Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №65(15.12.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Кремль.Org.,
4 декабря 2002

Официальный визит Президента РФ В.Путина в Киргизию. Комментарии экспертов

 Александр Собянин, руководитель аналитической группы Центра комплексных транспортных решений «ТрансЕвразия»

Все президенты среднеазиатских стран, включая самого независимого, Туркменбаши, постоянно контактируют, общаются с двумя сторонами - американской и российской. Естественно, что у каждой стороны, у России и США, разные представления о том, что такое хороший Узбекистан или хорошая Киргизия. Акаев сначала Западом воспринимался лучше всех, как главный демократ в Средней Азии. Однако когда он начал продавать русским стратегические объекты, прежде всего уран и машиностроение (сейчас созданы совместные предприятия по добыче и переработке урана, возвращены России все крупнейшие киргизские производства), когда Акаев де-факто продемонстрировал, что киргизская экономика однозначно разворачивается в российскую сторону, то позиция американцев резко изменилась. И сейчас для Акаева отстранение от власти является вполне реальной угрозой. Поэтому показать собственной стране расположение "большого брата", в данном случае, российского, для сохранения власти Акаеву просто необходимо. По-моему мнению, Путин, безусловно, всячески продемонстрирует Акаеву свою поддержку во время визита.

Ведь если Акаева сейчас "уйдут", то позиции России ослабеют в самом главном регионе – памирском (Таджикистан, Бадашхан). Единственный путь в обход Узбекистана, в обход Ферганской долины, лежит через Киргизию. А Бадахшан - это регион, откуда Россия уже никогда не уйдет из-за наращивания там своего военного присутствия. Если же в Киргизии в кресло президента сядет один из проамериканских лидеров, то о Таджикистане можно будет забыть.

При этом и в самой Киргизии ситуация может кардинально измениться. Во-первых, в сфере экономики. Не думаю, что американцы ставят на тех лидеров, которые раскачивают Акаева – прежде всего, это южные киргизы. Скорее всего, США ставят все-таки на советника президента Джоомарта Оторбаева. Если будет приостановлена передача стратегических киргизских предприятий России, то их инвесторами станут американцы, о чем давно говорит Оторбаев. Так что на встрече Путина и Акаева, думаю, должно быть подтверждено и официально закреплено соглашение о передаче киргизских предприятий России.

***

Турат Акимов, политический обозреватель-аналитик Кыргызского национального информационного агентства "Кабар"

На встрече президентов, безусловно будут обсуждены нюансы размещение на территории Киргизии авиабазы коллективных сил быстрого развертывания, в которых участвуют Россия, Киргия, Казахстан и Таджикистан.Этот факт имеет прежде всего стратегическое значение и для самой России, и для Центральной Азии, и для СНГ в целом. По моему мнению, Россия пытается вернуть свои несколько утраченные позиции в системе слежения и сопровождения авиапространства в Центральной Азии. На нашей территории размещены многоцелевые истребители-штурмовики Х-16, "Корнет" и "Мираж", все они принадлежат силам НАТО, и в любом случае, сопровождать и контролировать их в будущем, возможно, придется России. И контроль будет осуществляться совместными усилиями России и Киргизии. Потому что, если этим не заниматься, то где гарантии, что они полетят именно в Афганистан и не залетят в другую сторону?

Я не удивлюсь, если года через два-три Китай в рамках Шанхайской организации сотрудничества предложит еще какую-то небольшую группировку разместить в Киргизии, совершенно объективно заявляя, что они имеют на это полное право: Китай с Киргизией являются близкими партнерами, а киргизы на своей территории принимают вооруженные силы третьих стран, что всегда имеет особый смысл. Просто в данном случае Путин уже был в Пекине и наверняка получил у китайского руководства "добро".

Сегодня политику Путина можно назвать тонкой, взвешенной и стратегичной. Можно предположить, что размещение российских военных баз на территории Киргизии поспособствует свертыванию американских. Скажем, сначала Россия разместит десяток истребителей, потом Китай может предложить десяток истребителей в рамках ШОС. Идет чисто военная стратегия – кто какую позицию занимает в том или ином секторе региона.

Еще одним немаловажным аспектом для обсуждения может стать долг Киргизии России: это около 150 миллионов, которые республика была обязана были выплатить еще в 99-м году. Мы его растянули, и где-то 63 миллиона попали под реструктурирование. Поэтому, возможно сейчас Путин надавит на эту больное место и просто скажет: ребята, имейте совесть, в конце концов, американцы вам платят деньги, вы разместили у себя на территории их военные базы, вы нам должны деньги, и до сих пор ничего не можете сделать, имея при этом возможности!

На визит Путина можно посмотреть и в свете будущих выборов в Кыргызстане. Каждая страна, которая является большим геополитическим игроком, попытается, естественно, повлиять на будущее нашей республики, в том числе, через его будущего лидера.

