Первый бой Русского Мира
01.12.08,
www.rosbalt.ru
Сергей Середенко. Таллин
На минувшей неделе два эстонских «эксперта по вопросам
безопасности» (которых правильнее было бы назвать советологами), Ээрик-Нийлес
Кросс и Ханнес Конть, практически одновременно выступили с «разоблачениями»
некоторых аспектов российской внешней политики и ее проводников, «окопавшихся» в
Эстонии. Под «раздачу» попала идея русской национально-территориальной автономии
на северо-востоке Эстонии, русской национально-культурной автономии, а также
цивилизационный проект «Русский мир».
Причиной массированного наступления эстонского
интеллекта на русские инициативы стал, вне всякого сомнения, всеобъемлющий
кризис идеи «эстонства», на фоне которого экономический кризис в стране выглядит
несущественным. Поводом же послужили устроенный антифашистским движением «Ночной
Дозор» опрос, в ходе которого выяснялось отношение респондентов к идее русской
автономии на северо-востоке страны, а также проведенный Центром информации по
правам человека семинар по проблематике русской культурной автономии в
Эстонии.
Конечно, представителям «титульной» нации не хочется
отвечать ни за что, включая провал идеологии «эстонства». За годы вновь
обретенной независимости, существенную часть которой они уже распихали по ЕС,
НАТО и Шенгену, эстонцы уверовали в то, что при любом раскладе они –
пострадавшие. Поскольку страдания эстонского народа – категория духовная, а не
логическая, то логика, как явление и метод, в Эстонии попросту отменена. Не
верите? Судите сами.
«Одним из самых старых приемов в арсенале России
является сепаратистское движение в Ида-Вирумаа (уезд на северо-востоке Эстонии,
большинство населения которого — русскоязычные, — прим.ред.). Правительство
Марта Лаара в начале 1990-х годов прекрасно с этим справилось. Теперь разговоры
об автономии вновь набирают силу. Сами по себе они не опасны, но в контексте
Европейского союза могут серьезно навредить Эстонии.
Подобный потенциально вредный подход имела недавняя
конференция Центра информации по правам человека, проходившая в Таллине.
Называющее себя демократическим объединение якобы
находит поддержку гражданского общества и обсуждает идею автономии в
Ида-Вирумаа. На их фоне «Ночной дозор» — это пустяк. Центр информации по правам
человека — великолепный пример использования Россией т.н. мягких средств», —
пишет в газете Postimees Ээрик-Нийлес Кросс.
Отметим, что милейший эксперт лихо подменяет культурную
автономию территориальной, и уже спешит дальше со своими выводами.
«Министерство иностранных дел России недавно проявило
живой интерес к теме предоставления гражданства Российской Федерации жителям
Нарвы. Я не хочу сказать, что все российские граждане, имеющие вид на жительство
в Эстонии, несут прямую угрозу безопасности государства. Однако определенную
озабоченность, по крайней мере, в аспекте безопасности, они вызывают.
И если в Ида-Вирумаа появится еще несколько десятков
тысяч новоиспеченных российских граждан, это точно не послужит укреплению
безопасности эстонского государства.
В последние месяцы Россия запустила широкомасштабную
кампанию по защите интересов соотечественников в близлежащих государствах. В
Грузии для этого использовались методы военных действий», — продолжает
запугивать Кросс.
В реальности все – с точностью до наоборот. Это жители
Нарвы проявляют интерес к гражданству России. И не проявляют интереса к
гражданству Эстонии, реклама которого идет в стране полным ходом. Один из
законов рекламы, кстати, гласит, что хорошая реклама быстрее погубит плохой
товар, чем никакая. Следует признать: в этой конкурентной стычке Эстония
однозначно проиграла. И не только в этой.
В начале 90-х десятки эстонских эмиссаров разъезжали по
пограничным с Эстонией российским, «временно оккупированным», районам и пачками
раздавали эстонские паспорта «правопреемным гражданам», причем именно раздавали,
без всякой административной процедуры. «Граждане», надо сказать, от подарков не
отказывались, с крестьянской сметкой полагая, что запас карман не тянет. И имеют
сейчас за это безвизовый въезд в Шенген. Вот только стонать на публику под
«российским игом» отчего-то отказываются, и сама Россия в этих сметливых
приграничных дельцах угрозы своей безопасности не видит. Под «эстонство» никто
из них, однако, так и не подписался.
