Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №211(10.12.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



«Железный занавес» для импортных товаров

Белорусский партизан. 26.11.08

Пытаясь защитить страну от наступающего кризиса, государство своими действиями загоняет людей в болото дефицита и высоких цен. Министерство торговли подготовило перечень импортных товаров, исчезновение которых, по мнению чиновников, «не окажет заметного влияния на потребительский рынок страны». В него вошли 16 видов продовольственных и 15 позиций непродовольственных товаров.

Интернет-газета  «Белорусские новости» опубликовала перечень товаров, которые в ближайшее время исчезнут с белорусских прилавков. Из продуктов питания в «черный список» попали, в частности, импортные пиво, безалкогольные напитки, шоколад, майонез, сыры, творог, мороженое, хлеб и мучные кондитерские изделия. Из непродовольственных товаров - зарубежные телевизоры, велосипеды, ковры, мебель, сумки, майки, сухие строительные смеси и ряд других.

Как следует из протокола оперативного совещания, прошедшего в Минторге в середине ноября, уменьшить объемы импортных закупок этих товаров на половину планируется уже в ноябре-декабре 2008 года.

Руководителям управлений торговли облисполкомов и Минского горисполкома, а также оптовым организациям был дан и ряд других поручений. В частности, пересмотреть договоры аренды складских помещений с компаниями, которые ввозят «необоснованный импорт». В случае, если на арендуемых площадях хранятся товары, «импорт которых не оказывает заметного влияния на потребительский рынок», будет поставлен вопрос о целесообразности действия таких договоров. А иными словами - договоры будут расторгнуты.

Кроме того, на импортные товары, попавшие в «черный список», предлагается ввести рассрочку по платежам на 180 дней, что, по сути, сделает поставку товаров в Беларусь непривлекательной для зарубежных компаний.

«Зарубежные производители на это однозначно не пойдут. Вряд ли кто-то согласится ждать полгода, пока белорусский импортер рассчитается за поставленную продукцию. Таких рассрочек и в лучшие времена нам никто не давал», - сказали «Белорусским новостям» в одной из белорусских фирм-импортеров.

Там отметили, что сегодня импортеры получают товары по предоплате либо с небольшой отсрочкой, на одну-две недели, в течение которых можно было бы привезти в страну товар, растаможить его, завезти на склад и купить валюту. Выход, конечно, можно найти через посредников, которые будут за деньги выкупать поставленный в страну товар и продавать его импортеру, но уже по более высокой цене.

Бизнесмены заявили «Белорусскому партизану», что в результате запрета на предоплату погибнут мелкие и средние импортеры. Крупные фирмы, как правило, давно уже работают через дополнительные звенья в виде иностранных фирм. «В Беларуси уже давно практически нереально работать без использования сложных комбинаций, поэтому новое постановление никого не удивило», - сказали «Белорусскому партизану» в компании, поставляющей стройматериалы. У крупных компаний есть и собственные  фирменные магазины, через которые они реализуют товар. Но компаниям, которые занимались импортом одной или нескольких товарных позиций, выжить, скорее всего, не удастся. Как пишут читатели, например, из Полоцка, там   «в супермаркете "Дионис" сняли импортные товары с полок. Теперь 85% белорусских товаров. Там,  где были майонезы российские,  теперь - огромная полка со сливочными маслами. Йогурты убрали российские почти все. А самая красотища - это соки в стеклянных 3-х литровых банках».

На места спускаются указания принять дополнительные меры по сокращению импорта товаров и услуг. Так, Витебский горисполком 20 ноября направил предприятиям письма с требованием сократить импорт «до минимума, вплоть до прекращения потребительского некритического импорта». Чиновники ссылаются на решение своего облисполкома «О мерах по минимизации негативного влияния мирового финансового кризиса на социально экономическое развитие Витебской области», а также на то, что нужно безукоснительно выполнять все прогнозные показателей развития города.

В погоне за выполнением плана любые средства хороши. Напомним, что не так давно частным компаниям, которые занимаются импортом, в административном порядке навязывались задания по экспорту товаров: в размере не меньше 25% от объема импортных поставок. Правда, это ноу-хау некоторых районных администраций столицы в жизнь не воплотилось.

Интересно, что еще недавно чиновники говорили о том, что небольшая доля потребительских товаров в общем объеме импорта (не более 11%) не может серьезно повлиять на ситуацию с отрицательным сальдо внешней торговли.

Борьба с импортом начата под шумок мирового финансового кризиса. Очевидно, эти меры должны сохранить драгоценную валюту в стране и разгрузить склады с белорусскими аналогами. Некоторые белорусские товары, импортные аналоги которых оказались в этом «черном списке», и раньше плохо продавались (велосипеды, мыло, телевизоры, бытовые часы), пополняя складские запасы. И маловероятно, что эти запасы будут таять теперь, когда в условиях кризиса зарубежные рынки сбыта сужаются.

