МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Хроника
28 ноября. В
Молдове существует "дефицит демократии". К такому мнению пришли посетившие
страну эксперты Совета Европы (СЕ).
На пресс-конференции, посвященной вопросам
повышения эффективности постоянно действующего "круглого стола" (ПДКС)
политических партий Молдовы, эксперты говорили об ограниченном доступе оппозиции
к СМИ, недостаточной прозрачности в действиях власти, несовершенстве
избирательного законодательства, отсутствии диалога между властью и оппозицией.
Эксперт М.Меккель, экс-министр иностранных
дел бывшей ГДР, назвал "неестественным и недемократичным" то, что набравшая на
последних выборах половину голосов избирателей Партия коммунистов обладает в
парламенте 71 из 101 мандата. "Тут что-то не в порядке, следовательно,
избирательное законодательство необходимо пересмотреть", - сказал он.
М.Меккель усомнился в правомерности
положения законодательства, согласно которому избирательный порог для партий
составляет 6%, для блоков из двух партий - 9%, для блоков из трех и более
формирований - 12%. По его словам, ни в одной стране Европы не существует таких
высоких барьеров, которые ставили бы оппозицию в столь невыгодное положение.
29 ноября.
Председатель Верховного совета Приднестровья Г.Маракуца назвал вывод
российской армии из Приднестровья «стратегической ошибкой, которая может
повлиять на баланс сил в этом регионе Европы».
Касаясь выступления президента Молдовы
В.Воронина на саммите стран НАТО в Праге, приднестровский спикер, в частности,
сказал: «Выступление прозвучало в таком контексте, что Приднестровье – это зло,
которое должно стать следующим объектом НАТО и других сил и с которым Европа
должна бороться». Маракуца говорит, что подобные заявления вызывают беспокойство
у приднестровцев и звучат довольно странно в условиях переговоров о мирном
разрешении приднестровского вопроса.
Говоря о вывозе из Приднестровья
российских вооружений и боеприпасов, он отметил тот факт, что дальняя
транспортировка боеприпасов, срок хранения которых давно исчерпан, достаточно
опасна. «Поэтому Приднестровье ведет переговоры с Минобороны России о проведении
утилизации боеприпасов на месте под контролем всех заинтересованных сторон», -
сказал Маракуца.
Председатель парламента ПМР высказался за
продолжение переговорного процесса. Если найдутся в Молдове, да и в
Приднестровье, разумные политики, которые договорятся о том, чтобы строить
взаимоотношения по типу конфедерации или межгосударственной ассоциации, как,
например, Сербия и Черногория, - это будет нормальный путь, не ущемляющий
интересы обеих сторон. Это путь, который может привести к миру и согласию в этом
регионе на достаточно долгий период, если не навсегда», - подчеркнул он.
1 декабря.
Около двух тысяч человек приняли участие в акции протеста,
организованной Христианско-демократической народной партией. Митинг был
приурочен к отмечаемому 1 декабря Национальному празднику Румынии. Собравшиеся
требовали отставки правящей Партии коммунистов, выкрикивая при этом
лозунги «Долой коммунистов!», «Долой русификацию!», «Хотим в НАТО и Европейский
союз!». Руководство ХДНП заявило о готовности проводить подобные акции
протеста регулярно.
2 декабря.
Верховная Рада Украины намерена рассмотреть вопрос о положении этнических
украинцев в Приднестровье.
В рамках подготовки к обсуждению данного
вопроса в ВР Украины в ПМР побывала с визитом делегация украинских
парламентариев и представителей Государственного комитета по делам
национальностей и миграции. Делегация выявила недостатки в системе национального
образования: на 200 тыс. проживающих в Приднестровье украинцев здесь действует
лишь одна полноценная украинская школа. Не хватает учебных помещений,
оборудования, современных учебников.
Руководитель украинской делегации сказал,
что итоги визита в Приднестровье станут основой для инициирования правительством
Украины законодательного оформления в Верховной Раде комплекса мер по оказанию
разносторонней помощи украинской диаспоре в левобережье Днестра.
3 декабря.
Приднестровская проблема будет обсуждаться на встрече В.Воронина с Дж.Бушем,
которая состоится в ходе официального визита молдавского президента в США 17-20
декабря, сообщил министр иностранных дел РМ Н.Дудэу в интервью Национальному
радио. Министр особо отметил вклад США в урегулирование приднестровского
конфликта, в частности, бывшего посла Р.Перины и нынешнего посла П.Смит. Позиция
США по приднестровскому вопросу предельно ясна, а их влияние на другие
государства очень важно для нас, подчеркнул Дудэу.
4 декабря.
Кишинев представил делегации ОБСЕ, недавно посетившей Республику Молдова,
доклад, в котором утверждается, что Приднестровье незаконно производит и продает
вооружение. В свою очередь, Тирасполь заявляет, что все обвинения молдавской
стороны являются политической диверсией, построенной на сфабрикованных
доказательствах с целью убедить международное сообщество способствовать
свержению приднестровской администрации. Кишиневские эксперты утверждают, что
производимое в Приднестровье оружие продается и применяется, в основном, в зонах
конфликтов, в частности в Чечне и Абхазии. Авторы доклада утверждают, что в
военных операциях в Абхазии, к примеру, принимал участие спецотряд из
Приднестровья с собственным вооружением. Тирасполь неоднократно категорически
опровергал свою причастность к незаконной продаже оружия, стимулированию
контрабанды и трафика людей.
4 декабря.
Президент Республики Молдова В.Воронин считает, что членство Румынии в НАТО
приведет к значительному улучшению молдавско-румынских отношений.
В интервью информационному агентству
"Молдпресс", глава государства отмечает, что "Румыния вынуждена будет сверять
свои внешнеполитические шаги и заявления с теми демократическими нормами,
которые приняты в странах НАТО". "Мы уверены, что членство в НАТО заставит
политический класс Румынии сдерживать свои реваншистские амбиции относительно
Молдовы, более взвешенно оценивать и нашу идентичность и право на собственную
историю, прошлую и будущую", считает молдавский президент В.Воронин. По его
мнению, участие Румынии в НАТО положит конец участившимся в последние годы
"антимолдавским импровизациям" со стороны Бухареста.
