100 русских портретов
24.11.08,
www.russkiymir.ru/
В Доме Москвы прошла презентация биографического
сборника «100 русских портретов в истории Латвии» – центрального события
одноимённого проекта историка Олега Пухляка и менеджера Андрея Яковлева
(общество DVINA). Это один из первых латвийских проектов, получивших поддержку
российского правительственного фонда «Русский мир».
Первый от «Русского мира»
Менеджер «100 портретов» Андрей Яковлев сообщил, что
после апрельской презентации проекта до нынешнего представления книги прошло
восемь исторических выставок в разных местах Латвии.
Чуть позднее появится диск с 10 аудиорассказами и 20
презентациями в формате MP3 на русском и латышском, плюс проверочные вопросы.
Книгу, изданную тиражом 2000 экземпляров, бесплатно передадут библиотекам и
общественным организациям, в частности Ассоциации преподавателей русского языка
и литературы.
По словам автора, историка Олега Пухляка, замысел
подобного биографического издания вызрел у него к 2002 году. После чего начались
хождения по спонсорам. Он уверен, что главная проблема в исследовании русских
латвийских сюжетов – в отсутствии постоянного финансирования.
Русская волна
«100 русских портретов» являются третьей попыткой дать
биографическую панораму деятелей русской Латвии. Первопроходцами выступил
коллектив авторов под руководством журналиста Светланы Видякиной и историка
Светланы Ковальчук, выпустивший в 2004 году уникальное издание «Покровское
кладбище: Слава и забвение». В число его авторов вошёл и Олег Пухляк.
Второй ласточкой стал сборник публикаций журналиста Ильи
Дименштейна «Имена русской Латвии» (2007) – 60 биографий, охватывающих эпоху от
российской императрицы Екатерины I до рижского архитектора Сергея Антонова
(1884- 1955).
Неделю назад авторский коллектив во главе с историком
Татьяной Фейгмане представил публике выставку «Русские Латвии» (и её подробный
каталог), охватывающую период с древнейших времён до наших дней. До конца
декабря должен увидеть свет сходный биографический проект под редакцией
историка-публициста Игоря Гусева.
Обилие изданий по русской латвийской тематике может
только радовать. Кроме радости и гордости за наших исследователей-энтузиастов из
отмеченного всплеска публикаций по русской тематике вытекает ещё одно важное
обстоятельство. До сих пор любое исследование, статья или публикация принимались
интересующейся публикой на ура, поскольку являлись, как правило, выстраданными,
порою уникальными (в плане отсутствия конкуренции) и в любом случае не подлежали
строгому критическому разбору.
Сейчас, после появления выставки «Русские Латвии» и
волны биографических публикаций, ситуация изменилась. Появились внятные
критерии, игнорировать которые уже невозможно.
Что ж, взглянем на «100 портретов» без предвзятости и
табу..
Плюсы...
К плюсам «100 портретов», прежде всего, следует отнести
широкий хронологический охват – от князей XIII века до наших современников –
журналиста Александра Каверзнева, певца Александра Дашкова и танцовщика
Александра Годунова. Многие из предложенной сотни практически неизвестны
широкому читателю. Мало кто знает, что в петровские времена работой Рижского
магистрата де-факто руководил купец Илья Исаев.
Из относительно редких дореволюционных имён упомянуты
двинский инженер Павел Мельников, гений рижского сыска Аркадий Кошко, много
русских деятелей межвоенного периода. Радует «вменяемый» формат биографических
публикаций. Каждому персонажу отведены две страницы. Таким образом, проглотив
подряд или выборочно чуть более двухсот страниц, перед читателем-неспециалистом
предстает панорама русских Латвии на протяжении столетий.
...и минусы
Главным упущением «Портретов» стали исторические очерки,
по всей видимости, призванные открывать разделы биографий определённого
исторического периода. Автор или издатель не утрудились сопроводить их ни
датировкой, ни названием.
После небольшого пробела просто начинается текст. Сами
по себе тексты неплохи, местами даже блестящи. Однако совершенно непонятна
качественная и количественная логика разделения на разделы. Например, за первым
очерком о расселении племён на территории Латвии и событиях до конца XIII века
следуют три княжеские биографии. Затем идёт следующий очерк о происходившем с
конца XIII века до конца Ливонской войны (1578). За ним следует одна (!)
биография – Марии Старицкой. За безымянным очерком о периоде от Ливонской войны
до деятельности боярина Ордина-Нащокина (1660) следует ещё одна биография –
Афанасия Ордина-Нащокина. А вот очерк, описывающий события со второй половины
XVII века до Павла I, предваряет сразу 55 (!) биографий от Петра Великого до
Анатолия Ливена.
Последняя историческая справка – от Первой мировой до
июня 1940 года – следует после жизнеописания светлейшего князя Ливена,
прославившегося в освободительных боях 1918- 1920 годов. По всей видимости,
авторы очень спешили...
К упущениям издания следует отнести и отсутствие списка
иллюстраций и перечня рекомендуемой литературы.
|