«Если сегодня мы экономим валюту и сложно завезти импорт, особенно не критический, то это на руку: мы свое положим на прилавок. Нужно делать все то, что мы можем сами сделать, внутри страны», - заявил Александр Лукашенко 25 ноября на встрече с активом Витебской области.

Впрочем, введенный Нацбанком запрет на покупку валюты для авансовых платежей по внешнеторговым контрактам пугает далеко не всех импортеров.

«Нас беспокоит даже не столько проблема авансовых платежей, сколько возможность в принципе купить в ближайшее время валюту для расчета с поставщиком. Мы работаем не по предоплате, а с небольшой отсрочкой. Чтобы рассчитаться за товар, валюта в любом случае будет нужна. А чтобы ее купить, придется, не исключено, две-три недели стоять в очереди на валютной бирже», - сказали «Белорусским новостям» в компании, занимающейся импортом бытовой техники.

А вот критический импорт, который в стране не производится (морепродукты, кофе, чай), будет кредитоваться в полном объеме, заверяют в Минторге.

«Мы будем жестко контролировать ситуацию на потребительском рынке, чтобы не допустить малейших сбоев в поставках товаров», - сказал 17 ноября первый замминистра торговли Михаил Свентицкий. По его словам, там, где можно обходиться своими товарами, там и будут применяться определенные меры.

Расчищая полки от некритичного импорта, Минторг ставит перед производителями, местными управлениями торговли задачу наполнять магазины «всей без исключения номенклатурой товаров, производимых в стране». Для их закупки планируется просить банки о выделении оптовым организациям в 2009 году кредитных ресурсов.




Почему меняется курс

nmnby.org, 28.11.08

Валерий Карбалевич

Произошла ли смена политического курса режима Лукашенко? Наиболее точным был бы такой ответ: наблюдаются явственные тенденции к смене курса. Можно выделить три момента.

1. Изменение экономической политики в сторону либерализации, что зафиксировал Всемирный банк, переместив Белоруссию на 30 пунктов в мировом рейтинге. Лукашенко поставил задачу вывести Белоруссию в 30 лучших государств мира по инвестиционному климату. Введен заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, плоская шкала налогов, отменена «золотая акция», декларация о происхождении доходов при банковских вкладах и пр.

2. Началась нормализация отношений с ЕС.

3. Изменился тип и способ легитимизации режима. Вместо популистско-охлократического – номенклатурный. Происходит корректировка так называемой «государственной идеологии». Вместо апелляции к советскому прошлому и союзу с Россией, происходит перемещение акцентов на стабильность как результат деятельности президента и укрепление суверенитета.

Эксперты называют в основном три причины этих изменений: экономические трудности, отказ России дальше субсидировать Белоруссию, укрепление позиций номенклатуры, стремящейся конвертировать власть в собственность.

На наш взгляд, ответ верный, но неполный. Ибо, например, за время правления Лукашенко экономические проблемы в Белоруссии были и похлеще теперешних. В том же 1998 году после российского дефолта средняя зарплата в стране упала до USD30 в месяц, не хватало продуктов питания, денег для оплаты газа. Но тогда выход из кризиса президент искал на путях усиления административных механизмов, а сейчас – в либерализации.

Что касается российских субсидий, то в реальности они продолжаются почти в тех же объемах.

И номенклатура укрепила свои позиции потому, что Лукашенко дал на то свое согласие и благословение. И снова возникает вопрос, почему он это сделал.

На наш взгляд, главным фактором, подталкивающим к смене курса, стало изменение социальной базы поддержки режима Лукашенко.

Президентские выборы 1994 года были своеобразным восстанием масс, революцией социальных низов, аутсайдеров, не способных вписаться в новые экономические отношения, ностальгирующих по советским временам, против номенклатуры и богатых. И первые 8-10 лет правления Лукашенко именно эти слои были его основным электоратом.

Как в 1930-е годы в СССР, в Белоруссии быть высоким чиновником, директором, бизнесменом стало самой опасной профессией (кроме оппозиционера), ибо они были главными претендентами оказаться за решеткой. Еще в 2001 г. Лукашенко на селекторном совещании давал команду министру МВД Наумову останавливать иномарки и требовать у их хозяев денег на посевную. Еще в 2003 было принято постановление правительства, предусматривающее, что зарплаты руководителей государственных организаций не могут превышать среднюю зарплату по организации более, чем в 3,5 раза. Публицисты писали о создании в центре Европы новой Кубы или Северной Кореи. Скорее всего, именно по этому пути и пошел бы белорусский режим.

Но тут случилось то, чего никто не ожидал, и меньше всего сам Лукашенко. На Белоруссию свалились шальные нефтедоллары. В 2003-2008 годах в стране начался потребительский бум. Быстро росли доходы, потребительские кредиты, квартиры автомобили и пр.

Президентские выборы 2006 года показали существенный рост реальной общественной поддержки Лукашенко. И что принципиально важно, стала меняться социальная база режима. Вместо социальных низов, аутсайдеров, Лукашенко стал поддерживать нарождающийся средний класс. Социологи пришли к выводу, что харизматическая поддержка президента сменилась рациональной.