***

Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института диаспор и интеграции

После того, как в Киргизии на территории аэропорта "Манас" были размещены западные вооруженные силы, отношение к официальному Бишкеку со стороны России стало настороженным. У нас сразу появилась версия о том, что Киргизия – это отрезанный ломоть, с которым очень плотно и тесно общается Вашингтон, и поэтому нам там делать нечего. Как выясняется по прошествии года, ситуация выглядит вовсе не так однозначно.

У официальной власти республики сейчас очень сложное положение. Идут постоянные пешие, конные и прочие марши оппозиции, перекрывается стратегическая магистраль Бишкек – Ош. Это уже становится похожим на какую-то национальную забаву…

Официальный Бишкек пытается сейчас изо всех сил решить проблему стабилизации ситуации в стране, потому и согласен искать помощников, спонсоров.

Судя по последним сообщениям из Киргизии и тому, что происходило вокруг страны, очевидно, что Акаев трезво оценивает ситуацию. Он теперь понимает, что прежние надежды на то, что у страны появляются четкие, серьезные гаранты стабильности в лице Вашингтона, не оправдываются. Поэтому, грубо говоря, вновь приходится идти за помощью к "старшему брату", к модели, которая была апробирована в течение даже не 70-ти последних лет, а, как минимум, двух веков. Поэтому история взаимоотношений киргизов с Москвой сама по себе диктует Аскару Акаеву эту логику. Логика железная, и с ней не поспоришь.

Путин наверняка поддержит Акаева. Как мне кажется, при всей моей личной симпатии к киргизской оппозиции, вернее, к ее отдельным представителям, если дать им зайти так далеко, как они хотят, страна может повторить таджикский сценарий. Если сейчас в Киргизии начнутся волнения, я боюсь, что встанет вопрос о территориальной целостности Киргизии. И тогда вместо одного нынешнего Аскара Акаева может появиться два, а, по некоторым данным, может быть, даже и три руководителя. Для довольно небольшой страны с 5-миллионным населением, которая, в принципе, сама по себе может стать неким детонатором, взрывные волны от которого покатятся по Казахстану и по Узбекистану, такой ход событий может стать смертельным.




Немецкая волна,
6 декабря 2002

Визит Путина в Киргизию

Людвиг Гибельгаус

При Путине Киргизия получила шанс восстановить утраченное при Ельцине влияние.

Акаев - первый из лидеров Центральной Азии, продемонстрировавший стремление к сближению с Россией. В четверг на встрече с Путиным он выразил желание, чтобы Россия стала "главной стратегической опорой Центральной Азии".

В четверг в столицу Киргизии с краткосрочным визитом прибыл президент России Владимир Путин. Остановка в Бишкеке стала пунктом, подытоживающим поездку главы РФ в Китай и Индию. В целом, нынешний вояж Путина довольно символичен: еще до того, как год назад Америка прочно обосновалась в Центральной Азии, Россия начала прилагать немалые усилия для того, чтобы сколотить собственный "азиатский альянс" с участием двух региональных сверхдержав, Китая и Индии. Цель здесь преследуется двоякая: с одной стороны, приостановить экспансию США в Центральной Азии, с другой – возвести собственные барьеры на пути исламского экстремизма. Для президента Киргизии Аскара Акаева визит российского коллеги тоже как нельзя более кстати. Ослабленный внутренними кризисами, экономическим упадком и непрекращающимися конфликтами с оппозицией, Акаев ищет поддержки извне. И, очевидно, ставку в этой игре он сделал на Россию. Вот что рассказал специально для нашей программы присутствующий на саммите журналист Аркадий Дубнов:

"Акаев стал первым из лидеров Центральной Азии, продемонстрировавшим ярко выраженное стремление идти на сближение с Россией. В четверг на встрече с Путиным он выразил желание, чтобы Россия стала "главной стратегической опорой Центральной Азии". Кроме того, Аскар Акаев обратился к своему российскому коллеге с просьбой продолжать оказывать его стране военно-техническую помощь и помочь в оснащении и укреплении границ. Таким образом, для президента Киргизии визит Путина становится демонстрацией его успешного балансирования между западными союзниками и Россией".

По крайней мере, на первых порах этот курс киргизского президента оказался успешным: острота внутриполитического противостояния в Киргизии в последние недели значительно спала. Впрочем, местные наблюдатели отмечают, что нынешнее затишье – перед бурей, и на юге страны оппозиция вновь готовит массовые протесты. А вот какие отклики на визит Путина в Бишкек поступают из России. Передает наш московский корреспондент Анатолий Даценко:

"Российские официальные лица утверждают, что Москва прежде всего заинтересована в сохранении стабильности во всем центральноазиатском регионе, важным элементом которого является Киргизия. Кроме того, в Москве уверены, что Россия была и остается самым надежным стратегическим союзником Бишкека, как в экономической, так и в военно-политической плоскости. В этом смысле в Москве довольны и ростом взаимного товарооборота в текущем году на 49 процентов, и отсутствием разногласий с киргизским руководством по вопросу о расширении российского военного присутствия в стране. Думские аналитики сомневаются, что приход в Киргизию американских и натовских воинских контингентов будет автоматически означать приток солидных западных инвестиций. Россия, уверены они, еще надолго останется главным экономическим партнером Бишкека, получив при Путине шанс восстановить здесь утерянное при Ельцине влияние. Российские военные также надеются на то, что наступил новый этап в политике Москвы в отношении Центральной Азии. Источники в российском Генштабе говорят о постепенном превращении Киргизии в один из основных пунктов пересечения интересов России и Соединенных Штатов во всем центральноазиатском регионе. "Москва сыграла на опережение. Ни о каком совместном базировании на аэродроме в Канте не может быть и речи. У нас там свои интересы и свои секреты" – намекают московские генералы, имея в виду недавнюю переброску под Бишкек российской военной эскадрильи. Российские политологи напоминают также о важности киргизского звена в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). "И дело не только в самой Киргизии, но и в российском экономическом векторе, направленном в Индию и Китай" – добавляют они".

Есть и еще один уникальный пункт в отношениях России и Киргизии, особенно способствующий сближению этих стран. Вновь передаем слово Аркадию Дубнову:

"Путин очень выразительно оттенил следующий аспект: как известно, Киргизия не так давно придала русскому языку статус государственного. Президент России подчеркнул в четверг, что высоко это ценит и Россия готовит подобающий встречный шаг. Уже решено, что киргизским трудовым мигрантам в России будут предоставлены многие дополнительные права и привилегии".

По мнению экспертов, важнейший пункт отношений России с Киргизией – это восстановление российского присутствия, в первую очередь военного, в Центральной Азии, где Киргизия занимает стратегически важное положение. Что касается протокольной части, то главным итогом визита российского президента в Киргизию стало подписание соглашения о сотрудничестве в области безопасности и Бишкекской декларации, определяющей общий вектор развития отношений двух государств. Ну а удастся ли России путем искусной дипломатии обеспечить свои интересы в ходе противостояния с мощной военно-политической и экономической машиной, с помощью которой США намерены закрепиться в Центральной Азии, остается пока открытым.




Слово Кыргызстана,
5 декабря 2002

На круги своя

А. Богданов

 Десятилетнее затишье в деловых отношениях между Россией и Кыргызстаном вышло из туманной зоны деклараций. А еще этим летом академик Российской академии предпринимательства Евгений Борисенко сетовал:"Многие наши начинания пока втиснуты в рамки проектов". Настала пора их реализации. После серии визитов москвичей, уральцев, сибиряков в Бишкеке прошло заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Была выработана стратегия реанимации промышленного сектора Киргизии в рамках десятилетнего соглашения между странами.

Комиссия выработала план по оздоровлению экономики республики с ориентиром на развитие промышленности. Все годы независимости большинство зарубежных инвестиций направляли на создание инфраструктуры, улучшение управления, в банковскую сферу, на поддержку бюджета. Финишные отрасли производства оставались вне сферы финансовой подпитки. И только в последние три-четыре года были вложены солидные капиталы в реанимацию Токмокского стекольного завода, реконструкцию Бишкекской табачной и строительство бумажной фабрики, модернизацию молочного завода "Бишкексут". Но погоды это в промышленном секторе не сделало. Страна по-прежнему с трудом наращивает ВВП, обслуживает внешний долг.

Россияне с учетом хорошего научного и кадрового потенциала Кыргызстана решили направить средства в перспективные отрасли экономики. Это позволит начать выпуск конкурентоспособных товаров, увеличить занятость населения и снять социальную напряженность в обществе, где из двух миллионов работоспособного населения более трехсот тысяч остались не у дел. Только в этом году, по сведениям премьер-министра Николая Танаева, число безработных увеличилось на 5,2%. Но и на оставшихся на плаву предприятиях производственные мощности используют чуть больше, чем на треть. И сотни тысяч наиболее подготовленных рабочих кинулись искать долю на чужбине. В результате, как гласят данные статбюро Содружества, Кыргызстан по темпам развития оказался в хвосте списка стран СНГ.

Новый вектор российских инвестиций открыл не только договор о десятилетнем сотрудничестве, но и решение кыргызского правительства передать контрольные пакеты акций нескольких десятков кыргызских предприятий. Кроме того, Российская академия предпринимательства предложила провести консультации по созданию принципиально новых для республики производств - строительству комплекса по выпуску двухсот тонн товарного алюминия в год. Окончательное заключение даст лидер в этой области – американская компания "Алкоа". Российские и кыргызские партнеры рассматривают с английской компанией "ОМС" возможность закупки для энергосектора нового оборудования.

