Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №66(01.01.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

15 декабря. Президент В.Воронин обратился к европейскому сообществу с просьбой оказать поддержку Молдове в процессе ее интеграции в Европейский Союз (ЕС).

В нем говорится, что "европейская интеграция является одним из главных приоритетов внешней и внутренней политики Молдовы". Для выполнения этой высокой цели в республике создан Национальный комитет по европейской интеграции, которому поручено разработать и представить парламенту соответствующую концепцию.

"Молдова - единственное государство на постсоветском пространстве, которое вошло в Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы. Поэтому хотелось бы, чтобы Молдову воспринимали наравне с остальными странами региона, с такими же перспективами по европейской интеграции", - говорится в письме.

Президент РМ считает, что  главным препятствием на пути Молдовы в ЕС является приднестровский сепаратизм, который "снижает эффективность проводимых реформ и дестабилизирует социально-экономическую ситуацию в стране".

Глава молдавского государства предложил провести политические консультации Молдова-ЕС, так как переговоры по урегулированию приднестровского конфликта, возобновленные на основе проекта ОБСЕ, зашли в тупик. Он высказался за обсуждение данной проблемы в рамках диалога ЕС-Россия, ЕС- Украина, ЕС-ОБСЕ.

Принимая во внимание важность затронутых в письме проблем, Воронин предложил провести в Кишиневе встречу на высшем уровне и обсудить на ней двусторонние и многосторонние проблемы с целью углубления отношений между Молдовой и странами ЕС.

"Идея сближения Молдовы с ЕС поддерживается всеми политическими партиями и большей частью общества", - отмечается в обращении.

В Тирасполе же считают, сообщает информационное агентство “Ольвия-пресс”, что, поскольку позиция силового подчинения Приднестровья не нашла поддержки ни у России, ни у Украины, ни у ОБСЕ, молдавский президент решил найти менее искушенную в приднестровском вопросе сторону. Его обращение к Европейскому Союзу – это попытка изменить существующий пятисторонний формат молдо-приднестровского урегулирования, а в перспективе – и заменить «не оправдавших надежд» Воронина посредников и гарантов Евросоюзом.

16 декабря. "Хотя Соединенные Штаты не являются гарантом урегулирования приднестровской проблемы, именно США придали особую динамику переговорному процессу и обсуждению правовых форм постконфликтного урегулирования в Молдове", заявил президент РМ В.Воронин в интервью, напечатанном в газете "Независимая Молдова". Как отметил глава государства, в "США хорошо понимают, что пока в Молдове существуют две армии, две таможни и две валюты, страна не может проводить последовательную политику". Поэтому Молдова, по словам президента, вправе рассчитывать на поддержку со стороны Соединенных Штатов в процессе формирования единой страны, нейтральной и демилитаризованной, без межэтнических противоречий и социальных конфликтов. В.Воронин не считает, что предстоящий визит в США можно назвать отходом от курса нынешних властей, взятого на сотрудничество с Россией. "Сейчас быстрыми темпами развивается партнерство США и России. Нам просто немыслимо оставаться в стороне от этого сотрудничества. Вне всякого сомнения, партнерство России и США многократно усиливает возможности нашей маленькой страны. И в гораздо большей мере гарантирует нашу безопасность и суверенитет, чем русофобские или антиамериканские заявления многих наших политиков", - подчеркнул президент.

16 декабря. Спикер парламента Е.Остапчук провела встречу с представительницами женских организаций Приднестровья, в ходе которой были обсуждены проблемы социальной защиты детей и малоимущих граждан, обучения молодежи, активного участия женщины в общественной жизни. Стороны также коснулись таких проблем, как безработица, борьба с торговлей живым товаром. Е.Остапчук заявила, что на основе предложенного ОБСЕ, Россией и Украиной соглашения можно окончательно урегулировать приднестровский конфликт при условии эффективной работы экспертов с обеих сторон по совершенствованию этого документа. Инициированная Советом женщин-депутатов встреча с представительницами женских неправительственных организаций Приднестровья стала первой за последние 10 лет после приднестровского конфликта.

17 декабря. В новом проекте закона о культах, разработанном министерством юстиции, содержатся ограничения, на основании которых появится возможность вывести вне закона большинство культов, функционирующих в Республике Молдова, утверждают представители культов. Государственная служба по культам направила на днях проект закона о свободе совести и религиозных организациях всем культам в порядке ознакомления с этой законодательной инициативой.

Согласно проекту, все культы подлежат перерегистрации, которую оформят только при наличии подтверждения со стороны местных властей о том, что они располагают минимум 25 общинами, которые действовали на законных основаниях и без перерыва на протяжении последних 25 лет. Культы, которые не смогут доказать это, будут поставлены вне закона.

Помимо Митрополии Бессарабии, официально узаконенной молдавским правительством летом этого года под давлением европейского сообщества, этот проект, в случае утверждения и введения в действие, угрожает многим религиозным учреждениям, в том числе Римско-католической церкви Республики Молдова, созданной решением Папы Иоанна Павла Второго 23 ноября 1993 года.

17 декабря. - Соединенные Штаты Америки поддерживают проевропейские стремления Республики Молдова, заявил президент В.Воронин в ходе телемоста Вашингтон-Кишинев, организованного Посольством США в Молдове по завершении его встречи с президентом Дж.Бушем. "Президент Дж.Буш расценивает европейскую интеграцию как очень хорошую перспективу для нашей страны", - сказал глава государства. Молдавский президент исключил возможность обусловленности интеграции какого-либо государства в Европейский союз принадлежностью к Североатлантическому альянсу. "Мы беседовали с генеральным секретарем НАТО лордом Робертсоном, который подтвердил, что такой вопрос не ставится не только по отношению к Республике Молдова, но его вообще не существует, - заявил В.Воронин.

17 декабря. В Москве возобновились переговоры по приднестровскому урегулированию. Переговоры идут в пятистороннем формате с участием представителей Кишинева и Тирасполя, а также посредников - России, Украины и ОБСЕ, сообщил руководитель службы Миссии ОБСЕ в Кишиневе М. Сидорофф. Он также сказал, что накануне московского раунда переговоров в пятистороннем формате состоялась встреча посредников.

От Кишинева в московской встрече участвует представитель  президента РМ на переговорах по приднестровскому урегулированию В.Стурза, от Тирасполя - руководитель внешнеполитического ведомства ПМР В.Лицкай. ОБСЕ представляют заместитель главы миссии ОБСЕ в Кишиневе Н.Бреннан и политический советник миссии А.Климчик, от России - ее полномочный представитель на переговорах А.Новожилов, от Украины - посол Украины в РМ П.Чалый.

18 декабря.  Если бы в настоящее время в РМ состоялись парламентские выборы, 33% электората не приняли бы в них участие или не знали бы, за кого голосовать. Из тех, кто конкретно знает, за кого голосовать, 67% отдали бы свои голоса за Партию коммунистов - таковы результаты опроса общественного мнения за ноябрь 2002 года. Среди политических деятелей наибольшим доверием пользуется президент В.Воронин (73%). За ним следуют премьер В.Тарлев (53%) , кишиневский примар (мэр) С.Урекян (48%), спикер парламента Е.Остапчук (34%). Наибольшее недоверие вызывают экс-президент П.Лучинский (73%) и лидер Христианско-демократической народной партии Ю.Рошка (68%). Среди государственных институтов население доверяет, в первую очередь, президенту – 63%, примэрии – 52% и армии – 50%, а парламенту, правительству и полиции доверяют только 46% граждан. 35% опрошенных считают, что из всех партий и политических формирований вывести страну из кризиса способна Партия коммунистов. По мнению 18%, сделать это неспособен никто, 31% - сомневающиеся.

Барометр общественного мнения, согласно проведенному опросу, показывает, что 76% респондентов за то, чтобы Республика Молдова была единым государством, в котором Приднестровье и Гагаузия были бы на правах уездов. В то же время 8% опрошенных считают, что Молдавия должна быть федеративным государством, в котором Приднестровье и Гагаузия были бы субъектами федерации, а 2% высказались за конфедеративное государство.

По 38% респондентов высказалось за интеграцию РМ в Европейский союз (ЕС) и в Содружество Независимых Государств (СНГ).