В 1990-е годы существовала стандартная схема: оппозиционный Минск и пролукашенковская провинция. Сейчас все поменялось, усложнилось. Оппозиционеры, участвовавшие в недавней избирательной кампании, утверждают, что протестный потенциал в провинции, малых городах выше, чем в столице и крупных городах. И это, кстати ставит целый ряд проблем перед оппозицией.

Правящая команда оказалась вовлеченной в процесс, которым она не могла управлять, а вынуждена была лишь приспосабливаться, реагировать, хоть часто и неуклюже. Вместе с укреплением позиций правящей команды, этот процесс породил для нее новые проблемы.

Прежде всего, оказалось, что потребительские стандарты нового среднего класса существенно выше, чем у социальных низов («чарка и шкварка»). К тому же эти потребительские запросы быстро растут. И если их не удовлетворять, то можно лишиться поддержки нового электората. Лукашенко стал заложником растущих потребительских запросов этого социального слоя. Поэтому, наступая на горло собственной песне, видя все опасности рыночной экономики для его социальной и политической системы, он, тем не менее, демонстрирует намерение либерализировать экономические отношения, хоть и частично. Появилась «Силиконовая долина», началась некоторые изменения в сторону рынка. В этом смысле очень знаменательна отмена льгот в прошлом году. Средний класс они мало волнуют, а на социальные низы уже можно не обращать внимания. Но в условиях начавшегося экономического кризиса, удовлетворять растущие потребительские запросы этого электората очень сложно.

Вторая проблема. Чтобы удовлетворять потребительские запросы среднего класса, нужно расширять экономическую свободу. А это увеличивает общественные зоны, неподконтрольные государству, может потянуть за собой требования политических изменений.

Третья проблема. Поскольку номенклатура – это важная часть этого среднего класса, то были внесены коррективы в «социальный контракт» между правящей командой и номенклатурой. Существенно вырос разрыв между зарплатой чиновников и средней зарплатой по стране. Отчасти произошла легализация доходов номенклатуры. «Посадки» высоких начальников стали лишь результатом внутриклановых разборок, а не способом легитимизации президента в глазах народа, как было раньше. Вместо борьбы с чиновничьими коттеджами возник знаменитый поселок в Дроздах, что невозможно было представить в 1990-е годы, когда Лукашенко презентовал образ «народного президента».

Но здесь Лукашенко поджидает опасность. Номенклатура может укрепиться, стать самостоятельной силой, претендующей на то, чтобы быть субъектом политики. И это грозит изменением типа режима. Вместо режима личной власти может возникнуть номенклатурно-олигархический режим. А это подорвало бы неограниченную и бесконтрольную власть Лукашенко, потребовало бы создавать механизм согласования интересов и пр.

И белорусский лидер, понимает эти угрозы. Поэтому, делая инстинктивные движения навстречу своему новому электорату, он боится оказаться в роли Горбачева. Т.е. начать трансформацию режима с целью его укрепления, а получить на финише противоположный результат. Он хотел бы повторить не советский, а китайский опыт реформ сверху. Отсюда и вся противоречивость в проведении нового курса, осторожность, попытка балансирования.                                              




Беларусь: мы протягиваем Западу руку дружбы ладонью вверх

«Свободные новости плюс», 30.11.08

Валерий Карбалевич

Итак, главным вопросом финансовой, экономической, политической, общественной жизни Беларуси стал внешний кредит.

Кто готов его предоставить: Россия или МВФ? На каких условиях? Когда? Кто поможет спасти белорусскую стабильность? И этот факт, как никакой другой, в полной мере характеризует все наши экономические успехи.

А ведь до сих пор не только многие белорусы, но граждане соседних стран находились под впечатлением «белорусского экономического чуда». Под мудрым руководством президента темпы роста ВВП были одними из самых высоких в Европе. Страна имела большой профицит бюджета. Было объявлено, что средняя зарплата к 2010 году достигнет не $ 500, как это предусмотрено пятилетним планом, а $ 700 или даже 00. Государственные СМИ твердили о «европейском тигре», на которого с завистью смотрят близкие и дальние соседи.

И вот неожиданно из Минска и к Востоку, и к Западу обращен зов о помощи. Беларусь просит у России кредит в размере $ 2 млрд и у МВФ тоже $ 2 млрд. Напомню, что год назад Москва уже выделила нашей стране $ 1,5 млрд кредита.

А как же «экономическое чудо»? Почему нас не спасают высокие темпы роста ВВП? Только теперь, когда на горизонте показались первые признаки мирового кризиса, выяснилось, что белорусское благополучие основывалось на внешней поддержке. Дефицит внешнеторгового сальдо свидетельствует о том, что мы жили не по средствам, покупали за границей больше, чем продавали. Т. е. проедали больше, чем зарабатывали. Это было возможным, во-первых, благодаря российским субсидиям, размер которых составляет несколько миллиардов долларов. Во-вторых, за счет зарубежных займов, в результате чего внешний долг Беларуси достиг $ 14 млрд.

