Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №65(15.12.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


К итогам обсуждения приднестровской проблемы на СМИД ОБСЕ в Португалии (6–7 декабря 2002 г.)

Геннадий Коненко

Среди многочисленных вопросов, рассматриваемых на саммитах и в Совете министров иностранных дел (CМИД) ОБСЕ, молдавско-приднестровская тематика уже традиционно занимает свое надлежащее место. И десятое заседание СМИД ОБСЕ в Португалии 6-7 декабря с.г. не стало исключением. Помимо общей итоговой Декларации по итогам встречи,  министры иностранных дел подписали отдельное т.н. региональное заявление по Молдавии (оно фигурирует под номером 3). В документе содержится оценка результатов переговорного процесса по нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем, действий ОБСЕ и ее членов по урегулированию приднестровской проблемы, рассматривается также вопрос  выполнения Россией своих стамбульских обязательств 1999 г. по выводу из региона российских военных формирований и вывозу военного имущества, хранящегося на складах Оперативной группы российских войск (OГРВ) в Приднестровье, и др.

Относительно переговорного процесса в заявлении, в  частности, выражается озабоченность тем, что, несмотря на усилия, предпринимаемые  Молдавией и посредниками от РФ, Украины и ОБСЕ, в 2002 году в переговорах по политическому урегулированию приднестровской проблемы продвинуться не удалось. Говоря о необходимости ее разрешения, участники заседания СМИД ОБСЕ подчеркнули еще раз, что при этом суверенитет и территориальная целостность Республики Молдова должны быть соблюдены.

В документе высказывается сожаление в связи с тем, что приднестровские власти продолжают возводить  препятствия на пути переговорного  процесса, и содержится призыв к заинтересованным сторонам содействовать достижению прочного политического урегулирования.

Представляется, что обвинения в блокировании переговоров только  в адрес Приднестровья грешат односторонностью, ибо Республика Молдова имеет к этому также прямое отношение. Ведь, несмотря на постоянные заявления Кишинева о необходимости скорейшего разрешения приднестровской проблемы, фактически по вине молдавских властей в течение 2001-2002 г.г. переговоры прерывались несколько раз, и потребовались немалые и настойчивые усилия посредников, чтобы вернуть стороны за стол переговоров.

Так было в сентябре 2001 г. после введения в РМ новых таможенных правил, серьезно затруднивших осуществление внешнеторговой деятельности Приднестровья, на что регион имеет право в соответствии с положениями Московского меморандума от 8 мая 1997 г. Это дискриминационное по отношению к ПМР решение затянуло переговоры на  месяцы.

Так было в феврале 2002 г., когда Кишинев в отличие от Тирасполя отказался направить свою делегацию на переговоры по урегулированию в Братиславу.

Наконец, последний шаг Кишинева, который заставляет усомниться в том, что руководство РМ готово к совместным поискам компромиссных решений по проблеме урегулирования.  Дело в том, что 5 декабря с.г. молдавская делегация отказалась подписать Декларацию о намерениях, выработанную на заседании полномочных представителей Молдавии, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ, в которой подтверждалось согласие сторон строить общее государство на базе федерализма. Это положение Декларации звучит так: “Республика Молдова и Приднестровье согласились строить демократическое правовое федеративное государство, создаваемое на  договорной основе, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.” То есть, в документе  юридически закреплялось положение ст.1 киевского проекта соглашения по урегулированию от 3 июля с.г., за который, кстати, так ратует Кишинев.

Справедливости ради, надо отметить, что до этого на предыдущем заседании Постоянного  совещания полномочных представителей Молдавии, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ на переговорах приднестровская делегация была против предложения передать согласованную формулировку о федерализации  на утверждение президента РМ В.Воронина и руководителя  Приднестровья И.Смирнова. Теперь в аналогичном ключе выступил Кишинев, которого «cмутили» слова о создании федеративного государства на договорной основе, что предполагает равенство сторон конфликта в переговорном процессе, что давно уже имеет место, но Молдавия в последнее время пытается это игнорировать.  

Вообще, позиция Молдавии по отношению к Приднестровью значительно ужесточилась. Особенно это становится заметным в преддверии СМИД ОБСЕ в Португалии.  Президент В.Воронин сделал ряд публичных  заявлений, в которых он отказывался от встреч с руководителем ПМР И.Смирновым. В молдавских СМИ был опубликован доклад Госкомиссии РМ по урегулированию, где утверждается, что в Приднестровье изготовляется оружие, которое поступает на продажу и используется в «горячих точках», например, в Чечне, Абхазии и других местах. В.Воронин выступил с резкой критикой в адрес Приднестровья в рамках заседания Совета Евроатлантического партнерства в Праге, утверждая, что регион стал «черным оффшором», превратился в зону незаконной торговли оружием и наркотиками. В своем выступлении он фактически предложил НАТО способствовать решению региональных проблем на постсоветском пространстве, имея в виду, прежде всего, приднестровскую проблему. 2 декабря с.г. мининдел РМ Н.Дудэу заявил журналистам, что в Кишиневе рассчитывают на принятие СМИД ОБСЕ документа по приднестровскому урегулированию, ибо «логика изменений, которая происходит в мире и на юго-востоке Европы, не потерпит продления  конфликта, представляющего собой вызов, брошенный мировому сообществу».