Отвечая на вопрос о государственном языке, 46% респондентов заявили, что должно быть два государственных языка, а 45% утверждают, что государственным должен быть только молдавский/румынский язык.

Опрос проводился Институтом общественной политики совместно с Центром социологических, политологических и психологических исследований. Опрошено 1103 человека из 72 населенных пунктов страны.

18 декабря. Объединение страны, борьба с коррупцией, дебюрократизация, курс на европейскую интеграцию - таковы главные приоритеты руководства Молдовы, заявил президент республики В.Воронин, выступая в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований.

Он выразил уверенность в необратимости процесса интеграции республики. "Несмотря на то, что администрация Приднестровья всеми силами блокирует переговорный процесс, мы убеждены, что уже прошли большую часть пути, - сказал молдавский лидер. - Для нас чрезвычайно важно, что правительство США разделяет наш оптимизм и наши цели".

Не менее важным, отметил Воронин, является и "установленное Кишиневом прочное стратегическое партнерство с Москвой". "Поддержка российским президентом В.Путиным нашего курса на объединение Молдовы, демилитаризацию Приднестровья создала беспрецедентные условия для реинтеграции страны", - подчеркнул президент.

Он сообщил также, что в рамках решения вопроса о европейской интеграции Молдовы правительством республики в ближайшее время будет принята концепция присоединения к Европейскому союзу.

Ключевыми проблемами, препятствующими развитию страны на данном этапе, подчеркнул он, являются "внутренняя раздробленность и высокий уровень региональной нестабильности, бедность и репрессивная экономическая система, коррупция и внутриполитическая нестабильность, а также внешнеполитическая неопределенность Кишинева".

18 декабря. США готовы применить совместно с мировым сообществом определенные меры в отношении тираспольского режима, если он и далее будет препятствовать вывозу российских вооружений из приднестровского региона, заявил в Вашингтоне специальный представитель Госдепартамента США Р.Перина после завершения встречи президента РМ В.Воронина с руководством Государственного департамента.

Р.Перина сказал о готовности США внести свой вклад в поиски путей решения приднестровского вопроса и применить более жесткие меры в отношении руководства приднестровского региона, если Тирасполь по-прежнему будет отказываться от сотрудничества, но он отказался говорить о возможных санкциях в отношении Тирасполя, уточнив, что меры могут быть приняты только совместно с Европейским союзом.

19 декабря. Объем помощи, который Молдова получит в текущем году от Агентства США по международному развитию (USAID), составит 24,5 млн. долл., а общий объем американской помощи достигнет 44 млн. долл. В 2001 году была утверждена Стратегия сотрудничества USAID для Молдовы, которая определяет приоритетные направления сотрудничества сторон до 2005 года. В их числе значится поддержка постприватизационных процессов, реструктуризации энергетической отрасли, реформирования финансово-банковского и других секторов.

19 декабря. По итогам состоявшегося в Москве заседания Постоянного совещания полномочных представителей Молдавии, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ был подписан протокол о дальнейших шагах участников переговоров в деле  приднестровского урегулирования. В нем были зафиксированы следующие положения:

1. Молдавская и приднестровская стороны согласились продолжить консультации по «Декларации о намерениях» от 5 декабря 2002 года.

2. Республика Молдова и Приднестровье договорились разрабатывать Итоговый документ о всеобъемлющем урегулировании приднестровской проблемы на основе проекта, представленного на рассмотрение сторон 2 июля 2002 года во время Киевского заседания «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию», договоренностей, достигнутых в переговорном процессе, а также ранее представленных Республикой Молдова, Приднестровьем и посредниками предложений и проектов.

Итоговый документ подлежит разработке в рамках действующего пятистороннего формата переговорного процесса с участием Республики Молдова, Приднестровья, ОБСЕ, Российской Федерации и Украины.

3. Признано целесообразным фиксировать в отдельных протоколах согласованные формулировки к Итоговому документу (Протокол № 1 согласованных формулировок прилагается). 

4. Провести очередное заседание «Постоянного совещания» в январе 2003 года в Кишиневе, на котором предусмотреть согласование графика проведения следующих заседаний «Постоянного совещания».

20 декабря. Республика Молдова сможет сделать серьезные рывки в экономическом плане, если будут решены 3 первоочередные проблемы: реинтеграция страны, погашение внешних долгов, укрепление экономической и политической стабильности, заявил премьер-министр РМ В. Тарлев на заседании правительства. Одной из мер в продвижении по этому пути Кабинет министров считает снижение процентных ставок на кредиты, предоставлямые экономическим агентам коммерческими банками - до 4% на ссуды в твердой валюте, до 15% - на займы в национальной валюте. Другой мерой является налогообложение доходов от денежных вкладов, чтобы заинтересовать банки в предоставлении долгосрочных кредитов экономическим агентам, сказал В.Тарлев. Приоритетной задачей правительства в предстоящем году, подчеркнул он, будет также обеспечение стабилизации в аграрном секторе.

20 декабря. На переговорах по приднестровскому урегулированию, прошедших на этой неделе в Москве, представители Украины предложили к обсуждению свой проект соглашения между Кишиневом и Тирасполем, обостривший недовольство молдавской стороны ходом переговоров, сообщило информационное агентство «БАСА».

Проект, представленный украинским послом по особым поручениям Е. Левицким, бывшим представителем президента Украины на переговорах по приднестровскому урегулированию, предусматривает, в частности, что "до достижения окончательного урегулирования (вступления в силу итогового документа) Приднестровье существует в форме республики в ее нынешних проявлениях и характеристиках". В предложенном украинской стороной документе отмечается также, что при выработке итогового документа, помимо соглашения о федерализации Республики Молдова, будет учтен и Меморандум, подписанный в 1997 году в Москве.

Согласно предложению украинской стороны, "до достижения окончательного урегулирования /.../ власти Республики Молдова не будут вмешиваться в вопросы внутренней жизнедеятельности Приднестровья без согласия на это властей последнего". Кишиневу следует также предоставить хозяйствующим субъектам Приднестровья "внешнеэкономическую атрибутику Республики Молдова - сертификаты, лицензии, таможенную печать и т.д.".

На просьбу журналистов прокомментировать этот документ руководитель экспертов от Кишинева В.Стурза расценил его как "доказательство значительного регресса в ходе переговоров". Содержащиеся в этом документе положения не только не учитывают озвученные в Киеве предложения посредников, но прямо противоположны им, сказал он. По  мнению В.Стурзы, возврат к понятию "общее государство" и требование предоставить Тирасполю таможенное обеспечение отбрасывают далеко назад переговоры по приднестровскому урегулированию.

Глава молдавской делегации заявил, что, вопреки прозвучавшим в последнее время заверениям, Тирасполь не стремится к урегулированию приднестровского конфликта и всячески пытается затянуть до бесконечности достижение конкретных договоренностей.

20 декабря. Несмотря на сохраняющиеся расхождения в позициях Кишинева и Тирасполя, в целом московский раунд переговоров был полезным, позволил добиться определенного продвижения вперед в плане поиска взаимоустраивающих компромиссных решений по ряду вопросов и формулировок, говорится в сообщении Министерства иностранных дел России.

Участников переговоров принял первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации В.Трубников, который заявил, что "Россия в традиционной тесной координации с другими сопосредниками продолжит настойчивые усилия, направленные на документальное закрепление основ мира и стабильности на Днестре, исходя из обеспечения территориальной целостности Республики Молдова и предоставления Приднестровью согласованного и надежно гарантированного статуса".

24 декабря. По случаю Дня Конституции Приднестровской Молдавской Республики в местной печати было опубликовано приветственное обращение председателя Конституционного Суда ПМР В.Григорьева. В нем, в частности, говорится, что в ходе подготовки Конституция широко обсуждалась народом Приднестровья и была принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года. Основной Закон имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Он устанавливает основы конституционного строя и государственного управления ПМР, гарантирует права и свободы человека и гражданина, устанавливает его обязанности перед обществом и государством, определяет порядок изменения Конституции.

В 1998 и 2000 годах по инициативе Федерации профессиональных союзов Приднестровья и Президента ПМР в Конституцию был внесен ряд поправок. Они касались восстановления права законодательной инициативы профессиональных союзов, изменения структуры органов государственной власти, финансовой и бюджетной систем государства. Был введен новый раздел, посвященный обороне, безопасности и правоохранительной деятельности республики.