Молдавский президент В.Воронин заявил, что
"ситуация вокруг Приднестровья давно уже носит международный характер", и "самое
время использовать механизмы Североатлантического альянса для того, чтобы
прояснить позиции" Румынии по данному вопросу.
Отвечая на вопрос о том, почему бы самой
Молдове не вступить в НАТО, президент Воронин отметил, что Молдова - нейтральная
страна, "и не только в смысле геополитической ориентации". "Сегодня наш
стратегический партнер - Россия установила самые тесные отношения с НАТО и, судя
по всему, расширяет их. Мы больше не стоим перед необходимостью выбора между
Западом и Востоком. Поэтому в своем отношении к НАТО мы исходим из совершенно
других соображений. Посмотрите: для того, чтобы стать членом
Североатлантического альянса, любое государство должно направлять на оборону не
менее 2% ВВП. Мы не настолько богаты, чтобы урезать свои социальные программы во
имя вступления в престижный военно-политический клуб государств", сказал
Воронин.
4 декабря. В
Молдавии находилась делегация экспертов компании РАО "ЕЭС России", которая
прибыла в республику для оценки технического состояния Молдавской ГРЭС. На базе
ЗАО "Молдавская ГРЭС" в будущем планируется создание при участии российских и
украинских энергетиков совместного предприятия, которое будет поставлять
производимую электроэнергию в страны Балканского региона. По предварительным
оценкам, на восстановление мощностей Молдавской ГРЭС потребуется примерно 100
млн.долл.США. Предполагается, что часть этой суммы в проект вложит кишиневский
"Энергбанк", который, наряду с Молдавской ГРЭС, компанией Днестрэнерго, ГП
"Молдэлектрика", кишиневской ТЭЦ-2, войдет в будущий консорциум энергетических
предприятий Молдовы.
5 декабря -
Присоединение Румынии к НАТО не приведет к существенным изменениям во внешней
политике Республики Молдова, заявил лидер мажоритарной парламентской фракции
В.Степанюк в интервью правительственной газете "Moldova Suverana". Он
утверждает, что Республика Молдова и в дальнейшем будет придерживаться политики
нейтрального государства, поскольку уверена, что "это единственно правильный
путь к консолидации молдавского общества".
6 декабря.
Депутаты мажоритарной фракции Партии коммунистов не поддержали в
окончательном чтении законопроект о внесении изменений в Закон о партиях и
других общественно-политических формированиях, предусматривающий увеличение
минимального количества членов партии до 15 тыс.человек. Парламентская группа
ПКРМ, заявил ее лидер В. Степанюк, отклонила законодательную инициативу
христиан-демократов в связи с тем, что "документ попал в поле зрения экспертов
Совета Европы, которые признали его антидемократическим".
6 декабря.
Молдавский парламент принял закон о миграции. Иммиграционные квоты для
иностранных граждан, желающих обосноваться на территории Республики Молдова под
статусом иммигрантов, будет теперь устанавливать Кабинет министров по
представлению Департамента по миграции.
Закон предусматривает, что эта квота не
превысит 0,05% от общего числа населения с постоянным местом жительства в
Республике Молдова. Новый закон, который вступит в силу после его промульгации
главой государства, включает перечень категорий лиц, которым будет запрещена
иммиграция на территорию Республики Молдова. Речь идет о лицах, которые
"представляют угрозу для национальной безопасности, общественного порядка,
здоровья или морали"; которые "совершили преступления против мира, серьезные
преступления иного характера, в том числе военные или преступления против
человечества", при условии, если эти акции "определены международными актами". В
статусе иммигранта будет также отказано лицам "с не отбытыми тюремными сроками";
лицам, "страдающим заболеваниям, представляющим угрозу для общественного
здоровья". Новый законодательный акт устанавливает обязательное получение
иммигрантами разрешения на работу.
9 декабря. В
заключительном заявлении Совета министров иностранных дел ОБСЕ, завершившего
свою работу в Порту 7 декабря, России определен новый срок для свертывания
своего военного присутствия в Приднестровье - 31 декабря 2003 года.
Заключительный акт СМИД осуждает позицию
приднестровской администрации, блокирующей переговорный процесс.
Глава миссии ОБСЕ в Республике Молдова
Д.Суорц сказал, что, если Тирасполь проявит политическую волю, вывоз российских
боеприпасов и вооружения из региона можно завершить минимум за десять месяцев.
На складах в Колбасне (Приднестровье) сейчас остаются, по приблизительным
данным, еще около 35 тыс. тонн боеприпасов и вооружения. Оперативная группа
российских войск, дислоцированная в регионе, насчитывает примерно 2500 солдат и
офицеров.
10 декабря.
Внешний долг государства, управляемый правительством, составил на 1 октября
729,3 млн. долл. США, уменьшившись, в сравнении с 2001 годом на 42,5 млн. долл.
По данным специалистов Минфина, в текущем году задолженность увеличилась на 29,5
млн. долл. за счет получения от Всемирного банка новых кредитов. Долг Молдовы
перед многосторонними кредиторами составляет 375,6 млн. долл. При этом
крупнейшими кредиторами республики являются Европейский банк реконструкции и
развития и Международное агентство по развитию (IDA), предоставившие республике
займов на 324,8 млн. долл. Долг Молдовы перед двусторонними кредиторами равен
211,7 млн. долл., а коммерческий долг составляет 142 млн. долл. В настоящее
время правительство ведет переговоры с российским <Газпромом> о приемлемом
для обеих сторон варианте реструктуризации долгов Молдовы за потребленный
природный газ.
11 декабря.
Решением сессии Верховного Совета ПМР выставлен на продажу пакет
государственных акций Молдавского металлургического завода, где государству
принадлежит более 400 тыс. акций (15,6%), которые в общей сложности
оцениваются в 10 млн. долл. США.
По мнению депутатов, продажа акций ММЗ -
наиболее перспективный вариант для выхода предприятия из сложного положения, а
10 млн. долл. - вполне приемлемая цена. Кроме этой суммы, инвестор, приобретая
пакет государственных акций, обязуется вложить в развитие завода дополнительные
денежные средства.
