Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №65(15.12.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


«Русская философия  и русское общество: надежды и ожидания»

А.Ф. Замалеев

Уважаемые коллеги!

 Тональность выступлений моих коллег мне совершенно не понравилась. Россия больна. Россия в трагедии. Россия в унынии. Россия в поиске каких-то альтернатив без осознания того, что это за альтернативы. Вот Россия. Больна ли она, не больна – это наша Россия. Мы озабочены этим, и надо сделать так, чтобы ей было и сладостно, и хорошо. Я думаю, что у России есть и перспективы, и надежды, я их связываю во многом с прочно утвердившейся, обосновавшейся, нашедшей себе реальные возможности для воплощения русской философии. Что я имею в виду в данном случае?

Прежде всего, надо освободить свое сознание от застарелых стереотипов о том, что русская философия находится еще в процессе поисков, в сфере каких-то обнаружений и др.  Надо избавить себя от представлений о том, что русская философия является каким-то заимствованием, переносом западных идей,   что она лишь пытается осознать национальные интересы в контексте западной философской мысли.  Надо, наконец, отказаться от того, что русская философия может развиваться и чувствовать себя хорошо, вольготно, благодатно только в мире православия. Это тоже старое заблуждение, которое постоянно насаждается и которое не реформирует, переключает наше внимание, наши интересы. Мне кажется, что пересмотр понимания того, что русская философия, безусловно, существует, безусловно, устойчива, и что она уже закрепила себя в современном российском мире. Понимание этого должно нам внушить и надежды, и перспективы.

Давайте посмотрим, что представляет собой русская философия? Ну, прежде всего, как бы ни говорили о том, что она есть порождение европейского сознания, мы не можем не считаться с тем, что она, будучи связана корнями с европейской философской традицией, отнюдь не тождественна европейской традиции. В чем выражается эта нетождественность? А в том, что русская философия и в XIX веке, и в XVIII, и в XX веке, особенно, на рубеже XIX-XX веков, очень серьезно и основательно подвергла критике одностороннее развитие западной философии, ее рационализм. Русская философия ясно показала, что не может быть прочных знаний, не может быть прочного мировоззрения, если человек опирается на одну способность души – только на разум. Только совокупность всех способностей души – и разума, и веры, поможет достичь ясного понимания.

Второй момент. Западноевропейская философия при всех своих достижениях однонаправлена,  в ней существует преимущественно гносеологическая цель. Русская философия не обременена тем гносеологизмом, которым очень основательно и, может быть, вполне заслуженно, гордится наша философия. Для русской философии первостепенное значение имеет процесс искания, морализаторства, и этот процесс искания, морализаторства, имеет разнонаправленное, разносюжетное развитие. Вот одна из важнейших черт русской философии заключается именно в том, что она в своей разнонаправленности, разносюжетности, охватывает совокупность разных истин, разных понятий и разных принципов.

Какие направления мы можем выделить прежде всего? Мне кажется, что здесь надо иметь в виду следующие направления, в которых русская философия проявила себя, особенно в XX веке, мощно и уверенно. Это натурфилософия. Ее итоговой формой является то, что в настоящее время наука стала планетным явлением. И с этой точки зрения мы должны прежде всего ориентироваться на идеалы и ценности науки. Нельзя науку подменить никакими другими ценностями. Такова общая форма русского космизма – высочайшего из высочайших достижений XX века. Второе направление – антропология.

В последнее время много говорится о достижениях западной антропологии, но нужно отметить для себя одну важную вещь: русская антропология стоит на совсем иных принципах и основаниях. И здесь, мне кажется, особое значение имеет высшее достижение русской философии – доминантная теория, основоположником которой является академик Алексей Викторович Охтинский…

(вопрос из зала – неразборчиво)

Ваш вопрос. Я потом на него отвечу.

Итак, высшим выражением антропологии является доминантная теория, которая имеет совершенно иное представление об образовании и воспитании людей. Тут в первом докладе было сказано, что мы должны сохранить систему воспитания. А ведь каждый вид этой системы образования может быть построен на тех достижениях, на тех результатах, которые были достигнуты в русской философии. Это доминантная теория прежде всего. Возникла область политологии, в политологии, я еще буду об этом говорить, с ее перспективами и надеждами, мы также выделяем целый ряд проблем, созвучных нашему времени. Возникла область культурологии. Пожалуй, мы наиболее близко здесь стоим именно к философии культуры. Что я здесь имею в виду? Я хочу отметить, что именно русской философии принадлежит теория культурных типов. Именно русская философия внушила человечеству, что нет варварских и диких народов, нет однонаправленного развития культуры, есть движение человечества в разных культурных направлениях, в разных формах, и т.д.

Словом, я хотел бы отметить следующую мысль: русская философия, достигшая определенных высот в XX веке, она, несомненно, может вдохновлять нас, может вселять определенные надежды к возрождению и сохранению России.