Вот это и есть реальный результат экономической политики белорусских властей в течение последних 14 лет. Вернее сказать, приговор. И теперь приходится просить о помощи МВФ, который когда-то А. Лукашенко обвинял в том, что тот вынашивает заговор, строит коварные планы, чтобы разрушить экономику постсоветских государств с помощью рыночных реформ.

Срочные кредиты понадобились, чтобы предотвратить впадение в глубокий кризис. Нужна валюта для оплаты энергоресурсов, удержания курса рубля, а значит, уровня жизни населения. А отдавать долги будут следующие поколения белорусов.

Первый транш российского кредита в размере $ 1 млрд уже пришел в Беларусь. Его Россия выделила фактически без всяких условий. Во всяком случае, публично никто требований не выдвигал.

А вот следующий $ 1 млрд Беларусь получит только после подписания с Москвой соответствующего соглашения. Содержание этого документа пока не очень ясно. Главное условие, которое ставит Кремль, - это повысить роль российского рубля в экономической жизни Беларуси. Белорусский Нацбанк должен сделать его резервной валютой, расчеты за энергоресурсы наша страна тоже должна будет оплачивать российским рублем.

Хотя московская газета «КоммерсантЪ» назвала согласие Беларуси на эти условия «валютной капитуляцией», сегодня трудно однозначно сказать, что теряет Беларусь при их выполнении. Первый вопрос, который возникает: где Беларусь возьмет российские рубли, дабы оплатить нефть и газ? В торговле с Россией у нас огромный дефицит. А за продаваемые в Европу нефтепродукты Беларусь получает доллары и евро. Но, с другой стороны, если произойдет сильная девальвация российского рубля, то, возможно, рассчитываться этой валютой будет и выгодно.

Переговоры с МВФ пока закончились ничем и будут продолжены в декабре. Судя по поступившей информации, Международный валютный фонд ставит в качестве условий выделения кредита сокращение государственных расходов и девальвацию белорусского рубля на 20%. Последнее требование, скорее всего, неприемлемо для руководства Беларуси. Ибо даже слухи о девальвации могут вызвать панику и подтолкнуть граждан снимать свои рублевые вклады в банках, что грозит крахом банковской системы.

Балансирование между Россией и Западом, стремление получить экономические дивиденды с обеих сторон, безусловно, может дать определенный результат. Но одновременно это порождает проблемы. Сложная игра на две стороны приводит к тому, что отсутствует некая стройная стратегия, линия поведения. Политический курс становится зигзагообразным, ломаным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Например, в рамках диалога с Западом белорусские власти прилагают большие усилия, чтобы исправить одиозную репутацию. Для этой цели был нанят английский пиарщик лорд Белл. Лукашенко чуть ли не каждую неделю дает интервью западным СМИ. Чтобы получить кредит МВФ и иностранные инвестиции, президент объявил о начале экономической либерализации. С большой помпой прошел Белорусский инвестиционный форум в Лондоне. Наши дипломаты проинформировали Брюссель, что готовы и на политическую либерализацию: вернуть газеты «Народная воля» и «Наша ніва» в систему государственного печатания и распространения, обсуждать изменения в избирательном законодательстве, провести семинар о свободе интернета.

И одновременно, белорусские власти предпринимают шаги в диаметрально противоположном направлении. Сразу же с объявлением о либерализации Нацбанк принял скандальные антирыночные решения об ограничении свободной продажи валюты субъектам хозяйствования и фактическом запрете на проведение авансовых платежей по импортным контрактам. Плюс фактическое вытеснение с рынков индивидуальных предпринимателей после Нового года и ликвидация уличных киосков в Минске. Чуть раньше были ограничены торговые надбавки на импортные товары. И чему же должны верить иностранные бизнесмены, обдумывающие возможность инвестировать свои капиталы в Беларусь: декларациям о либерализации, провозглашаемым с трибуны Лондонского форума премьером С.Сидорским, или реальным антирыночным действиям?

Или вот еще сюжет. Во время недавнего антикоррупционного выступления президент поручил изъять у высоких чиновников особняки, построенные, по его мнению, незаконно. Если в стране так легко конфискуется частная собственность, захотят ли сюда приходить иностранные бизнесмены?

Теперь насчет положительного международного имиджа Беларуси, о котором так печется лорд Белл. Вынесем за скобки репрессии против оппозиции, которые хоть и уменьшились в масштабах, однако продолжаются в перманентном режиме. Но вот белорусские власти запрещают выезд за границу чернобыльским детям. Проводит А. Лукашенко совещание о защите детей в неблагополучных семьях и требует создать трудовые лагеря для родителей-пьяниц, лишить их всяких прав и заставить работать в рабских условиях. После такого пассажа как-то трудно говорить о международной репутации.

Увы, политическую природу нынешней власти не по силам изменить английским лордам.




