комитета ГД по безопасности («Родина»):
— Разработчики этой программы не совсем с того начали.
Начать нужно было бы с того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни,
существования для тех соотечественников, которые уже давно вернулись в
Российскую Федерацию. Я вам приведу пример из своего личного опыта. На
территории моего избирательного округа, в Воронежской области, в городе
Борисоглебске существует целый квартал (восточный микрорайон), где с 1990 года
проживают несколько тысяч русских беженцев из Таджикистана и Узбекистана. Причем
многие из этих людей прошли через самые страшные испытания: их пытались убить,
изнасиловать. Шла гражданская война в Таджикистане, и они убегали, что
называется, в одной рубашке и одних брюках. Эти люди до сих пор живут в каких-то
металлических цистернах. Там до сих пор нет элементарных средств цивилизации,
даже туалета нет. Эти железные цилиндры разогреваются летом до состояния
кипения, а зимой — там просто невозможно жить. Тем не менее, люди там живут 17
лет.
Туда приезжало огромное количество комиссий, даже
министры приезжали, губернатор был. Я писал петиции и с кем только ни
разговаривал по этому поводу — с Господом Богом разве что не разговаривал. И —
ничего! Неповоротливая российская бюрократическая машина не сдвинулась ни на
миллиметр, чтобы им помочь. А рядом стоят недостроенные коттеджи, которые
начинают разваливаться, потому что по ним до сих пор не решены вопросы
собственности. Кому они принадлежат: самим соотечественникам, которые их
построили, или же государству, которое оказывало финансовую помощь на первом
этапе этого строительства? И вот из-за этих бюрократических проволочек реальные
люди, большое количество людей (около десяти тысяч человек) страдают и теряют
веру в свое государство.
Начинать возвращение соотечественников в Россию нужно
было не с создания условий для новых беженцев, а с того, чтобы обустроить старых
— тех, кто давно уже намыкался, измучился и исстрадался. Если бы наши
соотечественники, проживающие за рубежом, увидели, что страна относится к своим
сыновьям и дочерям не как к пасынкам, а как к родным, то они с удовольствием
восприняли бы призыв и поехали не десятками, а тысячами и десятками тысяч новых
переселенцев, новых рабочих рук и светлых голов, способных помочь стране решить
демографическую проблему. А так все получилось наоборот. Поэтому из такого
важного и долгожданного указа вышел если не пшик, то по крайней мере вовсе не
то, что от него ожидали.
|