Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №65(15.12.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

27 ноября. В.Путин на переговорах с белорусским президентом подчеркнул, что межгосударственные соглашения, которые есть у России и Беларуси, имеют статус международных, а значит, т.е. имеют приоритетное значение над российскими законами, и поэтому белорусы не подпадают под российский закон об иностранных гражданах.

29 ноября. Белорусский лидер Александр Лукашенко в очередной раз намекнул общественности о своем намерении баллотироваться на третий президентский срок, отвечая на вопросы студентов Белорусского Государственного экономического университета.

30 ноября. Министерство иностранных дел РБ «потеряло» своего посла в Токио Петра Кравченко, срок пребывания которого на этой должности истек. Позже Кравченко нашелся сам: на родину он, оказывается, не смог вовремя вылететь по состоянию здоровья.

30 ноября. Завершился визит в Индию премьер-министра Белоруссии Геннадия Новицкого, в ходе которого стороны обсудили вопросы разработки соглашения, регулирующего военно-техническое сотрудничество между двумя странами. На переговорах шла речь и о создании двух совместных предприятий по производству тракторов "Белорус" и карьерных самосвалов "БелАЗ".

1 декабря. В Минске прошел VI Съезд партии БНФ, а также VIII съезд общественного объединения БНФ "Адраджэньне". На них была принята новая программа общественного объединения, а также программные положения Партии БНФ, внесены некоторые изменения в устав и символику.

К основным целям партии и общественного объединения отнесены в числе прочих стремление к независимости Беларуси, «которая должна быть необратимой и надежно защищенной», возрождение белорусской культурной традиции на основе европейских моральных ценностей. В программе подчеркнут европейский выбор Беларуси, следование общеевропейской консервативной и христианской демократической традициям.

2 декабря. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко  подписал  указ об освобождении Бельского Владимира Петровича от должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Чешской Республике (и Словацкой Республике по совместительству).

6 декабря. «Славнефтебанк», представлявший интересы российской «Сибнефти», купил пакет акций «Славнефти»(10,83%), принадлежащий правительству РБ, на торгах, где был единственным участником, за 207 млн. долларов США. Эта сумма меньше первоначальной на 93 млн. долл.

8 декабря. В Таврическом дворце северной столицы прошла международная конференция «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства». Впервые в стенах Парламентского собрания СБР, где собрались ученые, политики, государственные чиновники, эксперты из России и Беларуси, звучала столь конструктивная и резкая критика состояния дел в союзном строительстве.

9 декабря. В Санкт-Петербурге прошло заседание ХХI сессии Парламентского Собрания . Депутаты констатировали не только определенные интеграционные результаты в области экономической, ценовой и налоговой политики, в сфере безопасности, обороны и борьбы с преступностью, в совместной международной деятельности, но и имеющиеся недостатки. Парламентское Собрание постановило предложить Совету Министров Союзного государства конкретизировать разработку союзных законопроектов, унификацию законодательства России и Беларуси по отраслям права в соответствии с задачами, сформулированными в Договоре и Программе действий по реализации его положений. Разработать и утвердить в первом полугодии 2003 года долгосрочную программу законопроектной деятельности. Принять срочные меры по подготовке проекта Конституционного Акта и считать необходимым обратиться в Высший Государственный Совет с предложением установить конкретные сроки завершения разработки его проекта. Обратить внимание союзного Совмина, российского и белорусского правительств на недостаточную эффективность механизма разработки и исполнения союзного бюджета.

10 декабря. На заседании Совета министров Союзного государства не удалось внести ясность в перспективы выполнения программы по введению единой валюты. Были утверждены объемы поставок российского природного газа в РБ на 2003 год в объеме 18,5 млрд. кубометров. Это на 2 млрд. куб. м больше, чем в этом году. 10,2 млрд. кубометров газа должен поставить «Газпром» по льготной цене.

11 декабря. В Беларуси обнародован указ о создании государственных организаций по регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Монопольное право на регистрацию любых операций с недвижимостью теперь принадлежат Комитету правительства РБ по земельным ресурсам, геодезии и картографии.

11 декабря. В Вене начались переговоры о возобновлении деятельности КНГ ОБСЕ в РБ на уровне руководителей португальской и белорусской делегаций.

11 декабря. Компания «Сибнефть» перевела полностью 207 млн. долларов за белорусский пакет акций «Славнефти» на счета правительства РБ. Ряд экспертов в Беларуси считает, что эти деньги пойдут в счет выплаты долгов за уже поставленный природный газ из России.




Спящая дипломатия

Александр Фадеев

В начале декабря высшее руководство Беларуси обозначило позиции республики по отношению к ОБСЕ.