Форум добрых дел

 Время Cоюза.01.12.08

Лариса Павлова

За последние пять лет торгово-экономические отношения между Белоруссией и Москвой оформились в стратегическое партнёрство, эффективность и результативность которого ежегодно анализируются на Форуме делового сотрудничества. Стало традицией участие в этом мероприятии мэра Москвы Юрия Лужкова и премьер-министра Республики Беларусь Сергея Сидорского.

По мнению столичного градоначальника, взаимодействие Белоруссии и Москвы обретает новые черты, и одним из важнейших индикаторов взаимовыгодного сотрудничества является объём товарооборота, который за 9 месяцев текущего года увеличился на 43,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако сегодня как никогда важно не только развивать привычные сферы взаимодействия – торговлю товарами и услугами, но и искать новые направления совместной работы. Как заявил Юрий Лужков, сотрудничество Белоруссии и Москвы в инвестиционной сфере становится всё более мощным. Он отметил самые значимые проекты москвичей: начало строительства микрорайона вдоль проспекта Дзержинского, завершение возведения в Минске Дома Москвы, который должен стать настоящим проводником бизнес-идей, центром для культурных и деловых встреч. Кроме того, сообщил Юрий Лужков, московские инвесторы примут участие в проекте переноса Минского авиаремонтного завода.

Сегодня торгово-экономические отношения между российским мегаполисом и Белоруссией развиваются на принципах взаимности и стратегического партнёрства, но и здесь не обходится без подводных камней в виде различий в законодательстве и т.д. За 9 месяцев текущего года белорусско-московский товарооборот составил 104,4 млрд российских рублей и продемонстрировал тенденцию роста. Вместе с тем обе стороны заинтересованы в том, чтобы не только активнее развивались традиционные статьи белорусского экспорта в Москву в виде техники и продуктов, но и расширялось взаимодействие в наукоёмких отраслях: нанотехнологии, экология, создание новых материалов и тканей. Товарооборот между Белоруссией и Москвой может и должен расти за счёт увеличения поставок продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Обо всём этом Юрий Лужков и Сергей Сидорский говорили на встрече, которая затем плавно перешла в работу и на самом форуме. В рамках мероприятия Почётными грамотами Правительства Москвы и Совета министров Республики Беларусь за вклад в развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Москвой и Белоруссией были награждены представители лучших белорусских предприятий, среди которых УП «Белкоммунмаш», ОАО «Борисовский молочный комбинат» и другие. По итогам форума были подписаны белорусско-московские Программа сотрудничества в области инновационной деятельности и Мероприятия по инновационному взаимодействию.

В работе форума приняла участие большая группа белорусских журналистов и представителей союзных СМИ – участников пресс-тура в Москву. Вместе с российскими коллегами они участвовали в дискуссиях на круглом столе, прошедшем в белорусской дипмиссии в Москве под председательством первого заместителя министра информации Республики Беларусь Лилии Ананич. С развёрнутым докладом на мероприятии выступил заместитель госсекретаря Союзного государства Сергей Шухно (доклад читайте в разделе «Документы Союзного государства»). Обсуждались проблемы создания общего информационного пространства Белоруссии и Москвы. Возможности же белорусской стороны в части создания контента электронных СМИ и печатных изданий, издательской деятельности были продемонстрированы на выставке-презентации «Белорусское качество – 2008». Здесь «товар лицом» показали десятки белорусских предприятий из всех сфер производства товаров и услуг.

Визит Сергея Сидорского в Москву вместил в себя не только переговоры и работу на форуме. Белорусский премьер также участвовал в церемонии торжественного открытия Дворца игровых видов спорта в Юго-Западном округе российской столицы, построенного с применением белорусских строительных материалов. Решение о возведении этого объекта было принято несколько лет назад по итогам визита префекта ЮЗАО Москвы В.Виноградова в Гомель, а Сергеем Сидорским ровно два года назад был заложен первый камень этой стройки.

Следующий Форум делового сотрудничества пройдёт в рамках Дней Республики Беларусь в Москве, первые мероприятия которых запланированы уже на февраль 2009 года. Как заявил Юрий Лужков, Дни Белоруссии в Москве – «это не один-два дня, а длительный период. По сути, будущий год для Москвы будет годом Белоруссии».




Потребительский бум в Беларуси подошел к концу?

Белорусские новости. 02.12.08

Дмитрий Ермак

Финансовый кризис, похоже, добрался до умов и кошельков белорусов, которые становятся более экономными в своих расходах. Как сообщает агентство ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на данные Белстата, в октябре появились первые признаки ослабления потребительского спроса на товары и услуги со стороны населения. За один только месяц объем розничного товарооборота снизился на 3,8%. Притом, что в предыдущие девять месяцев 2008 года наблюдался стремительный рост. За этот период общий объем товарооборота вырос на 22,7%.

