Злые силы Владимира Воронина
«Ольвия-пресс»,
Тирасполь, 12.11.08
Похоже, что президентам Молдовы и Приднестровья этой
осенью не суждено встретиться. До конца ноября, правда, еще почти три недели. Но
если в эти три недели все будет развиваться так, как в последние полтора месяца,
то переговорный процесс на уровне президентов не возобновится.
Приднестровская сторона неоднократно предлагала Кишиневу
провести переговоры на высшем уровне. Однако Владимира Воронина с конца сентября
одолевают какие-то осенние фантазии, по большей части инфернального порядка. Не
хотелось бы эти фантазии называть другим словом. Сначала молдавский президент
сравнил руководство Приднестровья с Цынцаренской мусорной свалкой, затем, совсем
недавно, с некоей «злой силой». Чуть только не сказал, что «нечистой».
Особенно возмутило Воронина то, что «Приднестровье
посягнуло на нашу духовность, на нашу святыню – Православную церковь Молдовы».
Посягательство выразилось в том, что молдавского президента не пустили на
освящение церкви в селе Коржево. Это стало для него поводом поговорить о
«духовности». Повод весьма сомнительный – хотя бы потому, что Воронин не иерарх
Православной церкви, и освящение без него ничего бы не потеряло.
История вокруг села Коржево напомнила другой эпизод, уже
довольно давний. В мае 2001 года Владимир Воронин, взяв с собой Митрополита
Владимира, хотел посетить Кицканский монастырь. Это произошло через неделю после
освобождения Илие Илашку. Кортеж Владимира Воронина подъехал к приднестровской
границе. Однако на границе выяснилось, что визит молдавского президента не был
согласован с руководством Приднестровья. В результате Воронина не пропустили, и
он вернулся в Кишинев. В начале ноября 2008 года повторилась та же история.
Оба случая имеют даже внешнее сходство. Любопытно, что
молдавского президента тянет в левобережные церкви и монастыри именно тогда,
когда начинаются встречи на высшем уровне. В апреле 2001 года тоже была встреча
президентов. Она была первой после президентских выборов в Молдове. Через семь
лет ситуация повторилась. В апреле – первая после долгого перерыва встреча
президентов, а спустя некоторое время Воронин пытается проехать в Приднестровье
«по церковным делам».
Сходство есть и в том, что оба раза молдавский президент
даже не пытался согласовать свой приезд с руководством ПМР. Возможно (даже почти
очевидно), что его бы без особых проблем и пропустили. Однако, скорее всего,
цель Воронина была не в том, чтобы все согласовать и затем мирно проехать. Цель
была в том, чтобы как раз не проехать. А затем заявить о «провокациях»
Приднестровья (что Воронин сделал в 2001 году) или о «злой» силе (что он сделал
сейчас). Ситуация сознательно приводилась к конфликту.
Помимо чисто внешних признаков, существует и более
глубокое сходство. Оба раза Владимир Воронин попытался поставить молдавскую
православную церковь на службу политике. И оба раза ему это в какой-то мере
удалось. Хорошо сказал по этому поводу дьякон Андрей Кураев в своей давнишней
статье как раз о кицканских событиях: «Этот конфликт - замечательный пример
того, как сами по себе совершенно неполитические действия церковных людей руками
светских модельеров вдруг облачаются в политические одежды».
В 2001 году спор возник вокруг того, должны ли быть
русскоязычные группы в семинарии Кицканского монастыря. Архиепископ
Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, который был назначен тогда ректором
семинарии, посчитал, что нужны, так как и Молдова, и Приднестровье –
полиэтничные страны. Значит, и церковная школа должна быть многоязычной.
Однако часть националистически настроенных монахов и
семинаристов Кицканского монастыря начала протестовать против «русификации».
Конфликт, скорее всего, разрешился бы при посредничестве Митрополита Владимира.
Но тут вмешались кишиневские политики и пресса. И произошло так, что церковный
конфликт стал политическим.
В 2008 году молдавская православная церковь уже не
столько стала жертвой обстоятельств, сколько сама скомпрометировала себя.
Протоиерей церкви Успения Пресвятой Богородицы (которую освящали в Коржево) Олег
Чернату заявил, что с 1992 года в Приднестровье не было построено или
отремонтировано ни одной церкви. Но, во-первых, это совсем не соответствует
действительности, во-вторых, получилось так, что православная церковь фактически
«подыграла» Владимиру Воронину, рассуждающему о «злой силе». Духовность все-таки
оказалась на службе у политики.
Собственно говоря, молдавский президент в последнее время
и не скрывает, что хотел бы использовать Молдавскую Митрополию как инструмент в
своих планах. В недавнем интервью «Эху Москвы» Воронин отметил, что только
православная церковь на двух берегах осталась не разъединенной. А значит,
дескать, можно подключить ее к процессу урегулирования…
Только вот урегулирование – не дело церкви. Она может
способствовать разрешению конфликтов, способствовать опосредованно, но не более.
Основные вопросы урегулирования – это мирское дело, компетенция участников
формата 5+2. Или других форматов, в которых церковь никак участвовать не будет.
И не стоит президенту Воронину уподобляться деревенскому бурмистру, который
говорит крестьянам – три года дождя не было, ничто не помогает, надо провести
крестный ход. Крестный ход тоже не поможет.
То, что Молдова и Приднестровье остались в рамках одной
Митрополии – хорошо. Но для молдо-приднестровского урегулирования вовсе
недостаточно. В процессе этого урегулирования сторонам необходимо решить многие
важные проблемы. Однако молдавский президент, судя по всему, к их обсуждению и
решению не стремится. Гораздо проще ездить в Каларашский район и рассказывать
тамошнему населению (живущему довольно далеко от Приднестровья) о «злых
силах».
Любопытно, что первая история с попыткой Владимира
Воронина посетить левобережный храм произошла в самом начале его президентства,
а нынешняя – практически в самом конце. В какой-то мере президент Молдовы
оканчивает тем, с чего начал. Это - как еще один символ того, что за годы его
правления ничего в молдо-приднестровском урегулировании достичь не удалось.
После федеративных и конфедеративных планов все вернулось к исходной позиции,
при которой многое нужно начинать заново.
|