По словам руководителя Государственной
службы по проведению приватизации В.Емельянова, российская компания "Итера",
которая владеет контрольным пакетом акций ММЗ, и трудовой коллектив предприятия
не возражают против продажи государственного пакета акций.
12 декабря. В
2003 году в ПМР предусматривается ежеквартальное повышение пенсий в республике в
среднем на 4-5%, минимальный размер которых, по словам руководителя Пенсионного
фонда Приднестровья Т.Юдиной, к концу года возрастет на 15 руб. и составит 38% к
минимальному прожиточному уровню (6,6 руб. ПМР равняются 1 долл. США).
Она также отметила, что расходная часть
бюджета Пенсионного фонда на 2003 год предусмотрена в пределах 232 млн. руб.
Денежные средства будут направлены на выплату трудовых и социальных пенсий,
выплаты военнослужащим и их семьям, пособия и другие необходимые расходы.
12 декабря.
Президент В.Воронин своим Указом промульгировал Закон о внесении поправок в
Конституцию РМ. Изменения в Основной закон страны предусматривают снятие запрета
на получение гражданами РМ гражданства других государств. Кроме того, поправки
подразумевают установление в республике трехзвенной судебной системы, состоящей
из Высшей судебной палаты, Апелляционной палаты и судов. Согласно внесенным в
Конституцию РМ изменениям, судьи, председатели и заместители председателей
судебных инстанций будут назначаться главой государства сроком на 4 года по
предложению Высшего совета магистратуры (ВСМ), а судей Высшей судебной палаты
будет назначать парламент. Члены ВСМ будут избираться на 4 года. В его состав
будут входить председатель Высшей судебной палаты, генеральный прокурор и
министр юстиции.
12 декабря.
Президент В.Воронин, принимавший участие в церемонии освящения нового здания
Митрополии Кишиневской и всея Молдовы, удостоился особой благодарности со
стороны Его Высокопреосвященства Владимира, Предстоятеля этой церковной
структуры Республики Молдова, канонически подчиняющейся Московской
Патриархии.
Митрополит Владимир заявил, что переход
митрополии в новое здание стал возможным благодаря усилиям главы государства,
"который нашел финансовые средства не в Республике Молдова, а за ее пределами, и
помог нам и, одновременно, всей стране".
В церемонии открытия новой обители
Митрополии Молдовы, которая из скромного пристанища перешла в просторное здание
в самом центре столицы, наряду с главой государства, участвовали экс-президент
П.Лучински премьер-министр В.Тарлев, министр юстиции И.Морей, министр
обороны В.Гайчук, директора и представители ряда фирм и предприятий, в том числе
"Vismos", "ЛУКойл-Молдова", гостиницы "Dacia".
Глава государства, которому было
предоставлено почетное право разрезать ленту у входа в здание Митрополии,
заявил, что "наша молдавская церковь заслужила такое здание, что свидетельствует
о Ее авторитете среди населения". Президент призвал всех верующих Республики
Молдова оказать финансовую и моральную помощь в реставрации Кэприянского
монастыря, кишиневского собора Успения Богородицы и других культовых сооружений.
12 декабря.
США заинтересованы в скорейшем урегулировании приднестровского конфликта и
вывозе из региона российского вооружения, заявила на встрече с журналистами
посол США в РМ П.Смит. Американский дипломат отметила, что США озабочены тем,
что российское вооружение и боеприпасы до сих пор не вывезены с территории РМ,
однако они готовы помочь России выполнить решения стамбульского саммита ОБСЕ.
П.Смит напомнила, что США поддерживают проект федерализации Молдовы,
предложенный ОБСЕ, и надеются на возобновление переговорного процесса по
приднестровскому урегулированию.
Посол подтвердила, что США заинтересованы
также в том, чтобы Молдова стала поистине демократическим государством с
развитой рыночной экономикой и более высоким уровнем жизни населения, для чего
готовы оказывать республике необходимую помощь. Она отметила, что для достижения
экономического роста и сокращения уровня бедности Молдове необходимо улучшить
свой инвестиционный климат и привлекать больше иностранных инвестиций.
13 декабря.
Россия занимает первое место по объему инвестиций в молдавскую экономику.
Вклад российских инвесторов в уставной капитал существующих или создаваемых
совместных предприятий составил на 1 октября 2002 года 149,1 млн. долл. США. На
долю России приходится 38,3% от общей суммы капиталовложений. Практически вся
сумма инвестиций - 145,2 млн. долл. - направлена в энергетический сектор
(учреждение российско-молдавского СП «Молдова-газ»).
По состоянию на 1 октября в Молдове
числилось 2570 предприятий с совместным или с иностранным капиталом. В текущем
году наибольшие суммы инвестиций в РМ, не считая Россию, приходятся на долю
Голландии ($7,4 млн.), Германии ($1,5 млн.), Кипра ($1,2 млн.) и США ($1 млн.).
Иностранный капитал был инвестирован преимущественно в предприятия транспорта и
связи, в перерабатывающую промышленность. Суммарные вложения в уставный капитал
превысили 644,2 млн. долларов.
13 декабря. В
преддверии визита президента Молдовы В.Воронина в Вашингтон приднестровские
общественные организации обратились к президенту США Дж.Бушу с открытым письмом.
В документе, подписанном лидерами Приднестровского патриотического Союза
молодёжи и Союза женщин Приднестровья, говорится: «Уважаемый господин Президент! Обращаются к Вам
представители женских и молодежных неправительственных общественных объединений
Приднестровья. Поводом нашего обращения стал предстоящий визит Президента
Республики Молдова В. Воронина в Соединенные Штаты Америки, намеченный на 17
декабря 2002 года.
Мы понимаем, что итоги будущих переговоров
во многом зависят от того, в каком ключе проинформирует Вас молдавский президент
о нынешнем положении в Молдове и Приднестровье, какая им будет дана
характеристика идущему переговорному процессу между правым и левым берегами
Днестра.