Была, в частности, заявлена готовность вести переговоры о мандате миссии ОБСЕ, формате и сроках ее работы на территории РБ. А.Лукашенко поспешил подчеркнуть, что Минск не собирается противостоять всему миру, прежде всего США и Европе, хотя Беларусь имеет свои национальные интересы. Белорусские визы будут выданы всем, кто приедет вести переговоры по мандату группы ОБСЕ, формам и срокам ее присутствия в Беларуси.

Международная изоляция Белоруссии оказалась для многих политиков в Белоруссии неожиданной. Российская реакция на эти действия международного сообщества выглядела весьма запоздалой и невнятной. Министерство иностранных дел России не смогло(или не захотело) приложить усилия с целью своевременного купирования конфликта, возникшего вокруг Белоруссии. Между тем, такие действия НАТО-ЕС-США следует рассматривать как удар и по идее создания Союзного государства. Все это усугубляется и тем, что международная изоляция Беларуси происходит в период развернувшейся в мире и Европе «серой войны» под флагом борьбы с терроризмом, все руководство которой сосредоточено в Вашингтоне, где Белый дом, Пентагон и Госдепартамент, отодвинув в сторону ООН, практически пытаются  монополизировать право определять пути, по которому предстоит двигаться человечеству. Остальным странам в этом сценарии отведена роль либо союзников США, готовых в любой момент к демонстрации «неограниченной солидарности» с ними, либо стран-изгоев, собственно и образующих пресловутую «ось зла».

В случае с Белоруссией непосредственным главным предлогом для принятия жестких мер по отношению к ее руководству послужило фактическая ликвидация республиканскими властями присутствия миссии ОБСЕ в Минске. При этом Беларусь ранее неоднократно подчеркивала те причины, которые не позволяют далее пролонгировать присутствие группы наблюдателей из ОБСЕ в стране. В этой ситуации Кремль проявил полную пассивность, хотя в данном случае логика требовала придерживаться основополагающих принципов Внешнеполитической концепции Российской Федерации, принятой уже при Путине в 2000 году. Там прямо провозглашено, что «Россия будет решительно противодействовать сужению функций ОБСЕ, в частности, попыткам перепрофилировать ее деятельность на постсоветское пространство».

Смоленская площадь, как представитель одной из крупнейших стран-членов ОБСЕ, в очередной раз упустила благоприятную возможность вмешаться в коррекцию деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая была уже, мягко говоря, неадекватной и по отношению к событиям в Нагорном Карабахе, и к конфликту на югославянской земле, и к операциям по восстановлению конституционного порядка на суверенной территории самой России - в Чечне. Нынешние политики, представленные в руководящих структурах ОБСЕ, всячески выпячивают такую функцию Организации, как эффективный конфликтный мониторинг, посредничество и постконфликтное урегулирование. Но мы слишком хорошо знаем на недавних исторических примерах насколько все это было «эффективно» в Босне и Герцеговине в 1995-1996 гг., где непонятно чьи  интересы отражали и чем занимались почти три десятка миссий ОБСЕ, а также в Косово-Метохии, Санджаке и Войводине, Македонии, Нагорном Карабахе, Эстонии, Молдове, Латвии, Таджикистане и Чечне.

Конфликт ОБСЕ – Беларусь со всей очевидностью выявил и еще один крупный просчет министерства иностранных дел России: за 12 лет, прошедших с момента принятия Парижской хартии(тогда еще СБСЕ), российские дипломаты не предприняли абсолютно никаких мер по купированию провозглашенного тогда в Париже принципа принятия решений  – «консенсус минус один». Именно этот принцип, который, напомним, позволяет рассматривать приемлемыми и, главное, предпринимать акции по защите прав человека, цитирую, «в отсутствие согласия со стороны государства, которое затрагивается данным решением», был ловко использован в контексте международной изоляции белорусской правящей элиты. Но меры в отношении Беларуси со стороны Запада могут быть в перспективе и ужесточены. Какую позицию следует в этом случае в сложившихся обстоятельствах занять российской дипломатии по защите единственного союзника? Пока, в силу вышеперечисленного, Смоленская площадь вынуждена пожинать плоды своей предшествующей недальновидной политики, выступая с маловразумительными заявлениями по типу «пусть все идет, как идет».

Есть и другая опасность, которая кроется в латентном пересмотре самой доктрины ОБСЕ. Ряд объективных факторов позволяет сделать уверенное предположение, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе намеренно будет допускать перераспределение своих основных и ведущих функций, закрепленных ранее за ней, последовательно передавая их Европейскому союзу. В 2003 г., например, будет развернут 60000 корпус быстрого реагирования Евросоюза, и нет никаких сомнений, что военные, т.н. «миротворческие», операции во всем объеме перейдут от ОБСЕ к нему. Это уже происходит в действительности, ЕС начинает активно подменять ОБСЕ, что, например, недавно поставило в замешательство белорусских дипломатов.