Согласно Конституции, органом конституционного контроля в республике является Конституционный суд. Он гарантирует верховенство Конституции, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством

Пусть права и свободы человека и гражданина всегда будут неотъемлемой частью нашего свободного демократического правого государства, пишет в заключение  председатель Конституционного Суда В.Григорьев.

24 декабря. Информационное агентство «Ольвия-пресс» сообщает, что в Тирасполе состоялась учредительная конференция новой общественной организации - «За Европу. Взаимопонимание и сотрудничество» (ЕВС). В ее работе участвовало около 40 делегатов из различных городов и районов Приднестровья. Были приняты Устав и Программная декларация ЕВС, а также избраны ее руководящие органы. Лидером новой организации стал известный в республике журналист А.Панин.

Своей главной целью ЕВС считает сближение Приднестровья с объединенной Европой. Как отметил А.Панин, такая интеграция – «веление времени».

Он подчеркнул, что «еще несколько лет назад наиболее приоритетной была ориентация на Российскую Федерацию». Сегодня,  по мнению Панина, ситуация должна измениться. Приднестровью необходимо развивать отношения не только с РФ, но и с Евросоюзом.

Через несколько лет бывшая МССР будет вплотную граничить с Европейским Сообществом. В этих условиях  сближение Приднестровья и ЕС, по мнению  лидера новой организации, неизбежно.

В целях скорейшего сближения ПМР и ЕС новая организация ЕВС предполагает провести ряд встреч с представителями международных структур (включая ОБСЕ). По мнению лидера ЕВС, у приднестровцев остаются «недоверие и настороженность» по отношению к Европе. Создание ЕВС – первый шаг по преодолению этого недоверия.    

 Если эти идеи будут положительно восприняты в Приднестровье, не исключено преобразование ЕВС из общественной организации в политическую партию, сказал А.Панин.

25 декабря. Депутаты Верховного Совета ПМР приняли закон «О республиканском бюджете на 2003 год».

Доходы и расходы республиканского бюджета были утверждены в сумме более 216 млн. руб. и 341 млн. руб. соответственно (1 долл. США равняется примерно 7 руб. ПМР). Предельный дефицит - в сумме более 124 млн. руб., или 36,5% к расходной части бюджета и 6,5% - к ВВП. Источниками покрытия станут кредиты и займы Приднестровского республиканского банка, доходы от приватизации государственного имущества и другие источники. Доходы консолидированного бюджета были утверждены в сумме более 340 млн. руб.

25 декабря. Распад Советского Союза не только нарушил мировое военно-политическое равновесие, но  стал причиной колоссального регресса в социальной, экономической и других областях в большинстве бывших союзных республик, заявили представители Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) и Социалистической партии Молдовы (СПМ) на состоявшейся пресс-конференции по случаю восьмидесятилетия образования СССР. Более десяти лет мы являемся свидетелями так называемых реформ, результаты которых трудно назвать положительными, заявил председатель СПМ В.Морев. Очевидно, что сравнение советского прошлого с сегодняшней действительностью республики будет не в пользу последней, подчеркнул он. Депутат Народного собрания Гагаузии Б.Новак отметил, что современное молдавское государство, к сожалению, лишь де-юре можно назвать самостоятельным. Молдова зависит от окружающих государств, МВФ и других международных организаций, чьи "рекомендации" и принимаются за основу властных решений. Присутствующие на пресс-конференции были едины во мнении, что гагаузский и приднестровский конфликты, территориальная раздробленность государства, отсталость и нищета являются прямым следствием распада Советского Союза. Организаторы пресс-конференции подчеркивали, что не находятся в оппозиции к правящей партии, но вынуждены с сожалением констатировать отсутствие положительных сдвигов к лучшему. Представители СПМ и ПСРМ считают, что только социалистический путь развития способен дать эффективные результаты и изменить сложившуюся ситуацию.




О визите президента Молдавии В.Воронина в США 17-20 декабря 2002 года

Геннадий Коненко

За годы независимого существования Республики Молдова впервые молдавский президент совершил официальный визит в Соединенные Штаты Америки. Такой чести не были удостоены ни первый глава государства М.Снегур, ни второй президент П.Лучинский, хотя они и встречались с американским президентом на ряде международных форумов.

Объясняется этот факт, на наш взгляд, следующими соображениями Вашингтона.

Во-первых, за последнее время Москва предприняла ряд шагов по усилению своего влияния в регионе, в первую очередь, в Молдавии, стремясь закрепить провозглашенный Кишиневом курс на стратегическое партнерство с Россией, что нашло свое отражение в Договоре о дружбе и сотрудничестве между двумя странами, вступившем в силу 13 мая с.г. С этой целью был осуществлен ряд мер по политической и экономической поддержке молдавского руководства в условиях обострившегося противостояния властей с национал-радикальной оппозицией, возглавляемой прорумынской Христианско-демократической народной партией.

Это дало свои результаты. Активизировалось участие РМ в СНГ, республика присоединилась к ЕвроАзЭС в качестве наблюдателя. Не будучи членом Договора о коллективной безопасности, Молдавия достаточно активно участвовала в формировании Антитеррористического центра СНГ, проявляет готовность к сотрудничеству в борьбе с контрабандой и незаконным оборотом оружия. Кишинев стал больше координировать с нами свою позицию по ряду актуальных внешнеполитических проблем. Более критически стало оцениваться молдавским руководством участие страны в ГУУАМ и т.д.

Безусловно, Вашингтон не мог не обратить на это внимание и не предпринять шагов по нейтрализации влияния и ослаблению позиций России в регионе.

Во-вторых, в Молдавии (Приднестровье) продолжает дислоцироваться Оперативная группа российских войск (ОГРВ), на складах которой хранится еще примерно 40 тыс. тонн военного имущества, включая различные виды вооружений и большое количество боеприпасов, намного превышающие ее потребности. Хотя численность ОГРВ сегодня не превышает 3 тыс. человек, и Москва взяла на себя обязательство вывести своих военных в Россию, присутствие Оперативной группы  в регионе продолжает оставаться весьма значимым элементом политического и военного влияния здесь России.

Как известно, в силу ряда обстоятельств, Россия не смогла выполнить своих обещаний по выводу войск и вывозу вооружений и боеприпасов до конца 2002 года. Западники и США, прежде всего, выражая свою озабоченность в связи с этим, на десятом заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) государств-участников ОБСЕ вынуждены были определить для нас новый срок вывода войск и вывоза военного имущества – 31 декабря 2003 года.

Кроме того, США обеспокоили появлявшиеся в Молдавии время от времени сообщения о возможности сохранения инфраструктуры ОГРВ для развертывания новой миротворческой операции при ведущей роли России.

Известное беспокойство у Вашингтона вызывает также ход переговорного процесса. По мнению американцев, недостаточно гибкая политика молдаван в этом вопросе ведет к приостановке переговоров по урегулированию и может отрицательно сказаться на процессе ликвидации российского военного присутствия  в регионе, что давно является одной из главных задач политики американской администрации в Юго-Восточной Европе.

Все эти причины и обусловили, по нашему мнению, решение  Белого дома пригласить В.Воронина посетить США с официальным визитом.

Визит, проходивший с 16 по 20 декабря, включал в себя довольно широкую программу различных мероприятий – от встречи с президентом Дж.Бушем и другими представителями американских властей до переговоров с руководством Всемирного банка и Международного валютного фонда и посещения штата Северная Каролина.

Основными вопросами переговоров между президентом В.Ворониным и Дж.Бушем были состояние двустороннего сотрудничества США и РМ, планы по интеграции Молдовы в европейские структуры, проблема реструктуризации внешних долгов РМ, приднестровская тематика.

В вопросе приднестровского урегулирования США поддержали в целом позицию молдавского руководства. В Совместном заявлении, принятом по итогам переговоров, американская сторона подтвердила необходимость соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова и подчеркнула «решимость совместно с Кишиневом довести приднестровский сепаратистский конфликт до мирного урегулирования». Президенты Молдавии и Соединенных Штатов заявили о своей приверженности продолжению переговоров, возглавляемых ОБСЕ (интересное заявление, если учесть, что Россия и Украина выступают не только в роли посредников, но и являются гарантами будущих договоренностей по урегулированию взаимоотношений между Молдавией и Приднестровьем – прим. автора). Дж.Буш и В.Воронин высказали также свою приверженность Киевскому документу, который рассматривается США и РМ как основа переговоров на длительный период.