Мы, приднестровцы, зная о поступках г-на
Воронина делать заявления о Приднестровской Молдавской Республике, как об угрозе
для цивилизованного мира, как о криминальной территории, на которой проживают
люди только и занимающиеся контрабандой, торговлей оружием и наркотиками, без
приведения хоть каких-нибудь доказательств, хотим предостеречь Вас.
Ложь г-на Воронина о нашем молодом
государстве давно уже стала больше, чем расстояние от западного до восточного
побережья США. Но особенно опасной эта ложь стала после 11 сентября 2001 года.
Когда руководство Молдовы, спекулируя на горе американского народа, понимая,
насколько обострены его чувства, а также учитывая, что деятельность
правительства США по поиску и наказанию лиц, совершивших это ужаснувшее мир
преступление, будет эффективной и жесткой, г-н Воронин вешает новый ярлык на
приднестровцев - пособники международного терроризма. Тем самым вновь
рассчитывая на то, что, используя такой грязный способ, можно будет склонить
мировое сообщество к принятию силовых мер по отношению к Приднестровью. Нас
возмущает стремление г-на Воронина противопоставить Приднестровье всему
миру.
Господин Буш, Вы глава великой страны, чью
историю, культуру, экономику и право изучают в школах, колледжах и институтах
Приднестровья. Демократические принципы, на которых основывается современное
американское общество, присущи и нам, приднестровцам, строящим свое государство.
Мы уверены, что только народ, имеющий свою государственность, может защитить
свои права и интересы.
И как бы ни старался г-н Воронин настроить
против нас мировое сообщество, знайте: мы хотим простых и понятных для всех
людей вещей - спокойно жить и работать на свой земле, растить детей, дружить и
торговать с соседями».
14 декабря.
Депутаты парламента Республики Молдова утвердили в первом чтении новый Закон
о приватизации. Необходимость принятия этого документа объясняется тем, что
прежний Закон исчерпал себя после завершения боновой приватизации. Новая
редакция Закона о приватизации отменяет прежнее положение, позволявшее
инвесторам поэтапно выплачивать стоимость приобретенной в ходе конкурса
собственности. В случае, если инвестор не выполнит свои обязательства по
осуществлению инвестиций, то после расторжения контракта государство должно
вернуть инвестору деньги, которые он уплатил и уже инвестировал в объект,
отметил Гендиректор Департамента приватизации Н.Гуменный.
К итогам обсуждения приднестровской проблемы на СМИД ОБСЕ в Португалии (6–7 декабря 2002 г.)Геннадий Коненко
Среди многочисленных вопросов,
рассматриваемых на саммитах и в Совете министров иностранных дел (CМИД) ОБСЕ,
молдавско-приднестровская тематика уже традиционно занимает свое надлежащее
место. И десятое заседание СМИД ОБСЕ в Португалии 6-7 декабря с.г. не стало
исключением. Помимо общей итоговой Декларации по итогам встречи, министры
иностранных дел подписали отдельное т.н. региональное заявление по Молдавии (оно
фигурирует под номером 3). В документе содержится оценка результатов
переговорного процесса по нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем,
действий ОБСЕ и ее членов по урегулированию приднестровской проблемы,
рассматривается также вопрос выполнения Россией своих стамбульских
обязательств 1999 г. по выводу из региона российских военных формирований и
вывозу военного имущества, хранящегося на складах Оперативной группы российских
войск (OГРВ) в Приднестровье, и др.
Относительно переговорного процесса в
заявлении, в частности, выражается озабоченность тем, что, несмотря на
усилия, предпринимаемые Молдавией и посредниками от РФ, Украины и ОБСЕ, в
2002 году в переговорах по политическому урегулированию приднестровской проблемы
продвинуться не удалось. Говоря о необходимости ее разрешения, участники
заседания СМИД ОБСЕ подчеркнули еще раз, что при этом суверенитет и
территориальная целостность Республики Молдова должны быть соблюдены.
В документе высказывается сожаление в
связи с тем, что приднестровские власти продолжают возводить препятствия
на пути переговорного процесса, и содержится призыв к заинтересованным
сторонам содействовать достижению прочного политического урегулирования.
Представляется, что обвинения в
блокировании переговоров только в адрес Приднестровья грешат
односторонностью, ибо Республика Молдова имеет к этому также прямое отношение.
Ведь, несмотря на постоянные заявления Кишинева о необходимости скорейшего
разрешения приднестровской проблемы, фактически по вине молдавских властей в
течение 2001-2002 г.г. переговоры прерывались несколько раз, и потребовались
немалые и настойчивые усилия посредников, чтобы вернуть стороны за стол
переговоров.
Так было в сентябре 2001 г. после введения
в РМ новых таможенных правил, серьезно затруднивших осуществление внешнеторговой
деятельности Приднестровья, на что регион имеет право в соответствии с
положениями Московского меморандума от 8 мая 1997 г. Это дискриминационное по
отношению к ПМР решение затянуло переговоры на месяцы.
Так было в феврале 2002 г., когда Кишинев
в отличие от Тирасполя отказался направить свою делегацию на переговоры по
урегулированию в Братиславу.
Наконец, последний шаг Кишинева, который
заставляет усомниться в том, что руководство РМ готово к совместным поискам
компромиссных решений по проблеме урегулирования. Дело в том, что 5
декабря с.г. молдавская делегация отказалась подписать Декларацию о намерениях,
выработанную на заседании полномочных представителей Молдавии, Приднестровья,
России, Украины и ОБСЕ, в которой подтверждалось согласие сторон строить общее
государство на базе федерализма. Это положение Декларации звучит так:
“Республика Молдова и Приднестровье согласились строить демократическое правовое
федеративное государство, создаваемое на договорной основе, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека.” То есть, в документе юридически закреплялось
положение ст.1 киевского проекта соглашения по урегулированию от 3 июля с.г., за
который, кстати, так ратует Кишинев.
Справедливости ради, надо отметить, что до
этого на предыдущем заседании Постоянного совещания полномочных
представителей Молдавии, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ на переговорах
приднестровская делегация была против предложения передать согласованную
формулировку о федерализации на утверждение президента РМ В.Воронина и
руководителя Приднестровья И.Смирнова. Теперь в аналогичном ключе выступил
Кишинев, которого «cмутили» слова о создании федеративного государства на
договорной основе, что предполагает равенство сторон конфликта в переговорном
процессе, что давно уже имеет место, но Молдавия в последнее время пытается это
игнорировать.