Есть договоренности и о реанимации топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Это самое больное место реального сектора республики. Малейший сбой в поставках газа из Узбекистана, угля из Казахстана - и впору кричать караул. И это при том, что Кыргызстан обладает самыми внушительными в Центральной Азии запасами каменного угля. Но даже на самом крупном разрезе в Кара-Кече добыча угля дороже его импорта из Казахстана. По российским проектам на Кара-Кече планируют уменьшить затраты и за счет использования твердого топлива в быту, на тепловых электростанциях снизить нагрузку на ГЭС и сократить расходы воды на выработку электроэнергии. Она пойдет на орошение полей и подпитку Арала. Очень важно, что на последнем заседании российско-кыргызской комиссии рассмотрели возможность строительства двух Камбаратинских ГЭС на реке Нарын. Прибавка в выработке киловатт/часов пойдет на экспорт в регион Сибирского федерального округа. Эти предложения российской компании "Техмашимпэкс" закладывают основу для энергетической безопасности страны и позволяют начать реализацию предложений ученых Российской академии предпринимательства. Летом этого года в интервью газете "Слово Кыргызстана" их изложил академик Е. Борисенко: "Поднятие промышленного потенциала, восстановление прежней значимости индустриального сектора - вот что сегодня особенно волнует Президента Кыргызстана. И особое место в этом занимает развитие электроэнергетической отрасли. Специалисты Российской академии предпринимательства подготовили материал о нынешнем состоянии энергетики вашей республики и предлагают конструктивные меры".

Намерения Свердловского приборостроительного завода и Уральской горно-металлургической компании сдвинут с места проблему выпуска в республике кабельной продукции, электросчетчиков и приборов для искусственной вентиляции легких. На двух крупных заводах Кыргызстана появятся российско-кыргызские СП. Весьма привлекательны для кыргызстанцев и двусторонние соглашения о создании совместных производств по ремонту самолетов, вертолетов, авиационных двигателей.

Оживут и бывшие предприятия военно-промышленного комплекса. Оборонщики России обратили внимание на слабое использование мощностей на Кадамджайском сурьмяном комбинате. С внедрением новых технологий увеличится добыча олововольфрамовых руд на месторождении Сары-Джаз, а также золота. Вот-вот решится проблема запуска российско-казахско-кыргызского предприятия по выпуску уранового топлива на Кара-Балтийском горном комбинате. Сибирский химкомбинат, уральские оптико-механический и приборостроительный заводы прорабатывают возможность организации СП по выпуску светотехники, точных приборов. Если россияне выкупят контрольный пакет акций электролампового завода в городе Майлуу-Суу, то его продукция пойдет не только в СНГ, но и в дальнее зарубежье: она получила высокую оценку на нескольких международных выставках.

Представители российских регионов договорились о поставках из Кыргызстана хлопка, шерстяных тканей, трансформаторных подстанций, табачных изделий, сурьмы, стекла, семян сахарной свеклы и люцерны. Большинство этих товаров сейчас исчезло с рынка России и СНГ. Взамен кыргызстанцы получат бытовую химию, удобрения, пиломатериалы, медицинскую аппаратуру. Более того, сибиряки предлагают создать СП по выпуску сельхозтехники, комплектующих, а также взрывчатых веществ. Причем часть этой продукции может пойти из Кыргызстана на экспорт. Равно как и улучшенные с помощью россиян консервированные овощные и плодово-ягодные продукты.

Ярославские шинники совместно с авторемонтниками города Оша начнут восстанавливать автопокрышки, и будут продавать их сначала в Кыргызстане, а затем и в Центральноазиатском регионе. А Росгидромет уже в этом году выделил дополнительные средства на исследования атмосферы в центральной части Евразии. Так что, можно говорить о первых практических шагах по возвращению России на центральноазиатский рынок. Тем более что начинания бизнесменов поддержала побывавшая в Кыргызстане делегация Совета Федерации Федерального собрания России. Она заявила о поддержке дальнейшего развития контактов между странами. Причем россияне учли и проекты других зарубежных инвесторов, например программу канадского Саскочеванского института прикладных наук и технологий SIAST. В одном из профтехлицеев Бишкека завершается первая фаза реализации программы подготовки квалифицированных рабочих.

На эту проблему в республике не обращали внимания 10 лет. Сейчас в стране переизбыток юристов, экономистов, менеджеров, поваров, швей, но нет станочников, сельских механизаторов, классных сварщиков. На проходившей в прошлом году в столице ярмарке вакансий производственники не могли набрать нужного количества опытных токарей, фрезеровщиков, наладчиков: за 20 лет количество учащихся в ПТУ с 230 тысяч снизилось до двадцати. Это данные Минсоцтруда. Если ситуация сохранится, то через 10-15 лет станки на заводах обслуживать будет некому. Поэтому инициатива канадцев весьма своевременна. Может быть, этот факт и подтолкнул правительство, парламент увеличить ассигнованния на научные исследования. Впервые с момента обретения независимости для изысканий в сфере технологий и создания современного оборудования наука получила денег почти на 25% больше, чем прежде. Появилась возможность создать рациональную модель деятельности научных учреждений, усилить внедрение научных разработок в производственный сектор и начать выпуск качественной, пользующейся спросом продукции. Обновив с помощью российских инвесторов оборудование тридцатилетней давности, республика прикидывает и возможность внедрения современных технологий. Тогда правительству не придется выносить решение о распродаже по дешевке скопившихся на складах неликвидов.