В настоящий момент западноевропейские страны-члены ОБСЕ акцентируют внимание на тесном взаимодействии с НАТО (войска этого блока уже фактически подменяли ОБСЕ, по крайней мере на Балканах). Но есть и другой немаловажный аспект, который рискует проспать в очередной раз отечественная дипломатия, - ОБСЕ стремится уйти от политики универсального урегулирования конфликтов в Европе, прочно и окончательно заняв специальную функциональную нишу, ограниченную постсоциалистическим и, прежде всего, постсоветским пространством в Евразии.

Необходимо обратить пристальное внимание вот еще на что. НАТО и Евросоюз расширяются на Восток, стремясь включить в свой состав не только государства, бывшие некогда членами ОВД и СЭВ, но и многие постсоветские республики. В 2004 году большинство стран ЕС, как планируется, войдет в стремительно складывающуюся на наших глазах Европейскую Федерацию. Совсем не исключено, что в нее войдет и Франция, которая демонстрировала пока некоторые колебания по этому поводу. Естественно поэтому задаться вопросом, что станет лейтмотивом новой Федерации в реализации внешней политики на европейском континенте. Ответ ясен – ликвидация в зародыше любых иных форм консолидации на просторах Европы, как конкурентов и вызовов внешней среды. Иллюзии по скорой интеграции России со всей остальной Европой, ЕС пусть останутся уделом недалеких политиков, «мышление» которых, по известному замечанию Наполеона, высказанного в адрес увольняемого министра финансов, не имеет предела. Поэтому с созданием союзных России межгосударственных объединений, прежде всего со славянскими странами, единого российско-белорусского государства, следует поспешить. У России и Беларуси нет никаких десятилетий в запасе, в год-два этот вопрос необходимо коренным образом решить. Потом будет поздно: международная обстановка оставит только шанс горестно разводить руками.




2-8.12.2002. Белорусский рынок, №47

Экспорт в Россию дешевеет

В январе - сентябре 2002 г. объем внешней торговли товарами и услугами составил 13.556,2 млн. USD, в том числе экспорт - 6.757 млн. USD, импорт - 6.799,2 млн. USD.

К уровню января - сентября 2001 г. объем внешней торговли составил 106,5%, в том числе экспорт - 105,6%, импорт - 107,3%. Сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное в размере 42,2 млн. USD, при этом сальдо внешней торговли товарами - отрицательное (426 млн. USD), услугами - положительное (383,8 млн. USD).

Объем внешней торговли товарами составил 12.178,6 млн. USD, в том числе экспорт - 5.876,3 млн. USD, импорт - 6.302,3 млн. USD.

Экспорт Беларуси в долларах США возрос на 4% относительно уровня января - сентября 2001 г., а физический объем - на 7,2%. Стоимостной объем импорта составил 107% к январю - сентябрю 2001 г., его физический объем увеличился на 10,5%. Причина таких изменений - в снижении средних цен как на экспортируемые (-3%), так и на импортируемые (-3,2%) товары.

Стоимостной объем экспорта в Россию в долларах США составил 99,2% к уровню января - сентября 2001 г., физический объем увеличился на 0,3%. Средние цены экспорта в Россию по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. снизились на 1,1%.

Импорт из России в долларах США увеличился на 6,2%, его физический объем возрос на 10%. Средние цены импорта из России по сравнению с январем - сентябрем 2001 г. снизились на 3,5%. Такое соотношение индексов средних цен экспорта и импорта характеризует ценовые условия торговли с РФ как вполне благоприятные.

Основными торговыми партнерами Беларуси являлись Россия - 57,8% от всего объема товарооборота, Германия - 6,1%, Латвия - 3,4%, Украина - 3,2%, Великобритания - 3,1%, Польша - 2,8%, Нидерланды - 2,2%, Литва - 2,1%, Италия - 2%.

Увеличился объем экспортно-импортных операций, осуществляемых на денежной основе. Объем экспорта по договорам купли-продажи или поставки возрос по сравнению 2001 г. на 17,7%, импорта - на 22%.

К позитивным изменениям следует отнести также сокращение бартерных операций во внешней торговле. Объем таких операций по экспорту снизился за этот период почти в 2 раза, по импорту - на 32,5%. В январе - сентябре 2002 г. удельный вес бартерных операций составил 9,2% от общего объема экспорта и 9,5% от общего объема импорта, в январе - сентябре 2001 г. - соответственно 18,5 и 15,1%.