В том же ключе обсуждался этот вопрос в Госдепартаменте США. Спецпредставитель Госдепа Р.Перина (бывший посол США в РМ) заявил по завершении переговоров, что его страна готова внести свой вклад в поиски решения приднестровского вопроса и применить жесткие меры в отношении руководства приднестровского региона, если Тирасполь по-прежнему будет отказываться от сотрудничества в этом деле.

Следует сказать, что в это время 17-18 декабря в Москве по инициативе России проходил очередной раунд полномасштабных переговоров по приднестровскому урегулированию. Переговоры, как известно, зашли было в тупик после того, как представитель Молдавии 5 декабря с.г. отказался подписать «Декларацию о намерениях», одно из положений которой закрепляло принцип федеративного устройства будущего молдавского государства, и под которой уже поставили свои подписи представители России, Украины, Приднестровья и ОБСЕ. Руководитель делегации РМ на переговорах В.Стурза заявил, что формулировка «о строительстве демократического правового государства на договорной основе» не устраивает Кишинев, т.к. дает возможность Тирасполю использовать ее для «протаскивания» своего варианта конфедеративного устройства страны. Дело же, однако, больше заключается в том, что Кишинев в последнее время не желает признавать Приднестровье в качестве полноправного и равноправного участника переговорного процесса.

В Москве посредникам удалось убедить молдаван и приднестровцев продолжить работу над текстом итогового документа по всеобъемлющему урегулированию в рамках Постоянного совещания полномочных представителей всех участников переговорного процесса на базе Киевского проекта соглашения от июля 2002 года, а также над упомянутой выше «Декларацией о намерениях». На этот раз представитель президента РМ подписал протокол заседания Постоянного совещания.

Молдаване на московских переговорах старались избежать новой критики со стороны посредников, оставшихся недовольными их поведением на предыдущем заседании (5 декабря) Постоянного совещания политических экспертов. К тому же протокол его в принципе еще не обязывает Кишинев обязательно согласиться с предложенной формулировкой «о строительстве федеративного государства на договорной основе», пока лишь они вместе  с другими участниками переговоров готовы лишь продолжить обсуждение этой формулировки на следующей встрече в январе 2003 г. Кстати, многие наблюдатели, отслеживавшие ход визита В.Воронина в США, обратили внимание на то, что молдавский президент, говоря о воссоединении страны старался не упоминать слова «федерализм», «федеративная республика» и т.п., заменяя их довольно расплывчатыми выражениями типа «Молдова отходит от позиции унитарного государства и превращается в государство всех национальностей, образующих народ Молдовы».

Приднестровцы, находившиеся, по свидетельству некоторых экспертов, присутствовавших на переговорах, под впечатлением резолюции по Молдавии, принятой СМИД ОБСЕ в г.Порту 7 декабря с.г. при активном участии США и России, способствовали продуктивной работе экспертов в Москве.

Можно предположить, что те и другие приняли к сведению фактическое подключение США к переговорному процессу. В.Воронин еще накануне своего визита в Вашингтон заявил, что «хотя Соединенные Штаты не являются гарантом урегулирования приднестровской проблемы, именно США придали особую динамику переговорному процессу и обсуждению правовых форм постконфликтного урегулирования в Молдове».

В заявлении сторон нашла свое отражение проблема вывода российских войск и вывоза оружия. Президенты США и РМ выразили надежду на то, что Россия выполнит свои обязательства и уложится в отведенные ей для этого новые сроки. Одновременно опять последовало предупреждение Тирасполю о применении по отношению к нему адресных мер, если он будет по-прежнему чинить препятствия процессу вывоза военного имущества.

На переговорах в Вашингтоне стороны не могли не затронуть такой актуальной проблемы как борьба с терроризмом. В.Воронин заявил о готовности внести свой вклад в эту борьбу и сообщил о решении Молдавии направить в Афганистан специалистов Минобороны РМ для проведения там работ по разминированию. Он воспользовался случаем, чтобы поблагодарить США и НАТО за помощь, оказанную ими в подготовке и экипировке молдавских саперов, которые, благодаря этому, завершили разминирование минных полей, оставшихся после войны 1992 года, и уничтожение противопехотных мин и ракетного топлива (меланжа). Кишинев подтвердил свое намерение и дальше развивать сотрудничество в рамках натовской «Программы во имя мира». Естественно, что это нашло понимание у американской стороны.

Вопросы двустороннего сотрудничества между странами, по нашему мнению, рассматривались в Вашингтоне, прежде всего, с точки зрения урегулирования приднестровской проблемы.

Президент В.Воронин в своей речи в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне заявил, что «американо-молдавское партнерство с особой силой и эффективностью реализуется в главном вопросе – объединении Молдовы». В ответ на заверения Дж.Буша о решительной поддержке курса молдавского руководства, направленного на воссоединение страны, В.Воронин заявил, что такая позиция США станет фундаментом особых отношений между двумя государствами. И вообще, по его мнению, стоящие перед «нейтральной» Молдовой задачи в области внешней, внутренней и экономической политике, она не сможет реализовать без поддержки Соединенных Штатов.

Американский президент при обсуждении экономических аспектов сотрудничества обещал увеличение финансовой помощи и содействие своей страны в решении вопроса о реструктуризации внешних долгов Молдавии, в частности, по линии Парижского клуба кредиторов, Международного валютного фонда и Всемирного банка.

Руководители МВФ и ВБ, в свою очередь, положительно оценили действия Кишинева по стабилизации экономического положения в стране и начавшийся рост  молдавской экономики и предложили осуществить мониторинг постприватизационных процессов в РМ.

Проводимый Молдавией курс на присоединение к евроструктурам, в частности, к Европейскому союзу, получил одобрение Дж.Буша. Он приветствовал предпринятые недавно молдавским руководством шаги в этом направлении – создание Национальной комиссии по европейской интеграции во главе с премьер-министром В.Тарлевым, обращение президента В.Воронина к председателю ЕС, к главам государств членов ЕС, начало работы над концепцией интеграции в ЕС и др. Президент США заявил, что интеграция откроет перед РМ хорошие перспективы.

Можно предположить, что обращение президента РМ В.Воронина к ЕС и позиция США по вопросу интеграции Молдавии в европейские организации не останутся без внимания.

Подытоживая вышесказанное, видимо, надо согласиться, что американцы сделали серьезную заявку на укрепление и дальнейшее расширение своих позиций в регионе, что способно оказать существенное влияние на внешнюю и внутреннюю политику молдавского руководства, на ослабление роли России, в т.ч. в деле приднестровского урегулирования. Результаты визита президента В.Воронина в США дают основание вновь серьезно проанализировать состояние российско-молдавских отношений. На сегодня есть моменты, которые не могут не вызывать в российском обществе озабоченности в отношении перспектив их развития.

1. В условиях, когда проблема приднестровского урегулирования остается нерешенной, а переговоры продолжают пробуксовывать, в Молдавии, в т.ч. со стороны руководителей РМ, стали раздаваться упреки в адрес России, которая якобы недостаточно твердо и энергично воздействует на лидера Приднестровья И.Смирнова в нужном им плане.

2. Визит В.Воронина в Вашингтон, а также его обращение в ЕС показали, что Кишинев надеется теперь на «твердую руку» США и Запада, которые гораздо более эффективно могут заставить смирновскую администрацию принять их совместный вариант решения проблемы статуса Приднестровья.

3. Представляется, что слова Дж.Буша и В.Воронина о главенствующей роли ОБСЕ в процессе урегулирования – это не оговорка, а договоренность о необходимости более активного и, по возможности, прямого участия США и ОБСЕ, в деле урегулирования продолжающегося противостояния между Кишиневом и Тирасполем. Фактически это уже происходит и ведет к ослаблению российской составляющей переговорного процесса.