О том, что Россия вновь начала создавать в Центральной Азии фундамент для партнерства, говорит и визит в регион министра внутренних дел Бориса Грызлова. Российское руководство прикидывает, как обезопасить капиталы своих предпринимателей и создать для их работы хороший климат. В подписанном в Бишкеке Меморандуме особое внимание уделено защите южных границ СНГ, борьбе с международными террористами, которые дважды вторгались на территорию республики, а также противодействию религиозным экстремистам, сепаратистам, наркотрафику и незаконной миграции.

По данным Интерпола, в регионе несколько сотен хорошо организованных банд, идет сращивание коррупции с государственными структурами. И не случайно, что в последние два года в Кыргызстане наметился рост экономических преступлений, связанных с наркобизнесом. Нет оснований отбрасывать и возможность использования наркомаршрутов для графика оружия. Визит Грызлова преследует цель - наладить координацию действий силовиков. Запланированы совместные учения внутренних войск, подготовка кадров, техническое оснащение, информационное обеспечение, создание единого банка данных.

Несмотря на то, что участники Консультативного совещания стран-доноров в Бишкеке решили поддержать республику солидными грантами и кредитами, Кыргызстан по-прежнему держит курс на испытанного партнера. Да и Россия устами нового посла Евгения Шмагина подтверждает: "Сегодня Бишкек для Москвы - серьезнейшее направление". А Президент Аскар Акаев добавляет: "И сейчас, и в обозримом будущем Россия остается главным торговым и экономическим партнером Кыргызской Республики".




Общественный рейтинг,
3 декабря 2002

Эхо Аксы (анализ политической ситуации)

Турат Акимов

 

"Народ может ничего не знать, но он всегда чувствует!" Древний Рим.

Начавшийся 4 сентября "Великий поход" аксыйцев на кыргызскую столицу завершился 12 ноября. Всех протестующих (около 1000 человек) рассадили в автобусы и развезли по домам. Застигнутая тихим исходом горячих предволнений, общественность этой страны все еще пребывает в оцепенении, пытаясь понять: что произошло и что будет дальше?

Справка: "Великим походом" называется одна из глав кыргызского эпоса "Манас", в котором легендарный герой Манас объявил набег на Китай. Разрушив Великую китайскую стену, он воссел на трон Поднебесной, в Бейджине (Пекин).

Первопричиной конфликта послужил незаконный арест депутата А.Бекназарова (есть результаты Госкомиссии). Будучи районным следователем (6 лет назад), он "превысил полномочия", отказавшись возбудить уголовное дело по бытовому убийству, поскольку обвиняемый, по его мнению, не превысил пределов самообороны. Все эти годы к Бекназарову никто не предъявлял претензий, пока он, уже в качестве депутата, не начал резко критиковать президента А.Акаева за подписанные им соглашения об урегулировании пограничных споров с Китаем (согласно которым, Пекину переданы 124 тыс. кв. км территории на севере Кыргызстана), и не стал активно призывать объявить ему импичмент недоверия. Затем пронеслись месяцы голодовок, пикетов, расстрелов и пеших марш-протестов, закончившиеся меморандумом "временного перемирия", от которого известны лишь отдельные детали. Так, подписантами меморандума стали действующие чиновники Белого дома и Парламента КР (начиная от 1-го вице-премьера и спикера верхней палаты, заканчивая рядовыми депутатами и чиновниками), а с другой стороны: опальный депутат А.Бекназаров, его коллеги Б.Асанов и Д.Чотонов, а также лидеры "Комитета по защите депутата Бекназарова" (общественное объединение аксыйцев). Далее известно, что договоренность гласит об обязательном наказании главных виновников расстрела в Аксы от 17-18 марта 2002 года, с передачей их под суд до 15 ноября текущего года и выделение 1.5 млн. сомов участникам марша и родственникам погибших. И самым главным условием меморандума является отказ аксыйцев от своих главных требований: "Отставка Акаева!" и "Отзыв соглашения с Китаем по передаче участка "Узенги-Кууш". Однако, по словам А.Бекназарова, если власти переиграют условия меморандума, протестующие оставляют за собой право действовать вновь, а пока, в Кыргызстане наступило время "великого перемирия" (Р.Киплинг "Маугли") и времени для первичных выводов более чем достаточно. Итак.