Октябрь стал черным месяцем для черной металлургии Беларуси. Падение производства в этой отрасли, оказавшейся наиболее чувствительной к мировому финансовому кризису, составило минус 23,7% по сравнению с сентябрем. До конца года снижение объемов производства и оказания услуг может затронуть и другие секторы белорусской экономики, прогнозируют эксперты.

По отдельным видам продукции дела обстоят еще хуже. Например, в октябре было выпущено меньше трамвайных вагонов и коньяка на 66,7%, электропылесосов — на 51,7%, электроплит — на 46,9%, производство проката черных металлов сократилось на 35,9%, макаронных изделий — на 23,1%, мотоциклов — на 19,5%, минеральных удобрений — на 12,3%, растительного масла — на 11,2%, телевизоров — на 8,7%, тракторов — на 7,1%, автомобильного бензина — на 6,4%, дизельного топлива — на 3,8%, цемента — на 2,5%.

Эти отрасли во многом завязаны на внешние рынки, где сейчас наблюдается заметное падение спроса и цен. А покупатели белорусской продукции зачастую просят об отсрочке платежа на 3-6 месяцев.

В целом же объем произведенной промышленной продукции сократился в октябре по сравнению с сентябрем на 2,9%. Среди регионов больше всех сбавила обороты Гродненская области — минус 10%. Витебская сократила производство на 7,3%, Минская — на 5,9%, а Гомельская область на 2%.

Несмотря на падение объемов промышленного производства, в правительстве полагают, что выполнить даже повышенный прогноз по итогам года (12%) будет под силу. Об этом 28 ноября в парламенте заявил вице-премьер Андрей Кобяков. Благо в первом полугодии был сделан хороший задел.

Еще один неприятный для правительства факт: валютная выручка снижается третий месяц подряд. С августа по октябрь от проданной за рубеж продукции поступило валюты меньше почти на 25%. Причем в сентябре падение составило сразу 12,9% по отношению к августу.

Поскольку большинство белорусских фабрик и заводов завязано на России, которую кризис затронул далеко не косвенно, неудивительно, что именно оттуда денег поступило меньше всего. Только за октябрь валютная выручка снизилась на 16,1% — до 839,377 млн. долларов. Это самый низкий показатель с января 2008 года.

Напомним, вице-премьер Андрей Кобяков сказал, что из-за снижения экономической активности в России и Украине на этих рынках снижаются потребности в белорусской продукции. По его словам, эти процессы уже ощутили промышленные предприятия, в том числе концернов «Белнефтехим» и «Белбиофарм». При этом вице-премьер уверен, что угроза воздействия кризиса на экономику Беларуси будет минимальна. «Внутренних предпосылок для зарождения кризиса нет, но проблемы могут возникнуть из-за внешней экономической ситуации», — сказал Андрей Кобяков.

Между тем, хотя предприятия и стали меньше производить, значительная часть их товара с конвейера прямиком отправляется на склад. За 10 месяцев запасы готовой продукции выросли сразу на 43,2%. По состоянию на 1 ноября 2008 года на складах фабрик и заводов скопилось продукции на сумму более 2 млрд. долларов. И эти средства фактически заморожены.

Больше всего на складах пылится бытовых часов. Их запасы в 29,1 раза превышают среднемесячное производство. Не лучшим образом ситуация и по другим видам товаров. Запасов льняных тканей больше в 7,1 раза, шерстяных тканей в 4,7 раза, плодоовощных консервов в 3,6 раза, сахара-песка в 3,3 раза, мотоциклов в 2,8 раза, стиральных машин в 2,55 раза, велосипедов в 2,14 раза, виноградных вин в 1,71 раза, автобусов в 1,7 раза, металлорежущих станков в 1,5 раза, подшипников в 1,45 раза, обоев — на 133,4%, телевизоров — на 118,3%.

Рост товарных запасов только подтверждает ухудшение ситуации во внешней торговле, и, по всей видимости, эта тенденция в ближайшее время также будет продолжаться, полагают эксперты.

К слову, объясняя причину роста складских запасов, Андрей Кобяков в минувшую пятницу сказал, что в период внешних угроз уязвимость производства потребительских товаров увеличивается. В связи с этим снижается и возможность административной защиты национальных производителей, и требуются «более тонкие механизмы регулирования».

Одним из них, очевидно, следует рассматривать подготовленный Минторгом перечень товаров некритичного импорта, ограничение которого, по мнению чиновников, не должно повлиять на потребительский рынок страны. Тем более что некуда девать белорусские аналоги (часы, телевизоры, мотоциклы).

Правда, вице-премьер наличие такого перечня опроверг, подчеркнув, что запрещать импорт товаров правительство не будет. В условиях мирового финансового кризиса Беларусь будет лишь «приветствовать активную реализацию на внутреннем и внешнем рынке товаров белорусских производителей». Административных же рычагов, как этого добиться, в арсенале правительства хватает.