По данным Нацбанка РБ, экспорт услуг составил 880,7 млн. USD и по сравнению с январем - сентябрем 2001 г. увеличился на 17,9%, импорт - 496,9 млн. USD (+11,6%).

По сравнению с соответствующим периодом 2001 г. импорт растительного масла в натуральном выражении возрос в 1,8 раза, рыбы мороженой - на 32,7%, сахара - сократился на 9%, в том числе сахара белого - в 8,6 раза.




Визит конгрессменов США в Минск

09.12.2002. Белорусская газета, №48

Вадим Довнар

Два дня понадобилось официальному Минску, чтобы «помириться» и вновь разругаться с Западом.

Визит в Минск делегации Конгресса США под руководством Курта Велдона чуть было не стал сенсацией. На пресс-конференции в аэропорту конгрессмен заявил, что как только дипломатам ОБСЕ будут выданы белорусские визы, они немедленно обратятся к руководству США с просьбой снять визовые ограничения с восьми высокопоставленных чиновников Беларуси, поскольку «без снятия визовых ограничений у Беларуси не может быть нормальных отношений с США и Европейским союзом».

Прозвучал еще ряд обнадеживающих отечественное руководство пожеланий. Однако благие намерения американцев вскоре были по-своему истолкованы пресс-службой президента, воспринявшей частный приезд парламентариев чуть ли не как прорыв на западном фронте. Ознакомившись с выводами белорусской стороны, конгрессмены тут же назвали произошедшее «политикой низкой пробы».

Кроме Велдона в Минске побывали член Палаты представителей Конгресса США Роск Барлет, сенатор Конрад Бернс, три бизнесмена, сотрудники секретариата палаты по вопросам вооружения.

Объясняя цели своего приезда в Беларусь, Велдон отметил: «Мы хотели услышать комментарии вашего президента по поводу сложившейся ситуации». Как сообщил глава делегации, вечером 3 декабря, во время ужина с Александром Лукашенко, конгрессмены обсудили ряд вопросов сотрудничества двух стран. Более того, прошедшие переговоры он назвал «конструктивными». Правда, парламентарии, по утверждению Велдона, «ясно дали понять президенту Лукашенко, что в США Конгресс не говорит ни от имени президента, ни от имени Государственного департамента. Однако, согласно американской Конституции, Конгресс является равнозначной частью правительства, и мы имеем право встречаться с кем угодно в любой стране мира. Именно в таком контексте мы приехали в Беларусь».

Американцы рассказали президенту о своем желании содействовать продвижению американских компаний на белорусский рынок и установлению сотрудничества между парламентом Беларуси и американским Конгрессом. В качестве примера такого сотрудничества были названы взаимоотношения Конгресса США с Верховной Радой Украины и Госдумой России. «Если бы нам это удалось, мы смогли принять документ, который бы положил начало новой стадии сотрудничества между США и Беларусью», - сказал Велдон.

Так что со стороны представителей Конгресса прозвучало обычное заверение в вечной дружбе при выполнении некоторых условий. Условия просты. По словам главы делегации, «такие отношения между двумя парламентами могут возникнуть только в случае, если в Беларуси пройдут свободные и справедливые выборы, будут выданы визы дипломатам ОБСЕ». Словом, почти ничего нового американцы Лукашенко не сказали. Наоборот, если верить пресс-секретарю президента Наталье Петкевич, отличился Лукашенко, заявивший в ходе встречи о готовности выдать въездные визы представителям ОБСЕ, которые приедут вести переговоры относительно мандата КНГ, форм и сроков ее присутствия на территории страны (надо полагать, визы получат и те, кому ранее въезд в страну был закрыт). Однако после ознакомления с распространенным после визита пресс-релизом верить официальным лицам все сложнее.

Масштаб фантазии президент-ской пресс-службы действительно потрясает воображение: «В ходе обмена мнениями (...) достигнуто понимание, что с нынешних переговоров должен начаться новый, конструктивный этап в отношениях Республики Беларусь с США и Североатлантическим сообществом. (...) Члены делегации Конгресса США намерены оказывать всевозможное содействие становлению благоприятной среды для развития бизнеса и торговли между Беларусью и США, способствовать расширению связей в области науки, образования и культуры». Главе американской делегации «вложили в уста» признания в том, что «президент Беларуси избран честным и демократическим путем и привнес новое веяние в развитие нашей страны». А потому «конгрессмены намерены рекомендовать Администрации Соединенных Штатов и Государственному департаменту отменить визовые ограничения в отношении должностных лиц РБ».