4. Молдавское руководство под предлогом отсутствия пока документа об окончательном урегулировании  затягивает рассмотрение вопроса об участии России в военно-гарантийной операции. Предварительные рассуждения о том, что сохранение инфраструктуры ОГРВ для российского миротворческого контингента потребует изменения статьи Конституции РМ о нейтралитете, сменились официальными заявлениями о сохранении статуса Молдавии как нейтрального, демилитаризованного государства. Об этом шла речь и на переговорах в Вашингтоне.  Молдавские официальные лица уже заявляли не один раз о том, что будущая военно-гарантийная операция должна проходить под эгидой и при участии ОБСЕ.

5. Появились известные сложности и в области торгово-экономических связей. У Кишинева стали преобладать иждивенческие настроения. Молдаване, получив обещание европейских и международных организаций в предоставлении новых кредитов, стали чаще игнорировать свои обязательства перед Россией (снизили уровень оплаты текущих поставок за газ, затягивают передачу в российскую собственность предприятий в счет погашения задолженности и приватизацию местных компаний российскими инвесторами и др.), но по-прежнему надеются на получение односторонних выгод.

6. Заявление о возможности полноправного участия в ЕврАзЭС сменились конкретными акциями в направлении скорейшего присоединения к западным интеграционным структурам, в первую очередь, к Евросоюзу, что было провозглашено В.Ворониным основной задачей внешней и внутренней политики РМ. Визит в Вашингтон подтвердил, что Запад всячески намерен поощрять такую политику.

7. Можно констатировать отсутствие прогресса в выполнении обещаний молдавского руководства предоставить русскому языку статус официального.

Также метаморфозы в политике молдавских властей, естественно, не могут, остаться незамеченными, и, надо надеяться, что российская сторона предпримет соответствующие демарши. Довести до сведения руководства РМ наше недоумение в связи с его последними акциями в любом случае, на наш взгляд, сделать необходимо.

 Однако было бы ошибочным подвергать В.Воронина и его ближайших единомышленников «остракизму», к чему уже призывают горячие головы.

Пока трудно согласиться с тем, что Кишинев в своей внешней политике сделал поворот на 180 градусов. Скорее всего, руководство РМ приняло решение об активизации своего второго внешнеполитического вектора, с целью получения дополнительных ресурсов как в решении приднестровской проблемы, так и для экономического развития страны.

Тем более, что и Россия сама официально проводит политику сближения с США и в плане борьбы с терроризмом, и в плане развития взаимовыгодного политического и экономического сотрудничества. О чем, кстати, уже неоднократно заявлял президент В.Воронин.

Наши действия в отношении НАТО, ЕС, СЕ и др. европейских организаций также служат Кишиневу известным примером, тем более, что Молдавия получает от них известную помощь в решении целого ряда внутриполитических и экономических проблем.

По нашему мнению, существует и другая опасность: из стремления любой ценой урегулировать наконец застаревшую приднестровскую проблему может случиться так, что Россия, как это уже бывало, пойдет на тесное сотрудничество с США и уступки им в этом вопросе, полагая, что прямого ущерба от этого нашим интересам нанесено не будет. Именно так комментировали некоторые российские политики продвижение НАТО к нашим границам.

Постепенное, но настойчивое проникновение США и Запада в зону традиционного исторического присутствия России на постсоветском пространстве, в т.ч. в Молдавии со всеми вытекающими из этого последствиями при практически безучастном отношении к этому процессу российских официальных кругов, к сожалению, продолжает иметь место.




Gazeta SNG.ru,
19 декабря 2002

Дружба дружбой, а деньги важнее

Александр Орлов

В последнее время Вашингтон начал активно заигрывать с теми странами СНГ, которые по праву можно назвать стратегическими партнерами Москвы. Как уже сообщала "Газета СНГ", десять дней назад администрация Джорджа Буша впервые за 10 лет пригласила в Америку президента Таджикистана Эмомали Рахмонова. Сегодня же в Белом доме принимают главу Молдавии. Стоит отметить, что коммунист Владимира Воронина, пришедший к власти в 2001 г., коренным образом изменил внешнеполитический курс Молдавии, все большее ориентируя ее в сторону России. Воронин за время своего недолгого президентства даже "побил все рекорды" снговских лидеров по числу визитов в Москву. Правда, его переговоры в российской столице не способствовали кардинальному улучшению ситуации в Молдавии, не считая того, что российской руководство прощало Кишиневу долги за газ. Собственно, это было единственное, чем могла помочь Москва Молдавии, экономика которой находится в плачевном состоянии. Что касается другой, не менее актуальной для Кишинева проблемы – приднестровского урегулирования, то переговорный процесс не сдвинулся с мертвой точки, хотя, как известно, Москва является посредником диалога между Молдавией и Приднестровьем.

В такой ситуации неудивительно, что Вашингтон решил сделать ставку именно на Кишинев. Естественно, не бескорыстно. Молдавия, являясь членом поддерживаемого Соединенными Штатами блока ГУАМ (Грузия, Украина, Молдавия, Азербайджан), после прихода к власти Владимира Воронина неоднократно практически отрыто объявляла о намерении выйти из состава этого объединения. Между тем в свете предпринимаемых сегодня усилий Москвы по укреплению своих позиций в Содружестве администрации США было просто необходимо усилить свое военное присутствие на постсоветском пространстве. Что, собственно, уже произошло. Воронин и Буш договорились о том, что Вашингтон присоединится к приднестровскому урегулированию. Это означает только одно: если руководство Тирасполя не пойдет на уступки Кишиневу, в регионе может произойти излюбленная Штатами операция по принуждению к миру. Очевидно, что американцы сделают это своими силами. Более того, свои войска Вашингтон, заручившись у Воронина новым статусом, в регион введет в обязательном порядке. Цель будет вполне благая обучать молдавских военных борьбе с терроризмом, как в сое время это произошло в Грузии. России же достанется в этом спектакле роль второго плана.

Таким образом, можно констатировать, что внезапное изменение внешнеполитического курса руководства Молдавии были ни чем иным, как элементарным бартером. Ведь взамен Кишинев получил поддержку Вашингтона в вопросе о внешних долгах, а это около 1,5 млрд. долларов.




Ольвия Пресс,
19 декабря 2002

Президент РМ Владимир Воронин с Америкой против России

17 декабря президент США Джордж Буш принял в Вашингтоне президента Молдовы Владимира Воронина.

Как и предполагали многие аналитики и политологи, главной целью Воронина в американской столице стала попытка убедить Буша в том, что «приднестровский сепаратистский режим» представляет угрозу всему миру. В последнее время официальный Кишинев перестал скрывать, что единственно желательный метод для молдавских властей – это силовое решение приднестровской проблемы. Особенно откровенно эта позиция прозвучала на недавнем саммите ОБСЕ в Порто, где министр иностранных дел РМ Николай Дудэу заявил, что Кишинев видит разрешение приднестровского вопроса только на основе принудительных мер в отношении Тирасполя. В Кишиневе не скрывали, что столь жесткое заявление намеренно сделано накануне визита Воронина в США, где главный коммунист Молдовы надеялся получить полную поддержку Вашингтона.

Но воронинские советники понимали, что для Соединенных Штатов отношения Кишинева и Тирасполя, в действительности, безразличны. Не случайно сам Джордж Буш вообще воздержался от каких-либо выступлений после встречи с Ворониным – ему просто нечего было сказать. Как заявил пресс-секретарь американского президента, главе Белого Дома доставляют особое удовольствие контакты с руководителями постсоветских республик, ему приятна их жажда свободы. В реплике пресс-секретаря не соблюдена даже элементарная дипломатическая вежливость. Такая форма высказывания – прямой намек на то, что Воронин для Буша – что-то вроде заморской экзотики, своеобразное развлечение. И уж вовсе издевательством звучит итоговая фраза из текста совместного заявления двух президентов: «США оценивают поддержку Молдовы в глобальной войне против терроризма». Действительно, что бы делали без Молдовы Соединенные Штаты?

Всю эту насмешливо-снисходительную реакцию Вашингтона воронинские советники наверняка просчитали еще до визита. Поэтому для достижения своих целей они выбрали ту единственную тему, которая действительно значима для Соединенных Штатов. Это российское военное присутствие в постсоветских странах и, в частности, в Приднестровье. По существу, присутствие России – это единственное, что по настоящему беспокоит США в ситуации вокруг Молдовы и Приднестровья. Ради ликвидации этого фактора Буш готов подписать все, что подсунет ему Кишинев. Именно присутствие российской темы стало ключевым пунктом в подписанном двумя президентами заявлении. Исключительно благодаря этому пункту заявление было подписано американской стороной.