Причины отказа от марша

Прежде всего, это были меры, предпринятые властью. За несколько дней до начала марша, повсеместно были сформированы группы поддержки действующего Президента, митинговавшие в его поддержку с трансляцией по ТВ и с осуждением похода на Бишкек. Затем, были озвучены обращения различных общественных объединений и ветеранов к южанам: "Не допустить гражданской войны". Плюс, спецслужбы Кыргызстана стали находить на пути митингующих схроны оружия и взрывчатых веществ. Завершением всего, стал террористический акт направленный против секретаря СовБеза КР - Мисира Аширкулова. На, что 1-й заместитель главы кыргызских спецслужб Б.Полуэктов в Парламенте заявил, что если аксыйцы войдут в столицу, то кровь прольется обязательно: "Я вам это гарантирую" были его слова. После него (10 сентября), уже глава СНБ К. Иманкулов на сессии Парламента вновь предупредил общественность страны, что теперь возможны новые террористические акты, но уже против лидеров оппозиции. Дополнительно был готов 3-х месячный мораторий на политические митинги и постановление Правительства "О мерах по контролю за политической обстановкой…". Кульминацией марша стал живой трехдневный кордон из милиции, грузовиков и групп поддержки Президента, примерно в 100 км от Джалал-Абада, в городе Кара-Куль. Ими был перекрыт единственный мост через реку Нарын, где последним средством продвижения на столицу мог быть только рукопашный бой, чего никак не мог допустить А.Бекназаров. В итоге, все это возымело действие, и лидеры митингующих остановили свой марш.

Кратко резюмируя произошедшее, можно отметить, что политический кризис временно снят. Обе стороны самоуспокоились, хотя общественно-внутриполитическая ситуация все еще остается трудно предсказуемой, а пока картина бытия.

Власть

1. Самым главным достижением власти является снятие накала противостояния, особенно накануне предстоящих мероприятий международного характера, и возможность дальнейших маневров во времени, особенно с учетом предстоящих погодных условий и вероятно на двухлетнюю перспективу. Как никак, острота кризиса переведена в русло рутинных протестов, а найти общественнозначимое событие, идею или лидера для привлечения большинства масс нелегко.

2. Несомненным успехом власти является нейтрализация главного требования протестующих: "Отставка Акаеву!" и "Отзыв территориального соглашения с Китаем". Эти два радикальных девиза стали находить серьезную поддержку даже среди неаксыйцев и грозили превратить локальный протест против центральной власти в общенациональное движение.

3. Снятием первого лозунга "Отставка Акаеву!" властям удалось нейтрализовать готовность масс следовать за новыми лидерами. Тем самым, удалось сохранить консолидацию вокруг действующего Президента, координацию внутренних действий и рычагов управления, отбросить трения в методах сохранения общих интересов и продемонстрировать готовность на жертвы.

4. Удалось разъединить оппозиционные силы, немного сгруппировавшиеся после последних выборов и доказать малосостоятельность ее нынешних лидеров. Одних удалось убедить будущими реформами, вторых приближением ко двору, третьих бесперспективностью сопротивления.

5. После 9 месяцев расследований (накануне визита А.Акаева в США), удалось найти мнимого виновника всекыргызского кризиса, в лице исламского экстремизма: Хизб-ут-Тахрир, ИДУ, Аль-Каеды и т.п. (Хотя всем понятно, что не Ислам арестовал опального А.Бекназарова и расстрелял митингующих). Перевод демократического кризиса в русло религиозно-исламских провокаций, можно смело назвать несомненным успехом властей, особенно в глазах Запада и США.

Оппозиция

1. Она подтвердила свою несостоятельность в виде единой команды. Нет консолидации, взаимопонимания, доверия. Меж ними существует соперничество и различие взглядов на ситуацию, и тактику действий. В критический момент А.Бекназаров практически остался один, а многие коллеги дистанцировались. Следовательно, оппозиция еще далека от консолидации идей, лидеров, программ, и действий. Ее многоликость размывает политические взгляды масс и мешает сконцентрироваться, а ее множественность (34 политпартии) говорит о незрелости. (В большинстве стран мира по значимости политического веса, партии не превышают своим числом трех-четырех). Как итог, лидеры оппозиции не способны создать серьезного теневого кабинета, и оппозиция в целом остается персонифицированной. Последние события показали, что многими лидерами общественная трагедия рассматривалась больше как средство поднятия собственного имиджа, нежели как серьезное крушение демократических ценностей. Ни один из ее лидеров не способен взять ответственность за своего коллегу или его электорат

2. Многие лидеры оппозиции обнаружили свою бесперспективность в случае досрочной отставки Акаева, обнажив, что на экстренных выборах они не имеют никаких шансов. У многих не оказалось долгосрочной стратегии без чего, особенно как объекта критики, на ниве которого можно зарабатывать политические дивиденды. Следовательно, нет серьезных идей для масштабной борьбы, нет ресурсов работать на публичном уровне. Отсюда аппеляции к обещаниям Президента, не баллотироваться в 2005 году. Общество воспринимается не более как аудитория и средство достижения собственных интересов. Политическая культура оппозиции не превосходит действующую власть.

3. Практический развал Народного Конгресса Кыргызстана (Т.Тургуналиев), свидетельствует, что оппозиция в целом податлива дроблению извне, вполне регулируема, управляема и контролируема властью. В ее рядах нет серьезной общенациональной объединяющей фигуры, поэтому ожидать политического чуда в стане оппозиции не приходиться. Отсюда настороженность и созерцательный подход большинства населения к политическим процессам вообще.