Безусловно, такая линия сразу же вызывает ответную реакцию Тирасполя, что в итоге ведет к обострению не только молдавско-приднестровских взаимоотношений, но и прямо негативно сказывается на ходе переговорного процесса.

На фоне последних акций кишиневских властей позиция Приднестровья выглядит, по нашему мнению, предпочтительней.  Тираспольская  администрация, к тому же, воспользовалась случаем и направила в г. Порту в адрес СМИД ОБСЕ письмо, в котором, в частности, говорится, что «приднестровская сторона …неизменно настаивает на придании молдавско-приднестровскому диалогу необходимой динамики и надеется на всестороннюю поддержку таких усилий со стороны Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе».

Видимо, это сыграло свою роль в том, что участники  министерского заседания на этот раз более сдержанно отнеслись к эскападам молдаван, хотя, естественно, они не могли не выразить своего недовольства действиями приднестровцев как в отношении их участия в переговорном процессе, так и в вопросе вывоза российского оружия из региона.

Вторая часть заявления СМИД ОБСЕ по Молдавии как раз и касалась проблем, связанных с выводом российских войск и вывозом из Приднестровья боевой техники, вооружений, боеприпасов и другого военного имущества.

Участники заседания Совета министров иностранных дел высказали сожаление по поводу того, что Россия не уложилась в сроки (конец 2002 г.), отведенные ей для вывоза оружия и вывода войск. В документе СМИД  приветствовалось выполнение Россией обязательств по вывозу и уничтожению тяжелой техники в соответствии с адаптированным  Договором об обычных вооружениях (ДОВСЕ) в Центральной Европе.

По предложению российской делегации, были названы новые сроки вывода войск, вывоза оружия – конец 2003 года, однако при наличии необходимых для этого условий на месте. Очевидно, что эти формулировки дают России определенные возможности для маневра, и в связи с этим можно говорить об известном успехе наших переговорщиков в Порту, т.к. в предыдущих документах, касающихся наших обязательств по упомянутым проблемам, ответственность за задержки с вывозом оружия в любом случае возлагалась на Россию.

Второй положительный для нас момент – в заявлении высоко оцениваются усилия государств-участников организации, являющихся донорами Добровольного  фонда ОБСЕ, призванного оказывать содействие в выполнении Россией стамбульских договоренностей 1999 года, и выражается надежда на то, что они будут и дальше оказывать в этом помощь России как соответствующими политическими акциями, так и перечислением в фонд финансовых средств.

10 декабря собравшиеся в Вене представители стран-доноров Фонда приняли решение о продолжении его функционирования. В большой степени такому решению способствовали США.

Как стало известно, американская делегация оказала весомую поддержку в продвижении наших предложений к заявлению СМИД ОБСЕ, в частности, в работе с молдаванами, которые требовали более жестких  оценок «деструктивной» позиции Приднестровья и настаивали на принятии по отношению к его руководителям решительных мер. Это касалось и новых сроков по вывозу российского оружия из региона.

На первый взгляд это выглядит нелогичным. Однако, учитывая, что американцы никогда не были альтруистами, представляется, что у них есть на это свои резоны.

Относительно сроков вывоза оружия и вывода российских военных формирований из региона, то уже совершенно ясно, что в силу разных причин Москва все равно не сумела уложиться в отведенное время. А так документ официально определяет срок для завершения операций по вывозу и выводу, что накладывает на Россию соответствующие обязательства.

Что касается жесткой позиции Молдавии, то она не устраивает на данном этапе США, ибо ведет в тупик, а значит, затягивает политическое урегулирование, что, в свою очередь, может привести к задержке с выводом войск.

Та же картина с деятельностью Добровольного фонда ОБСЕ, тем более, что работа американских компаний, намеренных участвовать в утилизации боеприпасов, будет оплачиваться из средств этого фонда.

Стоит также сказать о том, что США в последние месяцы весьма активно подключаются к переговорному процессу. Но, видимо, американцы оставили мысль о присоединении к пятиформатным переговорам, а предпочли оставаться как бы «над схваткой», чтобы иметь возможность вмешиваться в процесс в той или иной форме, не связывая себя формальными рамками существующего механизма. И уже можно констатировать, что влияние США на переговорный процесс значительно усилилось, особенно на молдавскую сторону. И вот сегодня, когда на переговорах опять наблюдается своего рода «застой», в самой Молдавии наметились признаки новой нестабильности, в российско-молдавских отношениях появились известные «шероховатости», не Москва приглашает президента РМ В.Воронина для прояснения сложившейся ситуации, а Вашингтон.

И вряд ли американцы на переговорах с В.Ворониным будут настаивать на том, чтобы Молдавия продолжала следовать провозглашенному ею курсу на развитие стратегического партнерства с Россией.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