Вообще, позиция Молдавии по отношению к
Приднестровью значительно ужесточилась. Особенно это становится заметным в
преддверии СМИД ОБСЕ в Португалии. Президент В.Воронин сделал ряд
публичных заявлений, в которых он отказывался от встреч с руководителем
ПМР И.Смирновым. В молдавских СМИ был опубликован доклад Госкомиссии РМ по
урегулированию, где утверждается, что в Приднестровье изготовляется оружие,
которое поступает на продажу и используется в «горячих точках», например, в
Чечне, Абхазии и других местах. В.Воронин выступил с резкой критикой в адрес
Приднестровья в рамках заседания Совета Евроатлантического партнерства в Праге,
утверждая, что регион стал «черным оффшором», превратился в зону незаконной
торговли оружием и наркотиками. В своем выступлении он фактически предложил НАТО
способствовать решению региональных проблем на постсоветском пространстве, имея
в виду, прежде всего, приднестровскую проблему. 2 декабря с.г. мининдел РМ
Н.Дудэу заявил журналистам, что в Кишиневе рассчитывают на принятие СМИД ОБСЕ
документа по приднестровскому урегулированию, ибо «логика изменений, которая
происходит в мире и на юго-востоке Европы, не потерпит продления
конфликта, представляющего собой вызов, брошенный мировому сообществу».
Безусловно, такая линия сразу же вызывает
ответную реакцию Тирасполя, что в итоге ведет к обострению не только
молдавско-приднестровских взаимоотношений, но и прямо негативно сказывается на
ходе переговорного процесса.
На фоне последних акций кишиневских
властей позиция Приднестровья выглядит, по нашему мнению,
предпочтительней. Тираспольская администрация, к тому же,
воспользовалась случаем и направила в г. Порту в адрес СМИД ОБСЕ письмо, в
котором, в частности, говорится, что «приднестровская сторона …неизменно
настаивает на придании молдавско-приднестровскому диалогу необходимой динамики и
надеется на всестороннюю поддержку таких усилий со стороны Организации по
безопасности и сотрудничеству в Европе».
Видимо, это сыграло свою роль в том, что
участники министерского заседания на этот раз более сдержанно отнеслись к
эскападам молдаван, хотя, естественно, они не могли не выразить своего
недовольства действиями приднестровцев как в отношении их участия в переговорном
процессе, так и в вопросе вывоза российского оружия из региона.
Вторая часть заявления СМИД ОБСЕ по
Молдавии как раз и касалась проблем, связанных с выводом российских войск и
вывозом из Приднестровья боевой техники, вооружений, боеприпасов и другого
военного имущества.
Участники заседания Совета министров
иностранных дел высказали сожаление по поводу того, что Россия не уложилась в
сроки (конец 2002 г.), отведенные ей для вывоза оружия и вывода войск. В
документе СМИД приветствовалось выполнение Россией обязательств по вывозу
и уничтожению тяжелой техники в соответствии с адаптированным Договором об
обычных вооружениях (ДОВСЕ) в Центральной Европе.
По предложению российской делегации, были
названы новые сроки вывода войск, вывоза оружия – конец 2003 года, однако при
наличии необходимых для этого условий на месте. Очевидно, что эти формулировки
дают России определенные возможности для маневра, и в связи с этим можно
говорить об известном успехе наших переговорщиков в Порту, т.к. в предыдущих
документах, касающихся наших обязательств по упомянутым проблемам,
ответственность за задержки с вывозом оружия в любом случае возлагалась на
Россию.
Второй положительный для нас момент – в
заявлении высоко оцениваются усилия государств-участников организации,
являющихся донорами Добровольного фонда ОБСЕ, призванного оказывать
содействие в выполнении Россией стамбульских договоренностей 1999 года, и
выражается надежда на то, что они будут и дальше оказывать в этом помощь России
как соответствующими политическими акциями, так и перечислением в фонд
финансовых средств.
10 декабря собравшиеся в Вене
представители стран-доноров Фонда приняли решение о продолжении его
функционирования. В большой степени такому решению способствовали США.
Как стало известно, американская делегация
оказала весомую поддержку в продвижении наших предложений к заявлению СМИД ОБСЕ,
в частности, в работе с молдаванами, которые требовали более жестких
оценок «деструктивной» позиции Приднестровья и настаивали на принятии по
отношению к его руководителям решительных мер. Это касалось и новых сроков по
вывозу российского оружия из региона.
На первый взгляд это выглядит нелогичным.
Однако, учитывая, что американцы никогда не были альтруистами, представляется,
что у них есть на это свои резоны.
Относительно сроков вывоза оружия и вывода
российских военных формирований из региона, то уже совершенно ясно, что в силу
разных причин Москва все равно не сумела уложиться в отведенное время. А так
документ официально определяет срок для завершения операций по вывозу и выводу,
что накладывает на Россию соответствующие обязательства.
Что касается жесткой позиции Молдавии, то
она не устраивает на данном этапе США, ибо ведет в тупик, а значит, затягивает
политическое урегулирование, что, в свою очередь, может привести к задержке с
выводом войск.
Та же картина с деятельностью
Добровольного фонда ОБСЕ, тем более, что работа американских компаний,
намеренных участвовать в утилизации боеприпасов, будет оплачиваться из средств
этого фонда.
Стоит также сказать о том, что США в
последние месяцы весьма активно подключаются к переговорному процессу. Но,
видимо, американцы оставили мысль о присоединении к пятиформатным переговорам, а
предпочли оставаться как бы «над схваткой», чтобы иметь возможность вмешиваться
в процесс в той или иной форме, не связывая себя формальными рамками
существующего механизма. И уже можно констатировать, что влияние США на
переговорный процесс значительно усилилось, особенно на молдавскую сторону. И
вот сегодня, когда на переговорах опять наблюдается своего рода «застой», в
самой Молдавии наметились признаки новой нестабильности, в российско-молдавских
отношениях появились известные «шероховатости», не Москва приглашает президента
РМ В.Воронина для прояснения сложившейся ситуации, а Вашингтон.