 У меня мало времени, но я хотел бы остановиться на одном очень важном и существенном пункте, связанном с перспективами, ожиданиями, которые мы возлагаем на русскую философию. Мне кажется, что, рассуждая о русской философии, имея в виду ее многонаправленность, многовариантность, мы не должны забывать особый ее раздел – это политическая философия. Русская политическая философия обнаруживает наибольшее рвение в разработке реалий нашей современной российской действительности. Русская философия убеждает нас в том, что, очевидно, существуют определенные опасности и угрозы, которые могут быть определенным образом ограничены или же устранены из области реальных отношений, из области реальной жизни. Какими мне представляются эти опасности и угрозы, очевидно, формирующиеся в нашей жизни – социальной, политической и духовной? Одна из таких опасностей, как мне представляется – это диктатура власти. Притом, русская философия в лице Бердяева, Ильина и других неоднократно подтверждала, что в XX веке, в эпоху высшего технологизма, угроза диктатуры власти, ее установления, отнюдь не будет носить политический характер. Эта угроза установления диктатуры власти будет носить преимущественно экономический характер. Экономическая основа диктатуры власти – вот что наиболее важно иметь в виду в современной политической жизни России и о чем русская философия предупреждала и в конце XIX, и в начале XX века. В трудах многих философов (Бердяева и др.) мы находим мысли о том, что XX и последующий века – века технологического прогресса – могут выразиться в конце концов трагедией, которую я назвал «диктатура власти».

 Вторая угроза или опасность, которая вполне очевидна – это диктатура церкви, диктатура православия. Позвольте мне остановиться на этом несколько подробнее. Как бы мы ни думали, не выставляли плюсы в отношении православия, как бы мы ни утверждали вполне обоснованно, что православие сыграло значительную роль в становлении русской культуры, русской государственности, мы не можем отказаться от некоторых догматических представлений русской церкви. Прежде всего, русская церковь исходит из резкого и решительного противопоставления святости и знания. Это целая концепция, разрабатываемая в научных кругах наших высших церковных иерархов. С этой точки зрения, у церкви нет никакой социальной, никакой наукообразной задачи. Церковь не может и не должна отвлекаться на дискуссии, на научные и философские проблемы. Это совсем другие задачи и другие цели. Вот эта отстраненность от реалий, от ритма жизни, и вместе с тем активное вовлечение в процессы экономического самоутверждения действительно могут привести к возрастанию диктатуры самой церкви. В чем выражается эта диктатура, в каких моментах? Прежде всего, в навязывании власти идеи насилия. Это удивительным кажется, но я вот недавно прочел в «Известиях» статью дьякона Кураева, это известная в церковном мире фигура. Он пишет (постараюсь передать идею): «Оказывается, мы допускаем чистейшую глупость,  утверждая, доказывая людям то, что терроризм не имеет национальных и языковых корней. Напротив, посмотрите на религии других народов (например, евреев и др.) В их этике глубоко укоренены установки на террор и др.» И отсюда Кураев делает вывод: «Наше государство должно проявлять давление на все эти нецивилизованные и варварские формы восприятия мира. Только в давлении может быть упрочен мир. Ну скажите пожалуйста, что это такое? Это высочайшая глупость, отупляющая общественность и сознание русского человека. Если православие устами своих более или менее значительных фигур провозглашает идею давления, стало быть, мы с опаской должны подходить к самой идее  обусловливания нашего возрождения идеалами и канонами православия.

 (Реплики из зала)

Вопросы, которые мы здесь обсуждаем, конечно же, не могут иметь однозначных суждений, могут быть и другие представления. Но я хотел бы подчеркнуть, что православие, православная церковность в значительной мере обособляет русских от остальных россиян. И это уже, безусловно, опасно. Я комментирую суждения для придания гармоничности всему тому русскому миру, о котором мы ведем здесь речь. И третий момент, который я хотел бы выставить в качестве опасности. Это опасность диктатуры массовой культуры. Позвольте мне привести некоторые соображения наших петербургских ученых, касающиеся оценки воздействия так называемой массовой культуры. Массовая культура, распространившись повсеместно, она, с точки зрения современной философской и культурологической науки, во-первых, препятствует образованию устойчивых сообществ, демонтирует известные ранее и успешно работавшие социальные типы культур, она создает крайне неустойчивую, крайне зависимую, открытую, подконтрольную, неспособную к самостоятельности организацию и систему. Таким образом, русская философия уже в конце XIX века предупреждала о том, что на почве технологизма возникает омассовление культуры, а массовая культура есть не что иное, как упразднение свободы. Идеалом этой философии всегда была свобода через творчество. Массовая культура разобщает человечество, разобщает народы, разобщает социумы, тем самым устанавливая как незыблемое правило одно условие: живите, радуйтесь текущему моменту, и вовсе не устремляйте свое сознание к каким-то особенным и специфическим высотам и идеалам. Массовая культура есть безусловное подавление идеи целостности и сохранения самой России.

Подводя общий итог, я хочу отметить следующее. Русская философия, конечно же, дает громадное количество различных представлений и понятий, которые укрепляют наше положение не только в мире, но и в отечестве нашем, собственно России. Русская философия в большей степени посвящена России, посвящена русской идее. И вот эти особые проблемы, особые сюжеты, которые специально вырабатывала философия, они являются важными и существенными в консолидации и укреплении наших позиций в мире, в укреплении межнациональных отношений, в гармонизации русского мира, о котором мы говорим сегодня на совещании.

 Благодарю за внимание.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