Итак, центральная фраза документа - это совместный призыв Воронина и Буша к полной и окончательной ликвидации российского присутствия в Приднестровье до конца 2003 года. Документ предупреждает Приднестровье не препятствовать ликвидации российского присутствия. В противном случае Вашингтон «готов рассмотреть с другими заинтересованными государствами меры по отношению к тираспольскому режиму».

Все остальные фразы документа – о приверженности мирному урегулированию приднестровского вопроса, о поддержке демократических реформ в Молдове – это дипломатическое обрамление, красивая обертка. Единственно важным результатом, которого достиг Воронин в Вашингтоне, стало безапелляционное предательство им Москвы. Только благодаря необходимости создать надежную «зону без России» Молдова еще интересна для западных кредиторов и получила заверения Буша о финансовой поддержке. Заявление продемонстрировало абсолютную готовность Кишинева всеми силами способствовать выдворению России из региона. Вопрос ликвидации российского присутствия становится тем единственным рычагом, при помощи которого Кишинев может теперь использовать мнение США для давления на Тирасполь.

Можно предположить, что, прикрываясь темой российского присутствия, Воронин постарается задействовать все возможности, которые скрываются под термином «меры». Хорошо зная о технической невозможности вывоза всех вооружений и боеприпасов за один год, Кишинев наверняка начнет активные спекуляции в этом вопросе. В этом ряду – как уже неоднократно звучавшие призывы полностью изолировать Приднестровье, так и новые попытки к силовому подчинению. Только теперь, когда маски сброшены, все они приобретают не только антиприднестровский, но и открыто антимосковский характер: Тирасполь будут давить за то, что он все еще считает себя пророссийским.

Другими словами, в обмен на финансовую и политическую поддержку Запада воронинская команда беззастенчиво продала Москву.




Независимая Молдова,
24 декабря 2002

Выступление Президента РМ Владимира Воронина в Центре стратегических и международных исследований (Вашингтон)

Я признателен за организацию этого "круглого стола" и возможность выступить в качестве гостя столь престижной и всемирноизвестной "фабрики мысли", каковой является Центр стратегических и международных исследований.

Мое выступление озаглавлено "Республика Молдова. Новый путь реформ". Это, с одной стороны, своеобразная презентация существующей практики и намерений властей Молдовы, а с другой стороны - приглашение к сотрудничеству по выработке той успешной политической и экономической модели, в которой так нуждается моя страна.

Я третий Президент Республики Молдова, и очевидно, что не мне первому пришлось решать задачи модернизации моей страны. Однако, спустя десять лет независимости, Молдова осталась одной из наиболее проблемных стран Юго-Восточной Европы. Поэтому я буду говорить не столько о преемственности политического курса, сколько о новых подходах в решении существующих проблем. Сразу же отмечу, что некоторые из проблем являются универсальными и даже хроническими для большинства стран Восточной Европы, но, пожалуй, именно в Молдове они проступили более контрастно, чем где-либо.

Итак, что это за проблемы?

Проблема первая - внутренняя раздробленность и высокий уровень региональной нестабильности. После приднестровского конфликта 1992 года страна оказалась расколота на части. В известном смысле это был не межнациональный конфликт, а конфликт политический, конфликт элит. Часть из них рассматривала молдавскую государственность в качестве временного явления и была ориентированна на интеграцию в Румынию, соответственно проводя непримиримую политику по отношению к национальным меньшинствам. Другая часть пыталась законсервировать экономические и политические принципы советской системы, прикрываясь показной ориентацией на Россию, а точнее - на национал-патриотический сегмент российской политики.

Раздробленность страны, отсутствие единого таможенного, фискального, валютного пространства не только определил половинчатый характер всех последовавших реформ, но и сформировал довольно циничную и опасную философию молдавского суверенитета. Суть ее сводилась к тому, чтобы не решать приднестровский вопрос в принципе. У такого подхода была и своя экономическая и политическая подоплека. Экономическая сводилась к тому, что Приднестровье в условиях непризнанности оказалось своеобразным оффшором, точнее - черным оффшором, в наличии которого оказались заинтересованы не только международные криминальные структуры, но и значительная часть молдавских чиновников, включая и лиц из руководства Молдовы и приднестровской администрации. Приднестровье превратилось в тоталитарный анклав, гарантированно обеспечивавший международные криминальные структуры возможностью легализации транзитной контрабанды, экспорта оружия и предметов двойного назначения.

Де-факто возник взаимовыгодный негласный консенсус между политиками левого и правого берегов Днестра, ставший источником фантастического обогащения нашего чиновничества, немыслимого и недоступного для большинства представителей легального бизнеса. Политическая выгода такого консенсуса заключалась в том, что снимала перед политиками Тирасполя и Кишинева проблему реальной экономической и политической модернизации страны, то есть необходимость предпринимать радикальные шаги по демократическому обновлению государства, на основе подлинно рыночных инструментов и стандартов, на основе какой-либо новой, компромиссной модели государственного устройства. Такая криминально-политическая система позволяла одним эксплуатировать идею единства с Россией и защиты от румынизации, а другим, пугая русской угрозой, делать декларативные заявления о европейской интеграции. Апогеем цинизма в подобного рода отношениях стала передача таможенных печатей Молдовы таможенникам Приднестровья, то есть легальное закрепление черного оффшора. Это случилось шесть лет назад.

Вот почему я всегда считал и считаю, что проблема Приднестровья - это не проблема геополитическая, это не проблема военного присутствия России или реальной угрозы поглощения Молдовы Румынией. Это в первую очередь проблема внутриполитическая. За десять лет противостояния Кишинева и Тирасполя и в Кишиневе и в Тирасполе сформировалось целое поколение политиков, чиновников, государственных служащих, которым выгодно это противостояние и которые сделают все, чтобы объединение Молдовы не происходило никогда.

Проблема вторая - бедность и репрессивная экономическая система. Молдову называют самой бедной страной Европы. Безусловно, ресурсная и энергетическая зависимость, отсутствие значительных полезных ископаемых, усугубили негативные последствия перехода к рыночной экономике, особенно в социальной сфере. Наиболее ярким примером масштабов социальной катастрофы является трудовая иммиграция. Мы не оспариваем того факта, что сегодня за пределами Молдовы - в России, Португалии, Турции, Италии, Греции, Германии - находится треть всего взрослого населения страны, это около 600 000 человек. Причем это, как правило, нелегальные иммигранты, находящиеся в самых ужасных условиях: они не защищены ни законами своей страны, ни законами тех стран, в которых вынуждены искать заработок. Иммиграция происходит как из сел, так и из городов, охватывая людей самых различных профессий - от программистов, врачей, учителей до неквалифицированных рабочих. Безусловная причина этого - деиндустриализация и репрессивная экономическая система.

Нужно признать, что под самыми респектабельными рыночными лозунгами, формально следуя рекомендациям авторитетных международных финансовых институтов, власти Молдовы проводили фактически антисоциальную и антирыночную политику. Тут много сходного с другими республиками бывшего Советского Союза. Но нигде приватизация не происходила в такой антирыночной атмосфере, внешне напоминая сталинские репрессии, репрессии, направленные против целых предприятий и отраслей - от наукоемких и высокотехнологичных до сельского хозяйства. Это была политическая приватизация, когда смена собственника осуществлялась не для большей эффективности управления, не для получения прибыли, а в угоду политическому лозунгу и в интересах чиновников. В Молдове всего лишь несколько примеров того, когда приватизированное предприятие переходило в руки иностранного инвестора или молдавского бизнесмена. В девяти из десяти случаев никаких инвестиций не было, а предприятие в виде недвижимости, земли и оборудования являлось объектом быстрой перепродажи и разорения. За каждой такой сделкой, как правило, фигурировали интересы не бизнеса, а бюрократии. Это и было ее основным бизнесом, и основным занятием. Интересно, что таким же образом бюрократия отнеслась и к реформированию социальной сферы - в стране была закрыта большая часть больниц, дорогостоящее оборудование было продано, а здания зачастую просто разбирались. Это вряд ли может быть объяснено действием рациональных сил рынка - это, скорее, пережитки совершенно других времен и проявление иных инстинктов.