И вряд ли американцы на переговорах с
В.Ворониным будут настаивать на том, чтобы Молдавия продолжала следовать
провозглашенному ею курсу на развитие стратегического партнерства с Россией.
Независимая Молдова. Российско-Приднестровский Информационно-Аналитический Центр, 5 декабря 2002 «Молдова не желает федерализации на договорной основе»
Саммит министров иностранных дел стран
ОБСЕ, о судьбоносности которого много говорили "молдавские большевики" состоялся
в г. Порту в минувшую пятницу. Что же экстраординарного произошло в рамках
высокого собрания? Да ничего. Если не считать "особого мнения" высказанного
грузинским и молдавским министрами о недопустимости нарушения сроков выполнения
Россией Стамбульских договоренностей по вывозу вооружений из Приднестровья и
закрытию в Грузии российских военных баз. Результат был достигнут с точностью до
наоборот. Теперь Россия не связанна конкретными сроками. Европейские министры
сочли объективными трудности и обстоятельства, с которыми Москва столкнулась при
выполнении взятых на себя обязательств. Вывоз вооружения будет продолжен, но уже
без истерик - в рабочем порядке. Молдаване вернулись домой ни с чем.
Более того, теперь нужно как-то объяснятся
с главой миссии ОБСЕ в Молдове Д.Суорцем. Накануне португальского саммита, 5
декабря состоялись очередные переговоры по приднестровскому урегулированию в
Кишеневе. Во встрече приняли участие молдовская и приднестровская стороны и
представители стран гарантов и ОБСЕ. На повестке дня стоял единственный вопрос:
подтверждение ранее достигнутых договоренностей и принятие за основу разработки
документа о всеобъемлющем урегулировании приднестровской проблемы концепцию
федерализации, представленную в качестве проекта ОБСЕ в Киеве летом этого года.
По итогам встречи участниками планировалось подписание декларации о намерениях.
Однако в последний момент представитель молдовской стороны отказался ставить
свою подпись под документом, сославшись на прямое указание президента Воронина.
Возможно, последний рассчитывал на совершенно другой результат португальского
саммита. А может просто настроение было неважное. Но декларация о намерениях так
и осталась без молдавской подписи. От ОБСЕ подписал Девид Суорц,от России Олег
Астахов, от Украины Петр Чалый, от Приднестровья Валерий Лицкай.
Независимая Молдова, 10 декабря 2002 Объединение родины. Альтернативы нет
Международное сообщество безоговорочно поддерживает позицию
Кишинева
После саммита НАТО в Праге стало очевидно,
что процесс решения приднестровской проблемы обрел второе дыхание. Прежде всего
потому, что заметно изменилась международная обстановка вокруг нашей страны.
Молдова стала приграничным государством НАТО, а Евросоюз уже готов присвоить
нашей республике статус "соседа ЕС". Это - качественное изменение ситуации.
С одной стороны, неурегулированный
конфликт близ европейских границ не может не беспокоить эти организации. Теперь
наш регион пользуется повышенным вниманием европейских и трансатлантических
структур, заинтересованных в мирном и как можно более быстрым разрешением
проблемы. Теперь голос Кишинева слышен в европейских столицах не приглушенно, а
в полную громкость. С другой - и в самом Кишиневе были найдены новые решения,
которые углубили и расширили работу в рамках проекта федерализации Молдовы,
предложенного ОБСЕ в Киеве. Учреждение в структуре правительства новой должности
- министра реинтеграции - часть этих новых решений.
Наконец мы почувствовали, что решение
приднестровской проблемы становится делом всего государства, а не только
президента страны. Государственные структуры, пусть с опозданием, но научились
оперативно реагировать на события. Один из примеров последнего времени - вопрос
о торговых отношениях администрации Смирнова с Румынией.
Молдова Ази, 2 декабря 2002 НАТО придется защищать Румынию от Республики Молдова?Петру Богату
В ходе своего визита в Бухарест Джордж Буш
дал понять румынам, что отныне они могут спать спокойно. Их страна будет надежно
охраняться от всякой агрессии извне. Если кто-то скептически полагает, что
Бухарест не нуждается в подобной защите, он жестоко ошибается. Спустя всего два
дня после отбытия американского президента Румыния стала объектом иностранной
агрессии. Правда, не вооруженного нападения, а всего лишь дипломатической атаки.
Однако вербальные выпады кишиневских правителей-коммунистов не могут быть
оставлены без внимания. Удары, которые президент Владимир Воронин нанес недавно
Бухаресту, нельзя отнести к разряду невротических оговорок. Их следует
рассматривать через призму холодной войны, развязанной руководящей ПКРМ против
Румынии еще в феврале 2001 г. Происки коммунистов преследовали сразу несколько
целей: установление нового "железного занавеса" на Пруте, дискредитация
Бухареста на международной арене, срыв планов Румынии вступить в НАТО и
Европейский Союз. К счастью, Воронин проиграл эту войну. Румынию пригласили
стать участником Северо-Атлантического Альянса. Процесс ее вступления в Евросоюз
также кажется необратимым. Однако все это не заставило кишиневских коммунистов
угомониться. Режим Воронина упорно продолжает придираться к Румынии.
Что же скрывается за этим поведением,
насколько одержимым, настолько и необъяснимым? Прежде чем ответить на этот
вопрос, не мешает констатировать следующее. Воронин стал недавно жертвой
политического "кидания". В сущности Путин его "кинул", отказавшись "замочить в
сортире" (как любит выражаться сам российский президент) Игоря Смирнова. Кроме
того, глава коммунистов окончательно запутался. Еще несколько месяцев тому назад
он хвастался тем, что не дал натовским войскам дойти до Брянска, а теперь ему
приходится приветствовать расширение Северо-Атлантического Альянса. Сочувствуем.
Воронин ощущает себя в равной степени униженным и озлобленным. В таком
стрессовом состоянии любой рискует опуститься до истерических упреков и
причитаний. Только здравомыслие и достоинство могли помешать Воронину явиться
миру в жалкой ипостаси забитого, брюзжащего побежденного. Увы, он этого не
избежал.