Общество

1. Оно убедилось в истинности старых аксиом: "Власть исходит от народа, но редко к ней возвращается, политическая борьба требует героев и жертв, но никакая власть не заинтересована в потере собственной власти". Затем вновь, перепроверила лидеров оппозиции на прочность взглядов, убеждений и твердости позиций.

2. Общество осознало силу объединения и демонстрирует готовность на крупные гражданские формирования по своим интересам. При наличии определенных обстоятельств (объединяющей идеи, цели, дисциплины, лидера и грамотной тактики действий) готово осуществить любой сдвиг в обществе, политике и в государстве. Может потребовать отчета от своих лидеров на любом государственном уровне, но ощущает нехватку консолидирующей идеи, отсутствия серьезного альтернативного политика и стратегии движения вперед.

4. В долгом и упорном отсутствии правосудия, общество все больше ощущает взаимозависимость верхов и исполнителей аксыйской трагедии. Это в свою очередь, обнажает несоответствие интересов государства и власти. Отсюда рождение новых гражданских объединений типа: "Комитет защиты такого-то…" - свидетельство недоверия масс официальным органам юстиции, правозащиты и вообще к институту государства.

5. Острое восприятие новых лидеров (Ф.Кулов, А.Бекназаров) и поиск альтернативного политика А.Акаеву свидетельствует о неудовлетворенности общества существующим легитимным лидером. Но на фоне отсутствия лидера общенационального масштаба, политическая активность оппозиции вызывает осторожность среди масс и продолжает оставаться на региональном уровне. Отсюда локальность протеста (более подробно о причинах ниже), которые и в будущем будут носить спонтанно-спорадический характер, малоспособный перерасти в общегражданское движение.

Однако, не следует забывать, что политически активной частью общества является только около 10-20% общества, но именно они составляют критическую массу, способную на осуществление политических сдвигов в любом государстве. Но после 12 сентября (Кара-Куль) самых критических дней года, когда состоялась серьезная регонсценировка политической борьбы, и проверка лидеров на прочность, общество будет все меньше подвержено манипулированию со стороны, как власти, так и оппозиции. Хотя накануне следующих выборов, страсти обязательно нахлынут, но это будет вполне легитимная активность.

О причинах конфликта

Государственные СМИ Кыргызстана продолжают называть виновниками кризиса то геополитические процессы, то международный наркобизнес, то неизвестные третьи силы, то международные организации в лице НПО и правозащитников, а то и Ислам. Отсюда много разговоров и споров о влиянии извне.

И действительно, фон геополитических процессов показывает, что в Кыргызстане есть место столкновениям интересов великих держав. К тому же, передел Афганистана еще не завершился и есть силы, которым небезынтересны малостабильные процессы вокруг. Но влияние какой-либо внешней силы в Кыргызстане еще не настолько активно, чтобы на виду других крупных политических игроков совершить откровенный управляемый переворот. Хотя отдельные наблюдатели склонны видеть в аксыйских кризисах российское влияние, с целью смены Акаева и вывода военной авиабазы Гэнси с кыргызских земель. Но утверждать, что российское лобби является решающим в кадровой политике Кыргызстана - невозможно. Более логичным будет наличие американского следа в виде небольшой профилактики демократии для А.Акаева, с тем, чтобы после Барвихи и Пекина он не оказался на их лыжне.

Также нет серьезного вмешательства и на региональном уровне, иначе аксыйские протесты могли привести к серьезным этническим противостояниям, или как минимум к утечке информации об этом. Более того, практически по всем параметрам, Акаев устраивает все ближайшее окружение Кыргызстана, он податлив, мягок и уступчив. Не имеет жестких противоречий или ярких антинастроений против кого-либо, поэтому соседние ветры вполне попутны. К тому же, региональное становление соседей не завершилось, и нестабильность Кыргызстана сразу отдает эхом у них, чему свидетельством узбекские митинги.

Но более всего, все вышеперечисленное перечеркнул "легко и вдруг" достигнутый консенсус внутри кыргызского двора, что свидетельствует о суверенности конфликта. (Тем более, что игра извне вряд-ли поддается серьезному регулированию из Бишкека). По мнению большинства наблюдателей, главной причиной кризиса явилась внутренняя ошибка в управлении. Возможно в какой-то момент, при команде сверху: "Остановить протесты, во что бы то ни стало!", кто-то за отправную точку действий принял расхожее понятие "толпа - это быдло". (Особенно, если учитывать национальные особенности событий, где главными виновниками называют двух ключевых чиновников из Таласа (А.Карыпкулов и З.Кудайбергенов. Следует отметить, что выходцы этой области, всегда отличались среди других кыргызов особым самомнением о своей значимости). Таким образом, недальновидность вторых чиновников покрыла множеством трещин центрально-азиатскую витрину Демократии, а возвышение тех, чьим кумиром является Пиночет дополнило картину политической культуры власти.