Кроме того, аналитики ПРАЙМ-ТАСС обращают внимание на то, что ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования упал в октябре по сравнению с предыдущим месяцем более чем в пять раз — до 168,8 тыс. кв. м. Хотя они не исключают, что здесь может присутствовать и сезонный фактор.




Громоздкая машина «реформ»

Наше мнение. 03.12.08

Елена Ракова

На прошлой неделе С. Сидорский, вернувшись из Лондона, устроил небольшой скандал в правительстве. По его словам, никому ничего не надо. Почему так происходит и будет ли правительство реально заниматься выходом из кризиса и привлечением в страну инвестиций?

Лондонский форум оставил двойственное впечатление. С одной стороны, по привычке высокие чиновники рапортовали о невиданном интересе и огромном успехе. С другой стороны, пока не было сообщений о заключенных контрактах или хотя бы декларации о намерениях со стороны каких-либо инвесторов. Все как обычно, другого вроде и не ждали. В разряд неожиданностей можно записать лишь гневный пассаж С. Сидорского, к которому в Лондоне стояла очередь из инвесторов, о желании отдельных чиновников «заболтать вопрос» и всеобщем «просиживании штанов».

Действительно, кризисные явления нарастают. Ухудшение положения дел с валютной выручкой делают критически важным приток в страну инвестиций. И тут оказывается, что никому ничего не надо, что в стране есть лишь пара-тройка чиновников, которые что-то делают или пытаются (Сидорский, Кобяков, Семашко и некоторые другие), в то время как остальные по привычке лишь имитируют бурную деятельность. В таком случае, насколько управляемо белорусское правительство? Готово ли оно следовать призывам вышестоящих людей и органов и реформировать экономику?

На самом деле в административной системе, что выстроена в стране, правительство не может ни инициировать системную реформу, ни провести ее в жизнь. В течение многих лет инициатива, профессионализм, интеллект в этих органах были наказуемы. Со временем, госорганы покинула большая часть профессионалов, а новые не выросли. Были востребованы совсем другие качества, и в результате, эти госменеджеры могут лишь экстраполировать какие-то цифры, прогнозируя выпуск чулочно-носочной отрасли до 2020 г. (три года росло по 10%, а в следующем вырастет на 11%), и рапортовать о выполнении. Белорусские чиновники, если сравнивать, проигрывают не только западным, но и российским. Представители российского Минфина или Минэкономики выглядят и действуют значительно компетентнее, чем их белорусские коллеги.

Исключением среди белорусских ведомств является, пожалуй, только Национальный банк, глава которого П. Прокопович – непрофессионал и назначенец Лукашенко – сумел не только сохранить сложившуюся до него команду, но и всячески стимулировать ее профессиональный рост. Сегодня Нацбанк выглядит едва ли не единственным прогрессивным и адекватным органом власти. Почему так получилось – заслуга ли это лично Прокоповича, или это инстинктивное и здоровое желание вышестоящих органов сохранить адекватными хоть денежные власти – сейчас не столь важно. Главное, что практически всеми позитивными изменениями в экономике мы обязаны Нацбанку и его руководству.

Между тем, несмотря на новые вызовы времени, в правительстве нет ни согласованной программы действий, ни команды, готовой воплощать ее в жизнь. Одна часть чиновников привыкла к роли статистов и не желает (не умеет) брать ответственность на себя. Другая – (проверяюще-контролирующая) занимается переделом власти. Третья – пытается тушить финансовый пожар техническими средствами. Реальным улучшением бизнес климата, приватизацией или созданием антикризисной программы никто не занимается (вернее, пытается что-то сделать Нацбанк совместно с МВФ).

Поэтому, скорее всего, мы услышим еще не один публичный разнос; возможны даже увольнения. Однако для того чтобы в Систему пришли по-настоящему другие люди, нужны действительно большие потрясения и изменения.




Первый транш российского кредита – как мимолетно чудное мгновение

Агентство финансовых новостей (Белоруссия), 05.12.08                                                                                     

Официальные данные Национального банка Белоруссии о состоянии золотовалютных резервов за ноябрь повергли в тихий шок. Резервы снизились на 277 млн. долларов США, несмотря на тот факт, что в середине ноября Белоруссия получила первый транш российского кредита в размере 1 млрд. долларов США.

Следует отметить, что на фоне этого радостного события (выделения РФ кредита) многие эксперты ожидали заметного увеличения золотовалютных резервов Белоруссии. Но внушающего оптимизм известия, которое могло бы на некоторое время поддержать уже почти угасшую надежду, что кризис якобы не зацепит самую стабильную во всей вселенной экономическую модель, из Нацбанка никто не дождался.

Без учета российского кредита ЗРВ Белоруссии снизились на 1,277 млрд. долларов США, то есть реально потеряв за ноябрь 31,5%. С учетом российского кредита эта цифра выглядит не столь удручающей – всего каких-то 6,8%. Представитель Нацбанка заверил, что российский кредит поступил в Белоруссию, а данные о ЗРВ сформированы с учетом всех поступлений и трат.