Похоже, экспансия НАТО до Прута образовала
в мозгах коммунистов огромный вакуум, в котором, как в черной дыре, исчезли
остатки их трезвого рассудка и инстинкта самосохранения. Откушав в Праге айву,
вареную в сметане, а также устриц и черной икры, наш президент, наверное,
подумал, что счастье, утраченное одновременно с приглашением Румынии вступить в
НАТО, можно обрести вновь. Он вернулся в Кишинев и на чем свет отругал Бухарест.
Воронин снова обвинил Румынию в "реваншистских амбициях" и "антимолдавских
импровизациях", менторским тоном посоветовав ей остепениться и перестать "лить
воду на мельницу унионистов". Наконец он намекнул, что Бухарест и Приднестровье
сплотились в экономическом заговоре против Республики Молдова. Невероятно, но
Воронин завуалировано пригрозил Румынии возможными санкциями со стороны НАТО.
Прочувствуйте ситуацию! Лидер режима, который Совет Европы обвиняет в
антидемократических поползновениях в Республике Молдова, не стесняется поучать
страну, отвечающую всем требованиям для вступления в НАТО и частично для
принятия в Евросоюз! Это все равно как если бы воришка, которого в церкви
поймали за руку, залезшую в карман прихожанина, принялся стращать священника
неизбежным наказанием со стороны Ватикана. Что было на уме у Воронина? Неужели
просто не смог сдержаться? Или может, огорошенный новым геополитическим
раскладом в Европе, он растерялся и забыл, в каком мире живет? Не исключено, но
это объяснение нельзя считать исчерпывающим. Есть еще одна сторона дела.
Подозреваю что, яростно набросившись на Румынию, Воронин предпринял отчаянную
попытку сорвать несколько лишних очков в безнадежно проигранной игре. Он захотел
убедить молдавскую общественность в том, что, даже сохраняя нейтралитет,
Республика Молдова могла бы выиграть от расширения НАТО. Действительно, Кишинев
может очень много получить вследствие этого факта. Не бесплатно, конечно. За все
в этом мире нужно расплачиваться. Чтобы попасть в милость к
Северо-Атлантическому Альянсу, Республика Молдова должна четко обозначить свою
внешнюю политику, доказать свой европейский выбор и прозападную политическую
ориентацию. Но именно этого и избегает делать режим Воронина, когда с упорством,
достойным лучшего применения, преднамеренно ищет повод поссориться с Бухарестом.
Новые антирумынские акценты в политике
Кишинева могут объясняться также и ужесточением позиции Российской Федерации по
отношению к расширению НАТО. Путин и правда противился экспансии Альянса на
Восток. Но правда и то, что это сопротивление носило по большей части пассивный
характер. Что в итоге спровоцировало растущее недовольство не только в стане
российской коммунистической оппозиции, но и внутри армии, секретных служб и
центральных властей РФ. Сложилось опасное положение, которое не может не
беспокоить российского президента. В итоге он дал понять, что его страна не
отступит ни на пядь с позиций, которые она на данный момент удерживает на
территории бывшего Советского Союза. Так, несмотря на недавнюю крупную ссору с
Лукашенко, Путин поспешил с ним помириться. Поэтому следует ожидать, что вскоре
Кремль попытается, при помощи Воронина, упрочить свое политическое и военное
присутствие в Республике Молдова. Совсем не случайно Москва уже намекнула, что в
ближайшем будущем не выведет своих военных, а также вооружение и боеприпасы с
левобережья Днестра. В то же время я предполагаю, что в ответ Запад предпримет
меры для того, чтобы избежать подобного поворота.
Дипломатия США, впрочем, уже пришла в
движение. Нетерпение, с которым Воронина ждут в Вашингтоне, доказывает, что
Соединенные Штаты, как выразился Буш в Бухаресте, совсем не желают, чтобы Россия
создала буферную зону у новой, прутской границы НАТО. Не приходится сомневаться,
что в результате этого визита Воронин окажется между молотом американских
интересов и наковальней своих пророссийских симпатий. Воронину придется выбрать
что-то одно. Либо остаться свободным человеком, либо разделить судьбу Лукашенко
и Саддама Хусейна, отвергнутых и гонимых всем демократическим сообществом.
Ольвия-пресс, 9 декабря 2002 Воронин загнал себя в уголВасилий Кизка
А теперь о наших региональных
проблемах. Я считаю, что США очень поспешили, пригласив Румынию в НАТО. И
дело тут не в острове Змеином и каких-либо украинских притязаниях или обидах.
Нет! Дело в Молдове, Румынии и Приднестровье. Эти
Приднестровско-Молдавско-Румынские, очень большие, проблемы теперь придётся
разрешать НАТО во главе с США. Поверьте, так просто они не разрешатся. Это
только кажется, что мы за шаг от решения приднестровской проблемы и будем
радоваться, что европейский хоть один конфликт погасили и начнём все вместе
заниматься исламской надвигающейся большой угрозой.
К сожалению, это не так. К большому
сожалению! Ведь это, в принципе, всегда был и будет христианский регион.
Он нужен в общей борьбе против воинствующего исламизма, с которым всерьёз
столкнётся наш мир. Но люди, находящиеся у власти тут, этого не
хотят понимать. Им трудно подняться выше своих проблем. В этом и вся беда.
Главенствуют чисто шкурные интересы.
Что для президента Воронина сейчас
самое главное перед грядущими местными, а там и парламентскими выборами, перед
надвигающейся снова митинговой и другой атакой правых в стране? Ему любой ценой
нужно доказать, что он что-то полезное, и не меньшее чем Штефан чел Маре, сделал
для Молдовы. Он уже понял, что в экономике никаких успехов не покажет.
Всё, там тупик полный! У него есть единственный шанс понравиться электорату, а
значит остаться у власти со своей дивной партией ещё хотя бы на один срок
– объединить страну. Вроде бы этого тут все правые и центристы ходят и
поэтому легко это сделать, но все партии хотят решить этот вопрос именно по
своему сценарию. Им успех коммунистов совсем не нужен. Воронин знает, что
сломить Приднестровья Молдова сама никак не сможет. Поэтому он пытается это
сделать чужими руками и за чужой счет. Но укрепления коммунистов у власти Европа
не хочет, и воевать за их интересы не станет никаким образом.