Но, рассуждая о политическом кризисе внутри двора, придется обмолвиться и о таинственных "третьих силах", которые желают прийти к власти руками восставших. За 12 лет независимости, в Кыргызстане сменилось 9 кабинетов министров и 11 председателей госкомитета по имуществу, и множество других чиновников в самый разгар передела госсобственности - эти цифры сами говорят за себя. Дополнительно, постепенно все большая часть населения, понимая коррумпированность власти, все меньше ударяла пальцами во имя укрепления позиций действующего Президента. Все это вкупе, подточило ситуацию изнутри, и так сложились третьи силы.

Однако, действительность обнажает несколько иные реалии - "третьи силы" никак не являлись серьезными дирижерами аксыйских процессов, поэтому беседы о внутриэлитном или дворцовом перевороте-заговоре не к месту. Дело в том, что кыргызский бомонд слишком мал, и наказания последовали бы незамедлительно и весьма наглядно, чего просто не наблюдается. Правда, первоначально имели место внутренние разборки на районном уровне, но как оказалось, - это были лишь интриги Джалал-Абадского двора, но никак не требования отставки Бишкека. Тем более, что данные дефекты устранены простой рокировкой кадров, что подразумевало их незначительность. Да и сама перетасовка карт, говорит об отсутствии крупных элитно-клановых войн. Гораздо логичнее говорить об узкой региональности процессов.

В последний момент, теряющим самообладание властям, в какой-то мере удалось внушить низам, что происходит региональное столкновение Юг-Север, и некоторые в это уверовали. Произошло это только потому, что большинство оппозиционно настроенных лидеров действительно оказались южанами. Правда, среди них нашелся один северянин - И.Кадырбеков, которого власти окрестили "христопродавцем". Южанам действительно удалось в стенах Парламента создать некоторое подобие региональной фракции-блока, особенно после известных Баткенских событий. Однако, в противовес им существует большое количество других южан, весьма широко представленных во власти и практически на всех уровнях, поэтому такое обвинение не выдерживает серьезной критики. Для таких вердиктов, как минимум, должен созреть серьезный сепаратизм на отделение, а пока, фактор "Юг" остается внутренним инструментом политической игры. В тот же момент, заявления Аксы о присоединении к Узбекистану или России следует рассматривать не более чем, как признак отчаяния или попытка шантажа.

Феномен Аксы

Но если подходить к феномену Аксы более тонко, то можно понять, что лежало в основе аксыйских протестов и сопротивления. Прежде всего, это постоянное пограничное состояние психики ее граждан, продиктованное ползучей узбекской экспансией по территориальным, водным и экономическим спорам, подкрепленное неспособностью высшего руководства страны адекватно реагировать на эти вызовы. Отсюда недоверие к узбекским митингам-поддержкам Аксы и острое восприятие потерь кыргызских земель южанами, тогда как на севере никто и не среагировал на передачу территорий Китаю, хотя Узенги-Кууш расположен именно на севере страны. Вдобавок, все это дополнялось генетической памятью аксыйцев, сохранивших исторический опыт объединения широких масс на борьбу за власть или свободу против Кокандского ханства, плюс общее плачевное состояние экономики Кыргызстана.

Другая причина горячей борьбы аксыйцев за своего депутата А.Бекназарова - это особенности южного менталитета. Здесь до сих пор велик вес патриархально-семейных и родственных взаимоотношений, не утрачено влияние общины и почетных патриархов, мнение которых порой выше, чем политический вес чиновничьей директивы. Тогда как на севере Кыргызстана процветает более эгоистический или частнособственнический европеизированный уклад взаимоотношений, чему примером является безуспешная борьба северян за своего опального генерала Ф.Кулова. (Тем более, когда Ф.Кулов больше боролся за приближение ко двору, чем за какую-либо национальную идею). Здесь следует отметить тот факт, что А.Бекназаров боролся не за власть, как Ф.Кулов, а за идею (потеря земель) которая была близка аксыйцам в силу собственных пограничных проблем. Это говорит о том, что кыргызское общество в большей степени готово выступать за идею, нежели за авторитет той или иной опальной личности, как было ранее.

Таковы отдельные первичные эхо-выводы о "втором великом походе кыргызов на Бейджин", но, что будет в дальнейшем, сказать трудно. Пока же, политики и политиканы заняты рекультивацией Конституции и спорами для народа, экономика пребывает в дрейфе, а протестанты и властители держат "великое перемирие", когда никто никого не трогает, хотя перетягивание политического каната все же происходит. Последние процессы противостояний-митингов "за и против" происходят самотеком, по инерции возбужденных масс, подкрепленные отсутствием логического завершения аксыйской трагедии. Но назвать их серьезной стратегией оппозиции нельзя. Однако, когда смута уже посеяна, логики в действиях масс, да и массам в своих действиях - найти будет весьма сложно, и при наличии серьезной провокации со стороны в порыве страстей и митингов может произойти все, что угодно. К тому же, практика последних месяцев показала, что ситуация серьезно размыта, и даже 1000 демонстрантов несут угрозу устойчивости нынешней власти. Поэтому осторожность при принятии решений сегодня необходима и власти, и лидерам оппозиции, и особенно обществу, которой пытаются манипулировать очень многие.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