Естественно, ознакомившись с цитируемым документом, Велдон не сдержал эмоций: «Я категорически опровергаю информацию пресс-релиза президента Лукашенко от 4 декабря. Меня пугает, как мог быть принят такой бесстыжий шаг и озвучена такая возмутительная ложь. Многие из положений пресс-релиза относительно согласия со стороны делегации, которое якобы имело место, предлагались, но были категорически отвергнуты. Визит в Минск был визитом доброй воли. То, с чем мы столкнулись, есть политикой низкой пробы».

Впрочем, резкость слов конгрессмена ничуть не смутило Петкевич. Она продолжает настаивать на правдивости формулировок президентской пресс-службы. В комментарии для «Белорусской газеты» она отметила: «Присутствовало около 50 журналистов, которые явились свидетелями всего этого. По Белорусскому телевидению, национальным каналам были показы в т.ч. и с английским текстом. Люди, знающие язык, могли это все сами перевести. Все, что было сказано (в пресс-релизе. - В.Д.), там (на встрече с президентом. - В.Д.) и было сказано. Есть на пленке аудиозапись всего того, что сказал конгрессмен. Здесь абсолютно нечего комментировать. Во-первых, никаких официальных заявлений к нам не поступало, нам никто не предъявлял никаких официальных претензий. Конкретных возражений в якобы имеющем место заявлении он не выдвигает. Что, с чем он не согласен? Поэтому трудно что-то говорить».




ЦИК Беларуси о стандартах выборов

bdg.11.12.2002

Конвенция СНГ о стандартах свободных демократических выборов "полностью удовлетворяет" Центризбирком Беларуси, заявил секретарь Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Николай Лозовик 10 декабря на пресс-конференции в Минске.

Как отметил Н.Лозовик, Конвенция СНГ о стандартах свободных и демократических выборов - документ "достаточно отработанный и выдержанный". "Нормы его для нас никаких препятствий дополнительных не создают, и поэтому Центризбирком, как один из соавторов этого документа, дал ему положительную оценку. Но документ подписывают главы государств, и почему он остался не подписанным нашим государством, я ответить не могу. Это вопрос не ко мне", - сказал секретарь ЦИК. Необходимо отметить, что, выступая 7 декабря на сессии Межпарламентской ассамблеи СНГ, глава ЦИК России Александр Вешняков заявил, что в случае подписания конвенции Беларуси придется корректировать ряд позиций в национальном законодательстве. В частности, это касается обеспечения большей открытости на избирательных участках при подведении итогов выборов, а также возможности получения наблюдателями копий итогов голосования с каждого избирательного участка, на основании которых можно вести параллельный подсчет. Конвенция была подписана 7 октября в Кишиневе президентами России, Украины, Молдовы, Грузии, Армении, Таджикистана и Киргизии. Беларусь, которая активно участвовала в подготовке проекта конвенции, отказалась от подписания этого документа. Согласно конвенции, стандартами демократических выборов являются "закрепленные в национальных конституциях и законах право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами, гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса".




Энергетическая игла

11.12.2002. Советская Белорусия, №279

Надежда Декола

Всегда ли простой выход самый правильный? Перспективы развития атомной энергетики в стране обсуждены на заседании "круглого стола", состоявшемся в Минске в Общественном пресс-центре.

Ни для кого не секрет, что сегодня наша энергетика более чем на 90 процентов зависит от поставок российского газа. Очень точно это состояние обозначил директор Института тепло- и массообмена академик НАН Беларуси, доктор технических наук Олег Мартыненко: "Мы сидим на газовой игле России". Последствия такой зависимости исключительно от одного вида топлива всем понятны. Случись на газопроводе какая-нибудь крупная авария или, не дай Бог, соседей потрясет политический или экономический кризис - и что тогда? Ведь за счет всех остальных источников энергии (ветер, вода, древесина и так далее) потребности государства в энергии покрываются лишь на 10 - 12 процентов! Это с учетом всех существующих программ по энергосбережению.

А еще нужно помнить, что запасы российского газа небезграничны и поля его добычи перемещаются все дальше на север. В связи с этим, кстати говоря, Россия планирует начать планомерное повышение цен на природный газ. Разведанные запасы нефти вообще могут исчезнуть через 40 - 50 лет. Угля еще много - по предварительным подсчетам, запасов хватит примерно на 250 лет. Однако его использование экономически выгодно только при условии сжигания непосредственно на месте добычи (при транспортировке стоимость угля повышается в 5 - 10 раз). Таким образом, по мнению Олега Мартыненко, единственно верным решением сегодня является строительство на нашей территории атомной электростанции.