Это сформировало особую антирыночную атмосферу в стране - от репрессивного налогообложения до полицейского произвола различных контролирующих органов. Что и стало причиной того, что в Молдове так и не зародился тот средний класс, который является основой социальной и политической стабильности. В Молдове бедность - это недуг, которым страдают и крестьяне, и учителя, и бизнесмены.

Третья проблема - коррупция и внутриполитическая нестабильность. Есть в Кишиневе один район, который жители называют нашим Беверли Хилзом. Это район престижных вилл, впечатляющих своей дороговизной и архитектурным разнообразием. Район достаточно большой, около 1000 участков. Самыми дешевыми в этом районе считаются дома от 100 000 долларов. Мы провели своеобразное исследование относительно владельцев этой недвижимости. Из собственников этой роскоши лишь 18 человек являются бизнесменами. Все остальные - члены сменявших друг друга правительств, работники министерств, департаментов, таможенники, судьи, прокуроры, бывшие сотрудники полиции и бывшие депутаты парламента. Это видимая вершина той криминальной пирамиды, которую сформировал нерешенный приднестровский вопрос. Это и есть видимое и вызывающее проявление коррупции, которая поразила всю государственную систему и на каком-то этапе фактически подменила ее. Вне всякого сомнения, коррупция является второй по значимости политической проблемой страны. Именно обилие разрешительно-запретительных полномочий нашей бюрократии, отсутствие либерального климата создали обстановку постоянной борьбы между чиновничьими кланами не столько за перераспределение собственности, сколько за завоевание тех или иных административных и крайне доходных постов.

Именно этот передел и всевластие бюрократии лежали в основе хронической политической нестабильности в стране, отсутствия в течение долгих лет благоприятного инвестиционного климата, нормального функционирования продекларированного и вполне рыночного законодательства. Именно эта диктатура коррупции создала обстановку недоверия к судебной защите, дискредитации закона, его возможностей защитить права человека в Республике Молдова. (Можно вставить пример про уродливую пенитенциарную систему и неадекватность наказания). Парадоксально, но творцом этой системы, ее основным представителем являлась и является бывшая советская номенклатура, быстро усвоившая псевдодемократическую и псевдорыночную риторику. Именно эта номенклатура, состоящая из бывших партийных бонз, обрекла Молдову на беспрецедентно-гигантскую внешнюю задолженность и бедность. Теперь бывшие партийные секретари и "реформаторы" стоят у руля непримиримой оппозиции. Весьма красноречивая эволюция.

Четвертая проблема - внешнеполитическая неопределенность Молдовы. Молдова является членом ряда престижных международных организаций; она член СНГ и ГУУАМ, Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы, член ВТО. Но Молдова вызывающе оставалась вне поля тех позитивных интеграционных процессов, которые происходили в Европе. Речь идет о европейской интеграции. Долгие годы политический класс Молдовы пытался неуклюже балансировать между Западом и Востоком, Европой и Россией, примитивно интерпретируя глобальные интересы и России и Запада. Международное сотрудничество носило в большей мере имитационный характер, а дипломатия ограничивалась протоколом и дегустацией молдавских вин. Это дезориентировало не только великие державы, но и граждан Молдовы, лишало страну последовательной программы действий и цели. Отношения с Россией оставались прохладными, но российские войска оставались на территории Молдовы, отношения с Румынией были приоритетными, но в стране практически не было румынских инвестиций. Складывалось впечатление, что у страны нет своего мнения о своем собственном будущем.

Это те проблемы, которые в известном смысле и определили результаты выборов в Молдове два года назад. Партия коммунистов, которую я возглавляю, завоевала 71 из 101 места в парламенте. Это больше, чем конституционное большинство. Но этому большинству и пришлось решать эти проблемы, решать вне зависимости от своих политических вкусов и взглядов времен оппозиции. Мы не имели права пренебречь доверием народа в угоду каким-либо абстрактным доктринам. Мы понимали, что за нас голосовали потому, что надеялись обрести перспективу и достойную жизнь в Молдове, в нас видели последний шанс даже те, для кого слово "коммунист" ассоциировалось только с ГУЛАГОМ, диктатурой, брежневской партократией и великодержавным шовинизмом.

Очевидно было, что страна нуждалась в подлинных рыночных реформах и обновлении. Но важно было предложить стране тот алгоритм реформирования, который бы позволил достигнуть успеха. Этот алгоритм был определен в качестве следующих задач: объединение Молдовы, борьба с коррупцией, дебюрократизация и экономическая либерализация, курс на европейскую интеграцию страны. Только такие меры могли привести страну к условиям нормального инвестиционного климата и устойчивого социального развития. Но правда и то, что все эти меры невозможно было реализовать одновременно. Начали мы с приднестровского вопроса.

Установление Молдовой прочного стратегического партнерства с Россией выбило из рук лидеров сепаратисткого режима главные политические козыри. Поддержка Владимиром Путиным нашего курса на объединение Молдовы, демилитаризацию Приднестровья создала беспрецедентные условия для реинтеграции страны. Стратегическое партнерство Молдовы и России, совместные действия по борьбе с приднестровской контрабандой, движением финансовых потоков мафиозных структур создали реальные предпосылки для оптимистического взгляда на перспективы объединения Молдовы.

Следующим импульсом стал проект решения приднестровского вопроса, предложенный ОБСЕ в июле этого года и предусматривающий радикальное конституционное переустройство страны. Смысл этого проекта прежде всего в том, что в основу процесса реинтеграции закладываются очень высокие современные правовые стандарты и гарантии. Молдова отходит от позиции унитарного государства и превращается в государство всех национальностей, образующих народ Молдовы. Мы немедленно поддержали данный проект и связываем с ним реальную перспективу объединения Молдовы. Решительная поддержка данного проекта со стороны США, Европейского Союза, а после саммита в Порту - и 55 государств ОБСЕ стало переломным моментом в истории молдавского государства. Несмотря на то, что Приднестровье всеми силами блокирует переговорный процесс, мы уверены, что уже прошли большую часть пути. Для нас чрезвычайно важно, что правительство Соединенных Штатов разделяет наш оптимизм и наши цели. Бесконфликтная реинтеграция Молдовы - это главная предпосылка для подлинной экономической и политической модернизации страны, создание нового правового поля для реформ и социально-экономического роста и региональной стабильности.

Начало активных действий в этом направлении стало прологом к той беспощадной войне, которую мы объявили коррупции и бюрократическому произволу. Мы ликвидировали двойные стандарты в таможенной политике Молдовы, создали специализированную структуру по борьбе с коррупцией, отмыванием денег и контрабандой. Сразу скажу, что некоторые наши действия против собственных чиновников были ими же истолкованы превратно, как борьба с инвесторами, как попытки отката назад. Но на самом деле мы стремимся как раз к тому, чтобы инвестор не зависел от чиновника, а принимал решения в соответствии с законом и экономическим интересом. Собственность, приобретенная законным путем, является для нас священным правом и условием развития подлинных рыночных отношений и свободной конкуренции.

Меры по дебюрократизации и либерализации экономики - это следующий шаг и в борьбе с коррупцией, и на пути к созданию благоприятного инвестиционного климата. Мы существенно сократили число лицензируемых видов деятельности, стабилизировали правила лицензирования, лишив чиновников возможности менять их по своему усмотрению каждый день. Мы упростили регистрацию экономических агентов и создали целый ряд свободных экономических зон, ожидая развития в них передовых технологий. Мы твердо отдаем себе отчет в том, что инвестиционный климат характеризуется стабильными законами, равенством условий для всех участников и свободным доступом к правосудию с целью защиты своих законных прав и интересов.

Эта политика оживила экономическую жизнь в Молдове, во многом предопределила начавшийся экономический рост. Сегодня он составляет 7 процентов ВВП. Необходимо особо подчеркнуть, что 75 процентов экономического роста нам дали частные предприятия. Именно они отреагировали на изменения конъюнктуры. В Молдове быстро реанимируются традиционные отрасли экономики - в сельском хозяйстве, виноделии, промышленности. Важно, что в результате проводимых мероприятий только в прошлом году инвестиции в основной капитал сразу же повысились на 30 процентов, в этом году они остаются на этом же уровне. Но мы готовим правовые плацдармы для стимулирования новых высокотехнологичных отраслей экономики, ориентированных на экспорт, на привлечение высококвалифицированной рабочей силы и прямых иностранных инвестиций. Другой важнейшей задачей является создание стимулов для развития малого и среднего бизнеса. Разрабатывается специальная программа по развитию туризма. Это все задачи следующего года, и к их реализации мы тщательно готовимся.

