Комментарий МИД ПМР в связи с 5-летием срыва подписания между Молдовой и Приднестровьем Меморандума «Об основных принципах государственного устройства оьъединенного государства»
25 .11.08,
«Ольвия-пресс», Тирасполь
Пять лет назад 25 ноября 2003 года между Молдовой и
Приднестровьем должен был быть подписан Меморандум «Об основных принципах
государственного устройства объединенного государства». Этот документ призван
был положить начало полномасштабному урегулированию отношений между Молдовой и
Приднестровьем путем создания новой федеративной государственности.
Разработанный при активном содействии Российской Федерации проект являлся
практическим развитием принципа «общего государства», закрепленного в Московском
Меморандуме 8 мая 1997 года, и идей федерализма, предложенных посредниками ОБСЕ,
Украиной и Россией в июле 2002 года.
Реализация положений Меморандума должна была значительно
ограничить политическую самостоятельность Приднестровья, встроив действующую
государственность в новую федеративную политическую систему. Тем не менее,
сбалансированная система сдержек и противовесов, заложенная в проекте,
гарантировала сохранение политических прав и свобод граждан Приднестровья. А
финансовые и торговые бонусы, предлагавшиеся будущему государству Россией,
обеспечивали ему стремительный экономический подъем. Необходимо признать, что
модель федерации, заложенная в этом документе, учитывала ключевые условия,
которые были необходимы для создания жизнеспособного государства и стабильного
общества.
Поддержав принципы Меморандума, руководство
Приднестровья пошло на тяжелый компромисс ради интересов республики и
приднестровского народа. Это было сделано во имя сохранения мира и стабильности
в регионе, восстановления доверия и согласия между народами Молдовы и
Приднестровья.
Подготовка проекта Меморандума, согласованного
обеими сторонами конфликта, заняла долгие месяцы кропотливой работы.
Окончательный документ был представлен Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе и получил поддержку президентов стран-гарантов – России
и Украины. Однако в последние часы перед намеченным подписанием документа со
стороны руководства Молдовы последовал немотивированный отказ от уже
парафированного документа. Президент Молдовы Владимир Воронин не смог
взять на себя ответственность за судьбу своего народа. Ссылаясь на
противодействие некоторых западных государств, молдавский президент сорвал
подписание Меморандума и дискредитировал дальнейшие переговоры по урегулированию
отношений.
В ходе подготовки документа приднестровская
сторона, полагаясь на авторитет стран-гарантов, пошла на максимально возможный
компромисс, делегировав большую часть властных полномочий федеральному центру
предполагаемого государства. Однако срыв столь масштабного документа
окончательно разрушил доверие к молдавской стороне как к договороспособному
партнеру. Доверие было утрачено не только к действующему президенту Молдовы, но
и ко всему политическому классу этой страны, поддержавшему срыв Меморандума.
Именно поэтому Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики вскоре
после этих событий отменил свое Постановление, в котором оговаривалась
возможность построения Приднестровьем и Молдовой конфедеративного или
федеративного государства.
Опыт ноября 2003 года и последующих пяти лет не
стали для руководства Молдовы позитивным уроком. Пропасть между сторонами
конфликта за это время только увеличилась, а способностей к компромиссам у
официального Кишинева не прибавилось. Напротив, непрекращающееся экономическое и
информационное давление со стороны Молдовы показывает, что Кишинев все еще не
готов к честному, открытому и равноправному диалогу.
В настоящее время Приднестровье видит
урегулирование отношений с Молдовой в рамках предложенного на встрече
президентов Молдовы и Приднестровья в апреле 2008 года Договора «О дружбе и
сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской
Республикой». В Тирасполе рассчитывают на официальную реакцию молдавского
руководства на предложенный Кишиневу проект и надеются, что его обсуждение
станет хорошей основой для развития диалога сторон.
|