Итак, ЗРВ Белоруссии на 1 декабря составили $ 3,775 млрд, понизившись за последние четыре месяца на $ 849,2 млн.

Данные статистики весьма убедительно объясняют, что заставило Нацбанк, который еще до недавнего времени слыл идеологом белорусских рыночных реформ, сделать такой шаг назад в административное прошлое как постановление №165. Впрочем, можно даже отдать должное главному банковскому учреждению страны, что в таких условиях оно еще оставило для субъектов хозяйствования массу возможностей для покупки валюты на внутреннем рынке, не закрыв его вообще.

Одна из причин столь резкого снижения ЗРВ Белоруссии, безусловно, связана с мировым финансовым кризисом и представители Нацбанка уже не раз ее озвучивали – это резкий рост задолженности иностранных предприятий за поставленную на экспорт белорусскую продукцию. К сожалению, Нацбанк пока никак не комментирует статистику о ЗРВ и не предоставил данные о росте дебиторской задолженности белорусских экспортеров за ноябрь, которые могли бы несколько подсластить горькую правду.

Но есть и другие причины, а точнее факты, объясняющие, каким чудесным образом за полмесяца растворился 1 млрд. российского кредита, а также методы или способы, используемые белорусскими властями для того, чтобы скрыть правду о реальном состоянии дел в белорусской экономике – пусть и для благих целей – предотвращения паники на рынке.

Как уже сообщалось, в октябре 2008 года ЗВР сократились всего на $ 68.1 млн., в то время как многие эксперты ожидали куда более значительного снижения на фоне резкого превышения спроса на иностранную валюту на торгах БВФБ на 504,6 млн. над предложением на продажу. Естественно, что данная цифра вызвала много слухов о том, что Нацбанк что-то крутит со статистикой или скрывает.

Скажем так - не афиширует. Так в последний день октября – 31 октября – на межбанковском рынке был зафиксирована очень интересная сделка по однодневным кредитам в иностранной валюте на сумму в 623,3 млн. долларов, что как минимум в три раза выше среднестатистического дневного объема рынка. Причем некий иностранный банк предоставил этот кредит по ставке, которая и близко не стояла с уровнем рыночных ставок по кредитам overnight на мировом рынке (6-8%), и уже тем более на белорусском рынке (12-15%) – всего под 0,5%.

Это кредит, поступивший в последний день месяца, был автоматом зачислен в состав ЗРВ, что позволило Нацбанку заявить лишь о незначительном снижении активов (без учета кредита можно предполагать снижение на уровне $ 691 млн.), предотвратить возможную панику, спасти лицо белоруской экономической модели и т.д.

3 ноября в первый же рабочий день ноября, этот кредит пришлось конечно вернуть, но Нацбанка и правительство выиграли месяц. В течение этого месяца и было принято столь не популярное постановление №165, которое - это следует отметить - позволило пусть и в незначительной степени, но стабилизировать ситуацию на валютном рынке и в целом с сокращением ЗРВ страны.

Так, отрицательное сальдо на торгах на БВФБ в октябре составило $ 504,6 млн., а золотовалютные резервы снизились (без учета упомянутой межбанковской сделки) на $ 691 млн. долларов. В ноябре отрицательно сальдо на торгах БФВБ (в обоих случаях – речь только об объемах торгов долларом) составило $ 569,3 млн., а золотовалютные резервы (без учета российского кредита и возврата однодневного кредита) снизились на $ 653,7.

Однако какими благими не были бы цели и задачи Нацбанка (речь идет не о высокопарных заявлениях высших чинов белорусского руководства, а попытках избежать коллапса) подобные манипулирования данными дают лишь краткосрочный эффект. Не хотелось бы рассуждать на анатомическом примере, какая из лягушек встретила более достойную смерть – та, которую бросили в кипяток, или та, которую, медленно подогревали на огне, но исход эксперимента для двух его участниц был одинаков.

Такой же итог ждет и белорусскую экономику в первой половине 2009 года – месяц туда, месяц сюда. Однако, в данном случае все же предпочтительна судьба того земноводного, которое успело насладиться теплой водичкой в кастрюльке. А потому, Нацбанку и белорусским властям пора уже отказаться от практики мажорных заявлений на фоне кризиса и постепенно готовить население к тем временам, когда уже поясом будет нечего затягивать. Постепенное и заблаговременное привыкание к неизбежному будущему позволит с меньшими потерями пережить грядущий кризис – успеем руку подставить во время падения.

И еще – состояние ЗРВ страны лишь подтвердило версию о том, что белорусские власти ради кредита МВФ в 2 млрд. долларов согласились на столь непопулярное решение, как понижение зарплат бюджетникам. Сегодня стоит задача любой ценой получить хоть какую-то часть денег из указанной суммы, а потому властям в ближайшее время придется еще не раз объясняться перед народом.

Но у всего плохого есть и положительная сторона – кризис в Белоруссии многое расставит по местам. И те же высшие чины не раз уже говорили, что этот процесс сродни очищению.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