В этих условиях Воронин атакует всех
одновремённо: практически все партии внутри страны, Румынию, Украину, Смирнова,
ведёт двойственную игру против России и США. Но время не на его стороне. Те
десятки тысяч обученных в Румынии и обучающихся сейчас, студентов из Молдовы на
амбиции Воронина и его партии работать не будут. Они поработают на Рошку в его
румынской кушме (не путать с Кучмой…), в которой он и первого декабря стращал
власть на площади Великого Национального Собрания в Кишинёве.
Как не странно и не смешно, но Румынии
легче договориться сейчас с Приднестровьем, чем с Ворониным! Так будет, видимо и
впредь. Недавно один из умных политических обозревателей Молдовы – Петру
Богату выразился в молдавской прессе так: «НАТО придется защищать Румынию от
Молдовы». Не думаю, что его едкий сарказм далёк от истины.
Вот, в общем-то, в какой ситуации
встретил этот регион недавний форум министров иностранных дел
государств-участников ОБСЕ в Порту, на котором определялись пути разрешения
приднестровского конфликта. Дэвид Соурц, представитель ОБСЕ в Молдове – это
чиновник, которым движут также интересы личного характера. Он понимает, что в
случае решения приднестровского конфликта по проекту ОБСЕ - главные дивиденды от
этого получит он. Мне было понятно, почему полтора часа Суорц так старался
накануне отлёта в Порту по приднестровскому
телевидению убедить приднестровцев, что федерализация с Молдовой - это благо
для них, прежде всего финансовое. Мол, пойдут им инвестиции и т.д. Мне понятны
его титанические усилия, вместе с украинским представителем Петром Чалым,
российским – Олегом Астаховым и приднестровским – Валерием Лицкаем на почти
тайной встрече в Кишинёве 5 декабря, которая завершилась крупной
дипломатической победой Приднестровья и полным проигрышем официального Кишинёва,
отказавшегося поставить свою подпись под итоговым документом. Там Приднестровье
поступило как Кучма со своей оппозицией, которая всегда обвиняла его в узурпации
власти. Он сказал: хотите парламентскую республику – берите, пожалуйста, я
согласен. Тут они и опешили… Приднестровье сказало на встрече 5 числа: да, мы
согласны на федерацию, но на договорных условиях. Суорцу, Чалому, Астахову и
другим гарантам было, конечно, понятно, что это такое, что это ничем от той
требуемой Приднестровьем годами конфедерации, в сущности, не отличается. Но они
знали и другое, что в случае подписания этого многозначительного документа на
какой-то период предстанут, в частности в Порту, как люди, сумевшие добиться
согласительного документа. Ведь далеко не все министры дальних стран разбираются
в тонкостях и хитросплетениях здешних филологии и политики и зачтут им этот
успех.
В принципе и зачли. Насколько мне известно
(официальный документ, не приглашенное на форум Приднестровье, с Порту ещё не
получило) в Португалии принята декларация о том, что разрешение приднестровского
конфликта будет происходить, по сути, на тех принципах, которые заложены в
документ, обсуждавшийся в Кишинёве 5 декабря, но не подписанный
Молдовой.
Уже седьмого декабря состоялась очередная
встреча гарантов разрешения Приднестровского конфликта со Смирновым. О ней в СМИ
не просочилось пока почти ничего. Не трудно понять, что гаранты теперь давят на
Игоря Николаевича в том плане, чтобы он отступился как можно дальше от
неперевариваемого Ворониным словосочетания «на договорных условиях». Но от этого
он не отступится никогда ввиду того, что в таком случае он бы подписал себе сам
лично приговор. Ведь же Воронин четко и ясно объяснил миру что «бандитский
режим», который торгует оружием и наркотиками вскормил, и содержит именно он –
Смирнов. Что со Смирновым он больше, ни по какому
вопросу, разговаривать не будет. Смирнову понятно, что в таком случае в той
модели федерации по-молдавски (без «договорных условий») ему лично и
подавляющему большинству приднестровцев, которые воевали против агрессии
Молдовы, места нет. Поэтому как же он может согласиться на неё? Он соглашается
на «договорные условия», в которых можно заложить две армии, две финансовые
системы, две спецслужбы и т.д. Всё то, что на самом деле будет гарантировать
безопасность и независимость Приднестровья, а не страны ОБСЕ.
Пойти на принятие предложенного документа
для Воронина – это, значит, расписаться в том, что он не только не решил
приднестровский конфликт быстро, как обещал избирателям, а наоборот – пустил его
решение в многолетнее плавание по бурному морю согласований вот тех самих
договорных условий. Ведь их можно согласовывать, и пять, и десять лет и
сколько угодно. Это дело добровольное, двустороннее… Тут ни он, ни его парламент
самолично ничего сделать не сможет.
С этим багажом Воронин вскоре отлетает в
США. Там он расскажет какая плохая Украина, торгующая с Приднестровьем,
способствующая его контрабанде, пожалуется на Румынию (а куда деваться - слова с
песни не выкинешь – уже жаловался…), на Россию и… попросит денег под решение
Приднестровского конфликта.
Тем временем Приднестровье заканчивает
распродавать свою собственность. И на его заводах контрольные пакеты акций будут
у представителей вполне легитимных стран. То есть заводы, якобы производящие
оружие, юридически будут принадлежать не Приднестровскому государству, а значит,
отпадет у товарища Воронина самый главный и недоказуемый козырь о том, что
Приднестровье – контрабандист оружием в регионе. В таком случае, оставшись
голым королём, он благополучно отдаст власть более понятливым ребятам в кушмах,
кричащим – «жос комунистэ» и на этом европейский эксперимент с коммунистическим
правлением закончится, после чего начнётся всерьёз разрешение вопроса границ,
возможно обмен территориями. Но это будет в спешке, на нервах, ведь сроки
вступления Румынии в НАТО уже обозначены…
|