Безусловно, для многих такой подход покажется неприемлемым. Мол, неужели ничему не научил опыт Чернобыля? Неужели кто-то хочет повторения той страшной трагедии, все последствия которой до сих пор еще неизвестны? Конечно же, нет. Однако не стоит забывать и о том, что сегодня наша страна с разных сторон окружена 6 старыми атомными электростанциями с вероятностью тяжелой аварии, как говорят специалисты, 10 в минус четвертой - 10 в минус пятой степени. "Странно, что мы отказываемся строить на своей территории новую АЭС с коэффициентом надежности 10 в минус девятой, - отметил Олег Мартыненко. - А ведь после проведения научного анализа, при котором было рассмотрено свыше 10 тысяч моделей возможных сочетаний для будущей энергетики страны, вариант, при котором энергобаланс примерно на 30 процентов будет обеспечиваться за счет атомных источников, является оптимальным. Таким образом мы сможем не только решить все проблемы нашей энергетики, но и снизим цены на электроэнергию, а также сделаем страну менее зависимой в энергетическом плане".

В поддержку строительства атомной станции высказался и советник президента Белорусского государственного концерна "Белэнерго" Владимир Кордуба. Однако он отметил, что если этот проект реализовать за счет средств существующей энергетики, то мы эту отрасль загубим полностью. Потому как при таких расходах (300 миллионов долларов капвложений ежегодно в течение 10 лет) просто не останется средств на ремонт и развитие действующей системы. Вместе с тем Владимир Геронимович подчеркнул, что по крайней мере до 2008 года (на такой срок строительство АЭС в Беларуси запрещено в соответствии с заключением комиссии по оценке целесообразности развития атомной энергетики) использование атомной энергии в нашей стране останется на уровне разговоров.

Среди возможных вариантов решения энергетической проблемы пока рассматривается участие в строительстве атомной электростанции за рубежом. Не сбрасывается со счетов и развитие существующих ныне видов топлива. В частности, как отметил заместитель начальника управления экономического развития топливно-энергетического комплекса Министерства экономики Эдуард Наркевич, обозначенные сегодня основные направления энергетической политики до 2015 года сосредоточены прежде всего на комбинированном производстве энергетической и тепловой энергии. А относительно строительства АЭС Эдуард Иванович подчеркнул: "На основании тех документов, которые поступили в Минэкономики, я не разделяю уверенности в том, что это необходимо. И вообще, прежде чем говорить о такой возможности, нужно хотя бы принять закон об использовании атомной энергетики и концепцию обращения с ядерными отходами".




Белорусские новости,
8 декабря 2002

Резиновый рубль

Юлия Шарова

По данным на конец ноября в Беларуси резко снизилась задолженность по зарплате. Если в начале прошлого месяца она превышала 100 миллиардов рублей (или более 19 процентов к месячному фонду заработной платы), то на 30 ноября составляла уже 71,6 миллиарда рублей (12,1 процента к месячному ФЗП). По некоторым сведениям, в первые несколько дней декабря задолженность снизилась еще больше, едва ли не до 28 миллиардов рублей, и есть подозрение, что к новому году ее практически полностью ликвидируют. Как могут происходить такие удивительные вещи, особенно на фоне последних экономических неуспехов?

В принципе, все довольно просто и вполне объяснимо: год заканчивается, скоро праздники, поэтому правительству нужно приложить все усилия для выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития страны. Большая задолженность по зарплате существенно портит эти показатели, которые по итогам десяти месяцев текущего года в основном провалены. Поэтому в декабре просто необходимо навести марафет, чтобы на бумагах экономическое положение Беларуси выглядело прилично.

То же самое наблюдалось год назад. Перед праздниками под нажимом властей долги были почти полностью погашены и составляли менее процента. Но в конце 2001 года ситуация была особая: только что состоялись президентские выборы, почему-то меньше чем через месяц после этого знаменательного события резко "вылезла" денежная проблема, что дало повод оппонентам Александра Лукашенко вновь заговорить о несостоятельности его экономической политики. Конечно же, электорат пришлось убеждать в том, что на самом деле все не так плохо, поэтому проблему несвоевременной выплаты зарплат решили — на 31 декабря 2001 года задолженность составляла 0,9% к ФЗП.

Чтобы рассчитаться с работниками и создать резерв для повышения зарплаты в бюджетной сфере, в конце ноября прошлого года был включен печатный станок — размер эмиссии составил 20 миллиардов рублей. Кроме того, многие предприятия заставляли брать банковские кредиты на выплату зарплаты. В итоге с задачей приведения в порядок прогнозных показателей правительство справилось блестяще.

Но все эти авральные меры аукнулись после нового года: опять появились долги по зарплате, резко возросла инфляция (за январь — февраль она составила 10 процентов) и ухудшилось финансовое состояние предприятий, которым еще и нужно было возвращать банковские кредиты с процентами. К концу марта задолженность была уже более 15 процентов к фонду заработной платы.

