К итогам обсуждения приднестровской проблемы на СМИД ОБСЕ в Португалии (6–7 декабря 2002 г.)Геннадий Коненко
Среди многочисленных вопросов,
рассматриваемых на саммитах и в Совете министров иностранных дел (CМИД) ОБСЕ,
молдавско-приднестровская тематика уже традиционно занимает свое надлежащее
место. И десятое заседание СМИД ОБСЕ в Португалии 6-7 декабря с.г. не стало
исключением. Помимо общей итоговой Декларации по итогам встречи, министры
иностранных дел подписали отдельное т.н. региональное заявление по Молдавии (оно
фигурирует под номером 3). В документе содержится оценка результатов
переговорного процесса по нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем,
действий ОБСЕ и ее членов по урегулированию приднестровской проблемы,
рассматривается также вопрос выполнения Россией своих стамбульских
обязательств 1999 г. по выводу из региона российских военных формирований и
вывозу военного имущества, хранящегося на складах Оперативной группы российских
войск (OГРВ) в Приднестровье, и др.
Относительно переговорного процесса в
заявлении, в частности, выражается озабоченность тем, что, несмотря на
усилия, предпринимаемые Молдавией и посредниками от РФ, Украины и ОБСЕ, в
2002 году в переговорах по политическому урегулированию приднестровской проблемы
продвинуться не удалось. Говоря о необходимости ее разрешения, участники
заседания СМИД ОБСЕ подчеркнули еще раз, что при этом суверенитет и
территориальная целостность Республики Молдова должны быть соблюдены.
В документе высказывается сожаление в
связи с тем, что приднестровские власти продолжают возводить препятствия
на пути переговорного процесса, и содержится призыв к заинтересованным
сторонам содействовать достижению прочного политического урегулирования.
Представляется, что обвинения в
блокировании переговоров только в адрес Приднестровья грешат
односторонностью, ибо Республика Молдова имеет к этому также прямое отношение.
Ведь, несмотря на постоянные заявления Кишинева о необходимости скорейшего
разрешения приднестровской проблемы, фактически по вине молдавских властей в
течение 2001-2002 г.г. переговоры прерывались несколько раз, и потребовались
немалые и настойчивые усилия посредников, чтобы вернуть стороны за стол
переговоров.
Так было в сентябре 2001 г. после введения
в РМ новых таможенных правил, серьезно затруднивших осуществление внешнеторговой
деятельности Приднестровья, на что регион имеет право в соответствии с
положениями Московского меморандума от 8 мая 1997 г. Это дискриминационное по
отношению к ПМР решение затянуло переговоры на месяцы.
Так было в феврале 2002 г., когда Кишинев
в отличие от Тирасполя отказался направить свою делегацию на переговоры по
урегулированию в Братиславу.
Наконец, последний шаг Кишинева, который
заставляет усомниться в том, что руководство РМ готово к совместным поискам
компромиссных решений по проблеме урегулирования. Дело в том, что 5
декабря с.г. молдавская делегация отказалась подписать Декларацию о намерениях,
выработанную на заседании полномочных представителей Молдавии, Приднестровья,
России, Украины и ОБСЕ, в которой подтверждалось согласие сторон строить общее
государство на базе федерализма. Это положение Декларации звучит так:
“Республика Молдова и Приднестровье согласились строить демократическое правовое
федеративное государство, создаваемое на договорной основе, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека.” То есть, в документе юридически закреплялось
положение ст.1 киевского проекта соглашения по урегулированию от 3 июля с.г., за
который, кстати, так ратует Кишинев.
Справедливости ради, надо отметить, что до
этого на предыдущем заседании Постоянного совещания полномочных
представителей Молдавии, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ на переговорах
приднестровская делегация была против предложения передать согласованную
формулировку о федерализации на утверждение президента РМ В.Воронина и
руководителя Приднестровья И.Смирнова. Теперь в аналогичном ключе выступил
Кишинев, которого «cмутили» слова о создании федеративного государства на
договорной основе, что предполагает равенство сторон конфликта в переговорном
процессе, что давно уже имеет место, но Молдавия в последнее время пытается это
игнорировать.
Вообще, позиция Молдавии по отношению к
Приднестровью значительно ужесточилась. Особенно это становится заметным в
преддверии СМИД ОБСЕ в Португалии. Президент В.Воронин сделал ряд
публичных заявлений, в которых он отказывался от встреч с руководителем
ПМР И.Смирновым. В молдавских СМИ был опубликован доклад Госкомиссии РМ по
урегулированию, где утверждается, что в Приднестровье изготовляется оружие,
которое поступает на продажу и используется в «горячих точках», например, в
Чечне, Абхазии и других местах. В.Воронин выступил с резкой критикой в адрес
Приднестровья в рамках заседания Совета Евроатлантического партнерства в Праге,
утверждая, что регион стал «черным оффшором», превратился в зону незаконной
торговли оружием и наркотиками. В своем выступлении он фактически предложил НАТО
способствовать решению региональных проблем на постсоветском пространстве, имея
в виду, прежде всего, приднестровскую проблему. 2 декабря с.г. мининдел РМ
Н.Дудэу заявил журналистам, что в Кишиневе рассчитывают на принятие СМИД ОБСЕ
документа по приднестровскому урегулированию, ибо «логика изменений, которая
происходит в мире и на юго-востоке Европы, не потерпит продления
конфликта, представляющего собой вызов, брошенный мировому сообществу».
