Громоздкая машина «реформ»
Наше мнение.
03.12.08
Елена Ракова
На прошлой неделе С. Сидорский, вернувшись из Лондона,
устроил небольшой скандал в правительстве. По его словам, никому ничего не надо.
Почему так происходит и будет ли правительство реально заниматься выходом из
кризиса и привлечением в страну инвестиций?
Лондонский форум оставил двойственное впечатление. С
одной стороны, по привычке высокие чиновники рапортовали о невиданном интересе и
огромном успехе. С другой стороны, пока не было сообщений о заключенных
контрактах или хотя бы декларации о намерениях со стороны каких-либо инвесторов.
Все как обычно, другого вроде и не ждали. В разряд неожиданностей можно записать
лишь гневный пассаж С. Сидорского, к которому в Лондоне стояла очередь из
инвесторов, о желании отдельных чиновников «заболтать вопрос» и всеобщем
«просиживании штанов».
Действительно, кризисные явления нарастают. Ухудшение
положения дел с валютной выручкой делают критически важным приток в страну
инвестиций. И тут оказывается, что никому ничего не надо, что в стране есть лишь
пара-тройка чиновников, которые что-то делают или пытаются (Сидорский, Кобяков,
Семашко и некоторые другие), в то время как остальные по привычке лишь имитируют
бурную деятельность. В таком случае, насколько управляемо белорусское
правительство? Готово ли оно следовать призывам вышестоящих людей и органов и
реформировать экономику?
На самом деле в административной системе, что выстроена
в стране, правительство не может ни инициировать системную реформу, ни провести
ее в жизнь. В течение многих лет инициатива, профессионализм, интеллект в этих
органах были наказуемы. Со временем, госорганы покинула большая часть
профессионалов, а новые не выросли. Были востребованы совсем другие качества, и
в результате, эти госменеджеры могут лишь экстраполировать какие-то цифры,
прогнозируя выпуск чулочно-носочной отрасли до 2020 г. (три года росло по 10%, а
в следующем вырастет на 11%), и рапортовать о выполнении. Белорусские чиновники,
если сравнивать, проигрывают не только западным, но и российским. Представители
российского Минфина или Минэкономики выглядят и действуют значительно
компетентнее, чем их белорусские коллеги.
Исключением среди белорусских ведомств является,
пожалуй, только Национальный банк, глава которого П. Прокопович – непрофессионал
и назначенец Лукашенко – сумел не только сохранить сложившуюся до него команду,
но и всячески стимулировать ее профессиональный рост. Сегодня Нацбанк выглядит
едва ли не единственным прогрессивным и адекватным органом власти. Почему так
получилось – заслуга ли это лично Прокоповича, или это инстинктивное и здоровое
желание вышестоящих органов сохранить адекватными хоть денежные власти – сейчас
не столь важно. Главное, что практически всеми позитивными изменениями в
экономике мы обязаны Нацбанку и его руководству.
Между тем, несмотря на новые вызовы времени, в
правительстве нет ни согласованной программы действий, ни команды, готовой
воплощать ее в жизнь. Одна часть чиновников привыкла к роли статистов и не
желает (не умеет) брать ответственность на себя. Другая –
(проверяюще-контролирующая) занимается переделом власти. Третья – пытается
тушить финансовый пожар техническими средствами. Реальным улучшением бизнес
климата, приватизацией или созданием антикризисной программы никто не занимается
(вернее, пытается что-то сделать Нацбанк совместно с МВФ).
Поэтому, скорее всего, мы услышим еще не один публичный
разнос; возможны даже увольнения. Однако для того чтобы в Систему пришли
по-настоящему другие люди, нужны действительно большие потрясения и
изменения.
|