На 30 апреля долги по зарплате составляли 69 млрд. рублей. В начале мая президент страны устроил по этому поводу разбор полетов Совмину и потребовал срочно ликвидировать задолженность. К 20 мая она действительно резко сократилась - до 24 миллиардов рублей, и это внушило определенный оптимизм: предполагалось, что в конце месяца ее полностью погасят. Однако несмотря на отчаянные меры, предпринятые правительством, ситуация радикально не изменилась. На 31 мая размер задолженности составлял 59 млрд. рублей.

На 30 июня задолженность превышала уже 76 млрд. руб. Правда, в течение следующего месяца ее удалось несколько снизить, но она все равно осталась достаточно высокой. В последующие месяцы картина была сходной: в одном месяце задолженность снизится, зато в следующем опять возрастет. Так, например, на 31 июля долги по зарплате в Беларуси составляли 70 млрд. 22 млн. 900 тыс. рублей.

Наибольшая задолженность приходилась на предприятия Минсельхозпрода - 48 млрд. 129 млн. рублей. В промышленности задолженность составила 6 млрд. 56 млн. рублей. По данным на последний день августа общая задолженность по зарплате составляла уже 88 миллиардов рублей, ну а к концу сентября перескочила порог в 100 миллиардов и держалась на этом уровне до самой зимы, пока правительство не спохватилось.

Деньги на погашение немалой задолженности, скорее всего, найдут. И, скорее всего, после нового года опять будут думать, как выплатить работникам деньги, поскольку никаких предпосылок для бурного экономического роста Беларуси в 2003 году пока не наблюдается. Между тем и сама зарплата в стране растет не так быстро, как это было записано во всевозможных планах правительства, особенно в бюджетной сфере. Как сказал "Белорусским новостям" заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси Эдвард Матулис, здесь средняя зарплата работников составляет только 179,1 тысячи рублей, что так и не достигает заветных ста долларов в эквиваленте. В то же время в целом по стране зарплата достигла 115 долларов - за год она выросла незначительно. Таким образом, профсоюзы констатируют, что правительство не выполняет генеральное соглашение.

Об этом же свидетельствует и медленный рост тарифной ставки первого разряда. На сегодняшний день она составляет 23 тысячи рублей, (или только 28,5 процента к бюджету прожиточного минимума - БПМ), хотя планировалось, что к ноябрю 2002 года размер ставки достигнет 60 процентов от БПМ. Правда, Э.Матулис утверждает, что с учетом некоторых корректирующих коэффициентов этот показатель достигает примерно 51 процента, и таким образом на правительство пенять нечего. Но иных комментариев от профсоюзов, которые уже несколько месяцев идут в одной упряжке с правительством, в теперешней ситуации ожидать и не приходится.




Радыё Рацыя,
9 декабря 2002

Пивная война с Россией

Сяржук Вожиков

Пивная белорусско-российская война тянется уже более трех месяцев. Официальный импорт российского пива приостановлен. Теперь на полках белорусских магазинов – остатки официальных импортеров российского пива, которые были ввезены в Беларусь раньше введения правительством нашей страны новых условий импорта пива в республику. Но в большей ступени это – возросшая с уменьшением запасов у официальных дистрибьюторов контрабанда.

Против контрабандистов, собственно, и было направлено постановление Совета министров Беларуси от 23 августа 2002 года, которое стало началом белорусско-российской пивной войны. Войны, от которой, как всегда, прежде всего потерпела «третья сторона». А именно – Украина. Согласно постановлению Совмина, белорусские власти отменили генеральную лицензию на импорт пива в республику. Вместо нее импортеры должны сегодня приобретать на каждую партию из 10 тысяч декалитров хмельного напитка отдельную лицензию. Цена одной -- $7 500, что адекватно цене 25-35% всей партии пива. Одновременно принято решение маркировать пиво акцизами, с целью защиты белорусского рынка от контрабандных поставок российского пива. Это и должно было защитить отечественного производителя.

Что касается отечественного производителя, то сейчас он в упадке, несмотря на хорошую стартовую площадку – белорусские пивовары начали успешно действовать еще тогда, когда россияне с украинцами даже не начинали. Начиная с 1995 года, производство пива в Беларуси начало расти. В 1996 году - на 32%, а в 1997 - на 8%. В России же впервые за десятилетие производство пивоваров увеличилось только в 1997 году - на 25% (сравните с нашими 32%!). С 2000 году начался упадок белорусских пивоваров. А, между тем, белорусские пивовары ожидали ежегодного увеличения объемов производства пива не менее как на 7-10%!