Безусловно, такая линия сразу же вызывает
ответную реакцию Тирасполя, что в итоге ведет к обострению не только
молдавско-приднестровских взаимоотношений, но и прямо негативно сказывается на
ходе переговорного процесса.
На фоне последних акций кишиневских
властей позиция Приднестровья выглядит, по нашему мнению,
предпочтительней. Тираспольская администрация, к тому же,
воспользовалась случаем и направила в г. Порту в адрес СМИД ОБСЕ письмо, в
котором, в частности, говорится, что «приднестровская сторона …неизменно
настаивает на придании молдавско-приднестровскому диалогу необходимой динамики и
надеется на всестороннюю поддержку таких усилий со стороны Организации по
безопасности и сотрудничеству в Европе».
Видимо, это сыграло свою роль в том, что
участники министерского заседания на этот раз более сдержанно отнеслись к
эскападам молдаван, хотя, естественно, они не могли не выразить своего
недовольства действиями приднестровцев как в отношении их участия в переговорном
процессе, так и в вопросе вывоза российского оружия из региона.
Вторая часть заявления СМИД ОБСЕ по
Молдавии как раз и касалась проблем, связанных с выводом российских войск и
вывозом из Приднестровья боевой техники, вооружений, боеприпасов и другого
военного имущества.
Участники заседания Совета министров
иностранных дел высказали сожаление по поводу того, что Россия не уложилась в
сроки (конец 2002 г.), отведенные ей для вывоза оружия и вывода войск. В
документе СМИД приветствовалось выполнение Россией обязательств по вывозу
и уничтожению тяжелой техники в соответствии с адаптированным Договором об
обычных вооружениях (ДОВСЕ) в Центральной Европе.
По предложению российской делегации, были
названы новые сроки вывода войск, вывоза оружия – конец 2003 года, однако при
наличии необходимых для этого условий на месте. Очевидно, что эти формулировки
дают России определенные возможности для маневра, и в связи с этим можно
говорить об известном успехе наших переговорщиков в Порту, т.к. в предыдущих
документах, касающихся наших обязательств по упомянутым проблемам,
ответственность за задержки с вывозом оружия в любом случае возлагалась на
Россию.
Второй положительный для нас момент – в
заявлении высоко оцениваются усилия государств-участников организации,
являющихся донорами Добровольного фонда ОБСЕ, призванного оказывать
содействие в выполнении Россией стамбульских договоренностей 1999 года, и
выражается надежда на то, что они будут и дальше оказывать в этом помощь России
как соответствующими политическими акциями, так и перечислением в фонд
финансовых средств.
10 декабря собравшиеся в Вене
представители стран-доноров Фонда приняли решение о продолжении его
функционирования. В большой степени такому решению способствовали США.
Как стало известно, американская делегация
оказала весомую поддержку в продвижении наших предложений к заявлению СМИД ОБСЕ,
в частности, в работе с молдаванами, которые требовали более жестких
оценок «деструктивной» позиции Приднестровья и настаивали на принятии по
отношению к его руководителям решительных мер. Это касалось и новых сроков по
вывозу российского оружия из региона.
На первый взгляд это выглядит нелогичным.
Однако, учитывая, что американцы никогда не были альтруистами, представляется,
что у них есть на это свои резоны.
Относительно сроков вывоза оружия и вывода
российских военных формирований из региона, то уже совершенно ясно, что в силу
разных причин Москва все равно не сумела уложиться в отведенное время. А так
документ официально определяет срок для завершения операций по вывозу и выводу,
что накладывает на Россию соответствующие обязательства.
Что касается жесткой позиции Молдавии, то
она не устраивает на данном этапе США, ибо ведет в тупик, а значит, затягивает
политическое урегулирование, что, в свою очередь, может привести к задержке с
выводом войск.
Та же картина с деятельностью
Добровольного фонда ОБСЕ, тем более, что работа американских компаний,
намеренных участвовать в утилизации боеприпасов, будет оплачиваться из средств
этого фонда.
Стоит также сказать о том, что США в
последние месяцы весьма активно подключаются к переговорному процессу. Но,
видимо, американцы оставили мысль о присоединении к пятиформатным переговорам, а
предпочли оставаться как бы «над схваткой», чтобы иметь возможность вмешиваться
в процесс в той или иной форме, не связывая себя формальными рамками
существующего механизма. И уже можно констатировать, что влияние США на
переговорный процесс значительно усилилось, особенно на молдавскую сторону. И
вот сегодня, когда на переговорах опять наблюдается своего рода «застой», в
самой Молдавии наметились признаки новой нестабильности, в российско-молдавских
отношениях появились известные «шероховатости», не Москва приглашает президента
РМ В.Воронина для прояснения сложившейся ситуации, а Вашингтон.
И вряд ли американцы на переговорах с
В.Ворониным будут настаивать на том, чтобы Молдавия продолжала следовать
провозглашенному ею курсу на развитие стратегического партнерства с Россией.
|