Меры по дебюрократизации и либерализации позволили нам справиться с теми хроническими социальными долгами, которые годами преследовали власти в прошлом. Но мы не просто вовремя выплачиваем пенсии и заработную плату работникам бюджетной сферы. В прошлом году мы повысили пенсии на 60 процентов, в этом году нам удалось еще раз повысить пенсии от 15 до 20 процентов. Таким образом, мы решаем задачи социальной интеграции и расширяем поле платежеспособного спроса.

Я бы не сказал, что все эти изменения происходят гладко, что сценарий перемен расписан по дням. Практика реального реформирования и государственного строительства столкнулась с необходимостью по-новому использовать демократические механизмы, расширить спектр их действия. С января по апрель этого года мы оказались лицом к лицу с активными действиями непримиримой оппозиции, выступающей против молдавской государственности. Шумные акции происходили исключительно в центре столицы Молдовы и не нашли широкой поддержки у населения. Тем не менее мы пришли к выводу о том, что задачи, стоящие перед страной, нуждаются в максимальной поддержке гражданского общества. Колея партийных баталий слишком узка для настоящих реформ. Именно по этой причине я выступил с инициативой так называемого общественного договора, то есть непрерывного диалога с гражданским обществом, с инициативой привлечения представителей гражданского общества к подготовке законодательных инициатив, использования экспертных оценок действий власти по всему спектру происходящих изменений.

Я убежден, что общественный договор или, как он у нас называется, социальный пакт станет основой неполитической интеграции общества, дополнительным механизмом его позитивного влияния на процесс принятия важнейших государственных решений.

Среди столь важных и ответственных решений особое место занимает вопрос европейской интеграции Молдовы. Мы понимаем насколько сложен этот вопрос, что это вопрос не только к Молдове, но и к самому Европейскому Союзу, к его намерениям продвигаться дальше в восточном направлении. Тем не менее очевидно, что вектор европейской интеграции для Молдовы является приоритетом, нет более конкурентоспособной идеи модернизации экономических систем на европейском континенте. На последнем саммите глав государств СНГ в Кишиневе я выступил с инициативой реформирования правовых стандартов СНГ на основе стандартов Европейского Союза. Это предложение было поддержано Владимиром Путиным, но пока не нашло более широкой заинтересованности. Тем не менее, сверяя свои шаги с действиями коллег по СНГ, Молдова однозначно движется в сторону европейских стандартов. Учреждена государственная комиссия по европейской интеграции, в ближайшее время будет принята концепция присоединения Молдовы к Европейскому Союзу. То есть мы переходим от деклараций к конкретным действиям в этом направлении. Важнейшим подспорьем для нас станет скорое председательствование Молдовы в Совете министров Совета Европы, а также активная работа в структурах Пакта стабильности.

Замечу, что большинство из перечисленных мною задач нейтральная Молдова вряд ли сможет реализовать без политической поддержки Соединенных Штатов. Мы всегда будем помнить о том, что США с самого начала поддерживали Молдову в ее непростом движении навстречу реформам. Более 50 процентов всей зарубежной помощи - это помощь со стороны США. Я рад, что наши отношения приобретают все большую конструктивность и развиваются на фоне улучшения торгово-экономических связей. Товарооборот между нашими странами только за последние 9 месяцев повысился на 73 процента. Я убежден, что это только начало, что со временем нейтральная, демилитаризованная, стабильная Молдова окажется привлекательной и для крупных американских инвестиций, и для банков, и для компаний с мировыми именами. Сегодня американо-молдавское партнерство с особой силой и эффективностью реализуется в самом главном вопросе моей страны - объединении Молдовы. Наша встреча с Президентом

Бушем только подогрела мой оптимизм в этом смысле. Уверен, что столь решительная поддержка процесса реинтеграции Молдовы со стороны США и Президента Буша станет фундаментом тех особых отношений между государствами, которые говорят об искренности, дружбе и взаимопонимании.

18 декабря 2002 года.




Заграница,
19 декабря 2002

Молдавии дан приказ: На Запад!

Светлана Гамова( Кишинев)

Воронин переводит время с московского на вашингтонское

Президент Молдавии Владимир Воронин чрезвычайно доволен своим визитом в США. Завтра он возвращается на родину, заручившись «полной и безоговорочной поддержкой кишиневских инициатив» в решении приднестровской проблемы, а также в вопросе о внешних долгах страны, а это 1,3 млрд долларов. Два года Кишинев безуспешно пытался разморозить отношения с МВФ и Всемирным банком, и вот теперь ВБ обещает Молдавии новые кредиты, первый транш ожидается в начале будущего года.

Подключение США к приднестровскому урегулированию принципиально меняет существующую почти десять лет схему переговорного процесса. Посредники -- Россия, Украина, ОБСЕ -- готовы были поддержать любой компромиссный вариант, предложенный заинтересованными сторонами. Компромисса не последовало. Тогда ОБСЕ при поддержке Москвы и Киева предложила объединить страну на условиях федерации.

Кишинев в целом инициативу одобрил, но тщательно избегал слова «федерация». Накануне недавнего совещания министров иностранных дел ОБСЕ в португальском городе Порту произошел и вовсе казусный случай. Посредники предложили Владимиру Воронину подписать совместную декларацию о намерениях, в которой, собственно, ничего нового не содержалось, но предлагалось подтвердить, что урегулирование приднестровской проблемы будет основываться на концепции федерализации.

С этой целью глава миссии ОБСЕ в Молдавии Рудольфо Суорц срочно отправился к президенту Воронину и четыре часа уговаривал его подписать декларацию. Все это время в приемной Владимира Воронина в Кишиневе сидели послы России и Украины. В кабинет главы государства они были допущены только после того, как сюда же прибыла посол США Памела Гайд Смит. Тем не менее подписи молдавского президента под декларацией так и не появилось.

А в Порту министр иностранных дел Молдавии Николай Дудэу от имени руководства страны заявил, что «только меры принуждения политического и экономического характера против приднестровских лидеров могут убедить их сотрудничать за столом переговоров». Похоже, это-то и было поддержано в эти дни Вашингтоном. Теперь, как утверждает Владимир Воронин, Кишиневу и Тирасполю не надо будет договариваться один на один: «Теперь сядем все вместе и будем решать...» Но «все вместе» может означать только одно: мнение Приднестровья больше учитываться не будет. А предложения официальных посредников для того, чтобы быть услышанными в Кишиневе, должны сначала быть одобрены не официальным, но теперь де-факто главным посредником -- Соединенными Штатами.

В Тирасполе считают, что Кишинев постарается обновить миротворческие силы, контролирующие зону безопасности на Днестре. Сегодня они представлены молдавскими, приднестровскими и российскими батальонами. Изменение формата миротворческих сил, по мнению заместителя министра безопасности Приднестровья Олега Гудымо, может произойти за счет приглашения в них представителей стран НАТО. Так или иначе, Россия, остановившая войну на Днестре в 1992 году и все последующие годы поддерживающая здесь мир, вытесняется на второй план. Да и сама операция по поддержанию мира рискует превратиться в операцию по принуждению к миру, что в регионе с собственной армией чревато последствиями.

Наблюдатели в Кишиневе полагают, что натовские военные появятся в регионе в недалеком будущем, сперва на правом берегу Днестра, где для начала будут обучать молдавских солдат борьбе с терроризмом. Не зря в делегацию, сопровождавшую Владимира Воронина в Вашингтон, включен министр обороны. На фоне последних событий лозунги молдавских национал-радикалов «Молдову -- в НАТО» не кажутся абсурдными. Коммунист Воронин, как и его предшественники из национал-патриотов и демократов, в очередной раз развернул страну на 180 градусов -- с Востока на Запад. Россия, уступив США статус главного стратегического партнера, осталась просто другом, поставляющим Молдавии дешевую электроэнергию и практически бесплатный газ: новое молдавское правительство счета «Газпрома» не оплачивает.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