Упадок же начался с «госзаказа», который насильно заставил белорусских пивоваров использовать ячмень, который, наверно, был годен только для того, чтобы растить скот - качественного пива из такого не сделаешь. Кроме того, правительство заставило пивоваров финансировать производство пивоваренного ячменя из кредитов, - в результате стоимость сырья в два раза превысила мировую. Конечно, это поспособствовало подорожанию отечественного пива и ухудшению его качества.

Важно отметить, ситуацию усложнили сами пивовары. Придумывая, как компенсировать удары правительства, они аккурат во время максимального спроса, в летний «сезон», начали сокращать сроки брожения напитка. Это не выдержал уже потребитель – люди начали приобретать значительно более дорогое, но более качественное импортное пиво: российское и украинское. Надежды на импорт также не оправдались: ухудшение качества спровоцировало резкое снижение стоимости белорусского пива. По этой причине поставки за границу стали экономически невыгодными. Белорусские пивовары сохраняли вой импорт только из принципа: чтобы иностранцы – те самые россияне – не забыли о наличии белорусских брэндов. В то же время производство нашего пива «регулировалось», российские пивовары были отпущены на свободу и активно искали инвесторов. Результат очевиден – даже в 1998 году (помните дефолт?) прирост производства российского пива составил 28%. К соседям пошли инвесторы: SUN Interbrew, известный нам сейчас по брэндам "Толстяк", "Клинское", "Сибирская корона"; Carlsberg (BBH) - "Балтика", "Медовое", "Ярпиво", "Невское"; Efes Beverage International - "Старый мельник", "Efes"; South African Breweries - "Золотая бочка". В прошлом году россияне сварили и выпили (не без помощи белорусов!) 600 млн. декалитров пива! Оборот этой отрасли рынка составил $4,8 млрд.

Россияне отвоевали для себя внутренний рынок. Наши пивовары его потеряли – из-за высоких цен качественного белорусского пива, или дешевого и не качественного, которое мало похоже на пиво. Сейчас российские пивовары стремятся заполучить и наш рынок.

Наверно, именно эти попытки и спровоцировали постановление Совмина прекратить деятельность генеральных лицензий. Конечно, это нарушает ряд «союзных» договоров, договоров о фритредерстве (свободная торговля), и собственное белорусское законодательство. Фактически Беларусь применила экономические санкции против россиян (в первую очередь), даже не попытавшись эти санкции обосновать. В ответ Союз российских пивоваров обратился с жалобой в Министерство экономического развития и торговли России. Последнее в середине сентября направило в МИД Беларуси ноту протеста. Наш МИД ответил на него достаточно туманно, понятно было одно – упразднять никто ничего не будет: мы своих производителей защищаем. А вы, если хотите, защищайте своих.

Лучшая защита, как известно - нападение. По мнению экспертов, Россия тоже может потребовать акцизов – и не только на пиво из Беларуси, но и на ряд других белорусских товаров.

Удивительно, но раньше россиян потерпели от лицензирования и акцизирования поставок пива его потребители. А прежде всего – белорусские поклонники украинского пива. "Серые" поставки российского пива продолжаются – в значительной степени им способствует отсутствие белорусско-российской границы.

Тем временем украинское "Чернігевське" и "Славутіч" стали в Минске большой редкостью. Более уверенно (пока) выглядит "Оболонь". Видимо, из-за того, что именно этот брэнд открыл для украинцев белорусский рынок – и соответственно, запасы "Оболоні" у белорусских торговцев большие.

В отличие от россиян, для украинцев «серые» схемы в Беларуси не паркуют – благодаря наличию белорусско-украинской границы. Это значит, что отечественного производителя Совет министров Беларуси своим распоряжением не защитил. Но - ликвидировал единственных реальных конкурентов (!) российских пивоваров на нашем рынке.

Получилось, как в бородатом анекдоте про деда Мазая – и своим не помогли, и российских конкурентов с рынка убрали, и контрабандистам стабильную прибыль обеспечили. А что можно было сделать иначе?

Обратимся к опыту других, кроме России, ближайших соседей - Украины. Раньше для защиты своего рынка украинцы ввели ограничения по минимальным контрактным ценам импортируемого пива. В Украину фактически был запрещен ввоз пива дешевле $0,45 за литр – пока свои пивовары не наладят производство нормального пива (сейчас эта норма упразднена). Кроме того, при импортировании пива снимается пошлина 0,5 евро за литр. Теперь, по словам главного экономиста ЗАО "Укрпіва" Галины Короньковой, импорт российского пива в Украину составляет не больше 2-3% от собственного производства, а экспорт украинского в Россию в этом году возрос на 30%. Но, лучшего всего - белорусским «распоряженцам» из Совмина нужно было бы запомнить хорошую присказку: "Нужно было раньше думать". Если бы не потеряли качество пива в 1998-2000 годах - не было б проблем теперь.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