«Эстонство» вообще продается плохо, а за границами
страны — практически никак. «Эстонский Мир» — ESTO paevad, — потихоньку хиреет.
Внутри страны – да, найдется с полтысячи вдохновленных исключительно
прагматическими интересами «интегрантов», стремящихся «обэстонить» живущих в
стране русских и русскоязычных. Однако отношение к ним в самой русской общине
стремительно меняется, показателем чего явился недавний скандал с конкурсной
комиссией, призванной отметить лучшие журналистские работы на русском языке.
После включения в состав комиссии неизвестно каким способом руководителя фонда
«Открытая Республика», «интегранта» до мозга костей Евгения Криштафовича, два
члена комиссии заявили о своем нежелании... сидеть с ним в поле рядом.
Другой пример, наделавший гораздо больше шуму, – это
выходки президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса на Конгрессе угро-финских
народов в Ханты-Мансийске. Представить себе, чтобы эстонское правительство под
своим патронажем провело в Нарве конгресс Русского мира – нереально, хотя
русские – крупнейшее национальное меньшинство в Эстонии. Как нереально
представить себе, чтобы приехавший на такой конгресс президент РФ Дмитрий
Медведев начал бы призывать нарвитян к «свободе»... Однако все с точностью до
наоборот имело место в Ханты-Мансийске.
Но, вернемся к нашим «аналитикам». Прямо нападать на
Центр информации по правам человека Кросс поостерегся, так как уже был судебный
прецедент, после которого парламентарий Март Нутть приносил Центру свои
публичные извинения за лживые обвинения в разведдеятельности в пользу России.
Поэтому советолог, назвав свой опус «Разведцентр по правам русских», призвал на
помощь ежегодник эстонской Полиции безопасности (КаПо), который в русской среде
иначе, как «сборник анекдотов», не называют.
«В 2007 году ежегодник Полиции безопасности писал:
«Россия по-прежнему использует для проведения своих пропагандистских «научных
исследований» некоммерческое объединение — Центр информации по правам человека.
В отношении последнего интерес представляет тот факт, что после каждой
публикации КаПо, указывающей источники финансирования Центра Россией, эти
источники сразу меняются. Поначалу деньги Центру поступали непосредственно из
посольства РФ в Эстонии. После обнародования этого факта в ежегоднике КаПо
перечисления сумм из посольства прекратились», — цитирует Кросс.
Нападать на правозащитные организации во всем мире
считается крайне дурным тоном. Для убедительности Кроссу следовало бы указать,
сколько раз Центр, надменно оттопырив нижнюю губу, отказывался от предложений
эстонского правительства о сотрудничестве, заявляя, что в деньгах не нуждается.
Но нет у Кросса этой статистики, потому что ее нет вообще. Зато есть обратная –
сколько раз Центр предлагал свое сотрудничество правительству Эстонии. И сколько
раз последнее отказывалось, а чаще вообще не отвечало...
Гораздо тоньше и умнее своего старшего коллеги Кросса
выступил в Eesti Paevaleht Ханнес Конть. Отметив, что идет битва в умах и
сердцах, приведя в качестве примера уже упоминавшийся семинар Центра и увязав
идею культурной автономии в Эстонии с проектом «Русский Мир», Конть задался
вопросом — а что же в такой ситуации должно делать эстонское правительство?
И сам же ответил: «Эстонское правительство не должно ни
на секунду забывать, что битва за нашу принадлежность к западной культуре идет
уже сейчас – каждый день и каждый час. И битва эта идет в головах, сердцах и
настроениях людей. И в случае, если мы не желаем принадлежать к Русскому Миру,
то недостаточно того, что мы находимся под зонтиком НАТО, надо еще быть сильными
как с позиций ценностей, так и морали. Отдельный вопрос – готовы ли мы к
этому».
На этот, отнюдь не риторический, вопрос есть только один
ответ: время покажет! Впрочем, любезным советологам стоит напомнить, что, кроме
битвы культур, чаще имеет место их взаимопроникновение. Чему Россия, кстати,
совершенно не противится. Обоснованно полагая, что обогащается при этом.
|